Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ



2019-11-13 806 Обсуждений (0)
ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




(Методика Д. Стотта)

Вводные замечания. Становление агрессивного пове­дения ребенка может происходить под влиянием самых разнообразных факторов. Это могут быть определенные индивидуальные, внешние (жара, шум, теснота и т. д.), а также социальные факторы. Особые причины форми­рования агрессивной модели поведения выделяются в отношении детей с нарушениями психического развития. На проявление агрессивности у таких детей, по мнению Л. М. Шипицыной (2003), влияют отклонения со стороны нервной системы, несоответствующее возрастной норме развитие произвольной сферы психики, особенности детско-родительских отношений в семьях с агрессивной моде­лью поведения. Все эти причины, как правило, приводят к закреплению агрессивных действий ребенка, которые могут перерастать в устойчивую личностную черту.

В экспериментальном исследовании И. К. Йокубаускайте (2006), направленном на выявление психологи­ческих особенностей агрессии в поведении детей с ЗПР 7—9 лет, была использована схема стандартизированного наблюдения Д. Стотта. Эта методика позволяет определить уровень агрессивности в поведении ребенка и сформу­лировать предположения о тенденции к формированию патохарактерологических агрессивных реакций.

На основе экспериментальных результатов, получен­ных с помощью данной методики, И. К, Йокубаускайте был сделан вывод, что агрессия в поведении детей с ЗПР 7—9 лет является отражением, как особенностей личности детей, так и специфических особенностей психического развития при задержке его темпа.

Наряду с общими особенностями проявлений агрес­сии в поведении детей 7—9 лет с ЗПР и с нормальным темпом развития, автором были выделены специфические особенности агрессии у младших школьников с ЗПР:

1) повышенная ситуативная зависимость агрессивных проявлений в силу сниженных адаптивных возмож­ностей детей с ЗПР;

2) ригидность аффективных состояний и длительность их последствий, что зачастую является причиной соци­альной неадекватности и дезадаптации детей с ЗПР;

3) преобладание в поведении физической агрессии, как

возможное отражение алекситимии.

Цель исследования. Выявление особенностей агрессии, проявляемой детьми 7—9 лет в поведении.

Оснащение. Стандартная карта наблюдения для каждого исследуемого.

Порядок работы. Карта наблюдений включает в себя 15 показателей проявления агрессивности, за присутствием или отсутствием которых у ребенка должен следить наблюда­тель, заполняющий карту: вегетативные признаки и внешние проявления агрессивности, длительность выхода из состояния раздражения и гнева, чувствительность к помощи взрослого, отношение к собственным проявлениям агрессивности, не­достаточность в проявлениях гуманных чувств, особенности реактивности детей в новых условиях и в условиях проявления агрессии другими, особенности направленности агрессии и особенности демонстрируемых форм агрессии.

Во избежание субъективизма в оценке поведения детей, заполнение карты должно осуществляться компетентным независимым лицом. Карта заполняется на каждого ребенка отдельно. Наблюдение целесообразно проводить в течение некоторого времени (5-7 дней) с тем, чтобы выявить и дифференцировать проявления устойчивые и ситуативные. При осуществлении наблюдения по предлагаемой карте, необходимо фиксировать частоту поведенческих актов ребенка: 0 — не проявляется никогда; 1 - иногда наблюдается; 2- наблюдается часто; 3- проявляется почти всегда; 4 - наблюдается постоянно.

Обработка результатов. Общая сумма баллов по частоте наблюдаемости определяет уровень агрессивности:

I уровень, (от 0 до 65 балов) — свидетельствует о том, что поведение ребенка позволяет сделать вывод об отсутствии тенденции закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии как патологических, скорее всего ребенок в состоянии самостоятельно овладеть агрессивностью.

II уровень, (от 66 до 130) — говорит об опасности закрепления агрессии как патохарактерологической чер­ты; скорее всего, ребенку требуется помощь в овладении собственным деструктивным поведением;

III уровень, (от 135 до 195 баллов) - характеризует поведение ребенка как патологическое, что предполагает оказание значительной психолого-педагогической помо­щи ему в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций;

IV уровень, (от 196 до 240 баллов) - свидетельствует, скорее всего, о серьезных изменениях в личности ребенка, требующих медицинского вмешательства.

При неоднократном наблюдении за поведением ре­бенка в течение определенного времени фиксируется тот уровень агрессии, в интервал баллов которого, чаще всего попадали оценки параметров.

АГРЕССИВНОСТЬ

 

Ф. И. О. ребенка ----------------------------------------------------------------

Возраст --------------------------------------------------------------

Дата заполнения ----------------------------------------------------------------

Период наблюдения -------------------------------------------------------------

Заполнил: родитель, психолог, педагог ----------------------------------------------------------

Подчеркните, насколько выражены ситуационно-личностные реакции агрессивности у ребенка: 0 — нет проявлений агрессивности; 1 — проявления агрессивности наблюдаются иногда; 2 — часто; 3 — почти всегда; 4 — не­прерывно. Добавьте те, которые не указаны.

Признаки    
проявления Поведенческие акты Частота
агрессивности   проявления
у ребенка    
1. Вегетативные • краснеет (бледнеет) в состоянии 01234
признаки раздражения, гнева;  
и внешние • кусает, облизывает губы в состоянии 01234
проявления раздражения, гнева;  
агрессивности « сжимает кулаки в состоянии обиды; 01234
  • сжимает кулаки в состоянии раздра- 01234
  жения, гнева;  
2. Длитель- • после агрессивной реакции не успо- 01234
ность выхода каивается в течение 1 5 мин;  
из состояния • после агрессивной реакции не успо- 01234
раздражения, каивается в течение 30 мин.;  
гнева • после агрессивной реакции успокаи- 01234
  вается в течение 1 часа;  
  • после агрессивной реакции пребы- 01234
  вает в напряженном состоянии  
  в течение дня;  
3. Чувствитель- • не может успокоиться без помощи 01234
ность к помо- взрослого;  
щи взрослого • замечания в устной форме не тор- 01234
  мозят вербальной агрессии;  
  • замечания в устной форме не 01234
  тормозят проявления физической  
  агрессии;  
  • чувство неприязни к другим не кор- 01234
  ректируется извне;  

Продолжение таблицы

Признаки   Частота
проявления Поведенческие  
агрессивности акты проявления
у ребенка    
4. Отношение « сам признает негативность своего 01234
к собственным поведения и прекращает его;  
проявлениям    
агрессии • признает негативность своего пове- 01234
  дения, после комментариев взрослого  
  прекращает агрессивные действия;  
  • признает негативность, но продол- 01234
  жает агрессивные проявления;  
  * не воспринимает собственные агрес- 01234
  сивные действия как негативные;  
5. Недостаточ- • делает что-то назло другим; 01234
ность в прояв­лении гуман- • проявляет безразличие к страданиям 01234
ных чувств других;  
  • стремится причинить другому стра- 01234
  дания;  
  * отсутствие чувства вины после агрессивных реакций 01234
6. Реакция на • непривычная обстановка не тормозит проявления агрессивности; 01234
новую обстановку и на ограничения    
     
  • непривычная, незнакомая обстановка 01234
  провоцирует проявление агрессивности;  
  • в ситуации ограничения активности 01234
  проявляет агрессивность;  
  • ограничить агрессивные действия; оказывает сопротивление при попытке 01234

Продолжение таблицы

Признаки проявления агрессивности у ребенка Поведенческие акты Частота проявле­ния
7. Реактив­ность (чувственность к агрессии других) • реагирует агрессии ей на агрессивные проявления других; 01234
  • проявляет вербальные агрессивные реакции в ответ на вербальную агрес­сию других; 01234
  • проявляет физические агрессивные реакции в ответ на вербальную агрессию других 01234
  •провоцирует проявления агрессии 01234
8. Проявление   • проявляет агрессию один на один;   01234

агрессии в присутствии других

 

. • проявляет агрессию в присутствии других сверстников;  

01234

 

взрослых;
  • ситуация совместной деятельности 01234
  провоцирует проявление агрессии;   01234  
9. Проявление физической агрессии, на­правленной на предмет агрессии, на­правленной на предмет   01234
  • в состоянии раздражения, гнева пор­тит любые веши, попадающиеся под руку 01234
  • портит, веши, независимо от состоя­ния и ситуации; 01234


Практикум по специальной психологии

Продолжение таблицы

Признаки проявления агрессивности у ребенка Поведенческие акты Частота проявле­ния
10. Проявле­ние агрессии, направленной на других детей • проявляет агрессию по отношению к другим в состоянии раздражения, гнева; • проявляет агрессивные реакции на случайные действия других (задели, толкнули и т. п.); 01234 01234
  • проявляет агрессию по отношению к другим без видимой причины; 01234
  • задирается, провоцирует проявление агрессии; 01234
    01234
1 1 . Проявле­ние агрессии, направленной на взрослых • проявляет агрессию по отношению к родителям; • проявляет агрессию по отношению к чужим взрослым; 0 1 2 3"4 01234
  • проявляет агрессию по отношению к другим в состоянии раздражения и гнева; 01234
  • проявляет агрессивные реакции на случайные действия других {задели, толкнули и т. п.}; 01234
  • проявляет агрессию к другим без видимой причины; 01234

Продолжение таблицы

Признаки проявления агрессивности у ребенка Поведенческие акты Частота проявле­ния
12. Проявле­ние агрессии, направленной на себя • причиняет себе ущерб в состоянии раздражения и гнева (бьет кулаком в стену, бьется головой и т. п.); • причиняет себе ущерб после 01234 01234
  агрессивных реакций по отношению 01234
  к другим; 01234  
  • просит причинить ущерб в наказание 01234
  • причиняет себе ущерб без видимых причин 01234
13. Проявление • насильно ловит животных; 01234
агрессии, направленной на животных • причиняет ущерб животным в состо­янии раздражения и гнева; 01234
  • причиняет ущерб животным без 01234
  видимых причин; 01234  
  • убивает животных; 01234
14. Проявле­ния вербаль­ной агрессии • говорит обидные слова детям; • говорит обидные слова взрослым; 01234 01234
  • говорит нецензурные слова детям; 01234
  • говорит нецензурные слова взрослым; 01234

Окончание таблицы

Признаки проявления агрессивности у ребенка Поведенческие акты   Частота проявле- ния  
15. Проявле- • замахивается; 01234
ния физичес­кой агрессии • щипает, дергает за волосы; 01234 01234
  • бьет рукой; 01234
  • бьет ногой; 01234

 

Раздел V



2019-11-13 806 Обсуждений (0)
ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (806)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)