ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ В СТРУКТУРЕ ОБШЕЙ СПОСОБНОСТИ К УЧЕНИЮ У ШЕСТИЛЕТНИХ ДЕТЕЙ
(Методика В. В. Кисоеой) Вводные замечания. Одним из важнейших аспектов работы с дошкольниками с легкими формами психического недоразвития является подготовка детей к обучению в школе. Решение этой задачи предусматривает не только обогащение детских знаний, умений и навыков, но и формирование у них общей способности к учению, в частности, важнейшего ее компонента— саморегуляции. Построение диагностической методики на основе продуктивной деятельности было обусловлено ее ведущим положением в учебной работе дошкольного учреждения и особым значением для психического развития детей дошкольного возраста. Так, в исследованиях В. С. Мухиной (1981), Т. С. Комаровой (1976), Т. Н. Дороновой (1978) подчеркивается, что в процессе создания рисунка, поделки или конструкции дошкольники учатся оформлять замысел, запоминать задание, планировать предстоящую работу, определять ее этапы, их последовательность, выбирать способы действия, необходимые для этого. Обращение именно к конструктивному виду продуктивной деятельности для диагностики саморегуляции вызвано тем, что все другие виды создания изображения (лепка, рисование, аппликация, ручной труд) требуют от детей вариабельного перечня изобразительных, конструктивных или трудовых навыков и умений, которые даже у старших дошкольников с легкими формами психического недоразвития формируются трудно. Что же касается конструирования, то, как вид продуктивной деятельности, оно предполагает оперирование готовыми строительными деталями и не требует от детей графических навыков и умений, что позволяет снять у них эмоциональное напряжение, а возможно, и негативное отношение к предлагаемому заданию. Для создания наиболее полного представления об особенностях развития саморегуляции у старших дошкольников методика предполагает анализ качественных проявлений у них данной способности на всех основных этапах деятельности (принятия задания, предварительного' планирования, выполнения задания, оценки результата деятельности). Дети с задержкой психического развития в большинстве случаев усваивают лишь общую цель деятельности. При составлении предварительного плана конструирования дети упускают существенные детали инструкции. Самоконтроль по ходу работы осуществляется детьми минимально. Они постоянно обращаются за помощью к взрослому, ссылаясь при этом или на отсутствие необходимого строительного материала, или на неумение выполнять какой-либо элемент постройки. Готовая конструкция соответствует образцу лишь в общих чертах. Однако все дети довольны результатом своей работы, не замечают ошибок и отсутствия необходимых элементов постройки. Дети с более выраженными формами интеллектуальной недостаточности проявляют интерес не столько к заданию, сколько к самой ситуации занятия. Из всех требований они улавливали лишь самую общую направленность предстоящей деятельности. Предварительное планирование работы оказывается для детей совершенно недоступным. К осуществлению самоконтроля на этапе выполнения задания они были также неспособны. Полученный результат лишь отдаленно напоминает ту конструкцию, которая была предусмотрена заданием. Однако дети вообще этого не замечают. Тем не менее, на просьбу взрослого оценить свою работу — оценивают ее как хорошую (Ульенкова У. В., Кисова В. В., 2001). Цель исследования. Изучение сформированности саморегуляции как общей способности к учению у старших дошкольников. Оснащение. Стандартный набор мелкого строительного материала. Для первого этапа исследования — по две треугольные призмы трех размеров (основание— 40x80 мм; высота— 50 мм ; основание— 40*40 мм; высота— 30мм; основание — 20 *20 мм; высота — 10 мм ); четыре кирпичика (40 * 20 х*240 мм; 15 х*15 *140 мм); по два цилиндра двух размеров (<3 = 35 мм , Н = 15 мм ; 6 = 20 мм ; Н = 80 мм ). Подбор деталей по цвету осуществляется произвольно. Для второго этапа исследования — весь набор строительных деталей, где находятся необходимые для работы фигуры — три красные треугольные призмы (основание — 40*80 мм, высота— 50 мм ); синие кирпичики (40*20*80 мм); синие бруски разной величины; пять желтых кирпичиков (40 *20 * 80 мм ); два синий цилиндра (и = 20 мм , Н = 40 мм ), кукла-матрешка (Н = 80 мм ). Порядок работы. Диагностическая методика состоит из двух этапов, отличающихся друг от друга степенью сложности. На первом этапе предусмотрено выполнение конструкции по «слитному» образцу (выполнение конструкции «Арка»).
Рис. 5 Ребенку предъявляется черно-белый графический образец конструкции «Арка» (см. рис. 5). После этого ребенку дается следующая инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок, на нем изображена арка. Расскажи, как нужно строить такую арку, какие детали нужно ставить в основание, какие в середину конструкции, а какие в самый верх». После изложения ребенком плана предстоящей деятельности отмечается, что все необходимые детали для данной постройки есть на столе и можно приступать к работе. На втором этапе детьми выполняется задание, предъявленное в вербальной форме (создание конструкции «Домик для матрешки»). Испытуемому предъявляется кукла-матрешка и дается следующая инструкция: «Помоги матрешке, ей нужен домик. Ты можешь сделать его любым, но запомни то, что должно быть у него обязательно: синие стены, красная треугольная крыша, два окна. К дому должна вести дорожка из пяти желтых кирпичиков, а около дома нужно поставить для матрешки скамеечку из двух синих цилиндров и синего бруска. Помни, что домик должен подходить матрешке по размеру». Исследователь два раза повторяет инструкцию, после чего ребенку предлагается воспроизвести задание и наметить план своей работы. Далее следует указание о том, что все материалы для хорошей постройки у ребенка имеются, и он может начинать работу. Процедура проведения диагностического обследования на обоих этапах включает в себя следующие общие моменты: 1. Оборудование рабочего места испытуемого необходимым набором деталей строительного материала. 2. Предъявление задания в форме вербальной инструкции и графического образца, либо только в форме вербальной инструкции, требующей от ребенка предварительного планирования предстоящей деятельности. В случае затруднения в планировании экспериментатор предлагает ребенку действовать так, как он может. 3. Фиксирование в процессе эксперимента проявлений эмоционального отношения ребенка к заданию, особенностей принятия инструкции и предварительного планирования, характера контрольных действий, степени соответствия результата деятельности образцу, оценки ребенком результата собственной работы. В случае необходимости уточнения или дополнительного обоснования ребенком своей оценки, ему предлагается ответить на следующие вопросы: «Нравится тебе твоя работа? Почему она тебе нравится (не нравится)? У тебя получилось точно так же, как на рисунке? Почему ты так думаешь?» Обработка результатов. Сформированность саморегуляции у ребенка при выполнении заданий оценивалась по следующим основным критериям: 1)особенности принятия задания— принимает полностью; принимает общую цель деятельности; не принимает ни цели, ни способов деятельности; 2) качество самоконтроля в процессе предварительного планирования деятельности— заранее намечает программу предстоящей деятельности, соотносит ее с предложенным образцом; способен к частичному планированию; вообще не планирует деятельности; 3) эффективность действий самоконтроля в процессе выполнения задания— самостоятельно замечает и исправляет допущенные по ходу работы ошибки; некоторые ошибки и неточности ребенок не замечает и не исправляет; ошибок не замечает. 4) эффективность действий самоконтроля при оценке результата деятельности— дает мотивированную оценку, сопоставляет результат с заданным образцом по всем параметрам; дает поверхностную оценку, отмечая лишь некоторые несоответствия с образцом, опускает при этом существенные детали; вообще не оценивает. В соответствии с вышеуказанными критериями были выделены следующие оценочные уровни сформированности саморегуляции у детей в диапазоне возможных пяти вариантов проявления этой способности в направлении от высокого уровня к низкому. I уровень. Ребенок полностью принимает инструкцию взрослого, в полном объеме удерживает ее до конца выполнения задания. Планирует этапы предстоящей деятельности. Самостоятельно замечает и исправляет ошибки, допущенные в ходе работы. Дает адекватную оценку результата деятельности, ссылаясь на правила задания. II уровень. Ребенок полностью принимает инструкцию, полностью удерживает ее до конца занятия. Предварительное планирование своих действий осуществляет лишь частично. Допущенные по ходу работы ошибки и неточности самостоятельно не исправляет. Дает лишь общую оценку качества выполнения своей работы, ссылаясь только на отдельные правила. Качество работы в целом адекватно требованиям задания. III уровень. Ребенок принимает задание частично, до конца занятия удерживает лишь отдельные его компоненты. Спланировать самостоятельно выполнение постройки не в состоянии. Ошибки, допущенные по ходу работы, не замечает и не исправляет. Делает немотивированную оценку качества выполненной конструкции, чаще всего положительную. Результат деятельности не адекватен заданию. IV уровень. Ребенок принимает лишь общую цель предстоящей деятельности. Плана выполнения задания предварительно он не намечает. Ошибок не замечает и не исправляет их ни по ходу работы, ни после ее окончания. Адекватно оценить качество своей работы не может. Результат работы не отвечает требованиям задания. V уровень. Ребенок не в состоянии уяснить даже цель предлагаемой ему деятельности. Не принимает и не удерживает никаких правил инструкции. Манипулирует предложенным материалом.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (484)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |