Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ МЫШЛЕНИЯ



2019-11-13 329 Обсуждений (0)
ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ МЫШЛЕНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




Достаточно надежно оценить состояние мышление возможно только в том случае, если имеются данные, характеризующие все три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Это обязательно должно быть предусмотрено при подборе диагностических методик. К нормальному уровню развития мышления могут быть отнесены случаи, когда выполнение заданий, требующих участия всех трех видов мышления, осуществляется примерно так же, как это наблюдает­ся у нормально развивающихся детей того же возраста или несколько хуже (последнее относится, особенно, к развитию словесно-логического мышления как наиболее сензитивного ко всем неблагоприятным условиям развития ребенка и в несколько меньшей степени к наглядно-об­разному мышлению).

Если при этом наблюдаются некоторые затруднения при решении задач наглядно-действенного характера, следует выяснить, не имеют ли они вторичной природы, а именно: не связаны ли они с непониманием инструк­ции или дефектами моторики. Для этого целесообразно использовать задания для оценки мелкой моторики, предложенные Н. И. Озерецким (1928), например, укла­дывание спичек в коробок. Неловкость при решении задач наглядно-действенного характера не дает основания для снижения оценки успешности их решения.

Точно так же при оценке успешности решения сло­весно-логических заданий не следует придавать значения недостаткам речевой формы ответов, некоторым неточ­ностям, если в целом видно, что ребенок понимает смысл задания и его решение идет в правильном направлении.

Приравнивать к нормальному уровню выполнения можно и решения, достигаемые ребенком после оказания ему помощи. Это относится к оценке решения не только словесно-логических заданий, но и задач наглядно-дейс­твенного и наглядно-образного характера.

Во всех случаях, при предъявлении любых заданий, необходимо убедиться в том, что ребенок понял и усвоил инструкцию. Проводящему обследование важно иметь в виду, что даже нормально развивающийся ребенок семи лет, в состоянии безошибочно воспринять и усвоить инс­трукцию объемом в среднем не более 7—8 слов. Когда объем инструкции увеличивается и превышает индивиду­альный объем памяти хотя бы на одно слово, происходят как бы выпадения ее частей. В таких случаях следует рас­членить инструкцию и давать ее в виде двух-трех коротких предложений, предлагая запоминать ее по частям.

Как легкая и средняя степени нарушения развития мышления могут оцениваться случаи, когда количество выполненных мыслительных заданий, даже при условии оказания помощи ребенку, на 25—30% меньше среднего их количества, выполняемого нормально развивающимися детьми. Чаше всего (что особенно характерно для детей с задержкой психического развития и детей с общим речевым недоразвитием) невыполненными оказываются задания словесно-логического характера, а также часть наглядно-образных заданий.

К тяжелой степени нарушения развития мыслительной деятельности относятся случаи невыполнения большинства заданий, несмотря на оказанную обследуемому ребенку помощь. В наиболее тяжелых случаях, при грубых нару­шениях развития мышления и познавательной деятель­ности в целом, очевидные трудности возникают уже при восприятии и усвоении инструкции. Иногда при этом, ' даже добившись полного воспроизведения инструкции, обследующий обнаруживает, что ребенок ее не понима­ет. Такие факторы имеют место при изучении умственно отсталых детей.

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ РЕЧИ

Оценивая состояние речевого развития ребенка, пси­хологу следует принимать во внимание как собственные данные, полученные им при анализе понимания ребенком инструкций, называния им объектов, используемых при обследовании, ответов на задания, спонтанных высказыва­ний и высказываний во время беседы с ним, так и данные специального изучения особенностей речи ребенка, то есть результаты логопедического обследования. Принимаются во внимание особенности фонетико-фонематической сто­роны речи, словарного запаса и грамматического строя высказываний ребенка.

Нормальный уровень речевого развития (отсутствие нарушений) фиксируется в тех случаях, когда состояние всех трех сторон речи близко к тому, что наблюдается у нормально развивающихся детей. Недостатки произ­ношения отдельных звуков, некоторая ограниченность активного словаря и недостаточная сформированность грамматического строя (например, трудности В употреб­лении и понимании некоторых предлогов, творительного падежа, неупотребление сложных предложений, упрощен­ность высказываний, что характерно для детей с задержкой психического развития) не снижают оценки речевого раз­вития как нормального. Важно, чтобы в пределах бытовой тематики активная речь была, в основном, правильной.

Существенное значение в оценке речевого развития как нормального имеют возможности ребенка переводить речь из внутреннего плана во внешний, что происходит, например, при описании ребенком картинки или при его спонтанных высказываниях.

Средняя степень недостаточности речи фиксируется в тех случаях, когда в истории развития ребенка (старшего дошкольного и младшего школьного возраста) отмечаются позднее появление слов (при этом они были сильно ис­кажены), задержанное появление первых фраз, ограничен­ность словаря, дефекты произношения отдельных звуков и недостатки в грамматическом оформлении фраз.

К грубым недостатком речевого развития относят­ся случаи, когда на рубеже дошкольного и школьного возрастов наблюдаются трудности во внутреннем про­граммировании и речевом оформлении высказываний, выраженные недостатки грамматического строя, бедность словаря, который состоит лишь из высокочастотных слов, недостатки произношения нескольких групп звуков, труд­ности в различении фонем.



2019-11-13 329 Обсуждений (0)
ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ МЫШЛЕНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ МЫШЛЕНИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (329)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)