ОБУЧАЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ КАК МЕТОД ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ СХОДНЫХ НАРУШЕНИЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Специальная психология является отраслью общей психологии, поэтому ее основным методом исследования также является эксперимент. Суть экспериментального метода состоит в сборе фактов в специально смоделированных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых явлений. Он может быть применен для изучения различных видов психической деятельности детей, выявления особенностей развития их личности и возможностей обучения. Общим моментом при проведении всех экспериментов является то, что ребенку предлагается по определенной инструкции выполнить задание, представляющее собой модель обычной интеллектуальной или какой-либо другой психической деятельности. В экспериментах, которые проводятся с аномальными детьми, есть своя специфика. Прежде всего, она состоит в том, что содержание заданий должно быть доступно ребенку. Кроме того, сама подача материала должна осуществляться особым образом. В большинстве случаев задание предлагается в игровой форме, это касается детей как дошкольного, так и школьного возраста. При работе с детьми школьного возраста используется подача экспериментального материала в форме учебного задания, но в таких случаях мотивировка задания может быть изменена. Например, при необходимости изучить особенности опосредованного запоминания предлагается задание «пиктограмма», мотивированное на проверку памяти с помощью рисунков или используется методика Кооса с мотивировкой проверки умения складывать орнаменты и т. п. Таким образом, моделируемый психический акт или процесс должен быть трансформирован в простое, доступное осмыслению аномального ребенка, действие. Мотивировка должна способствовать установлению контакта с ребенком, что позволит провести обследование глубоко и тщательно. Метод эксперимента, как и другие методы, должен обеспечить выявление и негативных, и позитивных возможностей ребенка, а главное — обеспечить получение сведений об уровне обучаемости ребенка. Обучаемость является важнейшей характеристикой психического развития ребенка, и определение ее позволяет более точно дифференцировать сходные нарушения. Для определения обучаемости как способности к усвоению знаний в специальной психологии применяется обучающий эксперимент. Принцип обучающего эксперимента разрабатывался в детской патопсихологии Н. И. Непомнящей, а для диагностики умственной отсталости — А. Я. Ивановой. Любая методика модифицируется следующим образом: избираются заведомо трудные для ребенка задания, а затем экспериментатор обучает ребенка решению задачи. Помошь экспериментатора строго регламентирована в виде фиксированных инструкций — кратких «уроков». В качестве показателя обучаемости учитываются следующие моменты: • количество и качество помощи, необходимой для правильного выполнения задания (процесс формирования навыка);возможность и качество словесного отчета о проделанной работе; • возможность переноса сформированного навыка в новые условия. В задачу экспериментатора входит обеспечение регистрации не только конечного результата, но и самого процесса, а также применяемых способов. При этом нужно учитывать зону ближайшего развития, для чего при неудаче необходимо оказывать строго дозированную помощь. Мера помощи связана с изменением степени сложности предлагаемого ребенку задания. Каждое из экспериментальных заданий может быть представлено как задание с несколькими степенями сложности. Понятие «степень сложности» включает следующие показатели: • характеристика объема материала, с которым действует ребенок во время выполнения задания; • степень участия экспериментатора в разъяснении ребенку пути выполнения задания; • виды помощи, которые могут быть предложены ребенку в процессе выполнения задания. Последовательность оказываемой помощи: !. Стимуляция к действию (подумай, постарайся сделать, у тебя получится). 2. Разъяснение сущности действия ('например, при классификации: сюда будем откладывать все желтые кружки, а сюда— красные). 3. Введение наглядности при показе пути решения (экспериментатор выкладывает перед ребенком детали, необходимые для заданной конструкции, и начинает конструирование, предлагая ребенку продолжить действие). 4. Демонстрация образца (конкретная помощь) выполнения задания с последующей репродукцией его ребенком (экспериментатор сложил разрезную картинку, показал ребенку результат деятельности, разобрал конструкцию и предложил ребенку сделать то же самое).Как можно аметить, такая последовательность оказания помощи поочередно влияет на разные этапы психической деятельности, позволяя выявить, на каком из этапов произошло нарушение. Результаты исследования покажут, способен ли ребенок вообще действовать в данной сфере деятельности, может ли он решить определенную задачу в обычных или хотя бы облегченных условиях и при высокой мотивации. Полученные с помощью обучающего эксперимента данные могут быть использованы для первичной оценки обучаемости детей, для сравнения сдвигов в развитии при различных системах обучения. Они помогут обеспечить индивидуальный подход при обучении. Рассмотрим использование методики Кооса в качестве обучающего эксперимента. МЕТОДИКА КООСА (субтест методики Векслера) Цель исследования. Диагностика нарушений наглядно- образного мышления, пространственной ориентировки и конструктивного праксиса. Оснащение. Для проведения теста подготавливаются 16 кубиков с красно-белыми гранями: две противоположные грани — белые, две противоположные грани — крас ные, две противоположные грани — красно-белые, окрашенные наискосок. Порядок работы. Все кубики раскладываются на сто ле перед испытуемым, затем ему предлагается на макете составить несколько орнаментов по образцам в порядке возрастания сложности (с 1 по 10). При появлении затруднений испытуемому предлагают выполнить аналогичную, но облегченную задачу по образцам на макете с нанесенной сеткой. Обработка результатов. При рассмотрении результатов выполнения задания учитывается время, затраченное на складывание одного орнамента, проводится качественный анализ. Время работы над орнаментами № 1—№ 6 по 60 секунд, над орнаментами № 7—№ 10 по 120 секунд. Если испытуемый складывает орнаменты за более короткое время, то это свидетельствует о хорошей пространственной ориентировке, высоком уровне развития наглядно-образного мышления и конструктивного праксиса. У испытуемых с сохранным интеллектом складывание орнаментов № 1—№ 8 не вызывает затруднений, появление затруднений при складывании орнаментов № 9—№ 10 легко преодолевается при предъявлении макетов с нанесенной сеткой.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (760)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |