ПРОГРАММА РАННЕЙ КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ТРЕХ ЛЕТ
(Методика Л. И. Аксеновой, А. А. Дисеева, И. Ш. Тюриной, Е. В. Шкадаревич) Вводные замечания. Методический материал предназначен для проведения систематизированного комплексного диагностического обследования детей первых месяцев и лет жизни из групп медицинского, генетического и социального риска отставания в развитии. Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до трех лет разработана коллективом Л. И. Аксеновой в рамках московской городской экспериментальной площадки на базе ДОУ№ 1678 г . Москвы. Программа адресована специалистам психолого-медико-социальных центров, психолого-медико-педагогических консультаций, реабилитационных центров и центров планирования семьи, служб ранней помощи и групп для детей раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях. И конечно, родителям малышей. Всем тем, кто осознает важность своевременной диагностики и стремится (как можно раньше) определить отклонения в развитии детей, чтобы в полной мере осуществить комплекс необходимых развивающих, оздоровительных и реабилитационных мероприятий. Программа позволяет решить следующие задачи: • оценить уровень психофизического развития ребенка, учитывая индивидуальные сроки созревания отдельных функциональных систем; • оценить влияние факторов медицинского и социального риска на развитие ребенка; • прогнозировать индивидуальный образовательный маршрут ребенка. Цель исследования. Выявление детей младенческого и раннего детского возраста с отставаниями психического развития. Порядок работы и обработка результатов. Структура «Программы ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до трех лет» состоит из трех блоков. 1. Социальный блок представлен в форме Социального паспорта семьи (Приложение 1). Он предполагает определение социального статуса семьи, в том числе изучение жизнедеятельности и качества жизни семьи и включает социально-бытовой, социально-средовой и социально-экономический аспекты. Сюда относятся анализ бытовых условий проживания, уровень материального благополучия, диагностика внутрисемейных отношений и оценка педагогической компетентности родителей. Результаты диагностики обобщаются и представляются в виде заключения, в котором отражены значимые аспекты диагностики микросоциума. 2. Медицинский блок представлен в форме таблицы с заключениями врачей разных специальностей (Приложение 2) и базируется на общих принципах медицинской диагностики с учетом этиологии, структуры ведущего нарушения, а также специфики осложняющих его расстройств. Он предполагает анализ медицинской документации, включающий сбор данных о течении беременности и родов, о раннем психомоторном развитии ребенка, а также заключения врачей: психоневролога, офтальмолога, отоларинголога, эндокринолога, терапевта, кардиолога, ортопеда. Содержание заключений вышеперечисленных специалистов может внести коррективы в процедуру оценки ребенка (например, исключить какие-либо задачи), а также повлиять на выводы об уровне развития ребенка. Данные медицинского обследования обобщаются и представляются в виде заключения об оценке психоневрологического, соматического и антропометрического статуса ребенка. 3. Психолого-педагогический блок представлен набором диагностических таблиц для обследования детей (Приложение 3). Этот блок содержит диагностику реального уровня развития ребенка. Психолого-педагогическая диагностика составлена на основе анализа литературных источников и практического опыта формирования нормативных показателей развития по основным функциональным областям: 1. Слуховое восприятие (для самых маленьких). 2. Зрительное восприятие (для самых маленьких). 3. Сенсорное развитие. 4. Движения общие. 5. Движения рук. 6. Предметная деятельность. 7. Речевое развитие. 8. Самообслуживание. 9. Социальное развитие. Основополагающим критерием оценки уровня сформированности функции является представление о том, что процесс созревания биологической структуры организма ребенка как базиса для оцениваемых умений и навыков имеет сугубо индивидуальный темп. Сроки созревания могут быть очень вариативны в силу множества факторов, определяющих рост и развитие детского организма. Задержанное или опережающее развитие в раннем возрасте может иметь решающее значение для проектирования определенного объема помощи. Понимание этого дает возможность не «маркировать» ребенка как отстающего или «вундеркинда». Естественно, вариативные рамки должны укладываться в директивные сроки, допустимые для формирования той или иной функции. Кроме того, процесс созревания функции определяется количественными и качественными изменениями от момента ее появления в недифференцированном виде и до момента ее полноценного становления. Таким образом, представляется целесообразным привязывать момент появления функции не к определенному возрасту, а к периоду, ограниченному 2—3 месяцами. Срок появления той или иной функции определяется как фактический возраст, который может коррелировать с возрастом па паспорту, а может иметь тенденцию, как к ретардации, так и к акселерации. Акселерация и ретардация, в свою очередь, могут быть как общими, распространяющимися на все функциональные области, так и парциальными, в пределах одной или нескольких областей. Психолого-педагогический блок является ведущим в структуре «Программы ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до трех лет», так как данные, полученные в результате реализации именно этого блока, служат базисом для составления индивидуальной программы абилитации ребенка, а также для формирования индивидуального образовательного маршрута впоследствии. Он представлен двумя видами диагностических таблиц. Первый вид таблиц включает основные показатели психомоторного развития ребенка по ведущим линиям развития: для детей в возрасте от рождения до 12 месяцев — зрительное восприятие, слуховое восприятие, развитие общих движений, развитие движений рук, манипулятивная деятельность, развитие речи, формирование навыков самообслуживания, социальное развитие. Второй вид таблиц включает соответствующие основные показатели развития навыков и умений для детей в возрасте от одного года до трех лет — сенсорное развитие, развитие общих движений, развитие речи, формирование навыков самообслуживания, формирование игровой деятельности, предпосылок к продуктивной деятельности, эмоциональное развитие. Таблицы снабжены комментариями, в которых раскрывается способ выявления у ребенка обследуемого умения, а также представлен диагностический материал, используемый при обследовании.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2203)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |