Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА КАК ОСНОВА ФУН КЦИОНИРОВАНИЯ МУЗЕЯ 4 страница



2019-11-13 342 Обсуждений (0)
НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА КАК ОСНОВА ФУН КЦИОНИРОВАНИЯ МУЗЕЯ 4 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Среди насекомых, поражающих музейные предметы, наиболее распространены жуки (точильщики, древогрызы, притворяшки, хлебные точильщики, кожееды), моли, сахарные чешуйницы, комнатные мухи. В музейные помещения они проникают через окна и двери, а также могут быть внесены с поступающими в музей предметами.

2 Многие предметы созданы из непрочных материалов, легко подвергающихся ме-ханическому разрушению. Это стекло, керамика, многие породы дерева, бумага, пас­тель и пр. При хранении и работе с предметами из таких материалов соблюдается осо­бая осторожность. Важен не только материал, но и его состав, технология изготовле­ния. Бумага, например, может быть изготовлена из текстильного или древесного сырья. В первом случае она будет прочнее. Бумага, изготовленная ручным, а не машинным способом, также прочнее. Это зависит от того, что при ручном изготовлении число во­локон в продольном и поперечном направлениях одинаково, а при машинном — раз­лично.

104


ем или отсутствием пыли; размещением предметов; их упаковкой, монтировкой.

Для предотвращения механических повреждений важна правиль-ная система хранения, а также соблюдения правил работы с музейны-ми предметами. Лучше работать в нитяных перчатках. Предмет берут за наиболее прочные его части (керамическую вазу, например, за ту-лово, а не за ручки). Произведения станковой живописи держат толь-ко за подрамник. Предметы на бумажной основе следует брать за про-тивоположные углы по диагонали. Это предупреждает натяжение ме-жду волокнами. Важно, чтобы профессиональными навыками в рабо-те с музейными предметами обладали не только хранители, но и экспозиционеры и другие исследователи, а также художники, оформ-ляющие музейные экспозиции и выставки.

Защита музейных фондов в экстремальных ситуациях. Одна из важнейших задач хранения фондов — создание условий, препятст-вующих возникновению ситуаций, ведущих к повреждению или гибе-ли музейных собраний. Вместе с тем важен и вопрос о спасении му-зейных собраний в том случае, если экстремальную ситуацию предот-вратить не удалось.

Большую угрозу сохранности музейных фондов представляют по-жары. Основное условие их предотвращения — соблюдение всех правил противопожарного режима в музее. Этот режим предусматри-вает определенную подготовку здания музея: пропитку чердачных пе-рекрытий огнезащитным составом, соблюдение пожарных норм при размещении оборудования (пропитывать огнезащитным составом оборудование нельзя), оснащение помещений противопожарным ин-вентарем, системами автоматического пожаротушения, противопо-жарной сигнализацией.

Музейное собрание может пострадать также из-за неисправности водопроводной сети и отопительной системы. При просушке многие предметы сильно деформируются. Может быстро развиться плесне-вый гриб. За состоянием водопроводной и отопительной систем необ-ходимо постоянное наблюдение сантехников.

Стихийные бедствия — ураганы, наводнения, землетрясения, из-вержения вулканов — предотвратить нельзя, но сила их воздействия на музейное собрание в определенной мере зависит от состояния му-зейного здания, коммуникаций, от организованности действий кол-лектива музея.

Огромную опасность для музейных собраний представляют вой-ны. Вопрос об охране культурных ценностей тесно связан с общей борьбой за предотвращение войн.

105


Сотрудники музея должны знать, какие музейные предметы и кол-лекции нужно спасать прежде всего. Отбор осуществляется в соот-ветствии с разработанными руководящими организациями нормати­вами, включающими критерии отбора и учитывающими его количест-венную сторону.

Сохранность музейных собраний в значительной степени зависит от режима охраны, направленного на предотвращение хищений. Он заключается в техническом оснащении музейного здания и музейного оборудования, в наличии специальных служб охраны и материаль-но-ответственного хранения. Режим охраны предусматривает также ограничение доступа посетителей в неэкспозиционные помещения музея.

В здании музея окна подвалов, первых этажей, чердачных поме-щений снабжаются решетками. Все окна, наружные и внутренние двери, фондовое и экспозиционное оборудование имеют надежные за-движки и замки. Особые помещения для хранения оружия и предме-тов из драгоценных металлов и камней оборудуются железными две-рями и решетками на окнах. Предметы из драгоценных металлов и драгоценных камней в исключительных случаях могут храниться в об-щих фондохранилищах, но обязательно в сейфах или несгораемых шкафах. Важно иметь сейфы и несгораемые шкафы для хранения уни-кальных предметов.

Окна, наружные и внутренние двери, отдельные особо ценные коллекции и предметы блокируются охранной сигнализацией. Служ-ба охраны может быть гражданской, милицейской или комбинирован-ной. В большинстве крупных музеев действует комбинированная ох-ранная служба. Посты милиции обычно несут наружную охрану, охра-няют входы и выходы музея. Музейные служители имеют посты в экс-позиционных залах, у входов в фондохранилища, реставрационные мастерские и пр. Нормативные документы определяют правила прие-ма и сдачи помещений охраной музея и материально ответственными хранителями, правила хранения ключей, пломбиров, печатей1.

Задачи консервации и реставрации музейных предметов. Консервация — это сохранение предметов путем создания опреде-ленного режима хранения, тормозящего процессы их естественного

См.: Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в госу-дарственных музеях СССР. М., 1984. С. 58—60.

106


старения, а также путем активного пресечения разрушительных про-цессов с последующим укреплением предметов1.

Хранитель, устанавливая и поддерживая необходимые режимы, тем самым уже осуществляет консервацию предметов. Однако чаще всего этих мер бывает недостаточно2. Требуется решительное вмеша-тельство в сохранность предмета с помощью химических и физических средств. Такого рода консервация может проводиться только рестав-ратором, лицом, получившим специальную подготовку.

Реставрация — восстановление облика предмета, максимально приближающегося к первоначальному, посредством устранения ис-кажений предмета, происшедших в результате его естественного ста-рения, нанесенных повреждений или преднамеренных изменений3.

Работа по консервации и реставрации очень ответственна. Оши-бочно поставленный «диагноз», неправильные методы устранения повреждений могут привести к гибели музейного предмета. Примене-ние новых средств и методов консервации и реставрации требует большой осторожности и тщательной экспериментальной проверки.

Функции реставратора в музее многогранны. Вместе с хранителя-ми он осуществляет контроль за сохранностью музейного собрания, отбирает предметы, нуждающиеся в консервации и реставрации, осу-ществляет эту работу; от него многое зависит в решении вопроса о возможности экспонирования и транспортировки предметов. Прово-димые реставраторами исследования оказывают большую помощь научным сотрудникам, изучающим музейные предметы, например, в определении материала, техники изготовления предмета. Опытный реставратор вносит вклад в теорию и методику консервации и рестав-рации.

Система хранения музейных фондов. В отечественных музеях система хранения фондов обычно совпадает с основными структурны-ми делениями их и облегчает задачу изучения фондов, так как группи-рует предметы, нуждающиеся в сопоставлении.

1 См.: Краткий словарь музейных терминов // Музеи и памятники культуры в
идейно-воспитательной работе на современном этапе. М., 1974. С. 120.

2 Часто предметы имеют утраты, повреждения или последующие дополнения, сни­
жающие их ценность как источников семантической информации, а также их аттрак-
тивность и экспрессивность. В этих случаях предметы реставрируются. Восстановле­
ние первоначального состояния предмета может осуществляться лишь условно, так как
в процессе естественного старения материал предмета претерпевает необратимые из­
менения.

3 См.: Краткий словарь музейных терминов: Проект. М., 1974. С. 39.

107


Система хранения музейных фондов зависит от физико-химиче-ских свойств предметов, типов источников, количества, размеров предметов, расположения, технического оснащения помещений фон-дохранилища, его оборудования.

Условия, необходимые для сохранения фондов, с наибольшим ус-пехом могут быть созданы при раздельной системе хранения. Она предполагает размещение в одном изолированном помещении пред-метов из однородного материала или из материалов, очень близких по режиму хранения.

При комплексной системе хранения в одном помещении размеща-ются предметы из разных материалов. Тогда при установлении режи-ма хранения придерживаются усредненных показателей. К комплекс-ной системе хранения музеи вынуждены прибегать из-за недостатка площадей, отводимых под фондохранилища, отсутствия в них изоли-рованных помещений, а также в том случае, когда музей имеет очень небольшое собрание.

Внутри этих систем распределение предметов обычно производит-ся по типам источников, а затем по материалам, назначению, содер-жанию.

Оборудование фондохранилища должно способствовать обеспе-чению максимальной сохранности предметов; его необходимо изго-товлять из материалов, пригодных для хранения музейных предметов, оно должно быть удобно для их размещения, предохранять от механи-ческих повреждений, от пыли, не конденсировать влагу, иметь замки и ушки для наложения пломб и печатей. Шкафы, в которых хранят предметы высокой светочувствительности, делают светонепроницае-мыми. Для хранения предметов, нуждающихся в освещении, служат шкафы с застекленными дверцами. Оборудование должно быть удоб-но для работы с хранящимися предметами. Важно, чтобы их было ле-ко достать, осмотреть, измерить.

В современных музеях вопросом оборудования уделяется очень большое внимание. В частности в Государственной Третьяковской га-лерее (Инженерный корпус) в Москве создан депозитарий с учетом достижений развития технических возможностей, реализующих наи-лучший режим хранения и быстрый доступ к музейным предметам.

Особенности хранения музейных предметов в экспозиции. Они определяются необходимостью комплексной системы хранения экспонатов, их оформлением и монтажом, присутствием посетителей в помещении, где находятся экспонаты.

Комплексная система размещения экспонатов отличается тем, что разнородные предметы (гравюры, фотографии, предметы из ме-талла, стекла), составляющие тематико-экспозиционный комплекс, 108


нередко помещают в одну витрину. Это осложняет задачу создания внутри витрины микроклимата и регулирование светового режима, оптимально необходимого для каждого экспоната.

К отбору предметов для экспонирования привлекаются реставра-торы. Консервацию и реставрацию проходят все нуждающиеся в этом предметы. Определяется максимальная продолжительность экспони-рования предметов1.

Для защиты от воздействия света витрины и отдельные экспонаты располагаются таким образом, чтобы на них не попадали прямые лучи света.

Колебания температурно-влажностного режима устраняют или смягчают при помощи кондиционеров, а в случае их отсутст-вия — проветриванием, регулированием притока посетителей2 и т. д. Воздействие на экспонаты температуры и влажности ослабляется также при применении витрин с ограниченным воздухообменом.

В экспозицию могут быть помещены только предметы, прошед-шие все стадии учета фондов. На экспонаты каждого зала составляет-ся охранно-топографическая опись3.

Система сигнализации, устанавливаемые в залах телекамеры по-могают предотвратить хищение экспонатов. С этой точки зрения важ-но продумать и устройство витрин, креплений, держателей.

Проблемы охраны экспонатов на выставках, организуемых в сте-нах данного музея, те же, что и проблемы хранения экспонатов в по-стоянных экспозициях. При экспонировании предметов в других музе-ях и выставочных залах встают вопросы о приспособленности этих по-мещений для экспонирования конкретных предметов, а также вопро-сы, связанные с их упаковкой и транспортировкой.

1 Например, для предметов на бумажной основе максимальная продолжитель­
ность экспонирования исчисляется в пределах 6 месяцев в году. Недублированные тка-
ни могут находиться в экспозиции не более трех лет подряд. При участии реставратора
определяются способы монтажа экспонатов. Обсуждается, например, конструкция
держателей, их надежность, необходимость их покрытия антикоррозийным составом.
Монтаж осуществляется при полном соблюдении существующих правил. Реставратор
ведет постоянное наблюдение за экспонатами.

2 Регулирование притока посетителей может ослабить и процент загрязненности
воздуха. Большую роль играет качество уборки экспозиционных помещений, очистка
витрин, экспонатов. На окнах устанавливаются пылезащитные фильтры, которые од­
новременно препятствуют попаданию в помещение биологических вредителей.

3 См. Приложение № 8.

109


Открытое хранение фондов. Открытое хранение фондов озна-чает систему хранения, позволяющую сделать доступным для обозре-ния каждый из находящихся в фондохранилище предметов1.

При такой системе хранения, даже при оснащении фондохранили-ща новейшей музейной техникой, неизбежно ухудшается режим хра-нения фондов, прежде всего световой — он приближается к режиму хранения предметов на экспозиции. На многих изобразительных и письменных, а также и некоторых вещественных источниках это мо-жет сказаться губительно. Требуются очень большие фондохранили-ща, особенно в музеях, имеющих значительные собрания. Даже при условии размещения графики, фотографий, картографических мате-риалов, письменных источников, тканей в турникетах и на выдвижных планшетах сделать каждый из этих предметов доступным для обозре-ния не представляется возможным.

Более осуществима задача открытого хранения вещественных ис-
точников, тех из них, которые меньше страдают от воздействия окру-
жающей среды: предметов из некоторых металлов, керамики, нецвет-
ного стекла, поделочного камня и пр.                                          

Возможен и другой путь. Это организация в фондохранилище по-стоянно действующих, но периодически сменяющихся выставок.

Выставки и открытый доступ к некоторым коллекциям могут со-вмещаться.

Вопрос о количестве и составе посетителей фондохранилища тоже решается по-разному.

Речь может идти о допуске в фондохранилище всех посетителей музея. Однако для музеев с высоким процентом посещаемости это также мало реально. В фондохранилище могут допускаться посетите-ли, организованные в группы, которые комплектуют из посетителей экспозиции, или составленные по предварительным заявкам.

Для организованного посетителя знакомство с фондами происхо-дит в форме экскурсии. Если в фондохранилище допускаются одиноч-ные посетители, то необходима, хотя бы в минимальном количестве, дополнительная информация, помогающая ориентироваться в мате-риале, — краткий этикетаж, каталоги и пр. Это в значительной мере

1 См.: Королева А. С. Организация открытого хранения музейных фондов. М., ; 1962; Эймс М. Расширить доступ к музейным фондам // Museum. 1985. № 145. С. 24—29.

110


 


стирает грань между систематической экспозицией и открытым хра-нением фондов.

Упаковка и транспортировка музейных предметов. При транспортировке предметы подвергаются особой опасности быть по-врежденными, утраченными, похищенными.

Многое в сохранности предметов зависит от упаковочной тары, ее
надежности. Она защищает предметы от механических повреждений,
резких перепадов температуры и влажности, пыли, возможности ут-
раты. Существуют правила упаковки, которые соблюдаются при пе-
ревозке любых музейных предметов.                                                      

Например, самый надежный способ упаковки картин — их разме- 

щение в ящике в специальных рамках-кассетах. Однако чаще выбира-
ют более простой путь. Картины подбирают по размерам, складывают
попарно лицом к лицу, прокладывая микалентной бумагой, байкой,    

фланелью, завертывают плотной бумагой и укладывают в ящик, за-крепляя рейками и брусками. Пространство между торцами картин И стенками ящика заполняют упаковочным материалом — поролоном, гофрированной бумагой и пр. Картины большого размера навертыва-ют на вал, который помещают в ящик. Готовя к перевозке картины или графику под стеклом, необходимо заклеить стекло полосками бу-маги.

Перевозка пастелей, рисунков углем допускается лишь в редких случаях.

Графику — акварели, рисунки, гравюры, литографии — уклады-вают в ящики в папках, завернутых в бумагу и влагонепроницаемый материал. На дно ящика помещают пенопласт. Пустоты заполняют упаковочным материалом. Подобным же образом готовят к транспор-тировке фотографии и письменные источники.

В каждый ящик после упаковки вкладывают охранный доку-мент — упаковочный акт, подписанный лицом, ответственным за упаковку, реставратором, упаковщиком.

Транспортировка осуществляется по правилам, определенным нормативными документами. По особым правилам перевозят оружие и боеприпасы к ним1.

При перевозке предметов автотранспортом используют только специализированные автофургоны.

1 См.: Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в госу­дарственных музеях СССР. М., 1984. С. 106.

111


Вопросы и задания

1. В чем задачи научной организации фондов?

2. Что такое музейная коллекция?

3. Что такое музейное собрание?

4. В чем смысл учетно-хранительской деятельности?

5. Назовите юридические документы, связанные с научно-фондовой дея­
тельностью.

6. Что такое система и режим хранения музейных предметов?

7. Как создаются музейные каталоги и их системы?

Литература

Вопросы охраны и использования памятников истории и культуры: Сб. науч. тр. М., 1990; М„ 1992.

Инструкция о порядке организации работы музеев, творческих организаций кол-лективов художников и художественно-производственных организаций по научному проектированию, оформлению и монтажу, оценке и открытию экспозиций и выставок музеев местного значения (кроме художественных). М., 1985.

Инструкция об учете и охране памятников искусства, старины, быта и природы // Охрана памятников истории и культуры: Сб. документов. М., 1973. С. 42—53.

Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государст-венных музеях СССР. М., 1984.

Кучеренко М. Е. Научно-фондовая работа в музее: Метод. пособие в помощь мо-лодому специалисту. М., 1999.

Памятник и современность: вопросы освоения историко-культурного наследия / Авт.-сост. П. В. Боярский. М., 1990.

Положение о музейном фонде Союза ССР. М., 1965.

Положение об охране и использовании памятников истории и культуры, утвер-жденное Советом Министров СССР 16 сент. 1982 г. // Памятники Отечества. 1983. № 1 (7).

Романычева И. Г. Музейное дело: Учеб. пособие для студентов факультета теории и истории искусств. Л., 1983.

Типовое положение о музее, работающем на общественных началах, утвержден-ное Министерством культуры СССР 12 апр. 1978 г. М., 1978.

Хранение, консервация, реставрация музейных коллекций (проблемы, поиски, ре-шения) / Науч.-практ. семинар ко дню рождения П. И. Нерадовского. 14—15 апр. 1999 г. СПб., 1999.

§ 2. Экспозиционно-выставочная деятельность музея

Специфика и формы музейной экспозиции. Экспозиция — ви-зитная карточка любого музея. Она определяет музей как особое уч-реждение культуры, где находятся «живые свидетели прошлого». В музейной экспозиции выявляется внутренняя и символическая, часто знаковая, сущность вещей. Она представляет собой текст особого ха-рактера, в котором через музейные «предметы-знаки-буквы» переда-

112


ются суждения, идеи, мысли, чувства как давно живущих людей, так и авторов экспозиции.

Музейная экспозиция — это основная форма музейной комму-никации, образовательные и воспитательные цели которой осуществ-ляются путем демонстрации музейных предметов, организованных, объясненных и размещенных в соответствии с разработанной музеем научной концепцией и современными принципами архитектурно-ху-дожественных решений.

Музейная экспозиция является научно-организованной совокуп­ностью предметов, но совершенно иной, нежели музейное собрание или коллекция. Ее основу составляет научная концепция, которая оп-ределяет содержание музейной экспозиции, принцип отбора экспона-тов, общее художественное решение.

Музейные предметы, организованные в определенном логиче-ском построении, служат для раскрытия тех или иных тем. При отборе музейных предметов для экспозиции проводится их дополнительное изучение. Это необходимо для того, чтобы определить возможность экспонатов передавать информацию и действовать на посетителей музея эмоционально. На первых этапах формирования экспозиции надо сформулировать цели экспозиции и методы ее построения, пути ее дальнейшего совершенствования, художественную ценность экс-понатов и степень их эстетического воздействия. Причем степень влияния экспозиции определяется не только информативной емко-стью коллекции, но и уровнем музееведческих знаний. Это выражает-ся разнообразными средствами и формами подачи экспозиционного материала, который может воспроизводить интерьер, ландшафтную диораму или отображать другие элементы действительности через му-зейные предметы, ее удостоверяющие.

Предметы располагаются в зависимости от задач экспозиции, что способствует их пониманию как продуктов труда, предметов искусства или объектов природы. Например, в художественном музее экспози-ция дает представление об исторических периодах развития изобрази-тельного искусства, о стилях, характерных для искусства определен-ной эпохи, творчестве конкретных мастеров и т. д.

Часто экспозиция представляет одно целое из археологических экспонатов, исторических экспонатов, культурных ценностей. Все они в совокупности отражают конкретный исторический процесс. В результате углубляется восприятие искусства, понимание философ-ских, религиозных, политических и этических воззрений какого-либо народа.

В качестве наглядного примера можно привести экспозицию рус-ского декоративно-прикладного искусства (XII — начало XX в.) в

113


Грановитой палате Кремля. Показ шедевров ювелирного искусства сопровождается материалом, рассказывающим о технике их создания и затрагивает исторические темы: принятие христианства, связи Древней Руси с Византией и Западной Европой, роль церкви во всех этих событиях.

Подходы к построению экспозиции в музеях различного профиля обусловлены содержательной спецификой музея. Это проявляется, в частности, в организации экспозиционного пространства в краеведче-ском музее, музее-квартире или музее, являющемся памятником ар-хитектуры. Важны и масштабы музея, в котором создается экспози-ция (музей-гигант или небольшой камерный музей). Легче организо-вать экспозицию в специально предусмотренном для нее помещении и гораздо труднее органично вписать ее в чуждый ей по времени и стилю интерьер.

Существуют общие принципы построения экспозиции. К ним от-носятся:

— принцип идейности или принцип соответствия экспозиции, оп-
ределенной музейными специалистами — авторами экспозиции,
идеи;

— принцип предметности, который исходит из предметной сущ-
ности экспозиции любого музея, поскольку музейный экспонат явля-
ется как доказательством фактов развития природы и общества, так и
носителем эмоционально окрашенной информации;

— принцип доходчивости и универсальности, т. е. принцип по-
строения экспозиции с учетом восприятия ее различными группами
посетителей.

Существующие в мировой музейной практике методы построения экспозиции возникали и развивались вместе со становлением как профильных наук, так и музееведения. Можно выделить следующие:

— демонстрация одного музейного предмета-экспоната (чаще
всего — это шедевр мирового искусства или уникальный, всем из-
вестный раритет, например, «Благовещение» Ван Эйка — выставка
одного произведения, проходившая в Государственном Эрмитаже в
1997 г.). Обычно такая демонстрация сопровождается пояснитель-
ным текстом, представленным как в виде печатного материала, так и
на специальных носителях, в качестве которых выступают интерак-
тивные видеокомплексы и компьютерные системы;

— демонстрации однотипных предметов, представляющих собой
часто систематические коллекции. Такие экспозиции сопровождаю-­
ся пояснительным текстом с этикетажем. Примером могут быть вы-
ставки нумизматических коллекций, изделий керамики одного про-
мысла и т. д.;

114


— тематическая экспозиция, которая направлена на раскрытие
определенной, заданной авторами, экспозиционной концепции или
темы. Поэтому для осуществления концептуального замысла музей-
ные сотрудники часто привлекают не только подлинные музейные
предметы, но и воспроизведения, реплики, научно-вспомогательные
материалы, аудиовизуальные средства и т. д. Ярким примером могут
быть дидактические и концептуальные выставки, например, дидакти-
ческая выставка «Язык изобразительного искусства: первый диалог»,
организованная в 1996 г. научными сотрудниками1 Российского науч-
но-практического центра по проблемам музейной педагогики Госу-
дарственного Русского музея;

— ансамблевый показ, предполагающий демонстрацию музей-
ных предметов в их «жизненных» взаимосвязях и комплексах. Первы-
ми по этому пути пошли этнографические музеи, где организованы та-
кие ансамблевые комплексы, как «жилище», «свадьба», «мастер-
ская» и т. д. Такой метод популярен и для показа интерьеров, и для
создания мемориальных экспозиций и т. д.;

— демонстрация «живых» социокультурных и природных сис-
тем2. Особенность данного метода заключается в музеефикации как
предметов, так и объектов, представляющих музейный интерес для
общества. Примером может служить музей народного деревянного
зодчества «Витославлицы» под Великим Новгородом или государст-
венный историко-архитектурный и этнографический музей-заповед-
ник «Кижи».

Создавая музейную экспозицию, музейные сотрудники должны четко представлять, с какой целью это делается, какую информацию они хотят донести до зрителя, как разместить экспонаты, чтобы в со-вокупности они помогли разобраться человеку в той или иной теме, эпохе, чтобы каждый экспонат логично дополнял другой. Решение этих вопросов связано с организационными проблемами экспозици-онной деятельности музея.

Организационные проблемы музейно-выставочной деятель- ности. Актуальным в экспозиционной работе является вопрос об объеме экспозиции, о количестве представленного в ней материала, правильном отборе экспонатов, соотношении подлинников и вспомо-

1 Авторы выставки «Язык изобразительного искусства: первый диалог» —
Н. Ю. Жвитиашвили, О. В. Платонова.

2 Это один из перспективных методов, истоки которого обнаруживаются в созда­
нии музея Скансен (Швеция) и ему подобных, а также национальных парков и музеефи-
цированных территорий и т. д.

115                                                                                                                           115


гательного материала, об использовании аудиовизуальных средств. Данные вопросы решаются в процессе формирования экспозиции. Важным этапом при этом можно считать ее научное проектирование. Его начинают с подготовительного этапа, т. е. изучаются различные материалы по теме будущей экспозиции. Результаты работы обычно фиксируются в виде библиографии, конспектов, выписок, карточек, архивных документов и т. д. Анализируются фонды музея и составля­ются картотеки экспонатов.

Следующий этап заключается в разработке научной концепции экспозиции, представляющей собой документ, в котором формулиру­ются цели и задачи создающейся экспозиции, обосновываются веду­щие идеи и основные проблемы, фиксируется и определяется темати­ческая структура и особенности содержания экспозиции, характери­зуется ее источниковая база, излагаются общие требования к архи­тектурно-художественному проекту. Научная концепция становится программным документом, на базе которого ведется вся последующая работа по научному и художественному проектированию экспозиции. На основе научной концепции экспозиции создается ее расширенная тематическая структура, детализированная до тематико-экспозици-онного комплекса. При этом выделяются конкретные мемориальные комплексы, научные реконструкции. Кроме того, могут быть охарак­теризованы отдельные экспонаты и их группы, определены техниче­ские средства, способствующие усилению воздействия экспозиции в целом и ее элементов на посетителя музея. Уже на этапе разработки тематической структуры экспозиции могут быть продуманы тематика и маршруты экскурсий, тематика путеводителей, буклетов, образова­тельные программы и т. д.



2019-11-13 342 Обсуждений (0)
НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА КАК ОСНОВА ФУН КЦИОНИРОВАНИЯ МУЗЕЯ 4 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА КАК ОСНОВА ФУН КЦИОНИРОВАНИЯ МУЗЕЯ 4 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (342)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)