ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ
(Методика Д. Стотта) Вводные замечания. Становление агрессивного поведения ребенка может происходить под влиянием самых разнообразных факторов. Это могут быть определенные индивидуальные, внешние (жара, шум, теснота и т. д.), а также социальные факторы. Особые причины формирования агрессивной модели поведения выделяются в отношении детей с нарушениями психического развития. На проявление агрессивности у таких детей, по мнению Л. М. Шипицыной (2003), влияют отклонения со стороны нервной системы, несоответствующее возрастной норме развитие произвольной сферы психики, особенности детско-родительских отношений в семьях с агрессивной моделью поведения. Все эти причины, как правило, приводят к закреплению агрессивных действий ребенка, которые могут перерастать в устойчивую личностную черту. В экспериментальном исследовании И. К. Йокубаускайте (2006), направленном на выявление психологических особенностей агрессии в поведении детей с ЗПР 7—9 лет, была использована схема стандартизированного наблюдения Д. Стотта. Эта методика позволяет определить уровень агрессивности в поведении ребенка и сформулировать предположения о тенденции к формированию патохарактерологических агрессивных реакций. На основе экспериментальных результатов, полученных с помощью данной методики, И. К, Йокубаускайте был сделан вывод, что агрессия в поведении детей с ЗПР 7—9 лет является отражением, как особенностей личности детей, так и специфических особенностей психического развития при задержке его темпа. Наряду с общими особенностями проявлений агрессии в поведении детей 7—9 лет с ЗПР и с нормальным темпом развития, автором были выделены специфические особенности агрессии у младших школьников с ЗПР: 1) повышенная ситуативная зависимость агрессивных проявлений в силу сниженных адаптивных возможностей детей с ЗПР; 2) ригидность аффективных состояний и длительность их последствий, что зачастую является причиной социальной неадекватности и дезадаптации детей с ЗПР; 3) преобладание в поведении физической агрессии, как возможное отражение алекситимии. Цель исследования. Выявление особенностей агрессии, проявляемой детьми 7—9 лет в поведении. Оснащение. Стандартная карта наблюдения для каждого исследуемого. Порядок работы. Карта наблюдений включает в себя 15 показателей проявления агрессивности, за присутствием или отсутствием которых у ребенка должен следить наблюдатель, заполняющий карту: вегетативные признаки и внешние проявления агрессивности, длительность выхода из состояния раздражения и гнева, чувствительность к помощи взрослого, отношение к собственным проявлениям агрессивности, недостаточность в проявлениях гуманных чувств, особенности реактивности детей в новых условиях и в условиях проявления агрессии другими, особенности направленности агрессии и особенности демонстрируемых форм агрессии. Во избежание субъективизма в оценке поведения детей, заполнение карты должно осуществляться компетентным независимым лицом. Карта заполняется на каждого ребенка отдельно. Наблюдение целесообразно проводить в течение некоторого времени (5-7 дней) с тем, чтобы выявить и дифференцировать проявления устойчивые и ситуативные. При осуществлении наблюдения по предлагаемой карте, необходимо фиксировать частоту поведенческих актов ребенка: 0 — не проявляется никогда; 1 - иногда наблюдается; 2- наблюдается часто; 3- проявляется почти всегда; 4 - наблюдается постоянно. Обработка результатов. Общая сумма баллов по частоте наблюдаемости определяет уровень агрессивности: I уровень, (от 0 до 65 балов) — свидетельствует о том, что поведение ребенка позволяет сделать вывод об отсутствии тенденции закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии как патологических, скорее всего ребенок в состоянии самостоятельно овладеть агрессивностью. II уровень, (от 66 до 130) — говорит об опасности закрепления агрессии как патохарактерологической черты; скорее всего, ребенку требуется помощь в овладении собственным деструктивным поведением; III уровень, (от 135 до 195 баллов) - характеризует поведение ребенка как патологическое, что предполагает оказание значительной психолого-педагогической помощи ему в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций; IV уровень, (от 196 до 240 баллов) - свидетельствует, скорее всего, о серьезных изменениях в личности ребенка, требующих медицинского вмешательства. При неоднократном наблюдении за поведением ребенка в течение определенного времени фиксируется тот уровень агрессии, в интервал баллов которого, чаще всего попадали оценки параметров. АГРЕССИВНОСТЬ
Ф. И. О. ребенка ---------------------------------------------------------------- Возраст -------------------------------------------------------------- Дата заполнения ---------------------------------------------------------------- Период наблюдения ------------------------------------------------------------- Заполнил: родитель, психолог, педагог ---------------------------------------------------------- Подчеркните, насколько выражены ситуационно-личностные реакции агрессивности у ребенка: 0 — нет проявлений агрессивности; 1 — проявления агрессивности наблюдаются иногда; 2 — часто; 3 — почти всегда; 4 — непрерывно. Добавьте те, которые не указаны.
Продолжение таблицы
Продолжение таблицы
Практикум по специальной психологии Продолжение таблицы
Продолжение таблицы
Окончание таблицы
Раздел V
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (806)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |