ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛОВОЗРАСТНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ
(Методика Н. Л, Бвлопольской) Вводные замечания. Хорошо известно, что развитие личности ребенка невозможно без усвоения им социальных норм поведения и ценностных ориентиров. Важнейшим фактором в этом отношении является половозрастная идентификация. В работах В. Е. Кагана (1991), И. С. Кона (1989) и других исследователей подчеркивается, что в процессе формирования. Этого феномена у детей происходит становление самосознания. По мнению Н. Л. Белопольской, механизмами усвоения типичного для пола поведения являются подражание и идентификация. Подражание — это лишь следование определенным видимым действиям, идентификация— это не только восприятие общих образцов мышления и поведения, но и их осмысление. Именно поэтому возможно предположить, что качество половозрастной идентификации у ребенка зависит от личностных особенностей, и от его интеллектуального уровня. В экспериментальной работе Н. Л. Белопольской было выявлено наличие принципиальных различий формирования половозрастной идентификации у детей с разным уровнем интеллектуального развития. Исследование показало зависимость процесса идентификации как от осмысления ребенком поставленной задачи, так и от его эмоциональных реакций и прошлого опыта. Исследование восьмилетних школьников с ЗПР и умственной отсталостью в степени дебильности показало, что их половозрастная идентификация во многом зависит от отношения к школьному обучению и от его успешности. Идентификация этими детьми своих родителей с предлагаемыми половозрастными образами характеризовалась сохранением опоры на внешние характеристики, отражением роли родителей в семье, влиянием их социальной роли в обществе. Данную методику можно использовать для исследования психологической готовности детей к школе и для изучения неуспевающих учеников начальных классов. Цель исследования. Исследование половозрастной идентификации у 7—8-летних детей. Оснащение. Половозрастные последовательности картинок («женский» и «мужской» вариант). Условные названия картинок: 1 — «младенчество»; 2 — «дошкольник»; 3— «школьник»; 4— «юность»; 5— «зрелость»; 6— «старость» (при исследовании картинки Порядок работы. Оба набора картинок располагаются перед ребенком в случайном порядке. Сначала ребенка просят найти картинку, изображение которой наиболее соответствовало бы представлению о себе: «Покажи, какой ты сейчас». Если ребенок идентифицирует себя с каким-либо образом, то выбранную картинку кладут перед ним и предлагают показать, каким он был раньше. После установления таким образом некоторой последовательности (не важно — правильная она или нет) ребенка просят найти картинку, где изображено, каким он будет потом. Если найти картинку с изображением того, каким он был раньше, ребенку не удается, ему все равно предлагается представить, каким он будет потом. И только в случае полной несостоятельности в идентификации себя с каким-либо образом данной последовательности, диагностика прерывается.
После того как определенная последовательность идентификации составляется, испытуемого просят на тех же картинках показать следующее: 1) каким бы он хотел быть; 2) каким бы он не хотел быть; 3) какая у него мама; 4) какой у него папа. Обработка результатов. Психологом осуществляется качественная обработка полученных результатов по следующим показателям: 1) качество построения половозрастной последовательности; 2) сформированность половой идентичности ребенка; 3) адекватность идентификации им своих родителей с образами половозрастной последовательности; 4) влияние личностных особенностей на половозрастную идентификацию. Для детей с нормальным интеллектом задача идентификации и построения половозрастной последовательности не представляет никаких затруднений. Все они соотносят себя с «образом» школьника и легко составляют полную последовательность. Реплики во время выполнения детьми задания свидетельствуют о стремлении детей к росту и взрослению. Родителей большинство детей идентифицируют с образом «зрелость», руководствуясь не столько их внешностью и положением в семье, сколько их социальной ролью в обществе. Для детей с ЗПР интеллектуальная задача составления правильной последовательности для обоих полов не вызвала затруднений. Однако большинство детей с ЗПР, обучающихся в массовой школе, обнаруживают личностные негативные реакции, выражающиеся в отказе или нежелании идентифицировать себя с образом «школьник». У детей этой категории, обучающихся в специализированных образовательных учреждениях, неприязнь к образу «школьник» не наблюдалась. Таким образом, принятие и непринятие позиции школьника целиком зависели от положения ребенка в школе. Идентификация отца и матери с образами предложенной последовательности не только осуществлялась с опорой на их внешний облик, но и отражала распределение ролей в семье. Для большинства первоклассников с умственной отсталостью в степени дебильности была характерна идентификация себя с образом «школьник» и самостоятельное составление половозрастной последовательности. Большая часть детей исключают из последовательного ряда образ «старость». В качестве привлекательных указываются образы «школьник», «юность», «дошкольник». В качестве непривлекательного у детей с какими-либо школьными проблемами выступает образ «школьник», у остальных — «старость». Идентификация родителей осуществлялась с ориентировкой на внешние данные.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (380)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |