Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ



2019-11-13 333 Обсуждений (0)
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ 0.00 из 5.00 0 оценок




Объективное исследование проводится строго по схе­ме (Приложение 5), все наблюдения в процессе проведения проб заносятся в протокол. В случае невозможности про­ведения исследования (при истощении внимания ребенка, плохом его самочувствии и т. п.) в протоколе необходимо указать номера пропущенных проб. Предъявление заданий ведется по списку проб, представленных в таблице, где дается перечень исследуемых психических функций, номе­ра относящихся к каждой из них проб, а так же краткие инструкции по их применению. Исследователь должен убедиться в том, что задание понято ребенком, и в случае неправильного выполнения — повторить инструкцию.

Приложение 5 включает в себя 67 проб, которые распределены на 14 групп в соответствии с исследуемой функцией. Кинестетическая основа движений исследуется с помощью проб на воспроизведение различных поло­жений пальцев руки и включает выполнение задания по зрительному (пробы 1—6) и тактильному (пробы 7—9) образцам, а также воспроизведение позы с одной руки на другую (пробы 11—14). Исследование пространственного праксиса проводится с помощью проб 15—21, при которых ребенок воспроизводит определенное положение руки по отношению к различным частям тела, а исследование ди­намического праксиса (пробы 22—27) включает пробы на смену трех положений кисти, рисования заданного узора правой рукой; самостоятельное значение имеет проба на реципрокную координацию движений.

Слухомоториая координация исследуется с помощью проб 28-36 и включает оценку ритмов, воспроизведение их по слуховому образцу или устной инструкции. Стереогноз исследуется с помощью проб 37—38, а зрительный гнозис — 39—42. Исследованию сенсорной, моторной, номинативной функции речи посвящены 43—47 пробы. С помощью проб 48—51 исследуется слухоречевая память,

а при проведении проб 56—57 — зрительная. Отдельно проводятся пробы, с помощью которых исследуется рисование (52-54), чтение (58), письмо (59-64), счет (65). В завершение исследования ребенку предлагаются простейшие задачи (66—67). Следует обратить внимание, что пробы 35—36, а также с 58 по 67 предназначены для детей школьного возраста, хотя их использование с де­тьми 5—6-летнего возраста может быть полезным в плане определения их развития и готовности к школе. Обработка результатов:

Нейропсихологический анализ нарушений. Топический анализ

Анализ результатов нейропсихологического иссле­дования представляет определенные трудности. Для упрощения задачи исследователя разработана специаль­ная формализованная схема (Приложение 6), в кото­рой приводятся наиболее значимые нарушения проб, а также их психофизиологическая трактовка и возможная локализация — функциональная недостаточность в коре больших полушарий. Учитывая направленность серии проб на исследование определенной функции, выявлен­ные нарушения носят суммарный характер, обобщая ре­зультаты исследований не отдельной пробы, а отдельной функции.

Так, нарушения кинестетического праксиса (пробы 1—14) могут иметь шесть вариантов с 1.1 до 1.6 (в нумерации нарушений принят код, в котором первая цифра соответствует номеру функции, вторая — наруше­нию, а третья — выполнению пробы правой или левой рукой). В зависимости от характера нарушения функций варьируется психофизиологическая оценка: например, нарушения кинестетического праксиса могут быть обус­ловлены нарушением кинестетической основы движений, односторонней пространственной агнозией, нарушением межполушарного взаимодействия, инертностью движений. В соответствии с психологической оценкой локализация дисфункции может существенно различаться, обнаруживая заинтересованность правого или левого полушария, межполушарных комиссур, лобной, височной, теменной и затылочной долей или их сочетанное поражение.

Таким образом, интерпретация результатов нейропси­хологического исследования строится не только на конста­тации, но и на квалификации симптомов нейропсихологических процессов. Она определяет необходимость выделения основного дефекта, лежащего в основе этого нарушения, который приводит к появлению комплекса симптомов, составленного из внешне разрозненных, но на самом деле внутренне связанных друг с другом проявлений. Уже ре­зультаты исследования первой функции (кинестетический праксис) позволяют обозначить определенную «территорию» дисфункции в мозге, так же как и исследование следующих функций — пространственного и динамического праксиса, слухомоторной координации, стереогноза и др.

При постановке топического диагноза исследователь может использовать Приложение 7, где сведены цифровые коды нарушений всех исследованных функций, распреде­ленные в зависимости от локализации поражений в ле­вом или правом полушарии мозга. Исследователь должен подчеркнуть те нарушения, которые он выявил в процессе индивидуального исследования, и, таким образом, опреде­лить топический диагноз. Следует учитывать, что приве­денные в Приложении 7 локальные нейропсихологические синдромы являются ключевым ориентиром для оценки выявленных расстройств, но в конкретных случаях могут варьироваться в зависимости от ряда факторов.

Предложенная схема адаптированного нейропсихоло­гического исследования может повысить диагностические возможности, однако результаты этих исследований не должны абсолютизироваться и оцениваться без учета об­щих характеристик состояния здоровья дошкольника и младшего школьника.

Выявленные с помощью нейропсихологического обследования отклонения значительно обогащают пред­ставление о минимальной мозговой дисфункции (ММД), учитывая преимущественную локализацию и психофизи­ологическую характеристику функционального дефицита, что позволяет определить основные направления корриги­рующих мероприятий в каждом конкретном случае.

При более глубоком локальном психологическом син­дроме функциональный дефицит может быть обусловлен различными органическими поражениями мозга (аномалии развития, последствия перинатального поражения ЦНС, наследственно-дегенеративные, воспалительные или опухо­левые процессы и др.). В этих случаях ребенок нуждается в дополнительном обследовании.

Раздел VI



2019-11-13 333 Обсуждений (0)
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (333)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)