ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АНОМАЛЬНОГО ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Возраст от трех до семи лет принято называть дошкольным. Этот период развития весьма важен для психофизического становления ребенка. Знание возрастных нормативов психического развития дошкольника позволяет специалистам наиболее компетентно организовать сам процесс психодиагностики аномального ребенка 3—7 лет, а также грамотно сформулировать психологический диагноз, прогноз и рекомендации. Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра. В младшем дошкольном детстве игра носит предметно-манипулятивный характер (функциональные и конструктивные игры), но уже к четырем годам начинается развитие ролевой игры. Через ролевые отношения дети усваивают социально-нравственные нормы. Принятие ролей и выполнение правил игры способствуют развитию у детей самосознания и самооценки. Ребенок начинает правильно представлять свои возможности, адекватно оценивать достижения и неудачи, стремится соответствовать положительному эмоциональному эталону (Эльконин Д. Б., 1989). В игре зарождается и проявляется воображение. Это выражается в играх детей 4—5 лет с предметами-заместителями, а у старших дошкольников в игровых действиях в плане представлений (Дьяченко О. М., 1987). Игровая деятельность оказывает существенное влияние и на развитие речи. К среднему дошкольному возрасту речь перестает быть зависимой от конкретной ситуации и становится средством саморегуляции поведения и интеллектуальной деятельности ребенка (Маркова А. К., 1973). В старшем дошкольном возрасте речевая продукция может стать для детей предметом специального анализа (анализ звукового состава слова, планирование контекстной речи и т. д.). Степень овладения ребенком таким анализом во многом определяет его готовность к школе, к освоению учебной деятельности. В дошкольном возрасте дети постепенно начинают овладевать элементами учебной деятельности. Они учатся принимать задачу, планировать предстоящую деятельность, контролировать и оценивать ее процесс и результаты. В старшем дошкольном возрасте ребенок способен действовать как субъект учебной деятельности дошкольного типа, особое значение в этом плане приобретает сформированность у ребенка такой общей способности как обучаемость (Менчинская Н. А., 1971; Калмыкова 3. М , 1981; Ульенкова У. В., 1983). Становление личности ребенка осуществляется и в продуктивных видах деятельности. Рисование, аппликация, лепка, конструирование и ручной труд — это та деятельность, которая фактически начинает формироваться в дошкольном возрасте. Продуктивная деятельность дает возможность рассматривать не только конечный продукт работы, но и контролировать сам процесс деятельности, сопоставляя промежуточные результаты работы с образцом. Именно поэтому продуктивная деятельность в значительной степени способствует развитию восприятия, воображения и регулятивной сферы психики (Мухина В. С., 1981). Тематика изображений изменяется в зависимости от возраста: дети четвертого года жизни предпочитают предметные изображения, а старшие дошкольники стремятся к сюжетным работам. Трудовая деятельность не является в дошкольном возрасте ведущей. В младшем дошкольном возрасте дети овладевают предметными действиями, что является одним из первых проявлений труда. Чем младше дошкольник, тем менее выражена направленность трудовой деятельности на самообслуживание. Чем старше ребенок, тем более выражен в труде момент самоорганизации. Общая направленность трудовой деятельности в дошкольном возрасте — самообслуживание, общественно-полезный труд, элементы производительного труда. Каждый из перечисленных видов деятельности не только совершенствуется на протяжении дошкольного возраста, но и является основой для развития у детей познавательных процессов. Развитие восприятия у ребенка происходит при усвоении системы сенсорных эталонов (Венгер Л. А., 1969): с трех до пяти лет у детей формируются предметные предэталоны («как крыша», «как огурчик»), а затем развиваются представления о собственно сенсорных эталонах (геометрические формы, величины, музыкальные звуки и др.). Выделяют три основных действия восприятия. Самый простой вид — соответствие, он заключается в выборе того или иного объекта в точном соответствии с эталоном. Следующим действием является соотнесени., которое основывается на выборе ребенком объекта при отсутствии его детального совпадения с образцом. Самым сложным действием восприятия является моделирование, в ходе которого производится соотношение обследуемого предмета с несколькими эталонами. Это действие восприятия появляется к среднему дошкольному возрасту и сочетается с двумя уже имеющимися перцептивными действиями. Основой познавательной сферы дошкольника является мышление. У детей 3—4 лет оно наглядно-действенное. Этот вид мышления характеризуется ситуативностью, неспособностью ребенка к предварительному программированию умственной деятельности. В среднем дошкольном возрасте формируется более сложный вид мыслительной деятельности — наглядно-образный. Его особенностями являются оперирование образом в отрыве от практических действий, возможность программирования предстоящей деятельности. Однако решение мыслительных задач происходит без оперирования понятиями. К старшему дошкольному возрасту начинает формироваться логическое мышление. Его своеобразие в том, что б—7-летний ребенок оперирует не абстрактными понятиями, а лишь конкретными житейскими понятиями (Некрасова К. А., 1950; Ульенкова У. В., 1970). Дошкольный возраст — период интенсивного развития внимания. Непроизвольное внимание, характерное для детей раннего возраста, сохраняет свое ведущее значение и в младшем дошкольном детстве. Оно базируется на эмоциональном напряжении, отсутствии специально выделенной цели и волевого усилия со стороны ребенка. Его важнейшие параметры в дошкольном возрасте — устойчивость и интенсивность. Так, младшие дошкольники могут заниматься интересным делом до 40 минут (Запорожец А. В., 1960; Люблинская А. А., 1985). В возрасте 4—4,5 лет у детей формируются физиологические основы для развития произвольного внимания, и становится целесообразным осуществление психолого-педагогической работы по его совершенствованию (Аксенова М. Н., 1973). Однако ведущим видом внимания на протяжении всего дошкольного детства остается непроизвольное внимание. Развитие памяти дошкольника также идет по пути постепенного становления произвольности. У детей 3—4 лет присутствует только непроизвольная память, образы памяти схематичны, воспроизведение информации происходит с помощью припоминания. Со среднего дошкольного возраста интенсивно развивается произвольная память. Дети уже ставят перед собой цель запомнить и применяют специальные приемы запоминания (Истомина 3. М ., 1948). На протяжении дошкольного возраста последовательно возникают и развиваются основные формы общения ребенка со взрослым. В младшем дошкольном возрасте для детей характерна ситуативно-деловая форма общения, когда ребенок обращается к взрослому по поводу интересующей его деятельности. В среднем дошкольном возрасте формируются внеситуативные формы коммуникации. Внеситуативно-познавательная форма общения доминирует на пятом году жизни. Ребенок общается со взрослыми по поводу предметов и явлений окружающего мира, стремится получить от взрослого ответы на волнующие его вопросы. К старшему дошкольному возрасту в центре внимания ребенка оказываются нравственно-этические проблемы, в связи с чем, общение приобретает внеситуативно-личностный характер (Лисина М. И., 1986). Развитие общения ребенка со сверстниками также осуществляется в двух планах— деловом и личностном, причем уровень развития личностного общения в значительной мере определяет социометрическое положение ребенка в группе детей (Кравцова Е. Е., 1977). В дошкольном детстве отмечается значительная динамика в развитии эмоционально-волевой сферы. Если для младших дошкольников характерна ситуативность поведения, нестабильность эмоциональных проявлений, недифференцированность переживаний, то к 6—7 годам ребенок уже способен к эмоциональной коррекции поведения. Эмоциональное переживание смещается с конца деятельности на ее начало, чувство начинает предвосхищать действие, возникает иерархия мотивов поведения. Итак, дошкольный возраст является важным периодом онтогенеза и имеет исключительное значение в плане ранней дифференциальной диагностики отклонений в развитии. В данном разделе практикума представлены психодиагностические методики, способствующие дифференциальной диагностике сходных по проявлениям нарушений психического развития в период дошкольного детства.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (793)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |