ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
(Методика Л. И. Переслени, В. Л. Подобед) Вводные замечания. Любая познавательная деятельность включает в себя в той или иной мере прогноз того, что может произойти и подготовку (предварительную настройку или преднастройку по Н. А. Берштейну) субъекта к будущим событиям. К ведущим факторам интеллекта относятся активность, имеющая цель предвидения, а также вероятностное прогнозирование как более высокая форма предвидения. При рассмотрении механизмов, обеспечивающих скорость и точность воспроизведения сенсорной информации, анализ процессов вероятностного прогнозирования занимает особое место. Частота встречаемости определенных объектов или событий в прошлом опыте индивида в значительной мере определяет точность и скорость их восприятия, прошлый опыт, зафиксированный в памяти, способствует формированию вероятностных связей между отдельными событиями. Чем больше объем и организованность накопленной информации, тем выше вероятность не только адекватного и быстрого восприятия отдельных событий окружающей среды, но и готовность к восприятию определенных их . На основе отражаемых мозгом вероятностных соотношений между значимыми компонентами проблемной ситуации, осуществляется прогнозирование ожидаемых событий, понимаемое как предвосхищение будущего с целью оптимальной организации поведения. Исходя из выше изложенных теоретических положений, была разработана «Методика исследования особенностей прогностической деятельности». Созданная методика базируется на психофизиологических основах вероятностного прогнозирования и позволяет в ситуации, в которой испытуемый должен предсказать появление того или иного события, выявить сформированность познавательных процессов и их регуляцию, реализуемую через функцию произвольного внимания Цель исследования. Изучение особенностей прогностической деятельности детей 6—10 лет, дифференциальная диагностика разных степеней интеллектуальной недостаточности (задержка психического развития, олигофрения), отграничение данных состояний от нормы. Оснащение. Методический материал представляет собой три набора карточек размером 4*4 см с написанными на одной стороне печатными буквами «А» или «Б» (размер букв 2*2,5 см). С лицевой и оборотной стороны карточек мелкими цифрами отмечен порядковый номер карточки (нумерация карточек в каждом наборе начинается с единицы). Возможно, особенно при повторных обследованиях одних и тех же испытуемых, использование других символов (цифры 1 и 2, геометрические фигуры, например, черный и белый круги размером с двухкопеечную монету или красный и синий квадраты размером стороны в 1 см и т. п.). Пример карточек для методики «Исследование особенностей прогностической деятельности детей»: Для исследования используется три набора карточек: Набор 1имеет 20 карточек с последовательностью «АБ...», повторяющейся в 10 циклах. Набор 2—60 карточек с последовательностью «ББАА...», повторяющейся в 15 циклах. Набор 5—60 карточек с последовательностью «АББ...», повторяющейся в 20 циклах. Порядок работы. Форма проведения обследования — индивидуальная. Перед предъявлением первого набора экспериментатор показывает ребенку две карточки с написанными на них буквами «А» и «Б». Эти карточки дополнительные и не входят в состав основных наборов. Инструкция испытуемому перед предъявлением первого набора: «Вот здесь у меня только такие карточки... (экспериментатор показывает две карточки, не входящие в набор с буквами «А» и «Б»), других у меня нет. Твоя задача угадать, в каком порядке следуют здесь буквы (экспериментатор показывает пальцем на первую карточку первого набора, держа ее так, чтобы испытуемый не мог видеть буквы). Все ошибки я буду записывать. Итак, начали! Какая сейчас будет буква?» После того как ребенок назовет букву, которая по его предположению написана на верхней карточке, экспериментатор переворачивает ее и показывает ребенку, чтобы он увидел, правильна ли была догадка (процедура до конца набора). Отработанные карточки складываются в сторону изображением вниз. Одновременно экспериментатор записывает в протоколе номера карточек (см. Приложение 4), в угадывании которых допущена ошибка. Минимальное количество предъявленных карточек— 12. По окончании предъявления первого набора, одобрив действия ребенка и обратив внимание на то, что порядок чередования букв будет иным, чем в первом наборе, таким же способом предъявляется второй набор. Ошибки фиксируются в протоколе, то есть записываются номера неправильно предсказанных карточек. Инструкция испытуемому перед предъявлением второго набора: «Здесь у меня те же самые буквы, только в другом порядке. Твоя задача — угадать, в каком порядке они идут, и допустить как можно меньше ошибок. Все ошибки я буду записывать. Итак, начали. Какая сейчас будет буква?» Экспериментатор предъявляет второй набор, складывая отработанные карточки изображением вниз в отдельную стопку, записывая, как и ранее, номера карточек, предсказания которых были ошибочными. По окончании предъявления второго набора, без предупреждения об изменении порядка чередования букв, но, акцентировав внимание ребенка на необходимости допускать как можно меньше ошибок, предъявляется третий набор. Инструкция перед предъявлением третьего набора: «А сейчас? Только постарайся не ошибаться!» Экспериментатор предъявляет третий набор, складывая отработанные карточки в третью стопку. Инструкция по окончании предъявления всех трех наборов: «А сейчас, пожалуйста, вспомни, как чередовались буквы в первом наборе?» — показывает на стопку карточек первого набора. Ответ испытуемого записывается в протоколе. После выяснения порядка чередования букв в первом наборе: «А теперь вспомни, как шли карточки во втором наборе?» Ответ испытуемого записывается. Целесообразно записывать подряд два цикла набора. Если ребенок не вспоминает какой-либо набор с одной—трех попыток, то в конце опроса ему предоставляют три дополнительные попытки для припоминания порядка чередования букв в данном наборе. Обработка результатов. При анализе учитываются следующие количественные и качественные показатели: 1) количество ошибок предсказаний (показатель 1); 2) количество ошибок «отвлечений», то есть ошибок, возникающих после трех правильно предсказанных циклов последовательностей (показатель 2); 3) точность воспроизведения правильно предсказанных порядков чередования трех номеров (показатель 3); 4) стратегия прогнозирования (показатель 4). Показатель 1. Этот показатель отражает процесс формирования адекватного прогноза и определяется по количеству ошибок, допущенных в процессе прогнозирования, направленного на выявление порядка чередования элементов второго и третьего наборов в отдельности. Порядок считается выявленным, если ребенок безошибочно предсказывает каждую следующую букву в трех циклах чередования. Показатель отражает способность ребенка удерживать в памяти свои прогнозы, сопоставлять их с предъявленной информацией, что связано с проявлением такого свойства внимания, как распределяемость. Экспериментально выявлено, что прогнозирование асимметричных последовательностей встречает выраженные трудности у детей с задержкой психического развития (ЗПР) и практически недоступно для детей-олигофренов. Для подсчета показателя 1 используется средняя сумма ошибок (ошибки предсказания второго набора плюс третьего набора, деленные на два). Разность в количестве ошибочных предсказаний во втором и третьем наборах характеризует такое свойство произвольного внимания как переключаемость. О недостатках переключаемое™ внимания следует говорить в тех случаях, когда ошибок предсказаний в третьем наборе больше, чем во втором. Показатель 2. Он характеризует устойчивость прогностической деятельности, о которой можно судить по количеству ошибок, допущенных испытуемым после трех правильно предсказанных циклов в прогнозируемой последовательности. Эти ошибки «отвлечения» отражают устойчивость произвольного внимания. В соответствии с нейрофизиологическими данными можно говорить о том, что они отражают недостаточность регулирующих влияний лобных отделов коры головного мозга на уровень диффузной и локальной активации со стороны подкорковых структур. Недостаточность регулирующей функции лобных отделов коры рассматривается как ведущий фактор, лежащий в основе ЗПР. Наличие ошибок «отвлечения» указывает на то, что даже при кратковременном 10-15-минутном исследовании, имеющем игровой характер, низкий уровень избирательного внимания, присущий основной массе детей с ЗПР, отрицательно сказывается на эффективности переработки информации. Большое количество ошибок «отвлечения» позволяет судить о выраженности нейродинамических нарушений, проявляющихся в трудностях поддержания стабильного уровня деятельности. Показатель 3. Это успешность воспроизведения порядка чередования элементов последовательностей после окончания предъявления всех трех наборов. Он дает возможность получить дополнительные данные об особенностях памяти и, в частности, об особенностях «считывания» информации. Если показатель 1 отражает эффективность формирования адекватного прогноза и особенность протекания процессов, лежащих в основе памяти, то показатель 3 позволяет подойти к характеристикам эффективности запоминания и воспроизведения информации в регистре кратковременной памяти, с одной стороны, и воспроизведения информации, поступающей на хранение в регистр долговременной памяти, с другой. Затруднения в воспроизведении порядка ранее правильно предсказываемых элементов набора может указывать на нарушения механизма, обеспечивающего направленное «считывание» информации из памяти. Показатель 3 определяется на основе правильности или ошибочности воспроизведения порядка чередования элементов трех наборов после окончания их предъявления. Показатель 4. Успешность прогнозирования в значительной степени зависит от тех стратегий, которые избирает субъект в познавательной деятельности, обеспечивающей активное восприятие информации. Рациональные стратегии способствуют отбору релевантной информации (релевантными называют те признаки, выделение которых в воспринимаемых объектах необходимо для решения поставленной перед человеком задачи — все остальные признаки, не способствующие решению задачи — иррелевантные) и обнаружению порядка поступления равновероятных и значимых сигналов. Рациональные стратегии формируются в онтогенезе и зависят от уровня развития высших психических функций. В условиях, когда ребенок должен предсказывать буквы, порядок чередования которых ему исходно неизвестен, характер стратегий, обусловленный жизненным опытом, и эффективность их использования в новой конкретной ситуации приобретают особое значение. Согласно Л. И. Переслени, существует определенная взаимосвязь стратегий предсказаний с эффективностью прогнозирования. Автором выделяется три типа рациональных стратегий (стратегия сравнения априорного прогноза с реальной последовательностью; стратегия с приоритетом для входной информации и стратегия с приоритетом для априорного прогноза) и три типа нерациональных стратегий (смена стратегий; «стратегия» случайных предсказаний и «стратегия» репродуктивных предсказаний). Стратегия сравнения априорного прогноза с реальной последовательностью характеризует то, в какой мере дети учитывали опыт предсказаний предыдущего набора и полученную инструкцию при формировании априорного прогноза элементов последовательности. При формировании априорного прогноза элементов второй последовательности, дети выявляли рассогласование между априорным прогнозом и реальностью, а затем формировали прогноз, адекватный новому порядку чередования. Принцип чередования устанавливается в этом случае на основе неполных данных о структуре предъявляемой последовательности и определяется особенностями мыслительной деятельности ребенка. Стратегия с приоритетом для входной информации — это более элементарная, хотя и результативная стратегия, обеспечивающая эффективный отбор и запоминание релевантной информации: испытуемый несколько раз подряд называет одну и ту же букву, что, по-видимому, позволяет ему фиксировать внимание на реальных сигналах. Последнее может способствовать лучшему запоминанию порядка их следования и уменьшению количества ошибок предсказаний. Стратегия с приоритетом для априорного прогноза, отражающая ситуацию, при которой априорный прогноз, сформированный ребенком, может мешать выявлению действительного характера чередований сигналов, затрудняя восприятие реальной последовательности и снижая эффективность отбора релевантной информации. Способность испытуемого произвести коррекцию своих предсказаний при изменении реального порядка следования элементов прогнозируемой последовательности характеризует такое качество его мыслительной деятельности, как флексибильность—ригидность, то есть способность к изменению стереотипа решения в соответствии с изменяющимися требованиями деятельности. Ригидность тесно связана с персеверацией, оба эти понятия обозначают инертность, консервативность, неподатливость к изменениям и трудность переключения с одного вида деятельности на другой. Противоположное ригидности свойство — флексибильность выражается в пластичности, гибкости установок и способов решения задач, в быстроте изменения стереотипа мыслительной деятельности в соответствии с изменившейся действительностью. Неэффективное прогнозирование может быть следствием нарушений корково-подкорковых отношений. Смена стратегий — одна из форм неэффективного прогнозирования циклических последовательностей. В этом случае снижается вероятность быстрого выявления порядка чередования элементов. Причиной смены стратегий, наблюдаемой как у нормально развивающихся младших школьников, так и у детей с ЗПР, может быть некоторый дефицит процессов «запоминания» и «считывания» информации. При «стратегии» случайных предсказаний дети бессистемно предсказывают элементы последовательности. В данном случае можно предположить, что невозможность формирования адекватного прогноза в условиях предъявления регулярных последовательностей, определяется дефектами кратковременной памяти и, в частности, «записью» информации, от чего зависит низкая эффективность восприятия последовательности сигналов. «Стратегия» репродуктивных предсказаний характеризуется повторением простого порядка чередования, используемого в первом наборе. Такое прогнозирование присуще олигофренам и отражает инертность мыслительной деятельности, которая обнаруживается у них при выполнении различных перцептивных и мыслительных операций. Данные четыре показателя позволяют выделить типы прогностической деятельности, представленные в таблице 1. Для определения стратегии прогнозирования (таблица 1, показатель «Стратегии») используют учет правильных и ошибочных предсказаний (Приложение 4), в котором приведен порядок следования элементов (буквы и их номера), а в свободную клетку заносятся ответы испытуемого.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (700)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |