Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ



2019-11-13 796 Обсуждений (0)
ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ 0.00 из 5.00 0 оценок




(Методика Т. И. Князевой)

Вводные замечания. Младший школьный возраст — это период, одной из центральных задач которого, является подготовка ребенка к новой ситуации деятельности и об­щения на следующем (преподростковом) этапе развития. По мнению Т. Н. Князевой, важнейшим механизмом такой подготовки является формирование у младшего школьника психологической готовности (ПГ) к обучению в основной школе. Этот психологический феномен определяется ав­тором как интегративное (личностно-интеллектуально-деятельностное) новообразование младшего школьного возрас­та, представляющее собой совокупность качеств учащихся, необходимых и достаточных для успешного включения его в социально-психологическую ситуацию учебной деятельности при переходе из начальной в основную школу.

В концепции данного автора представлена и структура ПГ к обучению в основной школе. Это системообразующий компонент — сфера субъективной активности ребенка, представляющая собой интегративное образование, сплав личностно значимых для него стремлений к «присвоению» учебной деятельности (субъективная часть готовности), а также объективные показатели психического развития ребенка, характеризующие его реальные возможности к переходу на новый уровень учебной деятельности (пока­затели зоны актуального и ближайшего развития высших психических функций).

Так как ПГ к обучению в основной школе являет­ся сложным интегративным новообразованием, то автор посчитал недостаточным построить диагностический ма­териал на исследовании отдельных психических функций и разработал специальную критериально-ориентированную комплексную методику, отражающую определенные струк­турные единицы ПГ в плане развития познавательной и личностной сферы младшего школьника.

Особое значение проблема изучения ПГ к обучению в основной школе приобретает в отношении детей с легки­ми формами психического недоразвития, в частности для детей с задержкой психического развития. Исследование указанного психологического феномена позволяет выявить степень приближения детей с ЗПР к возрастной норме и определить для них актуальные задачи коррекционно-развивающего обучения.

Цель исследования. Изучение психологической готов­ности к обучению в основной школе у младших школь­ников (9—11 лет).

Оснащение. Индивидуальный комплект диагностичес­ких заданий, карандаши, ручки, фломастеры (по числу детей); стандартные протоколы анализа исследований.

Порядок работы. Диагностика проводится в форме самостоятельной работы по индивидуальным картам-заданиям. На одном занятии рекомендуется выполнять два задания (1-2; 3-4; 5-6). На выполнение ребенком одного задания отводится 20—25 минут, что соответствует необходимому времени для выполнения аналогичных за­даний в ходе учебной деятельности с учетом прохождения ребенком указанных этапов его выполнения. До начала деятельности детям сообщается, что при затруднениях они могут обратиться за помощью к экспериментатору, но поскольку работа самостоятельная, то сначала надо попы­таться выполнить ее самому. В ходе выполнения ребенком каждого задания экспериментатором и/или ассистентами оценивается характер его поисковой активности и само­стоятельности в стандартном протоколе исследования. Для обработки полученных результатов по заданиям 1-4 в конце каждого задания представлена специальная табли­ца. В нее заносятся все результаты выполнения ребенком данного задания. Оценивание по представленным в таб­лице качественным критериям позволяет суммировать все проявления изучаемых показателей и определить степень их выраженности.

Содержание и структура предлагаемой диагностики включает в себя следующие задания:

Задание 1. Решение логико-арифметической задачи. Это задание предлагается ребенку с целью диагностики следующих показателей ПГ:

способности к целеполаганию (определению цели пред­стоящей деятельности);

способности к планированию (умению планировать предстоящую деятельность);

владения основными мыслительными операциями, необхо­димыми для решения учебных задач (сформированности возрастных особенностей логического мышления);

способности к рассуждению, вербализации способа действия (построению логического речевого выска­зывания);

умения проверить и оценить выполненную работу с опорой на данные вербальные критерии;

отношения ребенка к выполняемой им деятельности и ожиданий, связанных с дальнейшим обучением.

Для изучения этих показателей испытуемому пред­лагается индивидуальный пакет с заданиями, каждое из которых содержит несколько страниц, отражающих необ­ходимые этапы его выполнения:

1) целеполагание («определи свою цель: что надо сделать, чтобы выполнить задание?»);

2) планирование («составь план выполнения задания: что будешь делать и в какой последовательности!»}',

3) ход решения («запиши решение и поясняй каждый шаг выполнения задания»);

4) контрольно-оценочный («проверь все этапы работы и оцени выполнение задания, поставив «+» на той ступеньке, где оценка совпадает с твоей»);

5) мотивационный («закончи предложения, выбрав те ответы, которые больше всего подходят для тебя»). Ребенку необходимо с помощью достраивания пред­ложений высказать свое отношение к выполняемому заданию и его значимости для обучения в следующих классах.

Задание выполняется ребенком индивидуально, но в случае необходимости он может обратиться за помощью к психологу. При этом на отдельной странице стандартного протокола на каждом этапе деятельности фиксируется характер самостоятельности ребенка при выполнении задания (полная, частичная, слабая) и проявление потреб­ности ребенка в самостоятельной деятельности (критерии ее проявления обозначены). В ходе выполнения ребенком задания 1 диагностируется комплекс показателей ПГ к обучению в средней школе. Поскольку в задании 1 изу­чаются отдельные компоненты ПГ на математическом материале, то для более углубленного их исследования на другом содержательном материале школьной программы детям предлагаются задания 2 и 3.

Задание 2. Решение логико-лингвистической задачи (на материале уроков русского языка). Детям предлагается, используя свои знания по русскому языку, определить, являются ли родственными пары слов: диктор — диктант; перчатка — наперсток; цирк — циркуль.

При выполнении задания дети проходят все те же этапы, что и в задании 1.

Задание 3. Установление логических закономерностей. Оно включает в себя ряды закономерностей различного содержательного характера, которые требуется продолжить («Допиши или дорисуй три объекта, которые продолжают закономерность в каждом ряду»).

Представленные закономерности имеют числовой, лексический, геометрический, фонетический и комплек­сный характер. В основу содержания задания положен учебный материал, изучаемый детьми на протяжении начальной школы.

Задание 4. Поиск и классификация ошибок. В данном задании оцениваются следующие показатели регулирую­щего аспекта ПГ:

навыки контроля при проверке и исправлении ошибок в тексте (орфографического и пунктуационного ха­рактера),

эффективность контроля;

умение определить тип (классифицировать) ошибки по изученным правилам (орфограммам);

осознанность контроля;

характер самооценки по результатам выполненной

деятельности.

Задание 5. Решение учебной задачи в ходе совместно­го взаимодействия (диагностирование социального аспекта ПГ). На его основе проводится диагностика следующих показателей:

• навыков учебно-социального взаимодействия при решении учебной задачи;

• характер общения и социальной направленности в процессе взаимодействия.

Для изучения этих параметров детям предлагается выполнять задание в паре, договариваясь о способах

решения. Для этого им предлагается найденные совмес­тные решения (если они пришли к общему соглашению) записывать красным цветом. Если общая точка зрения не найдена, то каждый ребенок записывает свой вариант цели, плана, решения и оценки индивидуальным цветом (для этого перед началом работы определяется, кто из пар­тнеров будет работать, синим цветом, кто — зеленым).

В процессе выполнения задания экспериментатором оцениваются действия партнеров по следующим критериям:

• принятие учебной цели взаимодействия;

• удержание учебной задачи в процессе взаимодейс­твия;

• позиция при общении;

• проявление инициативности в ходе взаимодействия;

• стремление к совместным действиям.

Задание 6, Анкетирование. Оно предлагается ребенку с целью изучения его отношения к перспективе учебной деятельности в новых условиях (в средней школе) — мотивационный аспект и оценка места (значимости) школь­ного социума в иерархии социальных ценностей ребен­ка— социальный аспект. Для этого ребенку необходимо закончить предложения в анкете, выбрав из имеющихся ответов наиболее подходящие для себя.

 



2019-11-13 796 Обсуждений (0)
ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (796)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)