Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ



2019-11-13 312 Обсуждений (0)
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




(Методика «Корректурная проба», модификация Ландолъта)

Вводные замечания. Данный тип психодиагностических методик предложен в 1895 г

. Б. Бурдоном и представляет собой бланковый тест скорости. Методика исследует сте­пень концентрации и устойчивость внимания.

Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке знаков (фигур, букв или цифр). Корректурная проба отно­сится к числу наиболее известных и давно применяемых в экспериментальной и прикладной психологии методик оценки внимания и психомоторных особенностей. Различ­ные модификации «Корректурной пробы» до настоящего времени широко применяются в области клинической, профессиональной, школьной психодиагностики благодаря простоте, надежности отражения особенностей внимания и функционального состояния, работоспособности испы­туемого.

Одной из наиболее известных модификаций «Коррек­турной пробы» являются кольца Ландольта. Первоначально материал пробы предназначался исключительно для иссле­дования остроты зрения и лишь, затем стал использоваться в клинической психодиагностике. Такой вариант более удобен для обследования детей младшего, в частности, дошкольного и младшего школьного возраста.

Достоинством при практическом использовании ме­тодики является простота обращения с ней. Методика не требует никакого дополнительного оснащения. Процедура тестирования позволяет применять ее и при массовых обследованиях.

Дети с задержкой психического развития характери­зуются значительным снижением внимания. Снижение устойчивости внимания может проявляться у них по-разному. Иногда максимальное напряжение внимания наблюдается в начале выполнения работы, а затем, после непродолжительного продуктивного периода, начинается его резкий спад. В других случаях сосредоточение внима­ния происходит только в ходе выполнения самого задания, через некоторое время после его начала. Также возможны периодические изменения интенсивности внимания на протяжении работы (Жаренкова Г. И., 1975)

У детей с более выраженной степенью интеллектуаль­ной недостаточности произвольное внимание страдает в еще большей степени. Для таких детей оказывается не­возможным сколько-нибудь длительно концентрировать внимание.

. Рис. 6

Цель исследования. Изучение уровня переключаемости, концентрации внимания и темпа выполнения психо­диагностического задания у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Оснащение. Два аналогичных корректурных бланка со случайным набором колец с разрывами, направленными в разные стороны (см. рис. 6).

Порядок работы. Исследование проводится в два этапа, каждый из которых длится по пять минут (с пя­тиминутными перерывами между этапами). Для каждого этапа диагностики испытуемому предлагается один кор­ректурный бланк.

Первый этап исследования направлен на изучение уровня концентрации и продуктивности внимания, темпа выполнения задания. Ребенку предъявляется бланк «Кор­ректурной пробы» и предлагается следующая инструкция: «Сейчас мы с тобой поиграем в игру, которая называется «Будь внимателен и работай как можно быстрее». Внима­тельно просматривай кольца по рядам, находи среди них такие, которые имеют разрыв с левой стороны, и зачеркивай их. Помни, что зачеркивать нужно только такие кольца и никакие другие. Искать и зачеркивать названные кольца нужно будет до тех пор, пока ты не услышишь слово «стоп», В это время тебе нужно остановиться и показать мне то кольцо, которое ты увидел последним. После этого я отмечу в таблице место, где ты остановился, и скажу слово «начинай».

В течение пяти минут, пять раз подряд (через каждую минуту) ребенку говорят слова «стоп» и «начинай». После того как пять минут истекут, экспериментатор произносит слово «конец». На этом выполнение задания заканчивается.

Второй этап исследования направлен на изучение уровня переключаемости внимания. Ребенку предъявляется второй бланк «Корректурной пробы» и дается инструкция: «На этом листе ты будешь зачеркивать кольца по друго­му правилу— в первой строчке зачеркиваются кольца с разрывом наверху, во второй строчке зачеркиваются коль­ца с разрывом с правой стороны; в следующей строчке опять зачеркиваются кольца с разрывом наверху, а затем опять кольца с разрывом с правой стороны и так далее по этому же правилу». Экспериментатор просит ребенка повторить правила и старается добиться, чтобы он их полностью усвоил. После того как пройдет установленное время экспериментатор говорит слово «конец», означающее завершение задания.

Обработка результатов. Результаты выполнения «Кор­ректурной пробы» обычно выражаются количественно. Так, уровень концентрации внимания (К) может быть выражен с помощью индекса точности:

 

К= S2/n

где S— число строк таблицы, проработанных испытуе­мым; п — количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний лишних знаков).

Показатель темпа выполнения (А) имеет следующий вид:

 

A=S/t

где S— количество знаков в проработанной испытуемым части корректурной таблицы, t— время выполнения.

Показатель переключаемости (c) вычисляется по формуле:

где S0 - количество ошибочно обработанных строк; S — общее количество строк в проработанной испытуемым части таблицы.

Показатель продуктивности внимания определяется сле­дующим образом — экспериментатор определяет количество колец, просмотренных ребенком за каждую минуту работы и за все пять минут, в течение которых проводится психоди­агностическое исследование. Также определяется количество ошибок, допущенных им в процессе работы на каждой минуте, с первой по пятую, в целом за все пять минут.

Продуктивность внимания (S) определяется по фор­муле:

S= 0,5N- 2,8n/60

где N— количество колец, просмотренных ребенком за ми­нуту; п — количество ошибок, допущенных ребенком за это же время. В процессе обработка результатов вычисляются пять поминутных показателей S и один показатель S, отно­сящийся ко всем пяти минутам работы, вместе взятым.

 



2019-11-13 312 Обсуждений (0)
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (312)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)