НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА КАК ОСНОВА ФУН КЦИОНИРОВАНИЯ МУЗЕЯ 4 страница
Среди насекомых, поражающих музейные предметы, наиболее распространены жуки (точильщики, древогрызы, притворяшки, хлебные точильщики, кожееды), моли, сахарные чешуйницы, комнатные мухи. В музейные помещения они проникают через окна и двери, а также могут быть внесены с поступающими в музей предметами. 2 Многие предметы созданы из непрочных материалов, легко подвергающихся ме-ханическому разрушению. Это стекло, керамика, многие породы дерева, бумага, пастель и пр. При хранении и работе с предметами из таких материалов соблюдается особая осторожность. Важен не только материал, но и его состав, технология изготовления. Бумага, например, может быть изготовлена из текстильного или древесного сырья. В первом случае она будет прочнее. Бумага, изготовленная ручным, а не машинным способом, также прочнее. Это зависит от того, что при ручном изготовлении число волокон в продольном и поперечном направлениях одинаково, а при машинном — различно. 104 ем или отсутствием пыли; размещением предметов; их упаковкой, монтировкой. Для предотвращения механических повреждений важна правиль-ная система хранения, а также соблюдения правил работы с музейны-ми предметами. Лучше работать в нитяных перчатках. Предмет берут за наиболее прочные его части (керамическую вазу, например, за ту-лово, а не за ручки). Произведения станковой живописи держат толь-ко за подрамник. Предметы на бумажной основе следует брать за про-тивоположные углы по диагонали. Это предупреждает натяжение ме-жду волокнами. Важно, чтобы профессиональными навыками в рабо-те с музейными предметами обладали не только хранители, но и экспозиционеры и другие исследователи, а также художники, оформ-ляющие музейные экспозиции и выставки. Защита музейных фондов в экстремальных ситуациях. Одна из важнейших задач хранения фондов — создание условий, препятст-вующих возникновению ситуаций, ведущих к повреждению или гибе-ли музейных собраний. Вместе с тем важен и вопрос о спасении му-зейных собраний в том случае, если экстремальную ситуацию предот-вратить не удалось. Большую угрозу сохранности музейных фондов представляют по-жары. Основное условие их предотвращения — соблюдение всех правил противопожарного режима в музее. Этот режим предусматри-вает определенную подготовку здания музея: пропитку чердачных пе-рекрытий огнезащитным составом, соблюдение пожарных норм при размещении оборудования (пропитывать огнезащитным составом оборудование нельзя), оснащение помещений противопожарным ин-вентарем, системами автоматического пожаротушения, противопо-жарной сигнализацией. Музейное собрание может пострадать также из-за неисправности водопроводной сети и отопительной системы. При просушке многие предметы сильно деформируются. Может быстро развиться плесне-вый гриб. За состоянием водопроводной и отопительной систем необ-ходимо постоянное наблюдение сантехников. Стихийные бедствия — ураганы, наводнения, землетрясения, из-вержения вулканов — предотвратить нельзя, но сила их воздействия на музейное собрание в определенной мере зависит от состояния му-зейного здания, коммуникаций, от организованности действий кол-лектива музея. Огромную опасность для музейных собраний представляют вой-ны. Вопрос об охране культурных ценностей тесно связан с общей борьбой за предотвращение войн. 105 Сотрудники музея должны знать, какие музейные предметы и кол-лекции нужно спасать прежде всего. Отбор осуществляется в соот-ветствии с разработанными руководящими организациями нормативами, включающими критерии отбора и учитывающими его количест-венную сторону. Сохранность музейных собраний в значительной степени зависит от режима охраны, направленного на предотвращение хищений. Он заключается в техническом оснащении музейного здания и музейного оборудования, в наличии специальных служб охраны и материаль-но-ответственного хранения. Режим охраны предусматривает также ограничение доступа посетителей в неэкспозиционные помещения музея. В здании музея окна подвалов, первых этажей, чердачных поме-щений снабжаются решетками. Все окна, наружные и внутренние двери, фондовое и экспозиционное оборудование имеют надежные за-движки и замки. Особые помещения для хранения оружия и предме-тов из драгоценных металлов и камней оборудуются железными две-рями и решетками на окнах. Предметы из драгоценных металлов и драгоценных камней в исключительных случаях могут храниться в об-щих фондохранилищах, но обязательно в сейфах или несгораемых шкафах. Важно иметь сейфы и несгораемые шкафы для хранения уни-кальных предметов. Окна, наружные и внутренние двери, отдельные особо ценные коллекции и предметы блокируются охранной сигнализацией. Служ-ба охраны может быть гражданской, милицейской или комбинирован-ной. В большинстве крупных музеев действует комбинированная ох-ранная служба. Посты милиции обычно несут наружную охрану, охра-няют входы и выходы музея. Музейные служители имеют посты в экс-позиционных залах, у входов в фондохранилища, реставрационные мастерские и пр. Нормативные документы определяют правила прие-ма и сдачи помещений охраной музея и материально ответственными хранителями, правила хранения ключей, пломбиров, печатей1. Задачи консервации и реставрации музейных предметов. Консервация — это сохранение предметов путем создания опреде-ленного режима хранения, тормозящего процессы их естественного См.: Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в госу-дарственных музеях СССР. М., 1984. С. 58—60. 106 старения, а также путем активного пресечения разрушительных про-цессов с последующим укреплением предметов1. Хранитель, устанавливая и поддерживая необходимые режимы, тем самым уже осуществляет консервацию предметов. Однако чаще всего этих мер бывает недостаточно2. Требуется решительное вмеша-тельство в сохранность предмета с помощью химических и физических средств. Такого рода консервация может проводиться только рестав-ратором, лицом, получившим специальную подготовку. Реставрация — восстановление облика предмета, максимально приближающегося к первоначальному, посредством устранения ис-кажений предмета, происшедших в результате его естественного ста-рения, нанесенных повреждений или преднамеренных изменений3. Работа по консервации и реставрации очень ответственна. Оши-бочно поставленный «диагноз», неправильные методы устранения повреждений могут привести к гибели музейного предмета. Примене-ние новых средств и методов консервации и реставрации требует большой осторожности и тщательной экспериментальной проверки. Функции реставратора в музее многогранны. Вместе с хранителя-ми он осуществляет контроль за сохранностью музейного собрания, отбирает предметы, нуждающиеся в консервации и реставрации, осу-ществляет эту работу; от него многое зависит в решении вопроса о возможности экспонирования и транспортировки предметов. Прово-димые реставраторами исследования оказывают большую помощь научным сотрудникам, изучающим музейные предметы, например, в определении материала, техники изготовления предмета. Опытный реставратор вносит вклад в теорию и методику консервации и рестав-рации. Система хранения музейных фондов. В отечественных музеях система хранения фондов обычно совпадает с основными структурны-ми делениями их и облегчает задачу изучения фондов, так как группи-рует предметы, нуждающиеся в сопоставлении. 1 См.: Краткий словарь музейных терминов // Музеи и памятники культуры в 2 Часто предметы имеют утраты, повреждения или последующие дополнения, сни 3 См.: Краткий словарь музейных терминов: Проект. М., 1974. С. 39. 107 Система хранения музейных фондов зависит от физико-химиче-ских свойств предметов, типов источников, количества, размеров предметов, расположения, технического оснащения помещений фон-дохранилища, его оборудования. Условия, необходимые для сохранения фондов, с наибольшим ус-пехом могут быть созданы при раздельной системе хранения. Она предполагает размещение в одном изолированном помещении пред-метов из однородного материала или из материалов, очень близких по режиму хранения. При комплексной системе хранения в одном помещении размеща-ются предметы из разных материалов. Тогда при установлении режи-ма хранения придерживаются усредненных показателей. К комплекс-ной системе хранения музеи вынуждены прибегать из-за недостатка площадей, отводимых под фондохранилища, отсутствия в них изоли-рованных помещений, а также в том случае, когда музей имеет очень небольшое собрание. Внутри этих систем распределение предметов обычно производит-ся по типам источников, а затем по материалам, назначению, содер-жанию. Оборудование фондохранилища должно способствовать обеспе-чению максимальной сохранности предметов; его необходимо изго-товлять из материалов, пригодных для хранения музейных предметов, оно должно быть удобно для их размещения, предохранять от механи-ческих повреждений, от пыли, не конденсировать влагу, иметь замки и ушки для наложения пломб и печатей. Шкафы, в которых хранят предметы высокой светочувствительности, делают светонепроницае-мыми. Для хранения предметов, нуждающихся в освещении, служат шкафы с застекленными дверцами. Оборудование должно быть удоб-но для работы с хранящимися предметами. Важно, чтобы их было ле-ко достать, осмотреть, измерить. В современных музеях вопросом оборудования уделяется очень большое внимание. В частности в Государственной Третьяковской га-лерее (Инженерный корпус) в Москве создан депозитарий с учетом достижений развития технических возможностей, реализующих наи-лучший режим хранения и быстрый доступ к музейным предметам. Особенности хранения музейных предметов в экспозиции. Они определяются необходимостью комплексной системы хранения экспонатов, их оформлением и монтажом, присутствием посетителей в помещении, где находятся экспонаты. Комплексная система размещения экспонатов отличается тем, что разнородные предметы (гравюры, фотографии, предметы из ме-талла, стекла), составляющие тематико-экспозиционный комплекс, 108 нередко помещают в одну витрину. Это осложняет задачу создания внутри витрины микроклимата и регулирование светового режима, оптимально необходимого для каждого экспоната. К отбору предметов для экспонирования привлекаются реставра-торы. Консервацию и реставрацию проходят все нуждающиеся в этом предметы. Определяется максимальная продолжительность экспони-рования предметов1. Для защиты от воздействия света витрины и отдельные экспонаты располагаются таким образом, чтобы на них не попадали прямые лучи света. Колебания температурно-влажностного режима устраняют или смягчают при помощи кондиционеров, а в случае их отсутст-вия — проветриванием, регулированием притока посетителей2 и т. д. Воздействие на экспонаты температуры и влажности ослабляется также при применении витрин с ограниченным воздухообменом. В экспозицию могут быть помещены только предметы, прошед-шие все стадии учета фондов. На экспонаты каждого зала составляет-ся охранно-топографическая опись3. Система сигнализации, устанавливаемые в залах телекамеры по-могают предотвратить хищение экспонатов. С этой точки зрения важ-но продумать и устройство витрин, креплений, держателей. Проблемы охраны экспонатов на выставках, организуемых в сте-нах данного музея, те же, что и проблемы хранения экспонатов в по-стоянных экспозициях. При экспонировании предметов в других музе-ях и выставочных залах встают вопросы о приспособленности этих по-мещений для экспонирования конкретных предметов, а также вопро-сы, связанные с их упаковкой и транспортировкой. 1 Например, для предметов на бумажной основе максимальная продолжитель 2 Регулирование притока посетителей может ослабить и процент загрязненности 3 См. Приложение № 8. 109 Открытое хранение фондов. Открытое хранение фондов озна-чает систему хранения, позволяющую сделать доступным для обозре-ния каждый из находящихся в фондохранилище предметов1. При такой системе хранения, даже при оснащении фондохранили-ща новейшей музейной техникой, неизбежно ухудшается режим хра-нения фондов, прежде всего световой — он приближается к режиму хранения предметов на экспозиции. На многих изобразительных и письменных, а также и некоторых вещественных источниках это мо-жет сказаться губительно. Требуются очень большие фондохранили-ща, особенно в музеях, имеющих значительные собрания. Даже при условии размещения графики, фотографий, картографических мате-риалов, письменных источников, тканей в турникетах и на выдвижных планшетах сделать каждый из этих предметов доступным для обозре-ния не представляется возможным. Более осуществима задача открытого хранения вещественных ис- Возможен и другой путь. Это организация в фондохранилище по-стоянно действующих, но периодически сменяющихся выставок. Выставки и открытый доступ к некоторым коллекциям могут со-вмещаться. Вопрос о количестве и составе посетителей фондохранилища тоже решается по-разному. Речь может идти о допуске в фондохранилище всех посетителей музея. Однако для музеев с высоким процентом посещаемости это также мало реально. В фондохранилище могут допускаться посетите-ли, организованные в группы, которые комплектуют из посетителей экспозиции, или составленные по предварительным заявкам. Для организованного посетителя знакомство с фондами происхо-дит в форме экскурсии. Если в фондохранилище допускаются одиноч-ные посетители, то необходима, хотя бы в минимальном количестве, дополнительная информация, помогающая ориентироваться в мате-риале, — краткий этикетаж, каталоги и пр. Это в значительной мере 1 См.: Королева А. С. Организация открытого хранения музейных фондов. М., ; 1962; Эймс М. Расширить доступ к музейным фондам // Museum. 1985. № 145. С. 24—29. 110
стирает грань между систематической экспозицией и открытым хра-нением фондов. Упаковка и транспортировка музейных предметов. При транспортировке предметы подвергаются особой опасности быть по-врежденными, утраченными, похищенными. Многое в сохранности предметов зависит от упаковочной тары, ее Например, самый надежный способ упаковки картин — их разме- щение в ящике в специальных рамках-кассетах. Однако чаще выбира- фланелью, завертывают плотной бумагой и укладывают в ящик, за-крепляя рейками и брусками. Пространство между торцами картин И стенками ящика заполняют упаковочным материалом — поролоном, гофрированной бумагой и пр. Картины большого размера навертыва-ют на вал, который помещают в ящик. Готовя к перевозке картины или графику под стеклом, необходимо заклеить стекло полосками бу-маги. Перевозка пастелей, рисунков углем допускается лишь в редких случаях. Графику — акварели, рисунки, гравюры, литографии — уклады-вают в ящики в папках, завернутых в бумагу и влагонепроницаемый материал. На дно ящика помещают пенопласт. Пустоты заполняют упаковочным материалом. Подобным же образом готовят к транспор-тировке фотографии и письменные источники. В каждый ящик после упаковки вкладывают охранный доку-мент — упаковочный акт, подписанный лицом, ответственным за упаковку, реставратором, упаковщиком. Транспортировка осуществляется по правилам, определенным нормативными документами. По особым правилам перевозят оружие и боеприпасы к ним1. При перевозке предметов автотранспортом используют только специализированные автофургоны. 1 См.: Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР. М., 1984. С. 106. 111 Вопросы и задания 1. В чем задачи научной организации фондов? 2. Что такое музейная коллекция? 3. Что такое музейное собрание? 4. В чем смысл учетно-хранительской деятельности? 5. Назовите юридические документы, связанные с научно-фондовой дея 6. Что такое система и режим хранения музейных предметов? 7. Как создаются музейные каталоги и их системы? Литература Вопросы охраны и использования памятников истории и культуры: Сб. науч. тр. М., 1990; М„ 1992. Инструкция о порядке организации работы музеев, творческих организаций кол-лективов художников и художественно-производственных организаций по научному проектированию, оформлению и монтажу, оценке и открытию экспозиций и выставок музеев местного значения (кроме художественных). М., 1985. Инструкция об учете и охране памятников искусства, старины, быта и природы // Охрана памятников истории и культуры: Сб. документов. М., 1973. С. 42—53. Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государст-венных музеях СССР. М., 1984. Кучеренко М. Е. Научно-фондовая работа в музее: Метод. пособие в помощь мо-лодому специалисту. М., 1999. Памятник и современность: вопросы освоения историко-культурного наследия / Авт.-сост. П. В. Боярский. М., 1990. Положение о музейном фонде Союза ССР. М., 1965. Положение об охране и использовании памятников истории и культуры, утвер-жденное Советом Министров СССР 16 сент. 1982 г. // Памятники Отечества. 1983. № 1 (7). Романычева И. Г. Музейное дело: Учеб. пособие для студентов факультета теории и истории искусств. Л., 1983. Типовое положение о музее, работающем на общественных началах, утвержден-ное Министерством культуры СССР 12 апр. 1978 г. М., 1978. Хранение, консервация, реставрация музейных коллекций (проблемы, поиски, ре-шения) / Науч.-практ. семинар ко дню рождения П. И. Нерадовского. 14—15 апр. 1999 г. СПб., 1999. § 2. Экспозиционно-выставочная деятельность музея Специфика и формы музейной экспозиции. Экспозиция — ви-зитная карточка любого музея. Она определяет музей как особое уч-реждение культуры, где находятся «живые свидетели прошлого». В музейной экспозиции выявляется внутренняя и символическая, часто знаковая, сущность вещей. Она представляет собой текст особого ха-рактера, в котором через музейные «предметы-знаки-буквы» переда- 112 ются суждения, идеи, мысли, чувства как давно живущих людей, так и авторов экспозиции. Музейная экспозиция — это основная форма музейной комму-никации, образовательные и воспитательные цели которой осуществ-ляются путем демонстрации музейных предметов, организованных, объясненных и размещенных в соответствии с разработанной музеем научной концепцией и современными принципами архитектурно-ху-дожественных решений. Музейная экспозиция является научно-организованной совокупностью предметов, но совершенно иной, нежели музейное собрание или коллекция. Ее основу составляет научная концепция, которая оп-ределяет содержание музейной экспозиции, принцип отбора экспона-тов, общее художественное решение. Музейные предметы, организованные в определенном логиче-ском построении, служат для раскрытия тех или иных тем. При отборе музейных предметов для экспозиции проводится их дополнительное изучение. Это необходимо для того, чтобы определить возможность экспонатов передавать информацию и действовать на посетителей музея эмоционально. На первых этапах формирования экспозиции надо сформулировать цели экспозиции и методы ее построения, пути ее дальнейшего совершенствования, художественную ценность экс-понатов и степень их эстетического воздействия. Причем степень влияния экспозиции определяется не только информативной емко-стью коллекции, но и уровнем музееведческих знаний. Это выражает-ся разнообразными средствами и формами подачи экспозиционного материала, который может воспроизводить интерьер, ландшафтную диораму или отображать другие элементы действительности через му-зейные предметы, ее удостоверяющие. Предметы располагаются в зависимости от задач экспозиции, что способствует их пониманию как продуктов труда, предметов искусства или объектов природы. Например, в художественном музее экспози-ция дает представление об исторических периодах развития изобрази-тельного искусства, о стилях, характерных для искусства определен-ной эпохи, творчестве конкретных мастеров и т. д. Часто экспозиция представляет одно целое из археологических экспонатов, исторических экспонатов, культурных ценностей. Все они в совокупности отражают конкретный исторический процесс. В результате углубляется восприятие искусства, понимание философ-ских, религиозных, политических и этических воззрений какого-либо народа. В качестве наглядного примера можно привести экспозицию рус-ского декоративно-прикладного искусства (XII — начало XX в.) в 113 Грановитой палате Кремля. Показ шедевров ювелирного искусства сопровождается материалом, рассказывающим о технике их создания и затрагивает исторические темы: принятие христианства, связи Древней Руси с Византией и Западной Европой, роль церкви во всех этих событиях. Подходы к построению экспозиции в музеях различного профиля обусловлены содержательной спецификой музея. Это проявляется, в частности, в организации экспозиционного пространства в краеведче-ском музее, музее-квартире или музее, являющемся памятником ар-хитектуры. Важны и масштабы музея, в котором создается экспози-ция (музей-гигант или небольшой камерный музей). Легче организо-вать экспозицию в специально предусмотренном для нее помещении и гораздо труднее органично вписать ее в чуждый ей по времени и стилю интерьер. Существуют общие принципы построения экспозиции. К ним от-носятся: — принцип идейности или принцип соответствия экспозиции, оп- — принцип предметности, который исходит из предметной сущ- — принцип доходчивости и универсальности, т. е. принцип по- Существующие в мировой музейной практике методы построения экспозиции возникали и развивались вместе со становлением как профильных наук, так и музееведения. Можно выделить следующие: — демонстрация одного музейного предмета-экспоната (чаще — демонстрации однотипных предметов, представляющих собой 114 — тематическая экспозиция, которая направлена на раскрытие — ансамблевый показ, предполагающий демонстрацию музей- — демонстрация «живых» социокультурных и природных сис- Создавая музейную экспозицию, музейные сотрудники должны четко представлять, с какой целью это делается, какую информацию они хотят донести до зрителя, как разместить экспонаты, чтобы в со-вокупности они помогли разобраться человеку в той или иной теме, эпохе, чтобы каждый экспонат логично дополнял другой. Решение этих вопросов связано с организационными проблемами экспозици-онной деятельности музея. Организационные проблемы музейно-выставочной деятель- ности. Актуальным в экспозиционной работе является вопрос об объеме экспозиции, о количестве представленного в ней материала, правильном отборе экспонатов, соотношении подлинников и вспомо- 1 Авторы выставки «Язык изобразительного искусства: первый диалог» — 2 Это один из перспективных методов, истоки которого обнаруживаются в созда 115 115 гательного материала, об использовании аудиовизуальных средств. Данные вопросы решаются в процессе формирования экспозиции. Важным этапом при этом можно считать ее научное проектирование. Его начинают с подготовительного этапа, т. е. изучаются различные материалы по теме будущей экспозиции. Результаты работы обычно фиксируются в виде библиографии, конспектов, выписок, карточек, архивных документов и т. д. Анализируются фонды музея и составляются картотеки экспонатов. Следующий этап заключается в разработке научной концепции экспозиции, представляющей собой документ, в котором формулируются цели и задачи создающейся экспозиции, обосновываются ведущие идеи и основные проблемы, фиксируется и определяется тематическая структура и особенности содержания экспозиции, характеризуется ее источниковая база, излагаются общие требования к архитектурно-художественному проекту. Научная концепция становится программным документом, на базе которого ведется вся последующая работа по научному и художественному проектированию экспозиции. На основе научной концепции экспозиции создается ее расширенная тематическая структура, детализированная до тематико-экспозици-онного комплекса. При этом выделяются конкретные мемориальные комплексы, научные реконструкции. Кроме того, могут быть охарактеризованы отдельные экспонаты и их группы, определены технические средства, способствующие усилению воздействия экспозиции в целом и ее элементов на посетителя музея. Уже на этапе разработки тематической структуры экспозиции могут быть продуманы тематика и маршруты экскурсий, тематика путеводителей, буклетов, образовательные программы и т. д.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (342)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |