ИССЛЕДОВАНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ
(Методика Н. Ю. Боряковой) Вводные замечания. Актуальность проблемы развития воображения у детей обусловлена той ролью, которую играет этот психический процесс в реализации творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. Первые проявления воображения у детей носят подражательный характер, с возрастом подражательные стремления усложняются в связи с изменением сути игровой деятельности. На этапе сюжетно-ролевой игры ребенок принимает на себя определенную роль, в соответствии с ней моделирует свое поведение в воображаемых обстоятельствах, использует предметы-заместители. Причем умение действовать в плане представлений формируется постепенно. Существенную роль здесь играет речь. В сочетании с развитием понятийного мышления воображение детей перестает быть только конкретным и образным, приобретая ряд элементов абстрактного мышления. На основе анализа большого количества экспериментальных исследований В. И. Лубовским был сделан вывод, что общей особенностью всех аномальных детей является нарушение словесного опосредствования при образовании новых связей. Наиболее четко эти нарушения прослеживаются у детей с интеллектуальной недостаточностью, а также у детей с сенсорными нарушениями. В работах Б. Г. Ананьева, А. Р. Лурия и других психологов и психофизиологов доказано, что нарушение речевого опосредствования неминуемо ведет и к нарушению процесса воображения. Цель исследования. Выявление качественного своеобразия продуктивной деятельности воображения у детей шестого года жизни: возможности ребенка к соотнесению знака и значения. Оснащение. Картинки-вывески с изображением конверта, буханки хлеба, ножниц, красного креста, сапога, тарелки и столовых приборов, книг, кукол, тигра в клетке, молочной бутылки, почтового ящика. Кукла Незнайка. Порядок работы. Исследование проводится индивидуально, испытуемому предлагается следующая инструкция: «Незнайка оказался в незнакомом городе, где люди говорили на непонятном языке. Ему пришлось по вывескам догадываться, где что находится. Помоги Незнайке». Дети по картинкам должны определить, какие заведения находятся под данными вывесками. Обработка результатов. В качестве основных учитывались следующие психодиагностические критерии: • особенности мотивации; • готовность к сотрудничеству со взрослым; • понимание инструкции; • осознанное соотнесение символа с определенным значением; • способность к правильному словесному обозначению; • точность вербализации; • степень самостоятельности; • стремление к достижению цели. С учетом выделенных критериев, определяется уровень, к которому можно отнести результаты деятельности ребенка. I уровень предполагает способность к осознанию смысловой связи и адекватному словесному обозначению. В данном случае ребенок проявляет интерес, его привлекает интеллектуальный поиск, он самостоятельно и правильно выполняет задание. II уровень характеризуется трудностями в выборе нужной лексической единицы, хотя ребенок понимает цель, поставленную перед ним, и устанавливает смысловую связь, но не может точно ее обозначить: употребляет неологизм («тетрадный магазин») или называет ситуацию («Там, где волосы стригут»). III уровень характеризуется ответами, которые ребенок дает, опираясь на свой жизненный опыт, однако предъявленный предмет ассоциируется у него с конкретной ситуацией, а не с воображаемой; соотнести знак с определенным значением ребенок не может. IV уровень предполагает такие варианты ответов, когда ребенок ограничивается названием предъявленного предметного изображения. Цель задания им не осознается, предложенная деятельность оказывается недоступной. У детей, развивающихся в нормальном темпе, задание вызывает значительный интерес: многие просили поиграть еще. Результаты у таких детей распределяются по двум высшим уровням. Большинство детей с задержкой психического развития испытывали при выполнении задания существенные затруднения: они улавливали общую цель задания, изображение не воспринималось ими в качестве символа, воображаемая ситуация не возникала, дети не могли установить смысловой связи знака и значения. Качество выполнения задания этими детьми соответствует III уровню.
ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕНИЯ (Методика А. Г. Рузской в модификации Е. Е. Дмитриевой) Вводные замечания. В многочисленных исследованиях (Власова Т. А., Дмитриева Е. Е., Лубовский В. И., Ульенкова У. В. и др.) отмечается, что дети с нарушениями психического развития не овладевают возрастными нормами общения с окружающими. Наиболее отчетливо эта проблема начинает проявляться к старшему дошкольному возрасту. 6—7-летние аномальные дети демонстрируют ситуативный уровень общения, отсутствие способности принимать коммуникативную задачу, проявлять инициативу во взаимоотношениях с партнером и т. д. Все это существенно затрудняет контакт ребенка с окружающими и влечет за собой такие проблемы, как непослушание, упрямство, «лживость», слабоволие, негативизм, конфликтность и многое другое. Эти особенности поведения дошкольников с нарушениями психического развития часто служат причиной недовольства родителей и педагогов, вызывая эмоциональную напряженность отношений и взаимное раздражение. В отечественной и зарубежной психологии существует значительный арсенал диагностического инструментария, позволяющего оценить стиль взаимодействия ребенка со взрослым и выявить наличие проблем в данных отношениях. Однако проблема диагностики особенностей общения аномальных детей со взрослыми разрабатывая сравнительно недавно, поэтому предлагаемый диалогический материал представляет значительный интерн в практическую ценность. Цель исследования. Выявление особенностей общения со взрослым у шестилетних детей. Оснащение. Для первого этапа обследования - игрушка Петрушка; набор строительного материал (кубики) и матрешка; детская книга о животных; детская книга о сверстниках. Для второго этапа обследования— ширмочка игрушечный телевизор с пультом с 4 кнопками (около каждой кнопки наклеена картинка, напоминающая одну из четырех ситуаций взаимодействия со взрослим) Порядок работы. Диагностическое обследование ребенка проводится в два этапа. На первом этапе взрослый знакомит ребенка с различными экспериментальными ситуациями. В первой ситуации, чтобы порадовать ребенка появлением новой игрушки, взрослый говорит ребенку, что к нему в гости пришел Петрушка, который будет танцевать. Если происходящее интересует ребенка, он может попросить повторить «танец игрушки». Во второй ситуации взрослый моделирует деловое общение. Он предлагает ребенку построить из кубиков дом для матрешки. Через минуту взрослый предлагает ребенку пойти в группу или продолжить строить домик. В третьей ситуации взрослый моделирует познавательное общение. Он предлагает ребенку посмотреть книгу о животных, пытается привлечь ребенка к беседе. По истечении минуты взрослый пытается закрыть книгу предлагая ребенку пойти в группу или досмотреть книгу. В четвертой ситуации взрослый моделирует личностное общение. Он предлагает ребенку посмотреть книгу о сверстниках, оценить их и свои поступки. Тактика поведения взрослого аналогична той, что была в третьей ситуации. После занятия ребенка спрашивают, что ему больше всего понравилось: смотреть как «танцует игрушка», выкладывать кубики или смотреть книги и беседовать о животных и детях. Для облегчения выбора ребенку показывают четыре картинки, которые напоминают ему те экспериментальные ситуации, в которых он побывал. На втором этапе взрослый предлагает ребенку игру в «Телевизор». Взрослый показывает ребенку ширмочку и говорит, что за ней находится экран телевизора. Ребенок может открыть занавес. Взрослый напоминает, что если нажать на первую кнопку— появится Петрушка и будет «танцевать», на вторую — он вместе со взрослым сможет строить дом для матрешки, на третью — смотреть книгу и разговаривать о животных, на четвертую — беседовать о хороших и плохих поступках детей, о поступках самого ребенка. Предпочтение ребенка тому или иному виду общения определяется настойчивостью в удовлетворении различных видов контактов со взрослым в названных ситуациях, что предусмотрено методикой: из-за «неисправности» телевизора окошечко все время закрывается. Обработка результатов, О преобладании определенной формы общения у детей в предложенных вариантах диагностической методики можно судить по устойчивости выбора определенной ситуации общения, по характеру эмоционального состояния ребенка, желательной для него длительности общения. Анализ речевых высказываний позволяет судить об инициативности ребенка в общении, о поводах обращения к взрослому, о характере его контактов. Выделенные в исследованиях школы М. И. Лисиной уровни общения детей со взрослыми являются в данной методике критериями сформированности общения. О доминировании ситуативно-деловой формы общения свидетельствует следующее: ребенок чаще всего выбирает ситуацию игрового взаимодействия, чувствует себя в ней комфортно, максимально использует время, в общении ребенка со взрослым доминируют просьбы о помощи, обращения за оценкой действий, наблюдается стремление к сотрудничеству, все его обращения ко взрослому определяются той деятельностью, которой он занимается в данный момент. Дети с доминированием внеситуативно-познавательной формы общения чаще всего выбирают беседу со взрослым на познавательные темы, именно в этой ситуации взаимодействия они чувствуют себя свободно, пытаются максимально использовать время общения. Ведущее место в общении занимает стремление ребенка узнать, понять. Ребенок задает взрослому вопросы о предметах и явлениях окружающего мира (о животных, машинах, явлениях природы), сообщает о своих впечатлениях, просит почитать. Дети не связаны темой беседы, свободно обсуждают со взрослым интересующие их вопросы. Устойчивый интерес к нравственно-этическим проблемам, к личности взрослого, стремление дать оценку и согласовать со взрослым свое отношение к обсуждаемым и волнующим ребенка проблемам свидетельствует о сформированной у него внеситуативно-личностной формы общения со взрослыми. Нормально развивающиеся шестилетние дети чаще всего демонстрируют внеситуативно-личностный уровень общения со взрослым. Шестилетние дети с легкими формами психического недоразвития проявляют в экспериментальных ситуациях следующие качественные характеристики общения: преобладающее число контактов детей со взрослым носит ситуативный характер, в деятельности преобладает игровая мотивация, уровень познавательной активности у этих детей достаточно низкий {в ситуации познавательного общения они задают взрослому мало вопросов, не проявляют интереса к изображениям в книге), уровень владения личностными контактами также невысок (дети не могут самостоятельно вычленить нравственный аспект в нравственно-этической ситуации, не владеют оценочными терминами). Часто дети используют все ситуации общения для установления интимно-личностных контактов со взрослым.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (871)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |