Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ



2019-11-13 306 Обсуждений (0)
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




(«Школы личностной тревожности» А, М. Прихожан,

«Тест школьной тревожности» Б. Н. Филипса, проективная

методика «Дом - Дерево — Человек» (ДЦЧ), проективная

методика «Кинетический рисунок семьи» (КРС): подбор,

адаптация методик и диагностические критерии

Н. П. Кондратьевой, 2002)

Вводные замечания. Н. П. Кондратьева (2002) указывает, что личностная тревожность как индивидуально-психоло­гическая особенность проявляется в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям тревоги, а также в низком пороге ее возникновения. Имея природные предпосылки, она складывается прижизненно в результате действия социальных и личностных факторов. Источником тревоги является как опыт — приобретенная ранее подобная реакция, так и значимость ситуации для индивида. Тревож­ность отражает неудовлетворение значимых потребностей человека, в частности, в подростковом возрасте она воз­никает и закрепляется в качестве устойчивого личностного образования на основе ведущей в этот период потребности в удовлетворяющем отношении к себе. Личностная тревож­ность может проявляться в открытой и скрытой форме, а также может иметь разнообразные «маски». Подростковый возраст является сензитивным как для закрепления, так и для преодоления устойчивой тревожности.

Поскольку выделяют открытые и скрытые формы тре­вожности, для их исследования целесообразно применять как вербальные, так и невербальные методики. Вербальные методики направлены, как правило, на диагностику от­крытых форм тревожности, непосредственно связанных с определенными областями жизни учащихся. Сознательно переживаемую, диагностируемую при помощи личностных

опросников, тревожность можно определить как осознавае­мую. Но опросники полностью не обеспечивают выявления тревожности учащихся, прежде всего, вследствие большого числа всевозможных защитных тенденций. Кроме того, вербальные методики не выявляют тревожности, которая жестко не связана с определенными объектами. В связи с указанными обстоятельствами, наряду с вербальными, необходимо использовать и проективные методики, наце­ленные на выявление глубинных форм тревожности, часто не демонстрируемых открыто, которые можно определить как неосознаваемые. Важно и то, что определенная часть испытуемых имеет отклонения в умственном развитии, вследствие чего у них возможны затруднения в работе с вербальным психодиагностическими методиками. Проек­тивные методики, в частности графические, для данной категории подростков более доступны.

Особое внимание следует обращать на школьную тревожность, что обусловлено как сохранением значимости школьных ситуаций для подростков (особенно с ЗПР и умственной отсталостью), так и тем, что школа играет важную роль в формировании самооценки, межличностных отношений. Кроме того, в связи с частой встречаемостью неблагоприятных условий семейного воспитания детей с ЗПР и умственной отсталостью, важно изучить, насколько часто у этих детей имеют место переживания тревожности при субъективном восприятии семейных ситуаций.

«ШКАЛЫ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ»

(Методика А. М. Прихожан в адаптации Н. П. Кондратьевой)

Вводные замечания. «Шкалы личностной тревожности для учащихся 10—16 лет» была разработана А. М. Прихожан по принципу «Шкалы социально-ситуационного страха, тревоги» О. Кондаша. Особенность шкал такого типа в том, что в них тревожность определяется по оценке человеком тревогогенности тех или иных ситуаций обыденной жизни.

Достоинством подобных шкал является то, что, во-первых, они позволяют выделить области действительности, вызы­вающие тревогу, и, во-вторых, в меньшей степени зависят от умения школьников распознавать свои переживания, то есть от развитости интроспекции и наличия определенного словаря переживаний. Данная методика включает в себя 40 ситуаций (см. Приложение 11), которые подразделя­ются на 4 группы: 1) ситуации, связанные со школой; 2) ситуации, связанные с оценкой себя, своих возможностей; 3) ситуации межличностных отношений; 4) магические, мистические обстоятельства. Это позволяет в итоге выде­лить виды частной, парциальной тревожности: школьную, самооценочную, межличностную, магическую и общую, генерализованную тревожность.

Методика относится к числу бланковых, что позво­ляет проводить ее коллективно, но в связи с особенностя­ми испытуемых с нарушениями психического развития Н. П. Кондратьева предлагает психодиагностическое об­следование проводить по диадам, то есть одновременно диагностировать двух человек.

Цель исследования. Изучение особенностей общей и частных видов осознаваемой тревожности у подростков. Оснащение. Индивидуальные бланки для испытуемых подростков.

Порядок работы. После небольшой беседы, направ­ленной на создание доброжелательной атмосферы и установление контакта с учащимися, следует несколько упрощенная, по сравнению с оригиналом инструкция: «Я буду зачитывать ситуации, с которыми вы встречаетесь в жизни. Этот текст напечатан на листах, лежащих перед вами. Некоторые ситуации могут быть для вас неприятны­ми, так как могут вызывать тревогу, беспокойство, страх. Вам нужно представить себя в каждой из этих ситуаций и поставить каждой из них оценку от 0 до 4 в зависимости от того, насколько ситуация для вас неприятна, насколь­ко она вас беспокоит, тревожит, страшит. Если ситуация совершенно не кажется вам неприятной, то рядом с ее номером на своих листах поставьте цифру 0. Если она немного тревожит, беспокоит вас, поставьте цифру 1. Если беспокойство и страх достаточно сильны — поставьте цифру 2. Если с ситуацией связаны сильные беспокойство, тревога, страх, и вам не хотелось бы в такую ситуацию, поставьте цифру 3. Если же ситуация вас очень сильно беспокоит, тревожит, страшит, поставьте цифру 4. Таким образом, чем больше будет вас беспокоить, тревожить та или иная ситуация, тем выше будет оценка, которую вы поставите, и наоборот». Далее уточняется, все ли понятно испытуемым, разбирается пример, и учащиеся приступают к работе. Текст методики, распечатанный на бланках, во время проведения исследования находится перед учащи­мися; кроме того, он зачитывается вслух исследователем, что позволяет обеспечить комплексное зрительно-слуховое восприятие. В ходе работы с методикой перед каждым учащимся на столе лежит лист с указанием того, какая сте­пень тревожности обозначается той или иной оценкой.

Обработка результатов. При обработке результатов при помощи ключа подсчитывается общая сумма баллов по шкале в целом и отдельно по каждой субшкале. По­лученная сумма баллов представляет собой первичную (или «сырую») оценку. Первичная оценка переводится в шкальную. В качестве школьной оценки используется стан­дартная десятка (стены). Результат, полученный по всей шкале, интерпретируется как показатель общего уровня тревожности, по отдельным субшкалам — отдельных ви­дов тревожности. Результаты данной методики позволяют определить следующие уровни тревожности:

1) «чрезмерное спокойствие», которое может иметь и не иметь защитный характер;

2) нормальный уровень тревожности, который необходим для адаптации и продуктивной деятельности;

3) несколько повышенный уровень тревожности;

4) явно повышенная тревожность, обычно носящая «разлитой», генерализованный характер;

5) очень высокая тревожность, свидетельствующая о том, что ее обладателя можно отнести к группе риска.

Ключи Личностная тревожность

Субшкала

Пункты шкалы

Школьная тревожность

157111216 19 28 30 34

Самооценочная тревожность

3 6 8 13 17 20 25 29 33 39

Межличностная тревожность

291518 22 24 26 32 36 38

Магическая тревожность

4 10 14 21 23 27 31 35 37 40

Общая тревожность

Сте­ны

Половозрастные группы (результаты в баллах)

10-11 лет

12 лет

13-14 лет

15-16 лет

девоч. мальч. девоч.

мальч.

девоч. мальч. девуш. юноши
1 0-33 0-26 0-34

0-26

0-34 0-37 0-33 0-27
2 34-40 27-32 35-43

27-32

35-43 38-45 34-39 28-34
3 41-48 33-39 44-50

33-38

44-52 46-53 40-46 35-41
4 49-55 40-45 51-58

39-44

53-61 54-61 47-53 42-^7
5 56-62 46-52 59-66

45-50

62-70 62-69 54-60 48-54
6 63-70 53-58 67-74

51-56

71-80 70-77 61-67 55-61
7 71-77 59-65 75-81

57-62

81-88 78-85 68-74 62-68
8 78-84 66-71 82-89

63-67

89-98 86-93 75-80 69-75
9 85-92 72-77 90-97

68-73

99-107 94-1 01 81-87 76-82
10 93 и более 78 и более 98 и более

74 и более

108 и более 102 и более 88 и более 83 и более
                   

Школьная тревожность

Сте­ны

Половозрастные группы (результаты в баллах)

10-11 лет

12 лет

13-14 лет

15-16 лет

девоч. мальч. девоч. мальч. девоч. мальч. девуш. юноши
1 0-8 0-7 0-2 0-7 0-8 0-7 0-7 0-6
2 9-11 8-10 3-5 8-9 9-10 8-9 8-9 7
3 12-13 11-12 6-7 10 11-13 10-12 10-11 8
4 14-16 13-14 8-10 11-12 14-15 13-15 12-13 9
5 17-18 15-16 11-12 13 16-18 16-17 14 10
6 19-20 17-18 13-15 14-15 19-20 18-20 15-16 11
7 21-22 19-20 16-17 16 21-22 21-22 17-18 12-13
8 23-25 21-22 18-20 17-18 23-25 23-25 19-20 14
9 26-27 23-24 21-22 19-20 26-28 26-28 21-22 15
10 28 и более 25 и более 23 и более 21 и более 29 и более 29 и более 23 и более 16 и более

Самооценочная тревожность

Сте­ны

Половозрастные группы (результаты в баллах)

10-11 лет

12 лет

13-14 лет

15-16 лет

девоч. мальч. девоч. мальч. девоч. мальч. девуш. юноши
1 0-10 0-7 0-9 0-5 0-8 0-7 0-6 0-7
2 11 8-9 10-11 6-7 9-10 8-10 7-8 8-9
3 12-13 10 12-13 8 11-13 11-13 9-11 10-12
4 14 11-12 14-16 9-10 14-16 14-16 12-13 13-15
5 15-16 13 17-18 10-11 17-19 17-19 14-16 1 6-1 7
6 17-18 14-15 19-20 11-12 20-22 20-22 17-18 18-20
7 19 16-17 21-22 13-14 23-25 23-25 19-21 21-23
8 20-21 18 23-24 15 26-28 26-28 22-23 24-25
9 22-23 19-20 25-27 16-17 29-31 29-31 24-26 26-28
10 24 и более 21 и более 28 и более 18 и более 32 и более 32 и более 27 и более 29 и более

Межличностная тревожность

Сте­ны

Половозрастные группы (результаты в баллах)

10-11 лет

12 лет

13-14 лет

15-16 лет

девоч. мальч. девоч. мальч. девоч. мальч. девуш. юноши
1 0-8 0-7 0-8 0-8 0-6 0-8 0-6 0-7
2 9 8 9-10 9 7-9 9-11 7-8 8-9
3 10 9 11-12 10 10-12 12-14 9-11 10-12
4 11 10 13-14 11-12 13-15 15-17 12-13 13-15
5 12-13 11-12 15 13 16-17 18-20 14-15 16-17
6 14 13 16-17 14-15 18-20 21-23 16-18 18-20
7 15 14 18-19 16 21-23 24-26^ 19-20 21-23
8 16-17 15 20-21 17-18 24-26 27-29 21-23 24-26
9 18 16 22-23 19 27-29 30-32 24-25 27-28
10 19 и более 17 и более 24 и более 20 и более 30 и более 33 и более 26 и более 29 и более

Магическая тревожность

Сте­ны

2019-11-13 306 Обсуждений (0)
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему в черте города у деревьев заболеваемость больше, а продолжительность жизни меньше?



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (306)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)