ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО, ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(Методика «Доски форм» Э. Сегена) Вводные замечания. Методика предложена Э. Сегеном в 1866 году и относится к группе практических тестов. Ценность методики заключается в том, что она предельно проста, может быть применена для исследования детей, начиная с двухлетнего возраста. Тест можно использовать при обследовании детей с задержкой развития как органического, так и невротического генеза. Дети воспринимают занятия с досками как игру и охотно выполняют предложенные задания. Тест «Доски форм» широко используется при диагностике умственного развития детей - олигофренов, дифференциальной диагностике задержки умственного развития и нарушений, связанных с органическим поражением центральной нервной системы. Углубленная апробация разных вариантов досок Сегена и анализ разных показателей (времени, ошибок, способов действий и др.) при диагностике умственной отсталости производились коллективом сотрудников психологической лаборатории Московского НИИ психиатрии МН РСФСР (Поперечная Л. Н., Коробейников И. В.). Этим коллективом было исследовано свыше 300 детей семи лет (200 здоровых и 100 умственно отсталых), проведен анализ экспериментальных данных по одной из наиболее сложных досок. Цель исследования. Изучение восприятия и простых целенаправленных действий у детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста. Оснащение. Материал методики включает пять досок из пластика или плотного картона размером 40 * 50 см с врезанными в них фигурами. В доску № 1врезаны 10 разных цельных фигур.
Рис.1 Доска № 2 включает две фигуры, каждая из которых состоит из двух частей. В классическом варианте Э. Сегена доска № 2 в нашей стране промышленно не выпускается. В доску № 3 врезаны две фигуры, состоящие соответственно из четырех и пяти частей. Рис . 2 В доску №4— пять фигур, состоящих из двух или трех частей. Рис.3 Рис. 4 В доску №5— четыре фигуры, состоящие из двух, трех или четырех частей.
Порядок работы. Испытуемому предлагается внимательно рассмотреть доску (в течение 10 сек.), после чего доска переворачивается, выпавшие из своих гнезд фигурки или детали перемешиваются. Испытуемого просят уложить все фигуры на прежнее место. Время хронометрируется. Процедура последовательно повторяется с каждой из оставшихся досок. Особенности действий испытуемого, его реакции, высказывания, характер отдельных попыток восстановления фигур и ошибки отмечаются в протоколе обследования. В случае если испытуемый не справляется с заданием, экспериментатор оказывает помощь организующего или стимулирующего характера. В дальнейшем при безуспешных попытках экспериментатор может прибегнуть к подсказкам, вначале словами (указание на ошибку, рекомендации изменить способ решения, вложить ту или иную деталь), а потом — действиями, то есть вкладыванием какой-нибудь детали. Каждый вид помощи, оказывается, через определенные промежутки времени (например, одна минута), с тем, чтобы можно было наблюдать за действиями испытуемого после оказания помощи. Обработка результатов. Дети с олтофренией в степени дебильности понимают словесную инструкцию, выполняют доску № 1. Им доступно сличение форм вкладышей с ячейками. Некоторым детям с этим диагнозом необходимо объяснение и стимуляция, после чего они выполняют задание самостоятельно. Они испытывают затруднения при выполнении досок № 2 и № 3. Часто меняют характер деятельности, действуют методом проб и ошибок. Необходимо оказывать обучающую помощь. Выполнение заданий по доскам № 4 и № 5 оказывается недоступно. Дети с эпилептической деменцией бессмысленно, но очень настойчиво вставляют фигурки в неподходящие отверстия — это связано с вязкостью мышления. Не хотят принимать помощь. С трудом переключаются на другое задание. Дети с шизофренической деменцией вяло перебирают фигурки, кладут их сверху на доску, а не в отверстия, считая, что выполнили задание правильно. Иногда могут отказываться от выполнения простого задания, а более сложное— выполнить. Дети с задержкой психического развития уверенно справляются с заданием № I. Помощь при выполнении второго и третьего варианта методики носит стимулирующий и организующий характер («Подумай!», «У тебя получится»). Четвертое и пятое задание выполняется с более существенной помощью взрослого (образец, демонстрация способа действия). Важным критерием для оценки интеллектуальной деятельности является восприимчивость детей к помощи. Даже среди тех, кто выполняет задание методом проб и ошибок, есть дети, которые способны улучшить результаты под влиянием указаний экспериментатора. Особенно хорошо удается выявить уровень обучаемости ребенка после повторных и даже трехкратных предъявлений того же задания. В одних случаях дети и во второй и в третий раз действуют хаотично. Дети же, способные к некоторому продвижению при повторном выполнении, улучшают способ действия. Эти данные могут иметь прогностическое значение. Даже с детьми-имбецилами, обнаружившими некоторую восприимчивость к помощи в этом задании, можно и нужно проводить коррекционно-педагогическую работу.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2034)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |