ДИАГНОСТИКА НАРУШЕНИЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В МЛАДЕНЧЕСКОМ И РАННЕМ ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ
Возраст от рождения до одного года называется младенческим, а от одного года до трех лет— ранним детским возрастом. Ранние этапы онтогенеза психики имеют исключительное значение для дальнейшего развития человека. В первые три года жизни закладываются такие психические новообразования, дефицит которых на других этапах развития часто невозможно восполнить (Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю., 1979; Бауэр Т., 1979; Валлон А., 1967; Выготский Л. С., 1984, Мухина В. С., 1985; Эльконин Д. б- 1960). Социальная ситуация развития новорожденного характеризуется совершенно беспомощным состоянием ребенка. Постепенно у него начинает появляться собственная активность: слуховой и зрительное сосредоточение, способность выделять из окружающей среды ухаживающую за ним мать, устанавливать с ней эмоциональные связи. Постепенно появляйся истинно человеческая потребность — потребность в общении, которая проявляется в так называемом «комплексе оживления», на этом заканчивается новорожденность и начинается младенчество. Само по себе эмоциональное общение со взрослым является ценным для младенца, поэтому и выступает в качестве ведущего вида деятельности. Основными приобретениями в психическом развитии младенцев можно считать развитие восприятия и тонких движений рук. В младенческом возрасте дети уже способны ориентироваться по многим параметрам объектов: новизна, контрастность, движение, форма, цвет, сложность, целостность. Двигательное развитие начинается с хватательных реакций, которые становятся основой развития манипуляций с предметами. К концу первого года жизни появляются первые функциональные действия, в их основе лежит подражание действиям взрослого. Развитие восприятия и действий становится основой развития наглядно-действенного мышления. Наряду с познанием у младенцев идет бурное эмоциональное и личностное развитие, результат которого выражается в кризисе первого года. Начинает развиваться и речь: речевой слух, гуление, лепет, накопление пассивного и активного словарного запаса. С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка— ранний детский возраст. Ранний детский возраст сензитивен к формированию речи, активность которой обычно резко возрастает между двумя и тремя годами. Помимо речи развиваются и другие психические процессы — восприятие, мышление, память, внимание, однако среди них доминирует восприятие. Выражается это в привязанности психической активности ребенка к конкретной ситуации. Само восприятие в раннем детском возрасте является аффективно окрашенным. Ребенка раннего возраста занимают манипуляции с предметами, именно эта деятельность выступает в качестве ведущей. В процессе манипулятивной деятельности появляется и активно развивается наглядно-действенное мышление, которое становится основой формирования процессуальной игры. Все более возрастающая активность ребенка, его аффективность и развивающееся самосознание приводят к появлению личностного кризиса трех лет «я сам», который знаменует определенный итог психического развития и переход к дошкольному детству. Обычно психологическое исследование психического развития младенцев начинают в возрасте полутора—двух месяцев. До этого времени, в течение периода новорожденности в поведении ребенка доминируют рефлексы разного рода, которые со временем исчезают из репертуара поведенческих реакций ребенка. ИССЛЕДОВАНИЕ НАРУШЕНИЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДЕНЦЕВ (Методика кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ) Вводные замечания. Разработанный на кафедре нейро-и патопсихологии факультета психологии МГУ метод диагностики нарушений психического развития младенцев (Баженова О. В., 1983; см. Практикум по патопсихологии, 1987) позволяет сочетать качественный анализ психического развития с количественным. В его основе лежит поуровневая оценка развития каждой реакции с точки зрения его хорошего развития, существования, намеченности или отсутствия. Общий показатель развития группы сходных по своему характеру реакций определяется отношением поуровневой суммы показателей развития отдельных реакций к нормативному. В методике приведены как нормативы развития отдельных реакций в семи контрольных возрастах, так и суммарные нормативы, также даны описания стандартных условий исследования отдельных реакций. По результатам исследования возможно вычисление индексов развития отдельных групп реакций и графическое представление результатов обследования в форме профилей развития. Применение разработанного метода в клинике позволило авторам выработать качественные и количественные критерии ранних симптомов формирующихся нарушений в пределах отдельных групп реакций, а также описать типы нарушения психического развития в целом.
Цель исследования. Изучение нарушений психического развития в младенческом возрасте. Порядок работы Обследование детей включает следующие этапы: 1. При психологическом исследовании следует обратить особое внимание на характер контакта матери с младенцем. Детей до восьми месяцев можно исследовать на специальном столе, более старших детей лучше высаживать за специальный детский столик или на колени к маме. Дети должны быть в состоянии активного бодрствования, здоровые, сухие, сытые, нераздраженные, неутомленные. 2. Вначале устанавливают контакт с ребенком, отмечают его особенности. Плохо, если дети старше восьми месяцев легко входят в такой контакт и не дифференцируют незнакомых им взрослых. 3. Определяют состояние двигательной сферы, возможность и качество контроля положений головы, рук, позы при сидении и ходьбе, у детей старше восьми месяцев специальное внимание обращают на развитие шаговых движений. 4. Определяют состояние развития сенсорных реакций: изучают характер прослеживаний и фиксаций. Для этого перед глазами ребенка на расстоянии 30 сантиметров перемещают яркую игрушку размером 7—10 сантиметров в горизонтальных, вертикальных, круговых направлениях. У детей от двух до четырех с половиной месяцев специальное внимание обращают на прекращение прослеживаний при остановке предмета в поле зрения ребенка. Для исследования возможности прослеживания невидимой траектории объекта и его попеременного появления в определенных частях пространства пользуются специальными экспериментальными приемами. В первом случае движущаяся игрушка, на которой зафиксирован взгляд ребенка, скрывается за экраном шириной 7 сантиметров, находящемся на расстоянии 50 сантиметров от глаз ребенка, и, не прекращая своего движения, сохраняя его траекторию, через некоторое время появляется из-за другой стороны экрана. Реакция считается выполненной, если после исчезновения объекта из поля зрения ребенок продолжает прослеживать ту траекторию, по которой ранее двигался объект, и в момент появления объекта из-за экрана взгляд ребенка приходит в ту точку, в которой он появился. При изучении реакции предвосхищения перед ребенком на уровне его глаз на расстоянии 50 сантиметров помещают белый экран размером 35 * 35 сантиметров с двумя окошками 7*7 сантиметров, расположенными на расстоянии 10 сантиметров друг от друга. В окошках поочередно с интервалом в 4—6 секунд появляется яркая звучащая игрушка размером до семи сантиметров. Реакция считается выполненной, если при нескольких пробах хотя бы один раз наблюдаются перемещение взгляда ребенка от окошка, где игрушка уже была, к окошку, где она должна появиться, и фиксация взгляда на этом окошке. Далее проверяют наличие реакции на исчезающий из поля зрения объект, возможность нахождения источника звучания с помощью поворота головы и глаз, прислушивание к речи, развитие способности находить спрятанный объект и рассматривать два объекта. 5. Определяют состояние развития действий с предметами. Для этого предлагают ребенку старше четырех месяцев погремушку и оценивают захват, его быстроту и точность, движения пальцев при захвате, продолжительность удержания, характер манипуляций. Детям старше восьми месяцев предлагают затем вторую погремушку. Оценивают возможность ее захвата и удержания обеих игрушек. Вторую игрушку предлагают сначала со стороны свободной руки, а затем со стороны занятой руки, выясняют возможность пресечения рукой средней линии взора при захвате второй игрушки. У детей старше десяти месяцев изучают формирование обходных движений. Для этого, заинтересовав ребенка игрушкой, ее убирают за экран 20 * 20 сантиметров, расположенный в одном из полей зрения ребенка (правом или левом). Игрушку помещают у того края экрана, который находится в непосредственной близости от соседнего поля зрения, привлекают к ней внимание ребенка, а затем прячут ее за экран, стараясь не прекращать звучания игрушки. Так повторяют несколько раз. Реакция считается выполненной, если ребенок достает игрушку из-за экрана. Дети до года чаще достают игрушку рукой, находящейся в одном поле зрения с барьером, и только к концу первого года появляется доставание игрушки дальней от барьера рукой с пересечением средней линии взора. Специальное внимание следует обратить на продолжительность интереса ребенка к действиям с предметами и на сохранение зрительного контроля этих действий. Детям старше десяти месяцев предлагают несколько игрушек и оценивают возможность попеременной манипуляции с двумя и более объектами, а также захвата третьей игрушки. Особое внимание следует обратить на развитие действия ребенка с предметами, участвующими в процессе кормления: бутылочкой, ложкой, чашкой. Также специальное внимание обращают на развитие интереса и умения манипулировать с маленькими предметами, взять которые можно только двумя пальцами: указательным и большим (пуговица, горошина...). 6. Определяют состояние развития способов взаимодействия со взрослым: выясняют наличие эмоциональных и зрительных контактов между матерью и ребенком, пытаются установить подобного рода контакты между ребенком и исследователем, выясняют у матери, понимает ли она определенные желания ребенка, о чем говорит ей детский плач, существуют ли в плаче паузы для реакции взрослого, является ли крик ребенка модулированным, какого типа игры существуют в репертуаре их общения, посматривает ли ребенок в глаза матери, манипулируя с игрушками в ее присутствии и под ее контролем, понимает ли ребенок элементарные инструкции, выраженные мимикой или жестом, особые слова-метки и некоторые другие слова и, наконец, владеет ли ребенок указательным жестом. 7. В процессе всего обследования определяют состояние развития эмоциональных и голосовых реакций, отмечают характер и выраженность улыбки, анализируют, в каких ситуациях она чаще всего появляется. Обращают внимание на характер отрицательных эмоциональных проявлений, их доминирование или отсутствие в общем фоне настроения, на способность сдерживать крик, хныканье или плач при восприятии изменений в ситуации, на возможность прекращения плача при переключении на какую-либо деятельность. Специально следует оценить формирование отношений привязанности с близкими взрослыми, отсутствие или наличие реакций настороженности при общении с незнакомыми людьми. При анализе голосовых реакций отмечают частоту их возникновения, разнообразие, возможность появления ответных звуковых реакций, а также форму — гуканье, гуление, лепет, первые слоги. Обработка результатов Для большинства групп реакций было выделено несколько, отличающихся по тяжести, степеней нарушений. 1. Двигательные реакции: • легкая степень нарушения — характерно замедление темпа развития отдельных реакций, а также существование ряда двигательных навыков в несовершенном виде; • средняя степень нарушения — характерна асинхрония развития движений: значительное запаздывание в формировании одних и отсутствие других; • тяжелая степень нарушения — характерно тотальное недоразвитие двигательных реакций. 2. Сенсорные реакции: • легкая степень нарушения — характерны запаздывающее, по сравнению с нормой, развитие некоторых реакций и несовершенство «операционально-технических средств» при выполнении отдельных проб на фоне выраженного интереса ребенка к объектам внешнего мира и действиям с ними (несовершенство движений глаз, обеспечивающих наблюдение: их ограниченность, скачкообразное прослеживание, трудности зрительных фиксаций и т. д.); • средняя степень нарушения - характерны выполнение реакций, соответствующих более младшим возрастам и связанных с восприятием объектов, существующих непосредственно в поле зрения ребенка, непродолжительный зрительный интерес к объектам внешнего мира; • тяжелая степень нарушения — характерны незначительная выраженность зрительных реакций, кратковременность фиксаций, непродолжительность прослеживаний на фоне практически полного отсутствия интереса к объектам внешнего мира. 3. Действия с предметами: • легкая степень нарушения — характерны запаздывающее, по сравнению с нормой, развитие небольшого числа реакций и несовершенство «операционально-технических средств» при выполнении отдельных проб на фоне нормально развивающейся психической активности ребенка (несовершенство двигательных реакций, обеспечивающих способность ребенка к действиям с предметами); • средняя степень нарушения — характерны выполнение реакций, соответствующих младшим возрастам, непродолжительность самих действий, кратковременность интереса к предметам, исчезновение интереса к предметам в затруднительных ситуациях, слабость реакции на новизну; • тяжелая степень нарушения — практически полное отсутствие интереса к предметам, а соответственно, и действий с ними. 4. Способы взаимодействия со взрослыми: • легкая степень нарушения — характерно уменьшение количества способов взаимодействия со взрослыми, по сравнению с нормой, или их недостаточно совершенное развитие на фоне выраженного интереса ребенка ко взрослому и нормального характера развития его психической активности; •средняя степень нарушения — характерны выполнение части реакций, соответствующих младшим возрастам, несформированность потребности в общении, легкий, непродолжительный интерес ко взрослому человеку, отсутствие реакций, связанных с попытками преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения потребности в общении; • тяжелая степень нарушения — характерно практически полное отсутствие способов взаимодействия со взрослыми, связанное с выраженным безразличием к ним, и отсутствие интереса к социальным контактам. 5. Эмоциональные реакции: • легкая степень нарушения - характерна недостаточность эмоционального реагирования на внешнюю стимуляцию; • более тяжелая степень нарушения — характерно существование признаков нарушения формирования отношений, привязанности, эмоциональная неустойчивость. 6. Голосовые реакции: Критерии не выделены. Развитие голосовых реакций считается просто задержанным, если оно отстает от возрастных норм. Нарушение психического развития в целом рассматривается с точки зрения минимально легкой, умеренной и тяжелой степени дефекта, критерием которой являются определенные комбинации легких, умеренных и тяжелых нарушений развития сенсорных реакций, действий с предметами и способов взаимодействия со взрослыми. В зависимости от выраженности нарушений, во всех или некоторых сферах вводится дополнительная характеристика равномерности характера нарушения.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (527)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |