Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Дифференциально - диагностические критерии



2019-11-13 251 Обсуждений (0)
Дифференциально - диагностические критерии 0.00 из 5.00 0 оценок




На протяжении младшего подросткового возраста

при нормальном психическом развитии (НИР) проявляются

следующие особенности образа «Я»:

1. Отмечается повышение субъективной значимости самопознания от желания интимизировать сведения о себе, и узнать что-то о сверстниках (10—11 лет) до сравнения себя с ними и погруженности в самоанализ (11-12 лет).

2. Сохранение детской непосредственности, неполной интериоризации анализа других и частых характеристик себя через успешность в учебной деятельности роднит подростков 10—11 лет с младшими школьниками. В возрасте 11-12 лет наблюдается интериоризация анализа других и его переход в самоанализ. Самохарак­теристики теряют свою эмоциональность, непосредс­твенность, становятся более короткими и закрытыми, зачастую противоречат друг другу, что свидетельствует о наступающем возрастном кризисе.

3. На сознательном уровне в 10—11 лет в составе образа «Я» наблюдается преобладание характеристик действий и поступков, социальных ролей и статусов, предпочте­ний и желаний. Формальная характеристика себя через социальные статусы и роли на самом деле является зна­чимой для детей этого возраста, но параллельно с этим

подростки начинают углубляться в свой внутренний мир: уделять большое внимание своим предпочтениям и желаниям. Самохарактеристики через анализ действий и поступков по-прежнему, как и в младшем школьном возрасте, остаются одними из ведущих, но в плане субъективной значимости сдают свои позиции.

4. Среди модальностей образа «Я» подростков 11—12 лет лидируют описания социальных статусов и ролей (реальных, а в большинстве случаев возможных), и они выступают как способ самозащиты, маскировки фрустрирующих подростка противоречивых самохарак­теристик. На втором месте по частоте и субъективной значимости оказываются характеристики личностных качеств (их показатель увеличивается втрое по сравне­нию с возрастом 10—11 лет и вопреки ярко выраженной защитной установке), что, на наш взгляд, является результатом рефлексии своих желаний и предпочте­ний, процент последних в 11—12 лет закономерно снижается. Таким образом, возраст 11—12 лет является латентным периодом накопления характеристик своих личностных качеств и их осмысления. У младших подростков с ЗПР, обучающихся в классах коррекционно-развивающего обучения (КРО), были выявлены несколько иные особенности:

1. В 10-11 лет у подростков с ЗПР, обучающихся в массовой школе, проявляется низкая субъективная активность в плане самопознания. Образ «Я» конст­руируется преимущественно за счет усвоения объек­тивных знаний о себе. В этом возрасте дети только начинают анализировать свои действия и поступки.

2. В 11—12 лет возрастает субъективная значимость самопознания, и повышаются рефлексивные возмож­ности: подростки начинают чаще анализировать дру­гих, активно анализируют свои действия и поступки, начинают характеризовать свои предпочтения и же­лания. Наряду с этим подростки переживают период закрытости, затрудненности самопрезентации.

3. Количественное соотношение модальностей образов «Я» подростков 11—12 лет с ЗПР аналогично соотно­шению, полученному у подростков 10-11 лет с НПР, что доказывает временный характер задержки.

4. Кроме задержки по времени формирования, в обра­зах «Я» подростков с ЗПР отмечаются качественные своеобразия (в образах «Я» не появляется времен­ная перспектива; в 11—12 лет подростки склонны давать себе негативные характеристики, которые не компенсируются перечислением своих достоинств, или гиперкомпенсаторные характеристики, которые выступают как защита от фрустрирующей подростка ситуации в плане самовосприятия).

У младших подростков с ЗПР, обучающихся в специ­альной школе, были обнаружены другие отличительные особенности:

1. В период от 10 до 12 лет отмечается постепенный рост рефлексивных возможностей младших подростков с ЗПР, обучающихся в специальной школе. В возрасте 11-12 лет отмечается рост субъективной значимости самопознания и актуальности конструируемого образа.

2. Подростки с ЗПР 10—11 лет, обучающиеся в условиях специальной школы, проявляют высокую восприим­чивость к характеристикам своего образа, даваемым окружающими.

3. У подростков 10—11 лет снижено осознание себя как части социума и как носителя определенной актив­ности, что свидетельствует об них низкой социальной интегрированное™.

4. Подростки 11—12 лет переживают яркий кризис само­познания и самопрезентации, возникший из-за недо­статков предшествующей коррекционно-развивающей работы. Однако кризис самовосприятия не является для подростков тупиковым, они не воспринимают свое положение как бесперспективное. В образах «Я» младших подростков с интеллектуальной недостаточностью в степени дебильности также отмечается

своя специфика:

1. Конструирование своего образа не является актуаль­ным для младших подростков с интеллектуальным недоразвитием, и в период с 10 до 12 лет не наблю­дается роста рефлексивных возможностей и субъек­тивной активности в плане самопознания. В младшем подростковом возрасте у детей с нарушением интел­лекта не отмечается роста субъективной значимости, актуальности самопознания.

2. У 10—11-летних испытуемых не отмечается субъек­тивной активности даже в познании другого, поэтому развития самопознания не наблюдается; подростки 11—12 лет активнее начинают усваивать характерис­тики, даваемые извне.

3. Без соответствующей организации коррекционно-развивающей работы образ «Я» младшего подростка с интеллектуальной недостаточностью отличается крайней бедностью, стереотипностью, аморфностью и отсутствием существенных возрастных изменений.



2019-11-13 251 Обсуждений (0)
Дифференциально - диагностические критерии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Дифференциально - диагностические критерии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (251)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)