Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ИССЛЕДОВАНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ



2019-11-13 871 Обсуждений (0)
ИССЛЕДОВАНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




(Методика Н. Ю. Боряковой)

Вводные замечания. Актуальность проблемы развития воображения у детей обусловлена той ролью, которую играет этот психический процесс в реализации творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. Первые проявления воображения у детей носят подражательный характер, с возрастом подражательные стремления услож­няются в связи с изменением сути игровой деятельности. На этапе сюжетно-ролевой игры ребенок принимает на себя определенную роль, в соответствии с ней моделирует свое поведение в воображаемых обстоятельствах, исполь­зует предметы-заместители.

Причем умение действовать в плане представлений фор­мируется постепенно. Существенную роль здесь играет речь. В сочетании с развитием понятийного мышления воображе­ние детей перестает быть только конкретным и образным, приобретая ряд элементов абстрактного мышления.

На основе анализа большого количества эксперимен­тальных исследований В. И. Лубовским был сделан вывод, что общей особенностью всех аномальных детей является нарушение словесного опосредствования при образовании новых связей. Наиболее четко эти нарушения прослежива­ются у детей с интеллектуальной недостаточностью, а также у детей с сенсорными нарушениями. В работах Б. Г. Анань­ева, А. Р. Лурия и других психологов и психофизиологов доказано, что нарушение речевого опосредствования неми­нуемо ведет и к нарушению процесса воображения.

Цель исследования. Выявление качественного свое­образия продуктивной деятельности воображения у детей шестого года жизни: возможности ребенка к соотнесению знака и значения.

Оснащение. Картинки-вывески с изображением кон­верта, буханки хлеба, ножниц, красного креста, сапога, тарелки и столовых приборов, книг, кукол, тигра в клетке, молочной бутылки, почтового ящика. Кукла Незнайка.

Порядок работы. Исследование проводится индивиду­ально, испытуемому предлагается следующая инструкция: «Незнайка оказался в незнакомом городе, где люди гово­рили на непонятном языке. Ему пришлось по вывескам догадываться, где что находится. Помоги Незнайке». Дети по картинкам должны определить, какие заведения нахо­дятся под данными вывесками.

Обработка результатов. В качестве основных учитыва­лись следующие психодиагностические критерии:

• особенности мотивации;

• готовность к сотрудничеству со взрослым;

• понимание инструкции;

• осознанное соотнесение символа с определенным значением;

• способность к правильному словесному обозначе­нию;

• точность вербализации;

• степень самостоятельности;

• стремление к достижению цели.

С учетом выделенных критериев, определяется уро­вень, к которому можно отнести результаты деятельности ребенка.

I уровень предполагает способность к осознанию смысловой связи и адекватному словесному обозначе­нию. В данном случае ребенок проявляет интерес, его привлекает интеллектуальный поиск, он самостоятельно и правильно выполняет задание.

II уровень характеризуется трудностями в выборе нужной лексической единицы, хотя ребенок понимает цель, поставленную перед ним, и устанавливает смысло­вую связь, но не может точно ее обозначить: употребляет неологизм («тетрадный магазин») или называет ситуацию («Там, где волосы стригут»).

III уровень характеризуется ответами, которые ре­бенок дает, опираясь на свой жизненный опыт, однако предъявленный предмет ассоциируется у него с конкрет­ной ситуацией, а не с воображаемой; соотнести знак с определенным значением ребенок не может.

IV уровень предполагает такие варианты ответов, когда ребенок ограничивается названием предъявленного предметного изображения. Цель задания им не осознается, предложенная деятельность оказывается недоступной.

У детей, развивающихся в нормальном темпе, задание вызывает значительный интерес: многие просили поиграть еще. Результаты у таких детей распределяются по двум высшим уровням. Большинство детей с задержкой пси­хического развития испытывали при выполнении задания существенные затруднения: они улавливали общую цель задания, изображение не воспринималось ими в качестве символа, воображаемая ситуация не возникала, дети не могли установить смысловой связи знака и значения. Качество выполнения задания этими детьми соответствует III уровню.


4ый
Уровень выполнения задания демонстрируют дети с выраженными энцефалопатическими расстройства­ми, состояние которых оценивается как пограничное с вы­раженной степенью интеллектуальной недостаточности.

ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕНИЯ

(Методика А. Г. Рузской в модификации Е. Е. Дмитриевой)

Вводные замечания. В многочисленных исследованиях (Власова Т. А., Дмитриева Е. Е., Лубовский В. И., Ульенкова У. В. и др.) отмечается, что дети с нарушениями психического развития не овладевают возрастными нор­мами общения с окружающими. Наиболее отчетливо эта проблема начинает проявляться к старшему дошкольному возрасту. 6—7-летние аномальные дети демонстрируют ситуативный уровень общения, отсутствие способности принимать коммуникативную задачу, проявлять инициа­тиву во взаимоотношениях с партнером и т. д.

Все это существенно затрудняет контакт ребенка с окружающими и влечет за собой такие проблемы, как непослушание, упрямство, «лживость», слабоволие, нега­тивизм, конфликтность и многое другое. Эти особенности поведения дошкольников с нарушениями психического развития часто служат причиной недовольства родителей и педагогов, вызывая эмоциональную напряженность от­ношений и взаимное раздражение.

В отечественной и зарубежной психологии существует значительный арсенал диагностического инструментария, позволяющего оценить стиль взаимодействия ребенка со взрос­лым и выявить наличие проблем в данных отношениях.

Однако проблема диагностики особенностей общения аномальных детей со взрослыми разрабатывая сравни­тельно недавно, поэтому предлагаемый диалогический материал представляет значительный интерн в практи­ческую ценность.

Цель исследования. Выявление особенностей общения со взрослым у шестилетних детей.

Оснащение. Для первого этапа обследования - игруш­ка Петрушка; набор строительного материал (кубики) и матрешка; детская книга о животных; детская книга о сверстниках.

Для второго этапа обследования— ширмочка игру­шечный телевизор с пультом с 4 кнопками (около каж­дой кнопки наклеена картинка, напоминающая одну из четырех ситуаций взаимодействия со взрослим)

Порядок работы. Диагностическое обследование ре­бенка проводится в два этапа.

На первом этапе взрослый знакомит ребенка с раз­личными экспериментальными ситуациями.

В первой ситуации, чтобы порадовать ребенка появ­лением новой игрушки, взрослый говорит ребенку, что к нему в гости пришел Петрушка, который будет танцевать. Если происходящее интересует ребенка, он может попро­сить повторить «танец игрушки».

Во второй ситуации взрослый моделирует деловое об­щение. Он предлагает ребенку построить из кубиков дом для матрешки. Через минуту взрослый предлагает ребенку пойти в группу или продолжить строить домик.

В третьей ситуации взрослый моделирует познава­тельное общение. Он предлагает ребенку посмотреть книгу о животных, пытается привлечь ребенка к беседе. По исте­чении минуты взрослый пытается закрыть книгу предлагая ребенку пойти в группу или досмотреть книгу.

В четвертой ситуации взрослый моделирует личнос­тное общение. Он предлагает ребенку посмотреть книгу о сверстниках, оценить их и свои поступки. Тактика поведения взрослого аналогична той, что была в третьей ситуации.

После занятия ребенка спрашивают, что ему боль­ше всего понравилось: смотреть как «танцует игрушка», выкладывать кубики или смотреть книги и беседовать о животных и детях. Для облегчения выбора ребенку по­казывают четыре картинки, которые напоминают ему те экспериментальные ситуации, в которых он побывал.

На втором этапе взрослый предлагает ребенку игру в «Телевизор». Взрослый показывает ребенку ширмочку и говорит, что за ней находится экран телевизора. Ребенок может открыть занавес. Взрослый напоминает, что если нажать на первую кнопку— появится Петрушка и будет «танцевать», на вторую — он вместе со взрослым сможет строить дом для матрешки, на третью — смотреть книгу и разговаривать о животных, на четвертую — беседовать о хороших и плохих поступках детей, о поступках само­го ребенка. Предпочтение ребенка тому или иному виду общения определяется настойчивостью в удовлетворении различных видов контактов со взрослым в названных ситуациях, что предусмотрено методикой: из-за «неисправ­ности» телевизора окошечко все время закрывается.

Обработка результатов, О преобладании определен­ной формы общения у детей в предложенных вариантах диагностической методики можно судить по устойчивости выбора определенной ситуации общения, по характеру эмоционального состояния ребенка, желательной для него длительности общения. Анализ речевых высказываний позволяет судить об инициативности ребенка в общении, о поводах обращения к взрослому, о характере его контак­тов. Выделенные в исследованиях школы М. И. Лисиной уровни общения детей со взрослыми являются в данной методике критериями сформированности общения.

О доминировании ситуативно-деловой формы общения свидетельствует следующее: ребенок чаще всего выбирает ситуацию игрового взаимодействия, чувствует себя в ней

комфортно, максимально использует время, в общении ребенка со взрослым доминируют просьбы о помощи, обращения за оценкой действий, наблюдается стремле­ние к сотрудничеству, все его обращения ко взрослому определяются той деятельностью, которой он занимается в данный момент.

Дети с доминированием внеситуативно-познавательной формы общения чаще всего выбирают беседу со взрос­лым на познавательные темы, именно в этой ситуации взаимодействия они чувствуют себя свободно, пытаются максимально использовать время общения. Ведущее место в общении занимает стремление ребенка узнать, понять. Ребенок задает взрослому вопросы о предметах и явлениях окружающего мира (о животных, машинах, явлениях при­роды), сообщает о своих впечатлениях, просит почитать. Дети не связаны темой беседы, свободно обсуждают со взрослым интересующие их вопросы.

Устойчивый интерес к нравственно-этическим про­блемам, к личности взрослого, стремление дать оценку и согласовать со взрослым свое отношение к обсуждаемым и волнующим ребенка проблемам свидетельствует о сформированной у него внеситуативно-личностной формы общения со взрослыми.

Нормально развивающиеся шестилетние дети чаще всего демонстрируют внеситуативно-личностный уровень обще­ния со взрослым. Шестилетние дети с легкими формами психического недоразвития проявляют в экспериментальных ситуациях следующие качественные характеристики общения: преобладающее число контактов детей со взрослым носит ситуативный характер, в деятельности преобладает игровая мотивация, уровень познавательной активности у этих детей достаточно низкий {в ситуации познавательного общения они задают взрослому мало вопросов, не проявляют интереса к изображениям в книге), уровень владения личностными контактами также невысок (дети не могут самостоятельно вычленить нравственный аспект в нравственно-этической ситуации, не владеют оценочными терминами). Часто дети используют все ситуации общения для установления интим­но-личностных контактов со взрослым.

 



2019-11-13 871 Обсуждений (0)
ИССЛЕДОВАНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ИССЛЕДОВАНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (871)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)