Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АНОМАЛЬНОГО ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ



2019-11-13 793 Обсуждений (0)
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АНОМАЛЬНОГО ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 0.00 из 5.00 0 оценок




Возраст от трех до семи лет принято называть до­школьным. Этот период развития весьма важен для пси­хофизического становления ребенка. Знание возрастных нормативов психического развития дошкольника позволяет специалистам наиболее компетентно организовать сам процесс психодиагностики аномального ребенка 3—7 лет, а также грамотно сформулировать психологический диагноз, прогноз и рекомендации.

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте яв­ляется игра. В младшем дошкольном детстве игра носит предметно-манипулятивный характер (функциональные и конструктивные игры), но уже к четырем годам начина­ется развитие ролевой игры. Через ролевые отношения дети усваивают социально-нравственные нормы. При­нятие ролей и выполнение правил игры способствуют развитию у детей самосознания и самооценки. Ребенок начинает правильно представлять свои возможности, адекватно оценивать достижения и неудачи, стремится соответствовать положительному эмоциональному эталону (Эльконин Д. Б., 1989).

В игре зарождается и проявляется воображение. Это выражается в играх детей 4—5 лет с предметами-замести­телями, а у старших дошкольников в игровых действиях в плане представлений (Дьяченко О. М., 1987). Игровая деятельность оказывает существенное влияние и на развитие речи. К среднему дошкольному возрасту речь перестает быть зависимой от конкретной ситуации и становится средством саморегуляции поведения и интеллектуальной деятельности ребенка (Маркова А. К., 1973). В старшем дошкольном возрасте речевая продукция может стать для детей предме­том специального анализа (анализ звукового состава слова, планирование контекстной речи и т. д.). Степень овладения ребенком таким анализом во многом определяет его готов­ность к школе, к освоению учебной деятельности.

В дошкольном возрасте дети постепенно начинают овладевать элементами учебной деятельности. Они учатся принимать задачу, планировать предстоящую деятельность, контролировать и оценивать ее процесс и результаты. В старшем дошкольном возрасте ребенок способен дейс­твовать как субъект учебной деятельности дошкольного типа, особое значение в этом плане приобретает сформированность у ребенка такой общей способности как обучаемость (Менчинская Н. А., 1971; Калмыкова 3. М

, 1981; Ульенкова У. В., 1983).

Становление личности ребенка осуществляется и в продуктивных видах деятельности. Рисование, аппликация, лепка, конструирование и ручной труд — это та деятельность, которая фактически начинает формироваться в дошкольном возрасте. Продуктивная деятельность дает возможность рассматривать не только конечный продукт работы, но и контролировать сам процесс деятельности, сопоставляя про­межуточные результаты работы с образцом. Именно поэтому продуктивная деятельность в значительной степени способс­твует развитию восприятия, воображения и регулятивной сферы психики (Мухина В. С., 1981). Тематика изображений изменяется в зависимости от возраста: дети четвертого года жизни предпочитают предметные изображения, а старшие дошкольники стремятся к сюжетным работам.

Трудовая деятельность не является в дошкольном возрасте ведущей. В младшем дошкольном возрасте дети овладевают предметными действиями, что является одним из первых проявлений труда. Чем младше дошкольник, тем менее выражена направленность трудовой деятель­ности на самообслуживание. Чем старше ребенок, тем более выражен в труде момент самоорганизации. Общая направленность трудовой деятельности в дошкольном воз­расте — самообслуживание, общественно-полезный труд, элементы производительного труда.

Каждый из перечисленных видов деятельности не только совершенствуется на протяжении дошкольного возраста, но и является основой для развития у детей познавательных процессов. Развитие восприятия у ребенка происходит при усвоении системы сенсорных эталонов (Венгер Л. А., 1969): с трех до пяти лет у детей фор­мируются предметные предэталоны («как крыша», «как огурчик»), а затем развиваются представления о собственно сенсорных эталонах (геометрические формы, величины, музыкальные звуки и др.). Выделяют три основных дейс­твия восприятия. Самый простой вид — соответствие, он заключается в выборе того или иного объекта в точном соответствии с эталоном. Следующим действием является соотнесени., которое основывается на выборе ребенком объекта при отсутствии его детального совпадения с об­разцом. Самым сложным действием восприятия является моделирование, в ходе которого производится соотношение обследуемого предмета с несколькими эталонами. Это действие восприятия появляется к среднему дошкольному возрасту и сочетается с двумя уже имеющимися перцеп­тивными действиями.

Основой познавательной сферы дошкольника является мышление. У детей 3—4 лет оно наглядно-действенное. Этот вид мышления характеризуется ситуативностью, неспособ­ностью ребенка к предварительному программированию умственной деятельности. В среднем дошкольном возрасте формируется более сложный вид мыслительной деятель­ности — наглядно-образный. Его особенностями являются оперирование образом в отрыве от практических действий, возможность программирования предстоящей деятельности.

Однако решение мыслительных задач происходит без опери­рования понятиями. К старшему дошкольному возрасту на­чинает формироваться логическое мышление. Его своеобразие в том, что б—7-летний ребенок оперирует не абстрактными понятиями, а лишь конкретными житейскими понятиями (Некрасова К. А., 1950; Ульенкова У. В., 1970).

Дошкольный возраст — период интенсивного развития внимания. Непроизвольное внимание, характерное для детей раннего возраста, сохраняет свое ведущее значение и в младшем дошкольном детстве. Оно базируется на эмоци­ональном напряжении, отсутствии специально выделенной цели и волевого усилия со стороны ребенка. Его важней­шие параметры в дошкольном возрасте — устойчивость и интенсивность. Так, младшие дошкольники могут зани­маться интересным делом до 40 минут (Запорожец А. В., 1960; Люблинская А. А., 1985). В возрасте 4—4,5 лет у детей формируются физиологические основы для развития произвольного внимания, и становится целесообразным осуществление психолого-педагогической работы по его совершенствованию (Аксенова М. Н., 1973). Однако веду­щим видом внимания на протяжении всего дошкольного детства остается непроизвольное внимание.

Развитие памяти дошкольника также идет по пути постепенного становления произвольности. У детей 3—4 лет присутствует только непроизвольная память, образы памяти схематичны, воспроизведение информации происходит с помощью припоминания. Со среднего дошкольного воз­раста интенсивно развивается произвольная память. Дети уже ставят перед собой цель запомнить и применяют спе­циальные приемы запоминания (Истомина 3. М ., 1948).

На протяжении дошкольного возраста последователь­но возникают и развиваются основные формы общения ребенка со взрослым. В младшем дошкольном возрасте для детей характерна ситуативно-деловая форма общения, когда ребенок обращается к взрослому по поводу интере­сующей его деятельности. В среднем дошкольном возрасте формируются внеситуативные формы коммуникации.

Внеситуативно-познавательная форма общения доминирует на пятом году жизни. Ребенок общается со взрослыми по поводу предметов и явлений окружающего мира, стремится получить от взрослого ответы на волнующие его вопросы. К старшему дошкольному возрасту в центре внимания ребенка оказываются нравственно-этические проблемы, в связи с чем, общение приобретает внеситуативно-лич­ностный характер (Лисина М. И., 1986).

Развитие общения ребенка со сверстниками также осуществляется в двух планах— деловом и личностном, причем уровень развития личностного общения в значи­тельной мере определяет социометрическое положение ребенка в группе детей (Кравцова Е. Е., 1977).

В дошкольном детстве отмечается значительная ди­намика в развитии эмоционально-волевой сферы. Если для младших дошкольников характерна ситуативность поведения, нестабильность эмоциональных проявлений, недифференцированность переживаний, то к 6—7 годам ребенок уже способен к эмоциональной коррекции по­ведения. Эмоциональное переживание смещается с конца деятельности на ее начало, чувство начинает предвосхи­щать действие, возникает иерархия мотивов поведения.

Итак, дошкольный возраст является важным периодом онтогенеза и имеет исключительное значение в плане ранней дифференциальной диагностики отклонений в развитии.

В данном разделе практикума представлены психо­диагностические методики, способствующие дифференци­альной диагностике сходных по проявлениям нарушений психического развития в период дошкольного детства.



2019-11-13 793 Обсуждений (0)
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АНОМАЛЬНОГО ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АНОМАЛЬНОГО ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (793)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)