Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО, ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА



2019-11-13 2034 Обсуждений (0)
ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО, ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4.67 из 5.00 3 оценки




(Методика «Доски форм» Э. Сегена)

Вводные замечания. Методика предложена Э. Сегеном в 1866 году и относится к группе практических тестов. Ценность методики заключается в том, что она предельно проста, может быть применена для исследования детей, начиная с двухлетнего возраста. Тест можно использовать при обследовании детей с задержкой развития как орга­нического, так и невротического генеза. Дети восприни­мают занятия с досками как игру и охотно выполняют предложенные задания.

Тест «Доски форм» широко используется при диа­гностике умственного развития детей - олигофренов, диффе­ренциальной диагностике задержки умственного развития и нарушений, связанных с органическим поражением центральной нервной системы.

Углубленная апробация разных вариантов досок Сегена и анализ разных показателей (времени, ошибок, способов действий и др.) при диагностике умственной отсталости производились коллективом сотрудников пси­хологической лаборатории Московского НИИ психиатрии МН РСФСР (Поперечная Л. Н., Коробейников И. В.). Этим коллективом было исследовано свыше 300 детей семи лет (200 здоровых и 100 умственно отсталых), проведен анализ экспериментальных данных по одной из наиболее сложных досок.

Цель исследования. Изучение восприятия и простых целенаправленных действий у детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста.

Оснащение. Материал методики включает пять досок из пластика или плотного картона размером 40 * 50 см

с врезанными в них фигурами.

В доску № 1врезаны 10 разных цельных фигур.

Рис.1

Доска № 2 включает две фигуры, каждая из кото­рых состоит из двух частей. В классическом варианте Э. Сегена доска № 2 в нашей стране промышленно не выпускается.

В доску № 3 врезаны две фигуры, состоящие соот­ветственно из четырех и пяти частей.

Рис . 2

В доску №4— пять фигур, состоящих из двух или трех частей.

Рис.3

Рис. 4

В доску №5— четыре фигуры, состоящие из двух, трех или четырех частей.

 

Порядок работы. Испытуемому предлагается вниматель­но рассмотреть доску (в течение 10 сек.), после чего доска переворачивается, выпавшие из своих гнезд фигурки или детали перемешиваются. Испытуемого просят уложить все фигуры на прежнее место. Время хронометрируется. Проце­дура последовательно повторяется с каждой из оставшихся досок. Особенности действий испытуемого, его реакции, высказывания, характер отдельных попыток восстановления фигур и ошибки отмечаются в протоколе обследования.

В случае если испытуемый не справляется с задани­ем, экспериментатор оказывает помощь организующего

или стимулирующего характера. В дальнейшем при без­успешных попытках экспериментатор может прибегнуть к подсказкам, вначале словами (указание на ошибку, рекомендации изменить способ решения, вложить ту или иную деталь), а потом — действиями, то есть вкладыванием какой-нибудь детали. Каждый вид помощи, оказывается, через определенные промежутки времени (например, одна минута), с тем, чтобы можно было наблюдать за действи­ями испытуемого после оказания помощи.

Обработка результатов. Дети с олтофренией в степени дебильности понимают словесную инструкцию, выполняют доску № 1. Им доступно сличение форм вкладышей с ячейками. Некоторым детям с этим диагнозом необходимо объяснение и стимуляция, после чего они выполняют задание самостоятельно. Они испытывают затруднения при выполне­нии досок № 2 и № 3. Часто меняют характер деятельности, действуют методом проб и ошибок. Необходимо оказывать обучающую помощь. Выполнение заданий по доскам № 4 и № 5 оказывается недоступно.

Дети с эпилептической деменцией бессмысленно, но очень настойчиво вставляют фигурки в неподходящие отверстия — это связано с вязкостью мышления. Не хотят принимать помощь. С трудом переключаются на другое задание.

Дети с шизофренической деменцией вяло перебирают фигурки, кладут их сверху на доску, а не в отверстия, считая, что выполнили задание правильно. Иногда могут отказываться от выполнения простого задания, а более сложное— выполнить.

Дети с задержкой психического развития уверенно справляются с заданием № I. Помощь при выполнении второго и третьего варианта методики носит стимулиру­ющий и организующий характер («Подумай!», «У тебя по­лучится»). Четвертое и пятое задание выполняется с более существенной помощью взрослого (образец, демонстрация способа действия).

Важным критерием для оценки интеллектуальной деятельности является восприимчивость детей к помощи.

Даже среди тех, кто выполняет задание методом проб и ошибок, есть дети, которые способны улучшить результаты под влиянием указаний экспериментатора. Особенно хорошо удается выявить уровень обучаемости ребенка после пов­торных и даже трехкратных предъявлений того же задания. В одних случаях дети и во второй и в третий раз действуют хаотично. Дети же, способные к некоторому продвижению при повторном выполнении, улучшают способ действия. Эти данные могут иметь прогностическое значение. Даже с детьми-имбецилами, обнаружившими некоторую вос­приимчивость к помощи в этом задании, можно и нужно проводить коррекционно-педагогическую работу.



2019-11-13 2034 Обсуждений (0)
ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО, ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО, ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2034)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)