Дифференциально - диагностические критерии
На протяжении младшего подросткового возраста при нормальном психическом развитии (НИР) проявляются следующие особенности образа «Я»: 1. Отмечается повышение субъективной значимости самопознания от желания интимизировать сведения о себе, и узнать что-то о сверстниках (10—11 лет) до сравнения себя с ними и погруженности в самоанализ (11-12 лет). 2. Сохранение детской непосредственности, неполной интериоризации анализа других и частых характеристик себя через успешность в учебной деятельности роднит подростков 10—11 лет с младшими школьниками. В возрасте 11-12 лет наблюдается интериоризация анализа других и его переход в самоанализ. Самохарактеристики теряют свою эмоциональность, непосредственность, становятся более короткими и закрытыми, зачастую противоречат друг другу, что свидетельствует о наступающем возрастном кризисе. 3. На сознательном уровне в 10—11 лет в составе образа «Я» наблюдается преобладание характеристик действий и поступков, социальных ролей и статусов, предпочтений и желаний. Формальная характеристика себя через социальные статусы и роли на самом деле является значимой для детей этого возраста, но параллельно с этим подростки начинают углубляться в свой внутренний мир: уделять большое внимание своим предпочтениям и желаниям. Самохарактеристики через анализ действий и поступков по-прежнему, как и в младшем школьном возрасте, остаются одними из ведущих, но в плане субъективной значимости сдают свои позиции. 4. Среди модальностей образа «Я» подростков 11—12 лет лидируют описания социальных статусов и ролей (реальных, а в большинстве случаев возможных), и они выступают как способ самозащиты, маскировки фрустрирующих подростка противоречивых самохарактеристик. На втором месте по частоте и субъективной значимости оказываются характеристики личностных качеств (их показатель увеличивается втрое по сравнению с возрастом 10—11 лет и вопреки ярко выраженной защитной установке), что, на наш взгляд, является результатом рефлексии своих желаний и предпочтений, процент последних в 11—12 лет закономерно снижается. Таким образом, возраст 11—12 лет является латентным периодом накопления характеристик своих личностных качеств и их осмысления. У младших подростков с ЗПР, обучающихся в классах коррекционно-развивающего обучения (КРО), были выявлены несколько иные особенности: 1. В 10-11 лет у подростков с ЗПР, обучающихся в массовой школе, проявляется низкая субъективная активность в плане самопознания. Образ «Я» конструируется преимущественно за счет усвоения объективных знаний о себе. В этом возрасте дети только начинают анализировать свои действия и поступки. 2. В 11—12 лет возрастает субъективная значимость самопознания, и повышаются рефлексивные возможности: подростки начинают чаще анализировать других, активно анализируют свои действия и поступки, начинают характеризовать свои предпочтения и желания. Наряду с этим подростки переживают период закрытости, затрудненности самопрезентации. 3. Количественное соотношение модальностей образов «Я» подростков 11—12 лет с ЗПР аналогично соотношению, полученному у подростков 10-11 лет с НПР, что доказывает временный характер задержки. 4. Кроме задержки по времени формирования, в образах «Я» подростков с ЗПР отмечаются качественные своеобразия (в образах «Я» не появляется временная перспектива; в 11—12 лет подростки склонны давать себе негативные характеристики, которые не компенсируются перечислением своих достоинств, или гиперкомпенсаторные характеристики, которые выступают как защита от фрустрирующей подростка ситуации в плане самовосприятия). У младших подростков с ЗПР, обучающихся в специальной школе, были обнаружены другие отличительные особенности: 1. В период от 10 до 12 лет отмечается постепенный рост рефлексивных возможностей младших подростков с ЗПР, обучающихся в специальной школе. В возрасте 11-12 лет отмечается рост субъективной значимости самопознания и актуальности конструируемого образа. 2. Подростки с ЗПР 10—11 лет, обучающиеся в условиях специальной школы, проявляют высокую восприимчивость к характеристикам своего образа, даваемым окружающими. 3. У подростков 10—11 лет снижено осознание себя как части социума и как носителя определенной активности, что свидетельствует об них низкой социальной интегрированное™. 4. Подростки 11—12 лет переживают яркий кризис самопознания и самопрезентации, возникший из-за недостатков предшествующей коррекционно-развивающей работы. Однако кризис самовосприятия не является для подростков тупиковым, они не воспринимают свое положение как бесперспективное. В образах «Я» младших подростков с интеллектуальной недостаточностью в степени дебильности также отмечается своя специфика: 1. Конструирование своего образа не является актуальным для младших подростков с интеллектуальным недоразвитием, и в период с 10 до 12 лет не наблюдается роста рефлексивных возможностей и субъективной активности в плане самопознания. В младшем подростковом возрасте у детей с нарушением интеллекта не отмечается роста субъективной значимости, актуальности самопознания. 2. У 10—11-летних испытуемых не отмечается субъективной активности даже в познании другого, поэтому развития самопознания не наблюдается; подростки 11—12 лет активнее начинают усваивать характеристики, даваемые извне. 3. Без соответствующей организации коррекционно-развивающей работы образ «Я» младшего подростка с интеллектуальной недостаточностью отличается крайней бедностью, стереотипностью, аморфностью и отсутствием существенных возрастных изменений.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (251)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |