Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА КАК ОСНОВА ФУН КЦИОНИРОВАНИЯ МУЗЕЯ 6 страница



2019-11-13 298 Обсуждений (0)
НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА КАК ОСНОВА ФУН КЦИОНИРОВАНИЯ МУЗЕЯ 6 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Концентрируя в себе ценностный потенциал культурных реально-стей, сосредоточивая информацию о «цивилизационном и культурном движении человечества»1, запечатлевая многообразие способов по-стижения бытия, музейный предмет способствует нравственному ста-новлению личности. Именно через музейный предмет познается факт его принадлежности к миру человека, постигаются скрытые в нем культурные смыслы, раскрывается вся человеческая жизнь с ее ду-

ховными стремлениями и порывами.

Образовательный потенциал музейного предмета заложен в его сути, в его способности к одновременному воздействию на интеллек-туальную, эмоциональную, нравственную сферы личности.

Влияние на личность образовательных возможностей музейного предмета усиливается в рамках музейной среды, так как любое музей-ное пространство обладает образовательным потенциалом, способст-вующим целенаправленной организации информационных потоков, ориентированных на достижение определенной образовательной це-ли2. Причем приоритет отдается образовательному пространству экс-позиции, которая представляет единое, целостное произведение, об-ладающее новым культурным и историческим значением и способст-вующее образованию индивида.

Создаваемое посредством экспозиции образовательное про-странство — своего рода призма, через которую индивиду предлага-ется вступать в диалог с различными культурными смыслами. Музей-ный предмет в таком контексте предстает не как самоценный, т. е. способный самостоятельно вывести индивида на прямой диалог с иными культурами, а как средство, служащее для реализации опреде-

1 Колесникова И. А. О феномене музейной педагогики //Художественный музей в образовательном пространстве. СПб., 1998. С. 11.

Музейная педагогика: Междисциплинарные диалоги. Первая тетрадь. СПб., 1998. С. 14.

128


ленной образовательной модели в искусственно созданной для этого среде.

Важно подчеркнуть и образовательное значение музейного фонда, в котором происходит концентрация культурных смыслов, так как в нем сосредоточиваются целые коллекции музейных предметов раз-личных культурных пластов (мемориальные предметы, уникальные и типичные, принадлежащие к различным историческим и культурным эпохам и т. д.). Взаимодействуя и вбирая в себя информационные, эмоциональные потоки из общего историко-культурного контекста, музейные предметы приобретают иное, расширенное значение.

Благодаря такой силе «подлинного» воздействия одновременно на все сферы личности — интеллектуальную, эмоциональную, нравст-венную — может произойти «освобождение», выход за рамки своего  ограниченного «я» во вневременное пространство культуры. В нем  возможно соединение прошлого с настоящим в мгновенном «просвет- лении», в сочетании с чувством убежденности в абсолютной истинно- сти того, что человеку открылось. Именно в этот момент может про-изойти интуитивное постижение той жизни, которая сосредоточена в музейном предмете.

Образовательный феномен музея рассматривается через пред-метно-пространственную среду как «живое» пространство культуры, которое способно создать неповторимую эмоционально-эстетиче-скую атмосферу, способствующую более глубокому погружению в  культурно-исторический контекст и обладающую особым воздействи-ем на личность. В рамках музейной среды каждый музейный предмет выступает в своей многогранной сущности, что позволяет говорить о силе его образовательного воздействия на индивида.

Современная образовательная ситуация в музее требует от посе-тителя достаточной активности в овладении им ценностным потенциа-лом, заложенным в музейных предметах. Большое внимание уделяет-ся развитию воображения и чувств путем применения нестандартных решений в построении экспозиции и формах работы с посетителем. Главная цель образовательного процесса в музее — включение инди-вида в единое историко-культурное пространство.

Для достижения этой цели необходимо решить ряд таких задач, как формирование ценностного отношения к предметной стороне дей-ствительности, развитие ассоциативного воображения, образного мышления, культурологического сознания, способности к самостоя-тельному суждению, творческой деятельности и самоанализу, внут-реннее стремление к межкультурному диалогу. Эти задачи реализуют-ся только в специфически организованном музейном образователь-ном процессе.

129


Музейный образовательный процесс в современном его понима-нии строится на принципе диалога. Это создает условия для активного включения индивида в процесс творческого саморазвития, который потребует от него полной активизации всех сфер высшей нервной дея-тельности1. Образовательный процесс в музее сочетает рациональ-ный и ценностный аспекты и является творческой деятельностью, со-стоящей из нескольких этапов:

I этап — накопление историко-культурного опыта, эмоциональ-
ных впечатлений от общения с подлинными предметами, образов,
возникших в сознании в ходе «переживания» музейных предметов,
чувственного опыта познания прошлой действительности, тактильных
ощущений, а также опыта самопознания, познания личных возможно-
стей, своего творческого потенциала. И, как следствие, — нравст-
венное, эстетическое, интеллектуальное развитие.

II этап — осознание музея как культурно-исторического феноме-
на. Формирование образа музея в сознании.

III этап — осмысление музейного предмета, предполагающее со-
четание чувства, разума и действия. На этом этапе создается предпо-
сылка к диалогу с ушедшими культурными реальностями.

Образовательные возможности музея реализуются в большей степени благодаря развитию такой научной и практической деятель-ности, как музейная педагогика, включающей в себя как представле-ние (презентацию) музейной информации, управление процессом ее восприятия, так и изучение эффективности ее воздействия на музей-ную аудиторию.

Направления, формы и методы музейно-педагогической дея- тельности. Музейно-педагогический процесс — средство реализа-ции образовательной деятельности; Музейный педагог — профес-сионал, занимающийся образовательно-воспитательной деятельно-стью в музее. Осуществляемый в музее процесс передачи культурных значений и смыслов, целью которого является восприятие информа-ции посетителями, определяется как музейная коммуникация, в про-цессе которой раскрывается информационный потенциал музейных предметов, реализуется образовательно-воспитательная и другие функции музея.

Участники процесса музейной коммуникации, составляющие со-вокупность всех посетителей музея, — это музейная аудитория. Мно-

1 «Досознания, подсознания, сверхсознания и сознания», объединения аналити­ческих и эмоциональных процессов (см.: Колесникова И. А. О феномене музейной пе-дагогики//Художественный музей в образовательном пространстве. СПб., 1998).

130


гообразие типов и категорий посетителей определяется социаль­но-демографическими (пол, возраст, образовательный уровень, место жительства, социальная группа, профессия и пр.), социаль-но-психологическими (установки, нормы, ценности, ожидания и пр.), а также общепсихологическими (особенности мотивационно-эмоцио-нальной сферы, внимания, памяти, мышления и пр.) характеристика-ми. Выделяются особые категории посетителей музея — люди с на-рушением двигательной активности, слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, дети с задержкой психического развития и др. Сово-купность сведений о развитии природы, общества и культуры, доку-ментированных посредством музейных предметов и представленных в музейной экспозиции, составляет музейную информацию, важным элементом которой является особым образом организованная музей-ная среда.

Главное направление музейно-педагогической деятельности — взаимодействие с системой образования. Формы, имеющие историче-скую устойчивость бытования в музее, можно считать традиционными (экскурсия, лекция, студийные занятия и т. д.). Формы, заимствован-ные из других сфер культуры, образования и науки или обусловленные развитием новых технологий музейной деятельности, могут рассмат-риваться как нетрадиционные. Выяснение действенности избранных форм, определение качества полученных результатов и подтвержде-ние правильности использованных методов на основе анкетирования, тестирования, интервьюирования или выполнения контрольных зада-ний музейной аудиторией обозначаются понятием «проверка эффек-тивности».

Выделение направлений музейно-педагогической деятельности связано с музейной политикой и изменениями ее стратегии на различ-. ных этапах развития общества. В современных условиях она ориенти-рована на личность потенциального и реального музейного посетите-ля. В музейно-педагогической деятельности можно выделить следую-щие основные направления: информирование, обучение, развитие творческих начал, общение, отдых. Подобное выделение, как и любая классификация предметов и явлений, в достаточной степени условно, однако предпринято нами в целях более четкого уяснения возможно-стей презентации музейной информации, а также определения взаи-мосвязи форм и методов работы с той или иной категорией посетите-лей. Сами направления изменчивы, подвижны. Зачастую они тесно связаны между собой или пересекаются в каких-либо аспектах. На-пример, отдых в музее, бывает, осуществляется одновременно с удов-летворением потребности в общении или развитием творчества, а ин-формирование подчас невозможно без общения. Однако для приобре-

131


тения методических навыков в музейно-педагогической деятельности необходимо четко представлять цель и задачи работы в каждом из ука­занных направлений, а также продумывать наиболее оптимальную форму работы с музейной аудиторией и методы педагогического воз­действия. Совокупность различных форм, объединенных общей темой и подчиненных единой педагогической цели, становится основой му-зейно-педагогической программы. Такая программа составляется с учетом психологических, социально-демографических и иных харак-теристик музейной аудитории.

Безусловно, музейно-педагогическая деятельность может осуще-ствляться и в других направлениях, причем их выбор может опреде-ляться историческими, социокультурными, идеологическими и иными факторами. В истории как отечественных, так и зарубежных музеев в различные периоды доминировали одни направления и отходили на второй план или были вовсе преданы забвению другие. Так, в 1920-е годы большое внимание в работе музеев с посетителями, и особенно с детской аудиторией, уделялось обучению и развитию твор-чества. В 1970-е годы, в связи с развитием массового туризма и актив-ной посещаемостью музеев в период так называемого музейного бума, преобладали такие направления, как информирование и досуг.

Рассмотрим более подробно суть каждого из направлений, являю-щихся результатом усилий коллектива музея максимально полно и в адекватной форме ответить на запросы и требования музейной ауди-тории.

Информирование — это первая ступень освоения музейной ин-формации, т. е. первичное получение сведений о музее, составе и со-держании его коллекций или об отдельных музейных предметах, а так-же по вопросам, связанным с профилем музея либо различными на-правлениями его деятельности. На уровне первого контакта посетите-ля с музеем информация должна быть тщательно отобранной, не перегруженной фактами и деталями, а также максимально экспрес-сивной. От качества музейной информации, ее доступности и вырази-тельности зависит дальнейшее развитие контактов с музейной аудито-рией. Информирование осуществляется с помощью таких традицион-ных форм, как лекция и консультация. Однако современный уровень развития информационных технологий предполагает их внедрение и активное использование в музее, например, в форме специального информационного центра. Создание подобных центров входит в прак-тику музеев многих стран. Информационное обслуживание включает в себя самые разнообразные способы представления информации по-сетителям с помощью компьютеров, начиная от прекрасного качества указателей, планов и путеводителей как для взрослых, так и для детей 132


и кончая использованием информационных станций (киосков), уста­новленных в холле или в залах музея с подключением к Internet. Ин-формационные системы содержат качественные изображения экспо-натов с указанием их местоположения, сопроводительную и разъяс-нительную информацию и многое другое.

Внедрение компьютерных технологий чрезвычайно актуально и перспективно в развитии информирования, однако не умаляет значе-ния традиционных форм. В качестве примера можно привести сле-дующие:

— информационный центр: место сосредоточения и передачи ин-
формации различными способами (при обращении лично, по телефо-
ну или телефаксу, с помощью разнообразной печатной продукции, с
использованием компьютерной базы данных и пр.);

— консультация: предоставление музейным сотрудником инфор-
мации по интересующему посетителя вопросу, помогающей удовле-
творению его запросов или освоению темы;

— лекция: последовательное изложение в устной форме темы
либо ее раздела, связанных с профилем музея или с использованием
материалов музейного собрания. Лекция может проходить как в са-
мом музее, так и вне его стен. Содержание лекции, а также вырази-
тельные средства (иллюстрации, слайды, копии или дубликаты музей-
ных предметов) должны помочь слушателям в получении и постиже-
нии музейной информации.

Обучение — вторая ступень освоения музейной информации на качественно новом уровне, включающая в себя передачу и усвоение знаний, а также приобретение умений и навыков в процессе музейной коммуникации. Обучение в музее предполагает получение дополни-тельных или альтернативных знаний, которые невозможно или не в полной мере можно получить в других образовательных учреждениях. Этому способствует и внедрение музейно-педагогических программ, основанных на знакомстве и изучении предметов-подлинников.

Отличительными чертами обучения в музее являются, в первую очередь, неформальность и добровольность1. Особенность обучения в музее — это возможность максимально реализовать свои способно-сти и удовлетворить интересы. В процессе обучения в музее личное эмоциональное переживание углубляет полученную вербальную ин-формацию. Обучение стимулируется экспрессивностью, разнообра-

1 Необходимо иметь в виду, что обучение может быть также формальным и недоб­ровольным в случае, когда учащихся специально приводят в музей для закрепления пройденного материала.

133


зием и подлинностью музейных предметов. Важным аспектом являет-ся не только получение знаний, но и закрепление этих знаний в учеб-ных мастерских, студиях и т. д. Обучение в музее может осуществ-ляться, например, в форме музейного урока, занятий в кружке. Музейный урок предусматривает коллективное углубленное изучение материала и предполагает проверку его усвоения. Урок в музее (на экспозиции, в фондах, в специально выделенных помещениях) прово-дится с целью приобретения учащимися знаний по определенной учебной программе или же с целью закрепления и расширения зна-ний, полученных на уроке в школе. При этом музейный предмет вы-ступает не как иллюстрация к полученным знаниям, а как непосредст-венный источник знаний. Музейная среда не только стимулирует по-знавательные интересы учащихся, но и способствует всестороннему их развитию, а наличие аутентичных музейных предметов побуждает к самостоятельному поиску информации. Музейный урок используется преимущественно как форма работы музея сучащимися школ, гимна-зий, лицеев, колледжей, однако может применяться и в работе с дру-гими категориями посетителей. Кружок при музее — объединение людей по интересам с целью углубления и расширения знаний и при-обретения умений, связанных с профилем музея (художественный, технический, краеведческий, литературный, военно-исторический и др.). Основой деятельности кружка является музейная коллекция и связанные с ней виды музейной работы. Университет при музее — форма организации занятий, предполагающая систематическое и сис-темное изучение различных отраслей знания или специальных дисци-плин (университет искусств, университет культуры).

Развитие творческих начал — третья, высшая ступень постиже-ния музейной информации. Развитие творчества предполагает ис-пользование мощного потенциала музея, сосредоточенного в памят-никах материальной и духовной культуры, для выявления наклонно-стей и раскрытия творческих способностей личности. В музее имеют-ся особые условия для стимулирования творческого процесса. Наиболее действенное из них — возможность «вхождения» в систе-му лучших образцов, традиций, примеров культуры прошлого. В музе-ях это направление может быть реализовано в форме студии, творче-ской лаборатории или фестиваля, а также в других формах. Студия ставит себе целью раскрыть творческие способности участников на основе изучения музейных собраний. Творческая лаборатория — объединение заинтересованных лиц, ведущих в музее под руко-водством научного сотрудника экспериментальную научную деятель-ность в сочетании с творческой практикой. Фестиваль — торжест-венное действие в музее с широким кругом участников, сопровождаю-134


щееся показом и смотром различных видов искусства или работ, вы-полненных участниками студий, кружков, ансамблей, иных творческих групп и организаций.

Общение — установление взаимных деловых или дружеских кон-тактов на основе общих интересов, связанных с тематикой музея либо содержанием его коллекций. Общение в музее с использованием его экспозиций или территории очень специфично, так как темы, стиль и способы общения изначально заданы самим музеем, заложены в му-зейной информации, определены профилем музея. Музей предостав-ляет широкие возможности как для общения с музейной информаци-ей, так и для содержательного, интересного и неформального меж-личностного общения. Общение, в зависимости от профиля музея, может быть организовано в форме встречи, клуба, либо в какой-то не-традиционной форме. Встреча — собрание, устраиваемое в музее с целью знакомства и общения с интересными людьми на тему, связан-ную с профилем музея. Клуб — общественная регламентированная организация при музее, предоставляющая возможность свободного общения с людьми, имеющими одну и ту же направленность интере-сов, связанных с музеем и его содержанием. Посиделки — театрали-зованная форма, участники которой собираются для общения, раз-влечения в сочетании с какой-либо совместной деятельностью при-кладного характера (вязание, вышивка, плетение кружев и пр.).

Отдых — организация свободного времени в пространстве музея в соответствии с желаниями и ожиданиями музейной аудитории, удов-летворение потребности в отдыхе в музейной среде. Специфика музея (здание, в котором он расположен, архитектурно-художественное ре-шение экспозиций, состав коллекций) в значительной мере усиливает эмоциональное воздействие форм досуга. Большая часть их (ярмарка, карнавал, День открытых дверей и т. д.) рассчитана на поливозраст-ную аудиторию, однако существуют и специально разработанные формы отдыха и развлечения для определенных категорий посетите-лей (игровая комната для дошкольников, елка в музее для младших школьников, чаепитие для людей пожилого возраста и пр.). Чаще все-го данные формы имеют комплексный характер, т. е. могут включать в себя элементы других форм. Рекреация в музее может происходить, например, в форме музейного праздника, концерта, бала. Праздник в музее — комплексная форма работы с музейной аудиторией, вклю-чающая в себя объединенные единой темой элементы экскурсии, те-матического вечера, театрализованного представления и пр., прово-дящаяся на основе сценария с использованием экспозиций и музей-ных коллекций. Предполагаются соблюдение ритуальности, введение праздничных атрибутов, игровых эпизодов. Концерт — проводящее-

135

 

ся в музее публичное исполнение музыкальных произведений и других номеров, построенное по определенной программе. Бал в музее — танцевальный вечер с погружением в историко-культурную среду для получения эмоциональных впечатлений.

Форма как организационная структура, дающая возможность реа-лизации направлений музейно-педагогической деятельности на прак-тике, не может быть жестко закреплена за каким-либо одним направ-лением. Как и направления, формы подвижны, они развиваются и со-вершенствуются. Формы музейной работы складывались десятиле-тиями и изменялись с течением времени под влиянием исторических обстоятельств, научных поисков и разработок, запросов социума. Не-которые из них приобрели историческую устойчивость, стали тради-ционными и используются в деятельности самых разных музеев. К ним относятся экскурсии, лекции, семинары, консультации, музейные кружки, клубы. Активно внедряются в музейную практику нетрадици-онные для музея формы — олимпиады, конкурсы, викторины, КВН, свадьба в музее, елка в музее, разнообразные праздники. Все более широкое применение находят заимствованные формы, разработан-ные в зарубежных музеях. Например, хэппенинг — импровизирован-ное театрализованное действие в музее, развивающееся без заранее продуманного сценария и рассчитанное на активное участие зрителей, или перформанс — коллективное или одиночное действие только ху-дожников, построенное по заранее разработанной программе или развивающееся по своеобразному сценарию. Основной принцип любой формы музейно-педагогической дея-тельности — предоставление возможности посетителям заниматься тем, что их интересует, создание условий для самореализации. При этом важно учитывать психологические особенности различных типов и категорий музейных посетителей. Эти особенности могут быть учте-ны благодаря использованию многочисленных разновидностей одной формы. Например, музейная лекция может быть монографической, тематической, теоретической, учебной. Существуют лекция-концерт, лекция-реклама, цикловые лекции. Музеи организуют музыкальные, литературные, тематические, хоровые вечера, устраивают вечера-ин-тервью, вечера-репортажи. Звучащая в музее музыка создает особую атмосферу, которая во многом способствует восприятию музейной экспозиции на эмоциональном уровне или усиливает его. Для этого в музее проводится концерт или цикл концертов симфонической, во­кальной, инструментальной, народной музыки.

136


В зависимости от количественного состава музейной аудитории формы подразделяются на индивидуальные, групповые и массовые. Ведущими долгое время были групповые формы: экскурсия, музей-ный кружок, клуб при музее, лекция, музейный семинар, студия при музее и пр. Относительно новыми являются массовые формы, такие, как праздники, фестивали, ярмарки. Потребность в них появилась в годы музейного бума, в условиях существовавшей социально-полити-ческой обстановки и благодаря выделению достаточных для их прове-дения материальных средств. В настоящее время эти формы могут быть востребованы на уровне района, города или республики. Оди-ночный посетитель всегда присутствовал в музее, однако в современ-ных условиях возрастают требования к индивидуальным формам ра-боты в связи с изменением запросов и интересов этой категории посе-тителей.

При выборе и разработке форм важно учитывать их соотношение с направлением музейно-педагогической деятельности. Очевидно, что чтение лекций неуместно при проведении музейного праздника, а дис-куссия или диспут в музее как нельзя более способствуют активному общению и заинтересованному обсуждению проблем.

Следует обратить внимание на адресный характер каждой формы. Так, в информировании применимы как индивидуальные формы (кон-сультация, беседа), так и массовые (лекторий, информационный центр); в обучении преобладают групповые формы (семинар, факуль-татив, музейные курсы).

Формы могут быть организованы как в стенах музея, так и за его пределами. Они могут представлять собой разовое посещение музея или объединены в цикл. Современные задачи образовательно-воспи-тательной деятельности музея предполагают разработку и внедрение музейно-педагогических программ.

Успех воплощения конкретной формы в практической деятельно-сти во многом определяется правильным выбором методов ее осуще-ствления. Именно от них зависят управление процессом восприятия музейной информации, а также эффективность ее воздействия на му-зейную аудиторию. Арсенал используемых методов многообразен. Среди них преобладают повествовательный, вопросно-ответный, ме-тод сравнения, контраста, театрализации, диалогического общения, стимулирования самостоятельной деятельности, творческого состя-зания, игровые методы.

Повествовательный метод — монологическое изложение мате-риала, способствующее усвоению музейной информации. Метод

137


сравнения — один из способов подачи музейной информации, преду-сматривающий сопоставление однотипных явлений, событий, фактов, предметов. Метод контраста — один из способов подачи музейной информации, предусматривающий противопоставление явлений, со-бытий, фактов, предметов. Проблемный метод предусматривает соз-дание проблемной ситуации и поиск способов ее разрешения в про-цессе презентации музейной информации. Вопросно-ответный метод состоит в том, что при помощи умело поставленных вопросов музей-ный педагог побуждает рассуждать и анализировать в определенной логической последовательности. Метод диалогического общения дает возможность равноправного обсуждения вопросов рассматри-ваемой темы.

Игровой метод призван способствовать освоению музейной ин-формации в процессе игры с переживанием удовольствия от самой деятельности. Различают игры предметные, сюжетные, подвижные, интеллектуальные и дидактические. В свою очередь сюжетные игры делятся на ролевые, режиссерские и игры-драматизации. В соответ-ствии с этим используются разнообразные игровые методики, предпо-лагающие сочетание и одновременно использующие различные моди-фикации игрового метода.

Метод стимулирования самостоятельной деятельности преду-сматривает создание ситуации и условий для включения посетителя в активную самостоятельную деятельность в различных сферах (эмо-циональная, интеллектуальная, творческая, практическая). Метод организации творческого состязания предполагает использование со-ревнования в целях выявления и активизации творческого потенциа-ла музейной аудитории. Метод театрализации — это способ интер-претации музейной информации с применением комплекса театраль-ных атрибутов (сценарий, элементы режиссуры, распределение ролей, выразительные средства). Особенностью его является включение по-сетителя в театральное действие, организованное в музейной среде.

В зависимости от целей музейно-педагогические методы могут иметь обучающий, воспитывающий или развивающий характер. Для решения задач обучения в музее чаще всего используются дидактиче-ские и ролевые игры, задач воспитания — метод стимулирования са-мостоятельной деятельности, метод диалогического общения, позво-ляющий проверить правомерность высказываемых суждений. Разви-вающие задачи помогают решить методы сравнения и контраста, ко-торые углубляют понимание, поднимая его на уровень обобщения, или метод театрализации. 138


Выбор музейно-педагогических методов должен быть строго про-думанным, ибо их применение обусловлено такими параметрами, как направление, форма, социально-психологические характеристики музейной аудитории, тема и используемый для ее раскрытия матери-ал. Например, выбор методов проведения музейного урока определя-ется его целью и задачами, типом отобранных музейных предметов, учетом возрастных и психологических особенностей, способностей и навыков учащихся.

Осуществляемая в различных направлениях музейно-педагогиче-ская деятельность предполагает изучение ее эффективности, т. е. ана-лиз качества обратной связи посетителя и музея. Музейный педагог, безусловно, заинтересован в адекватном восприятии музейной ин-формации и использует весь арсенал доступных ему средств для мак-симального воздействия. Процесс постижения музейной информа-ции — сложный и многоступенчатый. На каждом этапе существуют определенные способы проверки — наблюдение, контрольные зада-ния, творческие работы, тесты, анкеты, интервью, книга отзывов и др. В ходе реализации некоторых направлений проверка эффективности особенно желательна. Например, в обучении важно проверить результат систематического и углубленного изучения материала, оп-ределить степень овладения умениями и навыками. Необходимо так-же осуществлять проверку в процессе развития творчества с целью активизации творческого развития личности, однако в каждом случае следует учитывать индивидуальные особенности человека. Возможно проведение выборочной проверки эффективности в процессе реали-зации форм общения и досуга. По реакции посетителей, их заинтере-сованности, активности или пассивности можно различными способа-ми определить, насколько удовлетворены их запросы и интересы, на-сколько профессиональны были действия музейного педагога. Эти способы должны быть ненавязчивыми, а сама проверка не занимать много времени. Анализ результатов позволяет установить соответст-вие методов избранной форме, а формы — осуществляемому направ-лению, что, по нашему мнению, способствует оптимизации музей-но-педагогической деятельности.

Эффективность реализации музейно-педагогической деятельно-сти зависит от взаимодействия наиболее заинтересованных сторон: в данном случае — это музей и школа. Развитие взаимодействия музея и школы является плодом многих поколений музейных работников и учителей.

139


Проблема взаимодействия музея и школы. Ретроспективный анализ взаимодействия музея и школы показывает их взаимозависи-мость и взаимосвязь, а также влияние социокультурных процессов на их деятельность1.



2019-11-13 298 Обсуждений (0)
НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА КАК ОСНОВА ФУН КЦИОНИРОВАНИЯ МУЗЕЯ 6 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА КАК ОСНОВА ФУН КЦИОНИРОВАНИЯ МУЗЕЯ 6 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (298)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)