Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА КАК ОСНОВА ФУН КЦИОНИРОВАНИЯ МУЗЕЯ 3 страница



2019-11-13 390 Обсуждений (0)
НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА КАК ОСНОВА ФУН КЦИОНИРОВАНИЯ МУЗЕЯ 3 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Фотографии можно разделить на дагерротипы, негативы и позити-вы, а каждая из этих групп подразделяется по времени создания, тер-риториальному признаку, тематике, авторской принадлежности.

Атласы, карты, глобусы, планы, чертежи делятся по территори-альному принципу, времени создания, технике изготовления, содер-жанию.

Письменные источники сначала целесообразно разделить на крупные коллекции на основе хронологии. Источники, входящие в эти коллекции, будут существенно отличаться друг от друга по назначе-нию, содержанию, полиграфическим особенностям.

Выделяются также коллекции редких книг, мемориальных книг, книг с автографами меморируемых личностей. Редкие книги раннего периода подразделяются на рукописные и старопечатные.

Далее письменные источники могут делиться по тематическому или отраслевому принципу.

Наряду с коллекциями, образованными по рассмотренным прин-ципам, в собрание музея могут входить в качестве структурных единиц коллекции, которые были скомплектованы экспедициями, получены от коллекционеров и законсервированы как образец коллекционерст-ва или представляют собой коллекции личного происхождения. Так, в структуре коллекций письменных источников имеют существенное значение архивы личного происхождения.

Комплектование, учет, хранение, изучение фондов. Работа с фондами ведется всеми научными отделами музея (их количество за-висит от вида, типа и масштаба музея), поэтому важно определить, что такое собственно фондовая работа.

Ее цель — создание оптимальных условий для сохранения, иссле-дования и использования музейных предметов, проведение исследо-ваний в области истории материальной и духовной культуры, разра-ботка теории и методики фондовой работы.

Работа по сохранению музейных предметов заключается прежде всего:

— в отборе из окружающей среды предметов музейного значения
(это основная задача комплектования фондов);

— в комплектовании на их основе фондов.

93


Отбор предметов обусловлен их изучением, заключающимся в оп­ределении их значения как источников знаний и эмоций, как культур­ных ценностей.

При отборе предметов важно учитывать и экспозиционные задачи музея, поэтому в этой работе принимают активное участие также со-трудники экспозиционных отделов.

Для обеспечения сохранности приобретенных предметов в специ-альных документах фиксируется их принадлежность к государствен-ной собственности, т. е. осуществляется их юридическая охра-на — учет фондов.

Учет фондов проводится на основе дальнейшего изучения предме-тов, так как соотнести запись в учетных документах с конкретным предметом можно только с помощью научных данных. Эти данные, за-фиксированные в учетных документах, также юридически сохраняют-ся. Научно-вспомогательные материалы охраняются по особым пра-вилам.

Необходимо создание условий, обеспечивающих физическую со-хранность музейных предметов и научно-вспомогательных материа-лов (хранение и консервация), восстановление их первоначального вида (реставрация), доступность для использования. Это — задача хранения фондов.

Успешное решение задачи хранения фондов возможно только при определенном уровне изученности предметов, который позволяет, во-первых, сгруппировать предметы на основе общности физико-хи-мических свойств, во-вторых, выделить группы предметов, нуждаю-щихся в особых условиях хранения.

 Задачам использования музейных фондов служат также консуль-тации, которые проводятся сотрудниками фондовых отделов. Кон-сультации предназначены работникам данного музея, других музеев, архивов, библиотек, работникам науки, искусства, просвещения, уча-щимся. Консультации дают общую характеристику фондов: их содер-жания, состава, структуры.

Другие консультации дают характеристику конкретного музейного собрания, коллекции или отдельных ее предметов. В этом обычно больше всего нуждаются сотрудники экспозиционных и научно-про-светительных отделов, а также историки-источниковеды.

В музеях различного профиля очень распространены консульта-ции по определенной теме. В них нуждается широкий круг специали-стов: сотрудники музеев, исследователи из других учреждений, работ-ники творческих профессий. Могут даваться и комплексные консуль-тации. Они, как правило, важны для студентов и начинающих музей-94


ных сотрудников. Качество консультаций зависит от степени изученности фондов.

Учетно-хранительская деятельность в фондах музея. Учет музейных фондов — это деятельность, связанная с закреплением принадлежности предметов к данному музею, а также гарантирования юридических прав на них. Кроме того, учет необходим для юридиче-ского оформления положения предмета в фондах музея: его принад-лежности к музейным предметам или научно-вспомогательным мате-риалам, фиксации предметов за определенными научными сотрудни-ками музея — материально ответственными хранителями. Важно подчеркнуть значение учета музейных предметов для оформления пе-ремещения предметов внутри и вне музея, а также возможности, ко-торые он дает для быстрого получения сведений о наличии и местона-хождении того или иного предмета.

Юридическая охрана музейных фондов осуществляется при по-средстве разнообразных, специально создаваемых для этого докумен-тов. В музеях РФ основными юридическими документами являются акты приема, акты выдачи, книги поступлений, книги научной инвен-таризации — научные инвентари1. Документы, имеющие законную силу, подлежат регистрации и вечному хранению. Ряд документов, от-носящихся к юридической охране музейных фондов, юридической силы не имеют (таковы, например, учетные, топографические карто-теки).

Направление фондовой работы, целью которой является юриди-ческая охрана музейных фондов и права музея на полученные в результате изучения предметов научные данные о них, называется учетом музейных фондов, а складывающаяся в процессе учета му-зейных фондов документация — учетной документацией.

Учетная документация2 составляется по установленным формам, содержит данные об отдельных предметах, порядке поступления пред-метов в музей и в фондовые подразделения (акты приема отдельных предметов, книги поступлений, научные инвентари, учетные картоте-ки, карточки научного описания), о группах предметов, объединенных общностью происхождения, принадлежности, местонахождения (акты приема комплексов предметов, коллекционные и полевые описи, групповые записи в книгах поступлений).

1 См.: Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в госу­дарственных музеях СССР. М., 1984. С. 28.

См. Приложения №№ 2—7.

95


При закреплении предметов за конкретным фондовым подразде-лением осуществляется начальный этап систематизации фондов.

В силу своей научной основы учетная документация служит юри-дической охране фондов, а также используется в исследовательской работе.

Учетная деятельность — одно из важнейших условий выполнения музеем его социальных функций.

Понятие «фондовая документация» шире понятия «учетная доку-ментация», так как помимо учетной включает документацию, обра-зующуюся при классификации и систематизации фондов, а также в процессе их физической охраны. Целью ведения этой документации являются: закрепление взаимосвязей предметов, использование ее как инструмента изучения фондов, использование ее при исследова-ниях в области профильной дисциплины, а также смежных дисциплин, обеспечение быстрого и точного поиска предметов, обладающих теми или иными признаками; выявление имеющихся в фондах пробелов с целью их заполнения при комплектовании фондов, фиксация процес-сов и результатов физической охраны фондов (прежде всего консер-вация и реставрация музейных предметов).

Документы, создаваемые в целях учета фондов, их классификации и систематизации, при проведении консервационных и реставрацион-ных работ, теснейшим образом связаны друг с другом. Например,кар-точки научного описания музейных предметов, содержащие наиболее полные (на конкретный момент) знания о предметах, важны для юри-дической охраны фондов. Одновременно эти же карточки дают наибо-лее полный материал для систематизации фондов. Они помогают и реставраторам в их работе. Документы, имеющие сведения о резуль-татах реставрации, могут дать основания для дополнений, уточнений, исправлений в карточке научного описания музейного предмета.

Фондовая документация складывается в систему, представляю-щую собой взаимосвязанную совокупность документов, составляемых по установленным формам в процессе учета фондов, их классифика-ции и систематизации, физической охраны, и необходима для полно-ценной деятельности музея.

Фонды музея — система живая, растущая, меняющаяся, поэтому документационная работа в целом, как и учет фондов, — процесс не-прекращающийся.

Фондовая документация фиксирует и передает информацию о са-мих фондах, процессах и явлениях, документируемых музейными предметами. Следовательно, она представляет собой информацион-ную систему, к которой, помимо собственно фондовой документации, относятся монографические исследования отдельных музейных пред-96


метов и их групп (в форме статей и монографий), исследования в об­ласти профильной дисциплины, созданные на основе изучения музей-ных предметов.

В фондовой информационной системе особенно важна роль доку-ментации, образующейся в процессе классификации и систематиза-ции фондов (классификационные схемы, системы каталогов, указате-лей). Эта документация дает наиболее концентрированную и разно-стороннюю информацию, удобна для использования.

Фондовая информационная система позволяет осуществить на ос-нове реальных данных планирование и управление фондовой работой. Она представляет возможность анализа самого предмета документа-ции — музейных фондов, их состояния на настоящий момент, опреде-ления целесообразности и направлений их расширения, выявления тех направлений, в которых фондовая работа должна проводиться с большей интенсивностью, а также возможность подсчета примерных затрат времени и материальных средств.

В экспозиционной и выставочной деятельности музей использует фондовую информационную систему при отборе предметов для экспо-нирования, создания тематико-экспозиционных комплексов, при со-ставлении этикетажа.

В образовательной деятельности фондовая информационная сис-тема помогает в отборе, и интерпретации предметов при подготовке экскурсий, лекций, занятий в кружках и т. д.

На фондовую информационную систему опираются проводимые музеем исследования в области музейного источниковедения, истории музейного дела (например, истории формирования музейных собра-ний), профильных научных дисциплин.

Использование музейных фондов как источниковой базы про-фильной дисциплины определяет значение фондовой информацион-ной системы для научно-исследовательских учреждений и высших учебных заведений исторического профиля.

Информация, содержащаяся в музейных предметах, многогранна, а фондовая информационная система музеев дает возможность иссле-дователям как профильных, так и смежных дисциплин получить необ-ходимые сведения в области истории, филологии, медицины, геогра-фии и т. д., которые используются также в практической сфере (на-пример, информационная фондовая система Государственного Рус-ского музея представляет интерес не только для искусствоведов, но и для историков религии, этнографов, философов, культурологов, для режиссеров, писателей, учителей и т. д.). Наконец, в фондовой инфор-мационной системе нуждаются представители разнообразных творче-ских профессий: художники, архитекторы, писатели, актеры. Эффек-

7 - 4493                                                                                                                         97


тивность использования информационной системы в значительной мере определяется ее качеством.

Создание фондовой информационной системы — процесс слож-ный, длительный, непрерывный. Существующие в современных музе-ях исторического профиля информационные системы пока далеки от совершенства. Наиболее перспективный путь их модификации — создание комплексных автоматизированных музейных информацион-ных систем с помощью персональных компьютеров. Это помогает значительно упростить проблему хранения информации, сократить время и повысить надежность ее поиска, обеспечить возможность по-иска информации по разнообразным параметрам. Такая организация работы помогает сотрудникам музея в определении и описании музей-ных предметов, в оформлении юридических документов. Базы данных постоянно обновляются и редактируются.

Охрана музейных предметов. Все предметы, в том числе и вхо-дящие в фонды музеев, подвержены физико-механическим и химиче-ским изменениям — естественному старению. Это происходит в результате воздействия на них воздуха и света, биологических вреди-телей: насекомых, микроорганизмов, грызунов. Они могут пострадать от механических повреждений.

Влияние всех этих факторов теснейшим образом взаимосвязано. Определенные сочетания уровней температуры и влажности замедля-ют или ускоряют процессы естественного старения. Повышенная влажность воздуха при наличии газовых засорителей приводит к обра-зованию вредно действующих химических соединений. Пылевые засо рители при повышенной влажности воздуха создают особо благопри-ятную среду для грибковых поражений. Повышенная влажность воз-духа особенно губительно сказывается на ряде предметов при актив-ном воздействии света. При этом возрастает опасность нанесения механических повреждений.

Для того чтобы ослабить воздействие на предметы неблагоприят-ных факторов, в музее устанавливают определенный режим хранения. Он складывается из совокупности температурно-влажностного режи-ма, мероприятий по защите от загрязнителей воздуха, биологических, механических повреждений, мероприятий по предупреждению ава-рий, а также мероприятий, связанных с защитой фондов в других экс-тремальных ситуациях.

Предметы, входящие в фонды музея, очень разнообразны. Важно разместить их в фондохранилище, оборудованном таким образом, чтобы это, с одной стороны, удовлетворяло требованиям правильного режима хранения, с другой — обеспечивало возможность и удобство 98


использования каждого из предметов. Обе эти задачи решает система хранения фондов.

Направление фондовой работы, осуществляемое на основе режи-ма и системы хранения, называется хранением музейных фондов. Целью его является обеспечение физической сохранности фондов и доступности входящих в них предметов для использования.

Хранение музейных фондов осуществляется на всем протяжении существования предметов в музее: в фондохранилище, в экспозиции, во время всякого рода перемещений.

Принципиальные положения, касающиеся организации хранения музейных фондов, содержат соответствующие общегосударственные нормативные документы1. Соблюдение этих положений обязательно для всех музеев страны. Однако фонды каждого музея имеют свою, влияющую на организацию хранения, специфику. Она проявляется в содержании, составе, структуре фондов, в количестве и сохранности предметов. Свои особенности имеет каждое музейное здание, каждое фондохранилище. Поэтому в дополнение к основным нормативным документам в музеях создаются внутренние инструкции по хранению фондов.

Режим хранения фондов. Температурно-влажностный режим в музее важно создать и поддерживать в помещениях, где хранятся или экспонируются музейные предметы и научно-вспомогательные мате-риалы. Температуру и влажность необходимо зафиксировать на уров-не, который максимально задерживает их естественное старение.

Уровни температуры и влажности оказывают на процесс естест-венного старения предмета самое активное воздействие. Характер и сила этого воздействия зависят от материала, из которого сделан предмет, от его устройства, сохранности, среды, в которой он находил-ся до того, как попал в музей.

Предметы, сделанные из органических гигроскопических мате-риалов (дерева, тканей, кожи, бумаги и пр.), сильно страдают и при повышенной, и при пониженной влажности. При пониженной влаж-ности эти материалы сжимаются, появляются трещины, снижается прочность, предмет деформируется; при повышенной влажно-сти — легко разбухают, нарушается сцепление между волокнами, ак-тивизируются химические изменения, предмет также деформируется. В ряде случаев повышенная влажность может привести к быстрой ги-бели предмета. Например, в результате изменения объема холста мо-

1 См.: Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в госу­дарственных музеях СССР. М., 1984.

99


жет осыпаться грунт и красочный слой произведения масляной живо-писи. Повышенная и пониженная влажность воздуха особенно опасна для предметов, сделанных из материалов, имеющих различный коэф-фициент расширения (например, для предметов с инкрустацией из разных пород дерева, предметов из металла и эмали). Повышенная влажность может стать причиной серьезных химических изменений многих материалов. Именно она приводит к атмосферной коррозии металлов — электрохимическому процессу, изменяющему состав металла. Так, ржавчина — результат воздействия с влагой закиси и окиси железа, образующихся в нормальных условиях на поверхности железа благодаря его окислению кислородом. Вода может вступать в химическую реакцию со свободными щелочными окислами, силиката-ми, углекислым газом воздуха и разрушать некоторые сорта стекла.

Ряд материалов очень чувствителен к температурным условиям. Изделия из олова, например, опасно хранить при температуре ниже + 18 С1.

Воздействие температуры и влажности на предмет взаимозависи-мы. Низкая влажность особенно губительна для гигроскопических материалов при высокой температуре. Действие высокой влажности усиливается при низких температурах. Так, влага, оседающая в порах бумаги, при замерзании наносит предмету серьезные повреждения. В аналогичных условиях может разрушаться керамика с пористым че-репком (грубая керамика, майолика, фаянс). Колебания температуры приводят к колебаниям влажности. По этим причинам и возникло об-щее понятие «температурно-влажностный режим».

Колебания температуры и влажности воздуха оказывают чрезвы-чайно вредное действие на предметы. Гигроскопические материалы при таких колебаниях то разбухают, то сжимаются. Это служит причи-ной наиболее серьезных изменений физико-механических свойств ма-териала. Резкие перепады температуры вызывают конденсацию влаги на поверхности предметов. Колебания температуры и влажности воз-духа рассматривают как один из важнейших факторов естественного старения предметов. При перемещении предмета в другое помещение с иной температурой и влажностью необходимо, чтобы предмет про-шел акклиматизацию в помещении с промежуточными температур-но-влажностными показателями.

1 При температуре ниже +13 С в этом материале происходят необратимые изме­нения — он начинает менять свою структуру, заболевает «оловянной чумой». На пред­мете образуются серые пятна, каверны, иногда сквозные. Изделия из пластилина и вос­ка при температуре выше +25 °С могут погибнуть.

100


Для правильной организации температурно-влажностного режи-ма важно не только определить материал, из которого сделан предмет, но и исследовать его устройство. В некоторых случаях именно устрой-ство предмета заставляет особенно внимательно отнестись к этому вопросу. Например, в том случае, если картина натянута на подрам-ник без крестовин и скосов, хранение ее в условиях сильно повышен-ной влажности особенно опасно — картина деформируется, грунт и красочный слой повреждаются.

Различные повреждения, имеющиеся на предмете, усиливают воздействие температуры и влажности воздуха. Например, драгоцен-ные и полудрагоценные камни, имеющие микротрещины, очень опас-но хранить в условиях низких температур и высокой влажности. Осе-дание и замерзание влаги приводят к увеличению трещин. Поврежде-ние благородной патины (закиси меди и окиси меди), образующейся на поверхности медных и бронзовых предметов и защищающей их от разрушения, может привести к развитию «болезни бронзы», которая возникает при доступе влаги и кислорода к хлористой меди и проявля-ется в образовании на предмете светло-зеленого вещества и язв.

Наиболее надежный способ для обеспечения температур-но-влажностного режима — кондиционирование воздуха. При помо-щи специальных устройств — кондиционеров — в музейное поме-щение подается увлажненный или осушенный, нагретый или охлаж-денный до определенных показателей воздух.

В зданиях, не имеющих кондиционеров, температурно-влажност-ный режим устанавливается и поддерживается при помощи отопи-тельной системы, проветривания, увлажнителей, осушителей.

Температурно-влажностный режим в музеях подвержен сезонным и суточным колебаниям. Сезонные колебания зависят от смены вре-мен года и отопительного сезона, суточные колебания — от суточных изменений температуры и влажности наружного воздуха.

Сезонные колебания ослабляются, если отопление включают ранней осенью и выключают поздней весной, соответственно увели-чивая или уменьшая его интенсивность. При повышении влажности отопление усиливают.

Другим средством регулирования температурно-влажностного режима служит проветривание. Оно помогает бороться с повышен-ной влажностью воздуха и проводится с учетом погодных условий. Ин-тенсивное проветривание в холодное зимнее время может повлечь за собой опасное пересушивание воздуха в музее, поскольку сухой мо-розный воздух, обогащаясь водяными парами в теплом помещении, снижает относительную влажность. Важно, чтобы при проветривании

101


 


поступающий воздух не попадал непосредственно на музейные пред-меты.

Увлажнители обычно представляют собой наполненные водой (с добавлением марганцовокислого калия) сосуды с большой поверхно-стью испарения. Для усиления испарения они помещаются около ото-пительных батарей.

В неотапливаемых помещениях основное средство регулирования температуры и влажности — проветривание1.

Температурно-влажностный режим, даже при наличии кондицио-неров, нуждается в постоянном контроле. Он осуществляется с помо-щью психрометров, гигрометров, термометров или самопишущих приборов — гигрографов и термографов. Показания приборов реги-стрируются дважды в сутки, в одно и то же время, в специальном жур-нале.

Защита от загрязнителей воздуха. На процесс старения му-зейных предметов значительное влияние оказывают имеющиеся в воздухе примеси. К ним относятся газовые засорители2 — сернистый газ, сероводород, аммиак, хлор, а также находящиеся во взвешенном состоянии органическая и минеральная пыль, сажа.

1 Чтобы избежать конденсации влаги внутри помещения, проветривание проводят
в сухие дни, при близких температурах наружного воздуха и внутри помещений. В жар-
кие дни проветривание не рекомендуется. Колебания температуры при проветривании
не должны выходить за пределы 2 °С. Если начинают отапливать помещение, ранее не
имевшее отопления, то зимой устанавливают температуру не выше +5 °С.

2 Сероводород образуется в результате процессов гниения, промышленного про-
изводства, содержится в выдыхаемом человеком воздухе. Источником поступления се-
роводорода может также служить использование для музейного оборудования резины,
казеиновых красок. Сероводород разрушающе действует на многие неорганические и
органические материалы: металлы (серебро, медь, свинец), краски, ткани.

Сернистый газ — результат процессов горения. Он опасен для большинства мате-риалов: сильно разрушает ткани, кожу, бумагу, живопись, свинец, мрамор, песчаник, известняк, гипс, алебастр, жемчуг.

Хлор поступает в воздух главным образом с предприятий, использующих его в тех-нологическом процессе, сильно действует на ткани, бумагу, живопись, серебро, бронзу, мрамор, песчаник, известняк, алебастр, жемчуг.

Аммиак, как и сероводород, — результат гниения. Растворяется в воде. Разру-шающе действует на ряд материалов, например, на серебро, краски, лаки.

Пыль, сажа, копоть задерживают на предмете влагу и газы, проникают в поры де-рева, ткани, бумаги, дают плотное загрязнение красочного слоя произведений живопи-си, наносят предмету механические повреждения, портят внешний вид предметов. Пыль является также хорошей питательной средой для биологических вредителей (см.: Зернова А. Б. Воробьев В. П. Основные факторы, влияющие на сохранность музейных предметов //Актуальные проблемы фондовой работы музеев. Вып. 1.М., 1978. С. 84—86).

102


Степень загрязненности воздуха зависит от местоположения му-зейного здания (близости или удаленности от промышленных пред-приятий), чистоты музейной территории, музейных помещений.

Способы защиты предметов от действия загрязнителей воздуха — герметизация помещений (при наличии кондиционеров) и применение фильтровальных устройств.

Сложная очистка самих предметов, например, удаление пыли с поверхности произведений графики, живописи, производится рестав-раторами. Хранители могут проводить лишь простейшую очистку предметов. Осуществляется она во избежание механических повреж-дений с большой осторожностью. Полированная мебель, например, протирается мягкой тканью или замшей. Пыль из резьбы удаляется мягкими кистями.

Значительную роль в защите предметов от загрязнителей воздуха играют оборудование и индивидуальная упаковка предметов (папки, футляры, чехлы и т. д.).

Световой режим. Световой режим в музее направлен на регули-рование доступа световых лучей к предметам. Это необходимо для торможения процесса их естественного старения. Световой режим может быть выражен в полной изоляции предметов от постоянных ис-точников света, в частичной их изоляции или в обеспечении доступа определенного количества света к предметам1. Световой режим2 уста-навливается в зависимости от того, из какого материала сделан пред-мет, а также должен обусловливаться степенью сохранности предме-та.

На разные материалы свет действует по-разному. С большей или меньшей точностью предметы можно разделить по светостойкости на три группы:

— обладающие высокой светостойкостью: предметы из метал-
лов, нецветного камня, гипса, керамики, бесцветного стекла;

— обладающие средней светостойкостью: предметы из кости,
кожи, меха, дерева, масляная и темперная живопись;

— обладающие низкой светостойкостью: фотографии, акварель,
пастель, бумага, ткани.

1 См.: Краткий словарь музейных терминов // Музеи и памятники культуры в
идейно-воспитательной работе на современном этапе. М., 1983. С. 140.

2 Вызываемые светом физические изменения происходят главным образом под
действием инфракрасных лучей, содержащихся как в естественном, так и в искусствен­
ном свете. Из искусственных источников света наибольшее количество инфракрасных
лучей содержат лампы накаливания. Физические изменения проявляются в потере ма­
териалом прочности, в усадке.

Разрушающее действие света усиливается в условиях повышенной влажности и повышенной температуры, а также загрязненности воздуха газами.

103


 


Способом защиты светочувствительных предметов является хра-нение их в затемненном помещении со светозащитными стеклами, в защищенном от света фондовом оборудовании. Предметы, уже по-страдавшие от действия света до приема их в музей или при непра-вильном хранении и экспонировании, нуждаются в особо тщательной защите.

Биологический режим. Предметы могут разрушаться биологиче-скими вредителями1: плесневыми грибами, насекомыми, грызунами. Поэтому в музее важно создать такие условия, которые препятствова-ли бы их появлению и распространению.

Благоприятные условия для развития биологических вредителей складываются при нарушении правильного температурно-влажност-ного режима, загрязнении предметов пылью, наличии близко распо-ложенных к музею продуктовых складов, захламленности территории музея, чердачных и подвальных помещений, при приеме в музей без дезинфекции и дезинсекции зараженных предметов.

Все работы по уничтожению биологических вредителей музейных предметов производятся по решению реставрационных советов в при-сутствии или при участии реставраторов. Можно применять лишь регламентированные для музеев средства. В музее оборудуется изо-лятор, куда помещаются зараженные предметы, а также дезинсекци-онные камеры.

Защита от механических повреждений. Степень вероятности механических повреждений предметов определяется рядом факто-ров2: материалом, из которого сделан предмет; технологией изготов-ления материала и самого предмета; сохранностью предмета; наличи-


 ' Заражение предметов плесневыми грибами (плесенью) происходит от частей грибницы и спор, переносимых воздухом, или при непосредственном контакте с пора-женным предметом.

Для предупреждения развития плесени музейное оборудование периодически протирают спиртовым раствором формальдегида.



2019-11-13 390 Обсуждений (0)
НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА КАК ОСНОВА ФУН КЦИОНИРОВАНИЯ МУЗЕЯ 3 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА КАК ОСНОВА ФУН КЦИОНИРОВАНИЯ МУЗЕЯ 3 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (390)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)