ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
(Методика Т. И. Князевой) Вводные замечания. Младший школьный возраст — это период, одной из центральных задач которого, является подготовка ребенка к новой ситуации деятельности и общения на следующем (преподростковом) этапе развития. По мнению Т. Н. Князевой, важнейшим механизмом такой подготовки является формирование у младшего школьника психологической готовности (ПГ) к обучению в основной школе. Этот психологический феномен определяется автором как интегративное (личностно-интеллектуально-деятельностное) новообразование младшего школьного возраста, представляющее собой совокупность качеств учащихся, необходимых и достаточных для успешного включения его в социально-психологическую ситуацию учебной деятельности при переходе из начальной в основную школу. В концепции данного автора представлена и структура ПГ к обучению в основной школе. Это системообразующий компонент — сфера субъективной активности ребенка, представляющая собой интегративное образование, сплав личностно значимых для него стремлений к «присвоению» учебной деятельности (субъективная часть готовности), а также объективные показатели психического развития ребенка, характеризующие его реальные возможности к переходу на новый уровень учебной деятельности (показатели зоны актуального и ближайшего развития высших психических функций). Так как ПГ к обучению в основной школе является сложным интегративным новообразованием, то автор посчитал недостаточным построить диагностический материал на исследовании отдельных психических функций и разработал специальную критериально-ориентированную комплексную методику, отражающую определенные структурные единицы ПГ в плане развития познавательной и личностной сферы младшего школьника. Особое значение проблема изучения ПГ к обучению в основной школе приобретает в отношении детей с легкими формами психического недоразвития, в частности для детей с задержкой психического развития. Исследование указанного психологического феномена позволяет выявить степень приближения детей с ЗПР к возрастной норме и определить для них актуальные задачи коррекционно-развивающего обучения. Цель исследования. Изучение психологической готовности к обучению в основной школе у младших школьников (9—11 лет). Оснащение. Индивидуальный комплект диагностических заданий, карандаши, ручки, фломастеры (по числу детей); стандартные протоколы анализа исследований. Порядок работы. Диагностика проводится в форме самостоятельной работы по индивидуальным картам-заданиям. На одном занятии рекомендуется выполнять два задания (1-2; 3-4; 5-6). На выполнение ребенком одного задания отводится 20—25 минут, что соответствует необходимому времени для выполнения аналогичных заданий в ходе учебной деятельности с учетом прохождения ребенком указанных этапов его выполнения. До начала деятельности детям сообщается, что при затруднениях они могут обратиться за помощью к экспериментатору, но поскольку работа самостоятельная, то сначала надо попытаться выполнить ее самому. В ходе выполнения ребенком каждого задания экспериментатором и/или ассистентами оценивается характер его поисковой активности и самостоятельности в стандартном протоколе исследования. Для обработки полученных результатов по заданиям 1-4 в конце каждого задания представлена специальная таблица. В нее заносятся все результаты выполнения ребенком данного задания. Оценивание по представленным в таблице качественным критериям позволяет суммировать все проявления изучаемых показателей и определить степень их выраженности. Содержание и структура предлагаемой диагностики включает в себя следующие задания: Задание 1. Решение логико-арифметической задачи. Это задание предлагается ребенку с целью диагностики следующих показателей ПГ: • способности к целеполаганию (определению цели предстоящей деятельности); • способности к планированию (умению планировать предстоящую деятельность); • владения основными мыслительными операциями, необходимыми для решения учебных задач (сформированности возрастных особенностей логического мышления); • способности к рассуждению, вербализации способа действия (построению логического речевого высказывания); • умения проверить и оценить выполненную работу с опорой на данные вербальные критерии; • отношения ребенка к выполняемой им деятельности и ожиданий, связанных с дальнейшим обучением. Для изучения этих показателей испытуемому предлагается индивидуальный пакет с заданиями, каждое из которых содержит несколько страниц, отражающих необходимые этапы его выполнения: 1) целеполагание («определи свою цель: что надо сделать, чтобы выполнить задание?»); 2) планирование («составь план выполнения задания: что будешь делать и в какой последовательности!»}', 3) ход решения («запиши решение и поясняй каждый шаг выполнения задания»); 4) контрольно-оценочный («проверь все этапы работы и оцени выполнение задания, поставив «+» на той ступеньке, где оценка совпадает с твоей»); 5) мотивационный («закончи предложения, выбрав те ответы, которые больше всего подходят для тебя»). Ребенку необходимо с помощью достраивания предложений высказать свое отношение к выполняемому заданию и его значимости для обучения в следующих классах. Задание выполняется ребенком индивидуально, но в случае необходимости он может обратиться за помощью к психологу. При этом на отдельной странице стандартного протокола на каждом этапе деятельности фиксируется характер самостоятельности ребенка при выполнении задания (полная, частичная, слабая) и проявление потребности ребенка в самостоятельной деятельности (критерии ее проявления обозначены). В ходе выполнения ребенком задания 1 диагностируется комплекс показателей ПГ к обучению в средней школе. Поскольку в задании 1 изучаются отдельные компоненты ПГ на математическом материале, то для более углубленного их исследования на другом содержательном материале школьной программы детям предлагаются задания 2 и 3. Задание 2. Решение логико-лингвистической задачи (на материале уроков русского языка). Детям предлагается, используя свои знания по русскому языку, определить, являются ли родственными пары слов: диктор — диктант; перчатка — наперсток; цирк — циркуль. При выполнении задания дети проходят все те же этапы, что и в задании 1. Задание 3. Установление логических закономерностей. Оно включает в себя ряды закономерностей различного содержательного характера, которые требуется продолжить («Допиши или дорисуй три объекта, которые продолжают закономерность в каждом ряду»). Представленные закономерности имеют числовой, лексический, геометрический, фонетический и комплексный характер. В основу содержания задания положен учебный материал, изучаемый детьми на протяжении начальной школы. Задание 4. Поиск и классификация ошибок. В данном задании оцениваются следующие показатели регулирующего аспекта ПГ: • навыки контроля при проверке и исправлении ошибок в тексте (орфографического и пунктуационного характера), • эффективность контроля; • умение определить тип (классифицировать) ошибки по изученным правилам (орфограммам); • осознанность контроля; • характер самооценки по результатам выполненной деятельности. Задание 5. Решение учебной задачи в ходе совместного взаимодействия (диагностирование социального аспекта ПГ). На его основе проводится диагностика следующих показателей: • навыков учебно-социального взаимодействия при решении учебной задачи; • характер общения и социальной направленности в процессе взаимодействия. Для изучения этих параметров детям предлагается выполнять задание в паре, договариваясь о способах решения. Для этого им предлагается найденные совместные решения (если они пришли к общему соглашению) записывать красным цветом. Если общая точка зрения не найдена, то каждый ребенок записывает свой вариант цели, плана, решения и оценки индивидуальным цветом (для этого перед началом работы определяется, кто из партнеров будет работать, синим цветом, кто — зеленым). В процессе выполнения задания экспериментатором оцениваются действия партнеров по следующим критериям: • принятие учебной цели взаимодействия; • удержание учебной задачи в процессе взаимодействия; • позиция при общении; • проявление инициативности в ходе взаимодействия; • стремление к совместным действиям. Задание 6, Анкетирование. Оно предлагается ребенку с целью изучения его отношения к перспективе учебной деятельности в новых условиях (в средней школе) — мотивационный аспект и оценка места (значимости) школьного социума в иерархии социальных ценностей ребенка— социальный аспект. Для этого ребенку необходимо закончить предложения в анкете, выбрав из имеющихся ответов наиболее подходящие для себя.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (796)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |