Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА КАК ОСНОВА ФУН КЦИОНИРОВАНИЯ МУЗЕЯ 1 страница



2019-11-13 1369 Обсуждений (0)
НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА КАК ОСНОВА ФУН КЦИОНИРОВАНИЯ МУЗЕЯ 1 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Все сущее увековечить, Безличное вочеловечить, Несбывшееся воплотить.

А. Блок

§ 1. Специфика и направления

научно-иселедовательской деятельности музея

Научные исследования в любом музее являются обязатель-

ным  условием его функционирования, поскольку их результаты определяют уровень научно-фондовой, экспозиционной, про- светительной и образовательной деятельности музея.

Под исследованием в музее понимают  «особую форму деятельно -сти, связанную с выработкой, распространением и применением зна-

ний, которыми общество прежде не распологало". Термин «научная работа» в музеях часто относится лишь к обработке  коллекций как ис-точников научного познания, поскольку такая обработка осуществля-

ется с использованием научных методов.

Однако музей является многофункциональным учреждением, и

его научные исследования имеют многосторонний и комплексный ха-рактер. Музеи ведут научные исследования как в области музееведе-ния, так и в области профильных наук. Эти исследования теснейшим образом взаимосвязаны и взаимообусловлены. В частности, для соз-


дания экспозиции и выставок, при разработке их «сценария»1 исполь-зуются данные, полученные в ходе научно-исследовательской дея-тельности, проходившей в процессе отбора и научно-фондовой рабо-ты (хранение, обработка и пр.). Таким образом, изучение музейных коллекций приводит к созданию экспозиций, а также к изданию ката-логов, монографий и т. д.

В ходе научно-исследовательской деятельности музея решаются определенные задачи. Известный музеевед Й. Бенеш определяет их2 следующим образом:

— музееведческие задачи, т. е. изучение процессов, связанных с
обработкой коллекций и деятельностью музея;

— задачи, ориентированные на изучение свидетельств как источ-
ников познания, т. е. изучение их роли в музее без учета их вклада в от-
дельные научные дисциплины;

— отраслевые задачи, по своему содержанию совпадающие с за-
дачами других научно-исследовательских учреждений.

Специфика научно-исследовательской деятельности музея за-ключается в том, что в основе ее лежат подлинные свидетельства раз-вития природы и общества, ценность которых выясняется, осмысля-ется, становится достоянием общественности. Вместе с тем научные исследования в музее направлены на создание оптимально-эффек-тивных условий для осущестрления процесса отбора музейных пред-метов, их изучения, охраны и экспонирования. В процессе этой дея-тельности происходит многоаспектное исследование как самого му-зейного предмета, так и взаимоотношения музейного предмета с пер-воначальной средой бытования, его места в музейных фондах, а также особенностей его взаимодействия с посетителем.

Научно-исследовательская деятельность является первоосновой существования музеев разных типов, видов и профилей. Она протека-ет в двух сферах:

1) отраслевые исследования, по своему содержанию совпадаю-
щие с исследованием в других научных учреждениях. В этих исследо-
ваниях музейные предметы изучаются с точки зрения нового знания,
которое они дают данной отрасли;

2) музееведческие исследования, приводящие к новым знаниям по
теории и методологии собирания,хранения, обработки, экспонирова-
ния и другим видам использования музейных предметов. Полученные

1 «Scener» означает, как правило, тематико-экспозиционный план; именно так
идентифицируется этот термин в подготовленном ИКОМом терминологическом словаре.

2 См .-.BeneSJ. Zbierkovy predmet vulohe exponatu//Muzeum. Bratislava, 1984.

69


новые знания ведут к научной оценке музейных коллекций, к дополне-нию существующих, к составлению специальной документации, к на-учно-организованной экспозиции, к выпуску каталогов и публикаций. В этих сферах выделим следующие основные направления иссле-довательской деятельности музеев, присущие отечественным и зару-бежным музеям:

— исследования в области разработки научной концепции дея-
тельности музея;

- исследования в области комплектования фондов;

— изучение музейных предметов и их коллекций;

— научное проектирование экспозиций и выставок;            

— прикладные (социологические, педагогические и социаль-
но-психологические) исследования, направленные на изучение му-
зейной аудитории;

— исследования, направленные на повышение эффективности
работы музея;

— музейно-педагогические исследования;

— изучение истории музейного дела;

— исследования в области историографии музееведения.

В рамках профильных наук исследовательская деятельность музе-ев и связанных с ними научных учреждений классифицируется в соот-ветствии с принятой классификацией наук (гуманитарные, естествен-нонаучные, технические и т. д.). Особое значение имеют междисцип-линарные научные исследования, обеспечивающие комплексное изу-чение музейных предметов и коллекций.

В качестве специального направления, имеющего тенденцию к
развитию в современных условиях, можно отметить исследования в
области музейной педагогики.                                                      

Более подробно остановимся на разработке научной концеп- ции, представляющей собой всестороннее обоснование целей и задач, создания, функционирования и развития музея, а также вытекающих из этих целей и задач способов и средств их реализации. Разработку научной концепции можно разделить на три взаимосвязанных этапа:

1) подготовка и анализ исходных данных (региональный, краевед-ческий музей). Эти данные должны раскрыть специфические особен-ности социально-экономического и культурного развития региона, перспективы его развития, социально-демографические характери-стики населения и их будущую динамику, история региона. Необходи-мый объем научно-исследовательской работы этого этапа в каждом конкретном случае строго индивидуален: он зависит от особенностей социального контекста, профиля, характера музея, степени изученно-сти предмета отражения и т. д.;

70


2) разработка «идейного замысла» музея, опирающегося на прин-
ципы современного музееведения. Реализация этих принципов долж-
на быть органично увязана с историческими, географическими, на-
циональными и другими особенностями региона, где находится музей.
Наконец, процесс разработки «идейного замысла» — это творче-
ский процесс интерпретации общепринятых принципов музееведения
и воплощения творческих замыслов музейных работников, это поиск
и обоснование способов воплощения общего в особенном, сплав нау-
ки и искусства;

3) составление генерального плана развития музея, предусматри-
вающего конкретно практические мероприятия по реализации «идей-
ного замысла». Научная концепция музея — это синтетический доку-
мент, включающий в себя обширную аналитическую информацию,
теоретическую разработку и план практических мероприятий.

Научно-исследовательская работа музеев в области ком- плектования фондов предполагает разработку научной концепции комплектования, т. е. всестороннего и глубокого обоснования темы (тем) комплектования. Детализацию такого обоснования можно счи-тать специальным, относительно самостоятельным направлением на-учно-исследовательской работы.

Это направление охватывает:

— оценку имеющегося музейного фонда;

— обоснование направленности и характера тематических и сис-
тематических коллекций;

— определение критериев отбора материалов в фонд с учетом це-
лей и задач, стоящих перед музеем;

— определение круга и объема информации, подлежащей фикса-
ции в документах;

— разработку системы карточных каталогов комплектования.

Результат научно-исследовательской работы в области комплек-тования фондов — это формирование музейных коллекций, на осно-ве которых создаются выставки, печатные каталоги новых поступле-ний за определенный отрезок времени, публикуются научные статьи, монографии.

Комплектование одно из направлений научно-исследова- тельской деятельности музея по реализации его документирую-щей функции. В ходе комплектования реализуются задачи исследова-ния социокультурных процессов и явлений, их отражение в музейном собрании. Комплектование должно осуществляться в соответствии с научной концепцией музея и опираться на научные принципы ком0 плексности, историзма и объективности.

71


На этапе отбора памятников истории и культуры они становятся объектами преимущественно музееведческого исследования, по-скольку изучаются мемориальные признаки, представительность уникальность, способность отражать данное явление и другие музей-ные свойства, их взаимосвязи, история создания, среда бытования и т. д. При этом само явление или событие выступает как объект ис-следования, а памятник истории и культуры — как носитель инфор-мации, средство отражения этого явления или события.

При отборе комплектуемого материала необходимо учитывать не только его характер и объем информативности, но и одновременно требования, предъявляемые к нему как к части музейной коллекции и к возможному объекту показа.

Таким образом, главная задача состоит в формировании коллек-ций музейных предметов — аутентичных первоисточников, истори-ческих памятников, объектов развития природы, произведений искус-ства и т. д., документирующих закономерности, существенные факты и явления1.

Музейные предметы подлежат многоэтапной детальной и глубокой научной обработке, предполагающей выявление и оцен-ку всего комплекса информации о памятнике, которую он несет как источник знаний о конкретном явлении, событии или факте, о жизни и деятельности конкретного исторического лица.

Выявление такой информации предполагает изучение музейного предмета, определение его значения, описание результатов изучения предмета в учетных документах. В музейной практике процесс науч-ной обработки полностью сосредоточивается и в большинстве случа-ев завершается на стадии научной инвентаризации.

Необходимым условием введения музейного предмета или музей-ной коллекции в научный оборот является изучение музейных предме-тов и их коллекций, что составляет еще одно направление в деятель-ности музея.

Изучение музейных предметов призвано раскрыть их историче-ское и художественное значение. Такая работа ведется постоянно, по-скольку возможности профильных наук непрерывно расширяются, а это создает условия для получения все новых, ранее неизвестных дан-ных о музейных предметах.

1 Разгон А. М. К вопросу о научном комплектовании фондов в музеях историче­ского и краеведческого профиля //Актуальные вопросы изучения фондов музея по ис­тории советского общества: Тр. ГИМ. Вып. 55. М., 1982. С. 14.

72


Процесс изучения музейных предметов можно разделить на не-сколько основных этапов:

атрибуция (определение) музейного предмета, включающая
в себя сопоставление определяемого предмета с аналогичными ему.
Сопоставления могут проводиться последовательно и параллельно.
Такие исследования дают возможность выявить присущие данному
предмету его основные признаки: материал, форму, устройство, раз-
мер, способ изготовления, стиль, время и т. д.;

классификация и систематизация музейных предметов
предполагает их группировку по признакам сходства и различия с це-
лью выявления существующих между предметами взаимосвязей. Со-
вокупность предметов способна дать о конкретном явлении более
объективную и многогранную информацию, чем изолированные му-
зейные предметы. По принятым в музее классификациям проводится
систематизация собрания и создаются соответствующие каталоги;

интерпретация должна в полном объеме выявить значение
музейного предмета как источника знаний, способного воздейство-
вать на посетителя эмоционально.

На каждый музейный предмет составляется инвентарная карточ-ка, куда заносятся все сведения, полученные в результате его изуче-ния. На основе инвентарных карточек ведутся инвентарные книги, ко-торые являются юридическим документом.

При возможности и необходимости музей осуществляет моногра-фическое изучение отдельных музейных предметов, результаты кото-рого фиксируются в научных паспортах, а также служат основой для научных публикаций. Новые сведения, полученные в результате мо-нографического изучения музейных предметов, обязательно должны быть внесены в инвентарные карточки и инвентарные книги. Эти до-полнения фиксируются в них или непосредственно, или в виде отсы-лок к соответствующим публикациям.

Научное изучение музейных предметов либо их коллекций предпо-лагает разработку схем классификаций как самих музейных предме-тов, так и информации, заложенной в них. Эти схемы классификаций, как правило, становятся основой научно-справочных карточных ката-логов (тематического, систематического и т. д.). Результаты изучения музейных предметов и их коллекций вводятся в научный оборот и че-рез различные виды публикаций — каталоги, обзоры, статьи, моно-графии, музейную экспозицию.

Исследования по теории, методике и другим общим вопросам му-зееведения могут проводиться в каждом музее. На практике же ими занимаются в большей мере крупные музеи (например, Государствен-ный исторический музей в Москве, Российский этнографический му-

73


зей, Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге и др.), рас-полагающие необходимыми коллекциями, опытом и научными кадра-ми. Кроме того, существуют специализированные научные учрежде-ния — научно-исследовательские институты и кабинеты, кафедры высших учебных заведений, — главной задачей которых является на-учная разработка общих проблем музееведения.

Музееведческие исследования фондов. Для использования му-зейных предметов в музее необходимо изучить не только их историче-скую источниковую ценность, но и выяснить их художественную и эс-тетическую ценность. Это устанавливается в соответствии с крите-риями, разработанными и используемыми целым рядом наук.

Методы исследования естественных наук применяют для выявле-ния материальных свойств предмета, что необходимо при решении во-просов консервации и реставрации предметов, при выборе способов их решения.

Музееведческие исследования проводятся и с целью выявления возможностей использования музейного предмета в коммуникации. При этом определенную роль играют такие моменты, как способность предмета наглядно отражать социокультурные явления и процессы, его символика (особенно если она связана с важными идеями, про-грессивными традициями) и другие признаки предмета, способные оказывать эмоциональное воздействие. Такие исследования могут осуществляться с применением комплекса исторических, педагогиче-ских и психологических методов.

В процессе формирования фондов музея встает вопрос о значимо-сти предмета для документирования общественного развития, опре-деленных событий, процессов и структур. Эта ценность вытекает в первую очередь из истории предмета, его первоначального назначе-ния, места в жизни общества.

Совокупность всех перечисленных признаков дает представление о культурно-исторической ценности предмета и позволяет сделать вывод о его музейном значении и, следовательно, о необходимости его сохранения. Музееведческие аспекты должны постоянно учитываться в фондовой работе и в процессе комплектования фондов.

Музееведческие исследования ставят своей задачей разработку основ этой работы и ее научного обоснования. Здесь важно не только обобщение практического опыта, но и создание новых моделей музей-но-специфических классификаций.

Теоретическое осмысление должно помочь музеям решить целый ряд научно-практических задач — создание общей концепции ком-74


плектования музейных фондов, определения содержания, форм и ме-тодов научного комплектования музейных коллекций; подготовка на-учных рекомендаций и нормативных документов по сбору, хранению и изучению музейных предметов; совершенствование системы учета и научной обработки музейных предметов; создание генеральной схемы размещения и хранения музейных фондов с целью обеспечения их со-хранности и разработка на этой основе научно обоснованных заданий по проектированию и оснащению фондовых помещений и др.

Музееведческие исследования имеют также прямое отношение к выработке единых форм различных видов внутримузейных докумен-тов, используемых в процессе научной обработки музейных предме-тов и научно-вспомогательных материалов (например, форм научного описания, записи легенды, научных паспортов), а также к разработке необходимых поисковых средств.

Исследования в области охраны и хранения музейных фондов. Исследования, связанные с охраной музейных предметов от повреж-дений и поражений, в последние десятилетия стали одной из цен-тральных научных задач музейного дела. Консервация и реставрация развились в самостоятельные отрасли прикладного музееведения, ко-торые характеризуются широким применением исследовательских методов и методик естественных дисциплин — физики, химии, био-логии, материаловедения и др. Причем ведущим направлением стано-вится профилактическая защита музейных предметов от вредных влияний окружающей среды, т. е. консервация.

Так как в процессе консервации и реставрации мы имеем дело с предметами из разных материалов и их соединений, то и исследования в этой области делятся на практике по материалу (например, металл, ткани и кожа, бумага, камень, стекло, керамика) или по группам пред-метов, которые характеризуются, кроме прочих признаков, и приме-нением определенных материалов (живопись, музыкальные инстру-менты и др.). Ведется серьезное изучение по проблеме влияния раз-личных внешних факторов на предметы. Например, изучается влия-ние климатических условий, особенно температуры и относительной влажности воздуха, на различные материалы. Вырабатываются тре-бования к условиям длительного хранения предметов в фондохрани-лищах и экспозиционных помещениях (для разных групп материалов). В сферу таких исследований включается изучение возможностей при-менения технических средств для создания оптимальных режимов хранения, например для создания микроклимата в витринах. Приме-нение полученных результатов в каждом конкретном музее ставит ряд

75


практических проблем, в решении которых могут оказать помощь со-ответствующие исследовательские институты1.

Особое значение приобретают исследования вопросов влияния света на различные материалы; это касается прежде всего экспони-руемых музейных предметов. Их результаты отражаются на разработ-ке системы освещения экспозиций, определения световых нормати-вов, наиболее благоприятных с точки зрения сохранности экспони-руемых материалов и осмотра экспозиции посетителями.

В центре исследуемых проблем находятся и другие факторы, ока-зывающие вредное воздействие на музейные предметы: пыль, загряз-нение воздуха, факторы растительного и животного происхождения наконец, изучаются и естественные процессы старения различных ма-териалов с целью их предельно длительного сохранения.

Реставрация музейных предметов включает в себя все необходи-мые меры по консервации и в то же время выходит за ее пределы, так как имеет целью восстановление прежнего (первоначального) со-стояния предмета. Она базируется на результатах исследований есте-ственных наук, на знании и применении старых ремесленных и худо-жественных техник и методов производства, а также на результатах изучения истории материальной культуры, этнографии, истории ис-кусства. Такие исследования служат дальнейшему развитию рестав-рации.

Самостоятельный круг исследований в этой области связан с ре-шением таких проблем, как предотвращение потерь или повреждений вследствие катастроф и вандализма.

Консервация и реставрация стремительно развиваются. Наряду с практической работой в реставрационных мастерских, существующих ' при крупных музеях или в качестве самостоятельных учреждений, проводятся исследования по всем проблемам консервации, разраба-тываются, апробируются, обсуждаются на конференциях и в специ-альной литературе новые методы и способы, новые результаты.

Музееведческие исследования в области музейной коммуни- кации. Важное место в научно-исследовательской деятельности му-зеев занимают исследования в области коммуникации, различные ас-пекты которой имеют разную степень изученности. В центре внима-ния находятся проблемы музейной экспозиции как важнейшей формы музейной коммуникации.

' См.: Кроллау Е. К. Температурно-влажностный и световой режим музеев. М., 1971; Wolfram К . Das Klima in Museumsraumen, seine Kontrolle und Regulierung// SIFM. 1979. № 14.

76


Можно обозначить следующие направления решения этих про-блем:

— исследования по подготовке и созданию экспозиций;

— исследования в области музейной педагогики, позволяющие
эффективно решать образовательно-воспитательные задачи музея;

— социологические исследования, связанные с вопросами вос-
приятия экспозиций разными категориями посетителей;

— изучение психологических проблем восприятия экспозиций.

Предметом всех этих исследований выступают явления и процес-сы, образующие в действительности единство. Они различаются ас-пектом изучения и применяемыми методами и взаимно дополняют друг друга. Поэтому музееведческие исследования проблем коммуни-кации в наибольшей мере требуют междисциплинарного сотрудниче-ства.

Музееведческие исследования — основа экспозиционной дея-тельности. С помощью музейной экспозиции осуществляется непо-средственный контакт (как правило, зрительный) между подлинными предметами и посетителями. Таким путем музей пытается пополнить их знания, воздействовать на мысли и чувства. В экспозиции музей-ные предметы выполняют функцию передачи информации не только о самих себе, но и об исторических взаимосвязях, структурах и процес-сах.

Для коммуникации существенное значение имеют результаты ис-следований, полученные при изучении музейных фондов, т. е. инфор-мация об исторической, эстетической и иной ценности отдельных му-зейных предметов. Именно эта информация играет главную роль в процессе отбора предметов для экспонирования, в процессе их пре-вращения в экспонаты.

Помимо понимания объективной ценности предметов, при подго-товке экспозиции важно знать закономерности восприятия: как вос-принимается информация экспонатов, как возникают эмоции, какую роль играют при этом подлинность и достоверность, аттрактивность и экспрессивность предмета и, в конечном счете, как посредством экс-позиции передаются знания и воспитываются чувства.

Полученные результаты помогают ответить на вопрос о соответ-ствии экспозиций поставленным целям, об их действенности. При этом необходимо направить теоретические усилия на исследование взаимосвязи между тем, что показывается в экспозиции, и тем, как показывается, т. е. между содержанием и формой его подачи. Содер-жание и форма экспозиции воспринимаются посетителем как единое целое, поэтому они и должны создаваться как единство.

77


Конкретные аспекты музейно-психологических исследований на-правлены на выяснение того, каким образом активизируется процесс коммуникации, повышается его эффективность. Эти задачи решают-ся на стадии отбора предметов для экспозиции; изучения легенд, письменных, изобразительных и устных пояснений к предмету; выбо-ра целесообразных форм размещения музейных предметов, экспони-руемых не как отдельные предметы, а в комплексах, отражающих связь с действительностью и включаемых в более крупное структур-ное членение экспозиции. С точки зрения психологии важно и эстети-ческое оформление экспозиции, ее пространственное решение, вы-бор и применение цвета и света, отбор и графическое решение тек-стов, применение аудиовизуальных средств.

При разработке технического и художественного решения экспози-ции должны приниматься во внимание физиологические особенности человека. Конструкции экспозиционных элементов (витрин, пультов) ориентируются на рост, уровень глаз и поле зрения посетителя. Важно учитывать также использование света в экспозиционных залах (силу света). Необходимо при этом заранее определять и продолжительность маршрута по экспозиции, и объем передаваемой информации.

Наконец, при подготовке экспозиции необходимо учитывать и ре-зультаты исследований в области консервации музейных предметов, а также требования, обеспечивающие их сохранность.

С точки зрения методики музееведческие исследования проблем экспозиции опираются на оценку опыта подготовки и создания преж-них экспозиций, на сравнение и обобщение этого опыта, а также на применение экспериментальных методов. В связи с экспериментиро-ванием в ходе работы над экспозицией широко применяется метод ма-кетирования, позволяющий проверить разные варианты экспозици-онных решений, в том числе и компьютерное моделирование.    

Музейно-педагогические исследования. Музейно-специфиче-ский образовательно-воспитательный процесс как существенная со-ставная часть музейной деятельности является предметом исследова-ния музейной педагогики. За последние десятилетия ее значение очень возросло.

Музейная педагогика — это область научно-практической дея-тельности современного музея, ориентированная на передачу куль-турного (художественного) опыта через педагогический процесс в ус-ловиях музейной среды1.

1 Столяров Б. А. Педагогика художественного музея: от истоков до современно-сти. СПб., 1999. С. 7.

78


Данные задачи решаются на базе музейно-специфических форм (например, экспозиций и выставок) и других форм коммуникации (лекций, кружков, научно-популярных публикаций и пр.), эффектив-ных с точки зрения педагогики, причем все это содействует многосто-роннему использованию музейных фондов.

Элементы музейной педагогики действенны не только в музейном процессе организации экспозиции или других форм коммуникации, они пронизывают также все сферы музейной деятельности. Аспекты музейной педагогики необходимо учитывать и в процессе отбора, ком-плектования, изучения и хранения музейных предметов в целях их возможного включения в экспозицию или использования в других ви-дах образовательно-воспитательной деятельности музея (например, музейные предметы, не представляющие значения для экспозицион-ной деятельности, могут представлять интерес для организации дидак-тической выставки).

Музейно-педагогическое исследование ставит задачу разработки теоретических и методических основ образовательно-воспитательно-го процесса в музее, а также изучения возможностей применения ре-зультатов этих исследований в подготовке экспозиций и в работе с по-сетителями на экспозиции и в учебных кабинетах. При этом учитыва-ются итоги социологических исследований, наблюдения за поведени-ем посетителей.

Музейная педагогика анализирует потребности различных соци-альных и возрастных групп посетителей, изучает особенности их вос-приятия экспозиции и вырабатывает дифференцированные методики работы с ними, разные формы их обслуживания в музее. В определен-ных случаях она вносит необходимые коррективы в содержание самой экспозиции.

Решение столь сложных задач возможно лишь посредством ис-следований на базе общей педагогики, социологии и психологии. Та-ким образом, музейно-педагогические исследования носят интердис-циплинарный характер, а результаты этих исследований обогащают как музееведение, так и педагогику.

Социологические исследования. Установить, в какой мере музей может реально обеспечить высокую степень использования своих фондов и высокую эффективность в передаче научных знаний и в идеологическом воспитании, можно только посредством проведения целенаправленных социологических исследований. Они относятся в первую очередь к изучению социально-демографического состава по-сетителей, их потребностей, мотивов посещения музеев, поведения. Получаемые результаты активно используются во всех формах музей-

79


ной коммуникации, учитываются при разработке перспективных пла-нов музеев, при планировании подготовки экспозиций.

Одним из аспектов музейной социологии является исследование эффективности музейной работы. Изучаются прежде всего разные стороны экспозиций (и других форм образовательно-воспитательной работы) в отношении их воздействия на различные категории посети-телей. Анализируются успехи и неудачи экспозиций с точки зрения их идеологического, научно-познавательного и воспитательного значе-ния для разных категорий посетителей. На основе анализа восприятия экспозиций вырабатываются общие принципы и конкретные реко-мендации по подготовке экспозиций, организации музейного показа.

В круг проблем исследований в области эффективности воздейст-вия экспозиции включаются такие аспекты, как предметность, на-глядность, образность, доступность, последовательность, аттрактив-ность и эмоциональное воздействие в целом. Результаты этих иссле-дований направлены на создание оптимальных условий для передачи знаний посредством использования наиболее эффективных форм вы-явления содержания.



2019-11-13 1369 Обсуждений (0)
НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА КАК ОСНОВА ФУН КЦИОНИРОВАНИЯ МУЗЕЯ 1 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА КАК ОСНОВА ФУН КЦИОНИРОВАНИЯ МУЗЕЯ 1 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1369)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)