Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛОВОЗРАСТНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ



2019-11-13 380 Обсуждений (0)
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛОВОЗРАСТНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




(Методика Н. Л, Бвлопольской)

Вводные замечания. Хорошо известно, что развитие лич­ности ребенка невозможно без усвоения им социальных норм поведения и ценностных ориентиров. Важнейшим фактором в этом отношении является половозрастная идентификация. В работах В. Е. Кагана (1991), И. С. Кона (1989) и других ис­следователей подчеркивается, что в процессе формирования.

Этого феномена у детей происходит становление самосозна­ния. По мнению Н. Л. Белопольской, механизмами усвое­ния типичного для пола поведения являются подражание и идентификация. Подражание — это лишь следование определенным видимым действиям, идентификация— это не только восприятие общих образцов мышления и по­ведения, но и их осмысление. Именно поэтому возможно предположить, что качество половозрастной идентификации у ребенка зависит от личностных особенностей, и от его интеллектуального уровня.

В экспериментальной работе Н. Л. Белопольской было выявлено наличие принципиальных различий формирования половозрастной идентификации у детей с разным уровнем интеллектуального развития. Иссле­дование показало зависимость процесса идентификации как от осмысления ребенком поставленной задачи, так и от его эмоциональных реакций и прошлого опыта. Исследование восьмилетних школьников с ЗПР и умс­твенной отсталостью в степени дебильности показало, что их половозрастная идентификация во многом зависит от отношения к школьному обучению и от его успешности. Идентификация этими детьми своих родителей с пред­лагаемыми половозрастными образами характеризовалась сохранением опоры на внешние характеристики, отраже­нием роли родителей в семье, влиянием их социальной роли в обществе.

Данную методику можно использовать для исследо­вания психологической готовности детей к школе и для изучения неуспевающих учеников начальных классов.

Цель исследования. Исследование половозрастной идентификации у 7—8-летних детей.

Оснащение. Половозрастные последовательности кар­тинок («женский» и «мужской» вариант). Условные на­звания картинок: 1 — «младенчество»; 2 — «дошкольник»; 3— «школьник»; 4— «юность»; 5— «зрелость»; 6— «ста­рость» (при исследовании картинки

Порядок работы. Оба набора картинок располагаются перед ребенком в случайном порядке. Сначала ребенка

просят найти картинку, изображение которой наиболее соответствовало бы представлению о себе: «Покажи, какой ты сейчас». Если ребенок идентифицирует себя с каким-либо образом, то выбранную картинку кладут перед ним и предлагают показать, каким он был раньше. После ус­тановления таким образом некоторой последовательности (не важно — правильная она или нет) ребенка просят найти картинку, где изображено, каким он будет потом. Если най­ти картинку с изображением того, каким он был раньше, ребенку не удается, ему все равно предлагается представить, каким он будет потом. И только в случае полной несосто­ятельности в идентификации себя с каким-либо образом данной последовательности, диагностика прерывается.

 

После того как определенная последовательность идентификации составляется, испытуемого просят на тех же картинках показать следующее:

1) каким бы он хотел быть;

2) каким бы он не хотел быть;

3) какая у него мама;

4) какой у него папа.

Обработка результатов. Психологом осуществляется качественная обработка полученных результатов по сле­дующим показателям:

1) качество построения половозрастной последователь­ности;

2) сформированность половой идентичности ребенка;

3) адекватность идентификации им своих родителей с образами половозрастной последовательности;

4) влияние личностных особенностей на половозрастную идентификацию.

Для детей с нормальным интеллектом задача иденти­фикации и построения половозрастной последовательности не представляет никаких затруднений. Все они соотносят себя с «образом» школьника и легко составляют полную последовательность. Реплики во время выполнения детьми задания свидетельствуют о стремлении детей к росту и взрослению. Родителей большинство детей идентифици­руют с образом «зрелость», руководствуясь не столько их внешностью и положением в семье, сколько их социальной ролью в обществе.

Для детей с ЗПР интеллектуальная задача составле­ния правильной последовательности для обоих полов не вызвала затруднений. Однако большинство детей с ЗПР, обучающихся в массовой школе, обнаруживают личнос­тные негативные реакции, выражающиеся в отказе или нежелании идентифицировать себя с образом «школьник». У детей этой категории, обучающихся в специализирован­ных образовательных учреждениях, неприязнь к образу «школьник» не наблюдалась. Таким образом, принятие и непринятие позиции школьника целиком зависели от положения ребенка в школе. Идентификация отца и матери с образами предложенной последовательности не только осуществлялась с опорой на их внешний облик, но и отражала распределение ролей в семье.

Для большинства первоклассников с умственной от­сталостью в степени дебильности была характерна иден­тификация себя с образом «школьник» и самостоятельное составление половозрастной последовательности. Большая часть детей исключают из последовательного ряда образ «старость». В качестве привлекательных указываются об­разы «школьник», «юность», «дошкольник». В качестве непривлекательного у детей с какими-либо школьными проблемами выступает образ «школьник», у остальных — «старость». Идентификация родителей осуществлялась с ориентировкой на внешние данные.

 



2019-11-13 380 Обсуждений (0)
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛОВОЗРАСТНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛОВОЗРАСТНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (380)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)