Методические рекомендации к поэтапной организации ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до трех лет
Организация ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до трех лет включает два основных этапа: подготовительный и операционный. 1. Подготовительный этап: • диагностика социального статуса семьи (Приложение 1); • диагностика соматического и психоневрологического статуса ребенка (Приложение 2). 2. Операционный этап: • организация процедуры обследования ребенка специалистом-дефектологом с учетом изложенных ниже требований к ее проведению; • заполнение по результатам обследования таблиц психолого-педагогического блока; • составление профиля развития ребенка. Требования к проведению процедуры обследования: • учет целей и задач обследования; • учет внешних факторов, оказывающих непосредственное влияние на результат обследования; • учет временных факторов; • учет состояния ребенка в момент обследования; • учет поведения родителей во время обследования. Помещение, где проводится обследование, должно быть достаточно просторным и изолированным от посторонних воздействий. Следует продумать расположение места обследования. Пеленальный стол или высокий детский стул с рабочей поверхностью должен быть расположен таким образом, чтобы к нему был доступ, как минимум, с трех сторон. Он должен находиться в наиболее теплом месте помещения, чтобы раздетый ребенок не испытывал дискомфорта, а также должен быть хорошо освещен. Для обследования ребенка в возрасте от семи месяцев кроме пеленального стола необходим высокий стул со столом. Для ребенка 2—3 года жизни используются детский столик и два стульчика. Ребенок и экспериментатор располагаются друг против друга. Родитель при этом может сидеть рядом с малышом, а если ребенок взволнован, держать его на руках. В отдельных случаях педагог может привлекать родителя к процессу обследования в качестве помощника. Для проведения диагностического обследования необходимо располагать достаточным количеством времени. Процедура оценки уровня развития ребенка может быть организована как в условиях семьи, так и в условиях медико-психолого-социального центра (ПМПК), службы медико-социальной экспертизы, дошкольного учреждения. Домашнее обследование зачастую бывает более информативным, так как ребенок не испытывает стресса от незнакомой обстановки. Если его обследуют в учреждении, то ему необходимо дать некоторое время (20—30 минут) для адаптации. В это время, когда к ребенку не предъявляют никаких требований, очень эффективно наблюдение его поведенческих реакций, оценка стиля общения родителя и малыша. Большое значение для получения надежных и как можно более объективных данных имеет состояние ребенка при обследовании. Сонливость, усталость, плохое самочувствие окажут негативное влияние на результаты обследования и будут способствовать получению недостоверной картины. Оптимальное время обследования — через 1,5—2 часа после кормления. Существует большая вероятность, что именно в этот промежуток времени ребенок будет сыт, бодр и работоспособен. Специфичным для обследования детей раннего возраста является присутствие родителей. Практический опыт работы с детьми раннего возраста и их родителями позволяет выделить несколько моделей поведения родителей в процессе обследования: • положительная динамическая модель; • отрицательная динамическая модель; • адинамическая модель. Выделение этих моделей позволяет прогнозировать поведение родителей в процессе дальнейшей педагогической деятельности. Родители первой группы адекватно воспринимают процедуру оценки и результаты, позитивно настроены на дальнейшую деятельность по нормализации состояния ребенка. Родители второй группы, напротив, процедуру обследования и полученные результаты воспринимают негативно, как приговор им и их ребенку, неадекватно оценивая деятельность специалиста. Полученные рекомендации воспринимаются ими скептически. В поисках «устраивающего» их диагноза и прогноза родители обращаются к другим специалистам. Третья группа родителей — наиболее сложная с точки зрения привлечения к стимулирующей деятельности с ребенком. В процедуре обследования участия не принимают. Результат обследования принимают индифферентно. Эта категория родителей нуждается в психологической и психотерапевтической помощи для нормализации эмоционального состояния, налаживании взаимоотношений между ними и ребенком. По отношению к родителям деятельность специалиста содержит следующие задачи: • налаживание контакта, располагающего к дальнейшему сотрудничеству; • привлечение внимания родителей к сильным и слабым сторонам ребенка; • ориентирование родителей на планомерную, последовательную коррекцией но-развивающую работу по нормализации состояния своего ребенка. Родителям необходимо понять, что они должны быть основными учителями своего ребенка. Необходимо научить их правильно распределять время в соответствии с приоритетом решаемых задач, правильно организовывать предметное окружение в условиях семьи.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (905)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |