Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВЕРСТНИКАМ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ



2019-11-13 1225 Обсуждений (0)
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВЕРСТНИКАМ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ 0.00 из 5.00 0 оценок




(Методика Л. Д. Кошелевой в модификации Е. Н. Васильевой)

Вводные замечания. Изучению феномена дружбы как формы товарищеского общения у детей старшего до­школьного возраста посвящено значительное количество психолого-педагогических исследований (Запорожец А. В., НеверовичЯ. 3., Репина Т. А., Якобсон П. М. и др.). Ус­тановлено, что способность владеть своими чувствами у ребенка прогрессирует к старшему дошкольному возрасту, эмоциональное поведение детей становится более орга­низованным.

Существенную роль в отношении к сверстнику начи­нают приобретать мотивы действий на основе положитель­ных переживаний. Сочувствие и расположение к товарищу становятся не только декларативными, но и действенными формами партнерских взаимоотношений. Хотя чувства как мотивы поведения занимают большое место в жизни до­школьника, все же нравственные положения, отраженные в сознании ребенка, еще недостаточно устойчивы.

В исследованиях А. Д. Кошелевой выявлен диапазон эмоциональной восприимчивости, сферы сопереживания и отзывчивости детей шестого года жизни на состояние неблагополучия сверстника. Автором выделяется три группы показателей:

1) высокие показатели эмоциональной отзывчивости, обна­руживаемой в форме содействия ребенка сверстнику;

2) средние показатели эмоциональной отзывчивости, обнаруживаемой в форме сопереживания или сочувс­твия ребенка сверстнику;

3) низкие показатели эмоциональной отзывчивости или

полное ее отсутствие.

В целом, А. Д. Кошелевой сделан вывод о том, что полноценно развивающиеся дети, находящиеся в адекват­ных психолого-педагогических условиях, демонстрируют к старшему дошкольному возрасту значительные возмож­ности эмоциональной регуляции поведения, а «знаемые» мотивы в большинстве случаев являются и значимыми.

Цель исследования. Изучение особенностей эмоцио­нального отношения (эмпатии) у испытуемых 5—6 лет к сверстникам в условиях морального выбора.

Оснащение. Набор геометрических фигур (круги, квад­раты, треугольники, прямоугольники, овалы) по 5—7 штук каждого вида; пенал для фигур; три разрезных картинки из десяти частей каждая.

Порядок работы. Исследование проводится в два этапа.

На первом этапе детей ставят перед необходимостью прогнозирования своего поведения в ситуации, которая позднее станет реально организованной. В этих целях ре­бенку индивидуально зачитывается рассказ и предлагается ответить на вопросы. Приведем текст рассказа.

«Двум мальчикам (девочкам), Саше и Вите (Оле и Кате), воспитательница дала задание. Саше (Оле) нужно было разложить в пенал разные геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники, овалы), а Вите (Кате) — составить из частей картинку. Саша (Оля) быстро выполнил (а) свое задание и пошел(ла) играть. Вите (Кате) очень трудно было справляться с ра­ботой — нужно было найти части картинок среди других и собрать целую картинку. Он(а) остался(лась) один(на) работать за столом.

— Как ты думаешь, Саша (Оля) правильно посту­пил (а)?

— А ты как бы сделал(а)?

— Помог(ла) бы товарищу (подруге) или ушел(ла) играть, выполнив свое задание?»

Ответы фиксируются в протоколе.

На втором этапе исследования выясняется, сможет ли ребенок увидеть затруднения своего товарища и окажет ли ему реальную помощь в ситуации морального выбора. Характер предлагаемой ребенку практической деятельности соответствовал предложенной для оценки ситуации на первом этапе исследования.

Двум детям предлагают выполнять работу, сидя за одним столом. Недалеко от них расположен игровой уголок с разнообразными игрушками. Дети выполняют разные по сложности задания, разница в заданиях вне­шне незаметна. Один (испытуемый) разбирает смешанные геометрические фигурки (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники, овалы) и складывает их в специальный пенал (по пять-семь штук каждого вида), а другой (не­выбранный) — собирает разрезную картинку из десяти частей, смешанную с частями двух других картинок. Де­тям дается установка, что после выполнения задания они могут поиграть игрушками.

Если испытуемый, выполнив свое задание, уходит играть, не помогая товарищу, экспериментатор косвенно побуждает его к оказанию помощи: «Может, поможешь?» Если ребенок не откликается на это предложение, исполь­зуется прямое побуждение: «Помоги!»

Поведение и высказывания детей по ходу выполнения работы фиксируются в протоколах.

Обработка результатов. На первом этапе исследования выявляется, в какой мере у испытуемых сформированы «знаемые» мотивы поведения. Как правило, и нормально развивающиеся дети, и дети с задержкой психического развития (ЗПР) прогнозируют оказание помощи своему товарищу.

На втором этапе выявляется, насколько проявляются у детей «реально действующие» мотивы. В практической ситуации морального выбора большинство детей с ЗПР проявляют отрицательное эмоциональное отношение к сверстнику, находящемуся в затруднении, нормально развивающиеся дети демонстрируют такое отношение в гораздо меньшей степени.

Затем сопоставляются результаты первого и второго этапов исследования, и выявляется разница между «значимыми» и «значимыми» мотивами.



2019-11-13 1225 Обсуждений (0)
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВЕРСТНИКАМ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВЕРСТНИКАМ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1225)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)