Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОБУЧАЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ КАК МЕТОД ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ СХОДНЫХ НАРУШЕНИЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ



2019-11-13 760 Обсуждений (0)
ОБУЧАЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ КАК МЕТОД ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ СХОДНЫХ НАРУШЕНИЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




Специальная психология является отраслью общей психологии, поэтому ее основным методом исследования также является эксперимент. Суть экспериментального метода состоит в сборе фактов в специально смодели­рованных условиях, обеспечивающих активное проявле­ние изучаемых явлений. Он может быть применен для изучения различных видов психической деятельности детей, выявления особенностей развития их личности и возможностей обучения.

Общим моментом при проведении всех экспериментов является то, что ребенку предлагается по определенной инструкции выполнить задание, представляющее собой модель обычной интеллектуальной или какой-либо другой психической деятельности.

В экспериментах, которые проводятся с аномаль­ными детьми, есть своя специфика. Прежде всего, она состоит в том, что содержание заданий должно быть доступно ребенку. Кроме того, сама подача материала должна осуществляться особым образом. В большинстве случаев задание предлагается в игровой форме, это каса­ется детей как дошкольного, так и школьного возраста.

При работе с детьми школьного возраста используется подача экспериментального материала в форме учебного задания, но в таких случаях мотивировка задания может быть изменена. Например, при необходимости изучить особенности опосредованного запоминания предлагается задание «пиктограмма», мотивированное на проверку памяти с помощью рисунков или используется методика Кооса с мотивировкой проверки умения складывать ор­наменты и т. п.

Таким образом, моделируемый психический акт или процесс должен быть трансформирован в простое, доступ­ное осмыслению аномального ребенка, действие. Моти­вировка должна способствовать установлению контакта с ребенком, что позволит провести обследование глубоко и тщательно. Метод эксперимента, как и другие методы, должен обеспечить выявление и негативных, и позитивных возможностей ребенка, а главное — обеспечить получение сведений об уровне обучаемости ребенка. Обучаемость является важнейшей характеристикой психического раз­вития ребенка, и определение ее позволяет более точно дифференцировать сходные нарушения.

Для определения обучаемости как способности к усвоению знаний в специальной психологии применя­ется обучающий эксперимент. Принцип обучающего эксперимента разрабатывался в детской патопсихологии Н. И. Непомнящей, а для диагностики умственной отста­лости — А. Я. Ивановой.

Любая методика модифицируется следующим обра­зом: избираются заведомо трудные для ребенка задания, а затем экспериментатор обучает ребенка решению зада­чи. Помошь экспериментатора строго регламентирована в виде фиксированных инструкций — кратких «уроков». В качестве показателя обучаемости учитываются следую­щие моменты:

• количество и качество помощи, необходимой для правильного выполнения задания (процесс форми­рования навыка);возможность и качество словесного отчета о проде­ланной работе;

• возможность переноса сформированного навыка в новые условия.

В задачу экспериментатора входит обеспечение ре­гистрации не только конечного результата, но и самого процесса, а также применяемых способов. При этом нужно учитывать зону ближайшего развития, для чего при неуда­че необходимо оказывать строго дозированную помощь. Мера помощи связана с изменением степени сложности предлагаемого ребенку задания. Каждое из эксперимен­тальных заданий может быть представлено как задание с несколькими степенями сложности. Понятие «степень сложности» включает следующие показатели:

• характеристика объема материала, с которым дейс­твует ребенок во время выполнения задания;

• степень участия экспериментатора в разъяснении ребенку пути выполнения задания;

• виды помощи, которые могут быть предложены ре­бенку в процессе выполнения задания. Последовательность оказываемой помощи:

!. Стимуляция к действию (подумай, постарайся сделать, у тебя получится).

2. Разъяснение сущности действия ('например, при класси­фикации: сюда будем откладывать все желтые кружки, а сюда— красные).

3. Введение наглядности при показе пути решения (экс­периментатор выкладывает перед ребенком детали, необходимые для заданной конструкции, и начина­ет конструирование, предлагая ребенку продолжить действие).

4. Демонстрация образца (конкретная помощь) выполне­ния задания с последующей репродукцией его ребен­ком (экспериментатор сложил разрезную картинку, показал ребенку результат деятельности, разобрал конструкцию и предложил ребенку сделать то же самое).Как можно аметить, такая последовательность оказа­ния помощи поочередно влияет на разные этапы психичес­кой деятельности, позволяя выявить, на каком из этапов произошло нарушение. Результаты исследования покажут, способен ли ребенок вообще действовать в данной сфере деятельности, может ли он решить определенную задачу в обычных или хотя бы облегченных условиях и при высокой мотивации.

Полученные с помощью обучающего эксперимента данные могут быть использованы для первичной оценки обучаемости детей, для сравнения сдвигов в развитии при различных системах обучения. Они помогут обеспе­чить индивидуальный подход при обучении. Рассмотрим использование методики Кооса в качестве обучающего эксперимента.

МЕТОДИКА КООСА

(субтест методики Векслера)

Цель исследования. Диагностика нарушений наглядно- образного мышления, пространственной ориентировки и конструктивного праксиса.

Оснащение. Для проведения теста подготавливаются 16 кубиков с красно-белыми гранями: две противополож­ные грани — белые, две противоположные грани — крас­ ные, две противоположные грани — красно-белые, окра­шенные наискосок.

Порядок работы. Все кубики раскладываются на сто­ ле перед испытуемым, затем ему предлагается на макете составить несколько орнаментов по образцам в порядке возрастания сложности (с 1 по 10). При появлении за­труднений испытуемому предлагают выполнить анало­гичную, но облегченную задачу по образцам на макете с нанесенной сеткой.

Обработка результатов. При рассмотрении результатов выполнения задания учитывается время, затраченное на складывание одного орнамента, проводится качественный анализ. Время работы над орнаментами № 1—№ 6 по 60 секунд, над орнаментами № 7—№ 10 по 120 секунд.

Если испытуемый складывает орнаменты за более короткое время, то это свидетельствует о хорошей пространственной ориентировке, высоком уровне развития наглядно-образно­го мышления и конструктивного праксиса. У испытуемых с сохранным интеллектом складывание орнаментов № 1—№ 8 не вызывает затруднений, появление затруднений при складывании орнаментов № 9—№ 10 легко преодолевается при предъявлении макетов с нанесенной сеткой.



2019-11-13 760 Обсуждений (0)
ОБУЧАЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ КАК МЕТОД ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ СХОДНЫХ НАРУШЕНИЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОБУЧАЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ КАК МЕТОД ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ СХОДНЫХ НАРУШЕНИЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (760)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)