Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


НОРМАТИВЫ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ



2019-11-13 341 Обсуждений (0)
НОРМАТИВЫ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Двигательная сфера

Развитие движений в раннем онтогенезе идет от приобретения умения контролировать положение головы (12 недель), рук (20 недель), туловища (40-44 недели) к умению ходить (13 месяцев):

• 3 месяца — ребенок может контролировать поло­жение головы;

• 4 месяца — опирается на руки в положении лежа на животе;

• 6 месяцев — сформирована зрительно-моторная координация (может точно дотронуться до пред­мета под контролем зрения, длительно удерживать игрушку в руке);

• 8 месяцев— может сам сидеть, хорошо перевора­чиваться в любую сторону из любого положения;

• 9 месяцев может стоять, придерживаясь за что-либо;

• 10 месяцев— ползает на животе, уверенно сидит, сам садится;

• 11 месяцев — ходит самостоятельно

2. Сенсорная сфера

• 1 месяц — ребенок смотрит на маму, когда она с ним разговаривает, при этом открывает и закрывает рот, прослеживает горизонтальное движение объекта от середины поля зрения;

• 1,5 месяца— следит за двигающимся человеком, прослеживает движение объекта от периферии к центру поля зрения;

• 2 месяца— развиты реакции глаз: фиксация, кон­вергенция, фокусировка;

• 3 месяца— поворачивает голову на звук, который слышен на уровне уха, рассматривает руку, следит за разнообразным движением игрушки;

• 4 месяца— прослеживает невидимую траекторию объекта, предвосхищает попеременное появление объекта в определенных частях пространства, реа­гирует на исчезновение объекта, локализует звук;

• 5 месяцев— улыбается отражению в зеркале;

• 6 месяцев — перестает рассматривать руку, рас­сматривает игрушки, проявляет интерес к новым ярким игрушкам, может иметь любимые игрушки, поворачивает голову на звук, который раздается ниже уха, имитирует слышимые звуки;

• 7 месяцев — поворачивает голову на звук, который слышен над ухом, приспосабливает позу, занимает удобную для наблюдения позицию;

• 8 месяцев — дифференцирует незнакомых, на­ходит наполовину спрятанный предмет, снимает наброшенный платок, рассматривает одновременно две игрушки, переводя взгляд с одной на другую, удивляется, если предмет исчезает за барьером;

• 10 месяцев— смотрит в угол за объектом, находит спрятанный перед ним на его глазах предмет, вы­нимает интересующие вещи из кармана взрослого, если видел, как их туда опустили;

• 12 месяцев— поворачивается на собственное имя, дифференцирует тон, проявляет интерес к картин­кам в книге.

3. Манипулирование с предметами

• 3 месяца — исчезает хватательный рефлекс, ребенок играет с воображаемой игрушкой или с подвешен­ными предметами, проявляет пристальное внимание к объектам, появляются движения в руках при виде погремушки, помещенной в зону непосредственной досягаемости;

• 4 месяца — появляются произвольный захват, не­специфические манипуляции и оральные контакты с объектами;

• 6 месяцев — берет вторую игрушку, но бросает первую, зрительно контролирует манипуляции, все тянет в рот, любит играть с бумагой и другими шуршащими предметами, удерживает бутылочку, пьет из чашки, если ее подносят к губам;

• 7 месяцев — перекладывает предмет из руки в руку, удерживает две игрушки, берет вторую игрушку, предъявленную со стороны свободной руки, сам удерживает игрушку при зрительном контроле пе­ремещения других объектов;

• 8 месяцев — берет вторую игрушку, предъявленную со стороны занятой руки, пытается достать предмет из-за барьера, помещенного в одной из половин поля зрения, но использует ближайшую к барьеру

• 10 месяцев— может взять маленький предмет (таб­летку, горошину), появляются первые специфические манипуляции (катает мяч, звонит звонком, подтя­гивает предметы, снимает кольца с пирамиды);

• 11 месяцев — складывает игрушки или объекты в корзинку;

• 12 месяцев— достает предметы из-за барьера, помещенного в одной из половин поля зрения, движением руки, находящейся дальше от барьера; выражен интерес к книгам, пытается листать, ца­рапает картинки; почти не тянет предметы в рот, зато часто бросает их на пол.

4. Развитие способов взаимодействия со взрослым

• 3 месяца— ребенок проявляет интерес к окружа­ющим, узнает мать, возбуждается и предвосхищает процесс изготовления пищи для него; возможны зрительные и эмоциональные контакты;

• 4,5 месяца — инициирует общение, дифференцирует ситуацию «формального общения», прислушивается к речи, поворачивает голову на звуки человеческого голоса;

• 6 месяцев— прослеживает взгляд взрослого, тянет руки, когда хочет, чтобы его взяли на руки, возбуж­дается, если слышит шаги, отмечаются первые по­пытки подражания, понимает жест «ручки-ручки»;

• 7 месяцев — имитирует действия и шумы, старается привлечь внимание покашливанием и кряхтением, откликается на имя, может играть в игры с идентич­ными ролями, сжимает губы, когда не хочет есть;

• 8 месяцев— хватает руку мамы и отталкивает ее, если видит, что она собирается вытереть ему нос, понимает запрет, имитирует звуки;

• 9 месяцев — прячет руки, если не хочет мыть, любит играть в прятки;

• 10 месяцев— тянет маму за одежду, требуя внима­ния, машет «до свидания»; отвечает взглядом или движением на вопрос: «Где папа?», играет в игры с неидентичными ролями, очень ненадолго отда­ет игрушку, понимает 1-2 звуковых обозначения предметов;

• 11 месяцев— бросает игрушки, чтобы их подняли и дали ему снова, помогает одеваться;

• 12 месяцев — владеет указательным жестом, мотает головой, выражает протест, вокализирует в конце и в начале совместных действий.

5. Эмоциональное развитие

Громадные индивидуальные различия в репертуаре и частоте положительных эмоций делают невозможной оценку развития этой сферы в терминах «нормальной», «недостаточной» или «избыточной» эмоциональности. В ка­честве критерия нормального эмоционального развития можно отметить отсутствие патологических симптомов: постоянное сосание пальца, стереотипные раскачивания, закрывание лица руками при виде взрослого, истеричес­кий плач.

Среди существующих путей исследования эмоцио­нального развития целесообразно отметить следующие:

• изучение особенностей эмоционального отношения к среде (по типу улыбается,/плачет, много/мало): улыбается всем (некоторым взрослым или игруш­кам); проявляет реакции страха; избегает контакта глаз; не любит телесных контактов и т. д.;

• оценка совершенствования способов выражения положительных и отрицательных эмоциональных переживаний (улыбка— в 2—3 месяца; крик, плач, хныканье; недовольное кряхтение; повизгивание — в 2—4—6 месяцев);

• оценка совершенствования способов контроля над отрицательными эмоциями (модуляция крика, сдерживание плача, паузы в плаче для восприятия реакции взрослого — с 4—6 месяцев);

• оценка развития избирательности эмоциональных

реакций (к восьми месяцам);

6. Развитие собственной голосовой активности

• 2—3 месяца— возникновение первых спонтанных вокализаций;

• 2—4 месяца — использование их в общении со взрослым;

• 3—4 месяца — гуление, расширение репертуара случайно произносимых звуков: а, э, ю, я, м, п, б, т, д,появление звукосочетаний а—о—у, ю—а—а;

• 4,5 месяца— вокализация при манипуляциях, тре­бование внимания;

• 8 месяцев — лепет, звукосочетания типа дай-дай, та-та-та, псевдослова, выражающие отношение ребенка к происходящему;

10 месяцев— появление вокализаций в конце и в начале действий; попытки выразить свои желания с помощью звуков;

• 12 месяцев— существование особых «слов-меток», понятных только матери и ребенку: например, бах— падение, кахн — бутылочка, фа — шапка, появление способности произвольно повторять отдельные слоги, умение произносить 2—3 слова, понимание их предметной отнесенности. Психологическое исследование психического развития ребенка первого года жизни традиционно завершается составлением заключения о его состоянии. В заключении, наряду с общей оценкой тяжести и характера нарушения, должны быть указаны психические функции, развитие которых нарушено, степень этих нарушений, а также функции, развивающиеся нормально. Кроме того, должна быть приведена развернутая характеристика обнаруженных при обследовании результатов, сгруппированных по выше­указанным сферам. В этой части заключения необходимо описать успешно выполненные и неудавшиеся пробы. Содержащийся в заключении материал должен служить обоснованием мнения исследователя о характере и ме­ханизме наблюдаемого нарушения, что, в свою очередь, необходимо для правильного определения путей коррекции и компенсации выявленных дефектов.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА

(Методика К. С. Лебединской, О. С. Никольской)

Вводные замечания. Предложенная диагностическая карта используется, если основные жалобы родителей или данные соответствующих документов вызывают предполо­жение о возможности раннего детского аутизма (РДА).

Естественно, что у каждого аутичного ребенка будут проявляться не абсолютно все признаки РДА, западения в отдельных сферах будут выступать в разной степени.

Поэтому представленная диагностическая карта, фиксиру­ющая особенности развития всех нервно-психических сфер ребенка, должна способствовать не только ранней диагнос­тике и терапии РДА, но и выбору методов психологической коррекции, адекватных клинико-психологическому варианту РДА и индивидуальным особенностям ребенка.

Цель исследования.

Изучение особенностей психичес­кого развития ребенка первых двух лет жизни на предмет выявления у него симптомов раннего детского аутизма.

Порядок работы. Проводится индивидуальная стан­дартизированная беседа с родителями по предложенной ниже схеме



2019-11-13 341 Обсуждений (0)
НОРМАТИВЫ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: НОРМАТИВЫ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (341)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)