ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕЙ СТРУКТУРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(Методика Н. И. Непомнящей) Вводные замечания. Развитие ребенка в младшем школьном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: игре, продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование и т. д.), элементарном труде по самообслуживанию и, наконец, в ведущем виде — учебной деятельности. Труд, игра и учеба способствуют развитию у младших школьников общей структуры деятельности. Систематическое школьное обучение формирует у детей умение подчинять свою деятельность правилам, произвольно управлять своим поведением, адекватно оценивать результаты своей работы. На основе накопленных в специальной психологии данных можно утверждать, что у детей с интеллектуальной недостаточностью существуют специфические, свойственные только им особенности протекания деятельности. Г. И. Жаренкова (1972), изучая особенности деятельности младших школьников с ЗПР в разных условиях (на основе образца и словесной инструкции), пришла к выводу, что даже при выполнении несложных заданий их деятельность имеет значительные дефекты— отсутствие целенаправленности в работе, импульсивность, низкий уровень самоконтроля, недостаточное умение оценивать свою работу. Стойкость этих особенностей подтверждается их проявлением в разных видах деятельности, в различных экспериментальных условиях, в заданиях различной сложности. По данным Б. И. Пинского (1962), Ж. И. Шиф (1965), Г. М. Дульнева (1973), нарушения в деятельности умственно отсталых младших школьников носят более грубый характер. Это уход детей от поставленной цели в связи с появлением даже минимальных трудностей, отсутствие соотнесения получаемых результатов с задачей деятельности, выраженная некритичность к процессу и результату своей работы. Предлагаемая методика была апробирована в экспериментальных исследованиях младших школьников с ЗПР, проведенных И. К. Йокубаускайте (2006). Цель исследования. Изучение особенностей, сформированности общей структуры деятельности у детей младшего школьного возраста. Оснащение. Стандартный протокол анализа данных исследования. Порядок работы. Исследование проводится в форме индивидуального устного собеседования. Сначала устно дается первая основная инструкция: «Представь себе, что тебя позвали в детский сад помочь. Ты пришел, а заведующая говорит: «Знаешь (имя ребенка), ведь у нас детский сад особенный — у нас есть дети, папы, и мамы которых уехали надолго, на целый год. Маленькие дети скучают, плачут. Мы хотим их развеселить и устроить веселый праздник елки. Не мог бы ты нам помочь. Надо сделать елочные игрушки, только, чтобы хватило всем. Мы их потом подарим нашим детям». Затем педагог говорит как бы от себя: «Если бы тебя так позвали и попросили бы помочь, ты бы согласился?» Если ребенок выражает согласие, то педагог продолжает: «А сейчас ты мне просто расскажешь, как и что ты будешь делать, если тебя позовут помочь. Расскажи поподробнее». Если ребенок начинает рассказывать не об изготовлении елочных игрушек, а перечисляет названия игрушек, говоря о самом празднике и т. п., дается вторая инструкция: «Расскажи, как ты будешь делать елочные игрушки». Если и затем речь идет не об изготовлении какой-либо определенной игрушки, а об изготовлении игрушек вообще, то дается третья инструкция: «Расскажи о какой-нибудь одной игрушке — как ты ее будешь делать». При выполнении ребенком задания заполняется протокол. Обработка результатов. Методика предполагает выделение следующих параметров оценивания особенностей описания деятельности у разных детей: Параметр 1: место будущего продукта и представления о нем в описании деятельности (возможны варианты от полной детерминации процесса изготовления будущего продукта до полной невыделенности плана как особого элемента деятельности). Этот параметр предполагает один из следующих четырех вариантов описания: • описывается конкретная ситуация своего прошлого опыта изготовления игрушки; • называется будущий продукт, затем указывается конкретная ситуация его изготовления; • не только называется будущий продукт, но и указываются его необходимые свойства; • указывается более широкая ситуация, которая определяет изготовление игрушки. Параметр 2: выделенность объективной или операционной стороны деятельности. Он подразумевает учет следующих особенностей: • описание преимущественно объективной стороны деятельности (внешних условий ее выполнения; • описание преимущественно операционной стороны деятельности; • свободное описание и объективной, и операционной сторон деятельности. Параметр 3: включение в рассказ ситуаций, не связанных непосредственно с изготовлением продукта. Предполагает выделение тех более широких ситуаций, с которыми младшие школьники связывают конкретную деятельность: • сфера прошлого опыта; • сфера будущего использования продукта; • отношения с экспериментатором и вообще со взрослыми; • взаимоотношения со сверстниками; • организация своей деятельности. Выявленные особенности оцениваются качественно и рассматриваются как особенности овладения общей структурой деятельности.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (605)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |