Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА КАК ОСНОВА ФУН КЦИОНИРОВАНИЯ МУЗЕЯ 2 страница



2019-11-13 703 Обсуждений (0)
НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА КАК ОСНОВА ФУН КЦИОНИРОВАНИЯ МУЗЕЯ 2 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Психологические исследования. Психология представляет собой разветвленную систему дисциплин. Наряду с общей психологией в му-зейной работе находят применение такие ее разделы, как педагогиче-ская психология, психология искусства и др.

Положения общей психологии могут быть применимы к музею лишь в реальных условиях социокультурной действительности. Одна-ко это не означает, что они могут быть механически перенесены на му-зейную работу, необходимы специальные музейные психологические исследования. Задача музейной психологии заключается в изучении: проблем восприятия, особенностей процесса мышления в специфи-ческих условиях музея, а также проблем психологического воздейст-вия музея на современного человека. Подобные психологические ис-следования только начинают проводиться. Например, существуют от-делы социально-психологических исследований в Государственном Русском музее и Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге и т. д.

Педагогическая психология изучает психологические процессы, имеющие место в образовательно-воспитательной деятельности. Уже активно используется музейной педагогикой то положение психоло-гии, что зрительное восприятие гораздо эффективнее слухового, что уровень восприятия значительно повышается при органическом со-единении деятельности оптических и акустических рецепторов с мо-торными, осязательными и т. д. Необходимо изучение и других психо-логических аспектов восприятия экспозиции посетителем, в частно-80


сти, восприятия ее художественного решения, эмоционального воз-действия экспозиции в целом и др.

Психология искусства исследует эстетическое и художественное восприятие и условия, от которых оно зависит. Исследования в этой области направлены на рассмотрение музейной экспозиции как цело-стного архитектурно-художественного произведения, на выявление положительного или отрицательного влияния художественного реше-ния на восприятие содержания экспозиции. Результаты таких иссле-дований могут найти применение в дальнейшем развитии наших пред-ставлений о возможностях использования тех или иных архитектур-но-художественных форм.

Направления научно-исследовательской деятельности в музее обусловлены его полифункциональным характером и связаны как с исследованиями в области тех наук, которые определяют профиль му-зея (искусствоведение, история, зоология и т. д.), так и с исследова-ниями в области всех направлений деятельности музея (разработка научной концепции музея, музееведческие исследования фондов, ис-следования в области охраны музейных предметов, музейной комму-никации и т. д.).

Вопросы и задания

1. Определите место научно-исследовательской деятельности в музее.

2. Почему музейный предмет лежит в основе музейных исследований?

3. В чем заключаются исследовательские задачи музея?

4. Какие основные направления научных исследований вы знаете?

5. Что характеризует исследования музея в области профильных наук?

6. В чем заключается научное исследование в области коммуникационно-
го направления деятельности музея?

7. Охарактеризуйте особенности музейно-педагогических, социологиче-
ских и психологических исследований в музее.

Литература

Изучение и научное описание памятников материальной культуры: Сб. ст. / Сост. и науч. ред. А. М. Разгон, Н. П. Финягина. М., 1972.

Изучение музейных коллекций/Сост. и науч. ред. У. М. Полякова. М., 1974.

Левыкин К. Г. О координации научных исследований // Музейное дело в СССР. Научные основы работы музеев исторического профиля: Сб. науч. тр. М., 1980.

Музееведение. Музеи исторического профиля / Под ред. К. Г. Левыкина, В. Херб-ста. М., 1988.

Музеи — научные учреждения // Музейное дело в СССР. М., 1974.

Музейное дело в СССР. Научные основы работы музеев исторического профиля: Сб. науч. тр. М., 1980.

6-4493                                                                                                                          81


Научно-исследовательская работа музеев РСФСР: Вопросы содержания, плани-рования и координации: Метод. рекомендации. М., 1985.

Романычева И. Г. Музейное дело: Учеб. пособие для студентов факультета теории и истории искусств. Л., 1983.

Столяров Б. А. Педагогика художественного музея: От истоков до современно-сти. СПб., 1999.

Тверская Д. И. Музей как научно-исследовательское учреждение // Музейное дело в СССР. М„ 1974.

Тверская Д. И. Основные направления, виды и особенности научно-исследова-тельской работы в музеях // Музейное дело в СССР. М., 1977.

Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX—XXI вв. // Труды ГИМ. Вып. 127. М., 2001.

Художественный музей в образовательном процессе. СПб., 1998.

Hofmann Е. Zum Verhflltnis von Fachwissenschaften und Museologie: Versuch einer Erklarungsmodelle // Neue Museumskunde. 1984. № l.S. 68—77.

Schneider E. The character and mission of the regional research work of museums // MS. 1981. № 8. P. 67—94.

§ 2. Организация научно-исследовательской деятельности в музее

Исследования музеев должны быть увязаны с общими тенденция-ми в области профильных научных дисциплин. В планах научных ис-следований музея фиксируются долговременные задачи. Они должны внести свой вклад в исследования в области профильной науки, а так-же в области музееведения, культурологии и т. д. Исследования музе-ев служат изучению и сохранению прогрессивных гуманистических традиций в науке и культуре.

Планы исследований по профильным наукам выделяют главные направления и тематику работы, дают ориентиры для их развития во всех областях знаний. Они становятся основой научно-исследова-тельской работы музеев. Музеи, находящиеся в подчинении крупных исследовательских учреждений (например, академий или университе-тов), принимают непосредственное участие в научных исследованиях этих учреждений. При планировании и организации их исследователь-ской деятельности необходимо исходить из музейной специфики, т. е. предусматривать аспекты, имеющие значение для практической му-зейной работы.

Важнейшим элементом правильного планирования являются перспективные планы исследований. Работа по этим планам гаранти-рует непрерывность и логичность научной деятельности. Это очень важно и для роста квалификации коллективов исследователей. Сро-ки, которые необходимо запланировать на выполнение тех или иных изысканий, зависят, конечно, от степени сложности тем, обеспечения кадрами и финансовых возможностей музея. Для небольших тем дос-82


таточно одного года, более сложные темы разрабатываются два-три года, а иногда и пять лет. В этом плане музеи не отличаются от других научных учреждений.

Планы исследований должны координировать научную работу как внутри музея, так и с другими музеями и научными учреждениями (дабы избежать дублирования и действовать согласованно). Коорди-нация планов необходима для того, чтобы сконцентрировать внима-ние коллектива научных сотрудников музея на решении важнейших актуальных проблем и создать условия для сотрудничества в процессе исследований. В организации научно-исследовательской работы му-зеи используют разные формы координации с центральными и мест-ными исследовательскими учреждениями — совместные научные коллоквиумы, конференции, экспедиции, создание единых планов по определенной проблематике1.

Совместная разработка актуальной проблематики имеет большое значение для региональных музеев, которые объективно могут внести существенный вклад в изучение истории, культуры и природы. В Рос-сийской Федерации целый ряд музеев организует свою исследова-тельскую деятельность совместно с отделом музееведения Науч-но-исследовательского института культурологии Академии наук.

Для музеев особое значение имеет проблема подготовки квалифи-цированных научных кадров, Так как проведение исследований в музее требует, наряду с общими знаниями по профильной дисциплине, еще и специальных знаний в области музееведения. Поэтому во многих ву-зах страны преподаются курсы музееведения, экскурсоведения, му-зейной педагогики и т. д. Целый ряд высших учебных заведений осу-ществляет специальную подготовку специалистов квалификации «музеевед» или «музеолог» (например, Санкт-Петербургский госу-дарственный университет культуры и искусств, Российский государ-ственный гуманитарный университет, Уральский государственный университет, Алтайский институт культуры и искусств и т. д.).

В настоящее время ввиду специализации науки, большого объема накопленных знаний, каждодневно растущего потока информации внимание и силы исследователей, как правило, направлены в каждом отдельном случае на относительно узкий круг проблем. Однако ком-плексные исследования в состоянии проводить многие музеи, особен-но центральные. Они располагают богатыми фондами, большим по-тенциалом специалистов высокого профессионального уровня, кото-

1 См.: Тверская Д. И. Музей как научно-исследовательское учреждение // Музей-ное дело в СССР. М., 1974. С. 5—17.

83                                                                                                                             83


рых музеи используют в соответствии с их специализацией и квалифи-кацией1.

Многие научные изыскания осуществляются коллективно. Для этого исследовательская тема поручается нескольким отделам или временно созданным рабочим группам. Ответственность за выполне-ние работы несет руководитель такого коллектива. Коллектив в целом и каждый научный сотрудник составляют планы исследовательской работы, фиксирующие этапы выполнения тем исследования, рацио-нальные методы ее решения.

Музеи разрабатывают собственный инструментарий для оценки хода и результатов научных исследований. Промежуточные и конеч-ные результаты работы регулярно обсуждаются в научных отделах, на совещаниях в дирекции или на заседаниях Ученого совета музея.

Необходимой предпосылкой фиксации результатов научных ис-следований, их постепенного накопления является правильная орга-низация научного архива, в котором собираются важнейшие письмен-ные документальные материалы, возникающие в процессе разработ-ки той или иной темы: библиографии, отчеты о полевых исследовани-ях и командировках, концепции экспозиции, рукописи каталогов, статей и монографий, протоколы и стенограммы научных заседаний и др. Хранение подобных материалов в научном архиве гарантирует, что работа ученого не останется анонимной. При использовании доку-ментов этого архива необходимо давать ссылку на их авторов.

С самого начала проведения научного исследования следует ре-шить вопрос о форме выхода его результатов. Научная работа не мо-жет быть признана завершенной, если она только напечатана. Резуль-таты научных исследований музеев должны находить применение в работе с музейным собранием, в экспозициях и выставках, в работе с посетителями. Эти формы выхода также должны расцениваться как средства передачи новых научных знаний.

Для публикации результатов своих исследований музеи использу-ют и традиционные, общепризнанные формы: тематические или про-блемные сборники трудов, монографии, отчеты об экспедициях, науч-но-популярные брошюры, и формы, которые характерны только для музеев и некоторых других родственных им учреждений: каталоги кол-

1 См.: Левыкин К. Г. О координации научных исследований // Музейное дело в СССР. Научные основы работы музеев исторического профиля: Сб. науч. тр. — М., 1980. С. 40—42; Научно-исследовательская работа музеев РСФСР: вопросы содер­жания, планирования и координации: Метод, рекомендации. М., 1985.

84


лекций, путеводители по фондам и экспозициям, публикации доку-ментов1.

Научно-исследовательская деятельность в музее нуждается в пла-нировании и организации, что позволяет скоординировать усилия му-зея с другими организациями, занимающимися исследованиями в об-ласти тех наук, которые представляют интерес для того или иного му-зея. Кроме того, научная деятельность нуждается в осмысленной ко-ординации усилий между различными подразделениями конкретного музея. Ее эффективность зависит от профессионализма, научных кад-ров и выражается в разработке новых экспозиций, создании моногра-фий, сборников научных трудов, каталогов коллекций, новых методик работы с посетителями.

Многие музеи являются исследовательскими центрами в области истории, теории и методики музейного дела. В целом ряде музеев соз-даны научно-методические отделы для осуществления такого рода деятельности. Например, в Государственном историческом музее, Го-сударственном Русском музее, Российском этнографическом музее и др. Музей современной истории России имеет в своей структуре Ла-бораторию музееведения, которая, как и Российский научно-исследо-вательский институт культурологии Академии наук и Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, исследует общетеоретиче-ские вопросы музееведения.

Вопросы и задания

1. Почему исследования в музее должны соотноситься с исследованиями
профильных наук?

2. Какие существуют формы реализации научных исследований в музее?

3. В чем заключается смысл планирования научно-исследовательской
деятельности музея?

4. Охарактеризуйте особенность научных публикаций в музее.

Литература

Изучение музейных коллекций / Сост. и науч. ред. У. М. Полякова. М., 1974. Музеи — научные учреждения // Музейное дело в СССР. М., 1974. Музей и образование / Сб. науч. тр. СПб. 1999.

1 См.: Тверская Д. И. Музей как научно-исследовательское учреждение // Музей­ное дело в СССР. М., 1974. С. 5—17.

85


Научно-исследовательская работа музеев РСФСР: вопросы содержания, плани-рования и координации: Метод, рекомендации. М., 1985.

Пищулин Ю. П. О координации научно-исследовательской работы краеведческих музеев: К постановке вопроса//Музей и современность. Проблемы координации науч-ной и научно-просветительной работы. М., 1976. Вып. 2. С. 5—9. (Сб. науч. тр. / НИИ культуры. Вып. 36).

Проблемы координации научной и научно-просветительной работы. Музей и со-временность. М., 1976. Вып. 2. (Сб. науч. тр. / НИИ культуры. Вып. 36).

Российская музейная энциклопедия: В 2 т. М., 2001.

Тверская Д. И. Музей как научно-исследовательское учреждение // Музейное дело в СССР. М., 1974.


ГЛАВА II НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЯ

                                                                           Вещественные знаки невещест-                                                                    венных отношений.

                                                                                                         И. Гончаров

                                                                           Не передавайте человеку зна-                                                                    ние, но старайтесь, чтобы он полу-                                                                чил способность сам доходить до                                                                     него, вот крайний предел педаго-                                                                    гики во всех степенях учения...

                                                                                                         В. Одоевский

§ 1. Научно-фондовая работа

Организация фондов. Фонды музея — это совокупность всех принадлежащих музею музейных предметов с относящимися к ним на-учно-вспомогательными материалами1. Музейное оборудование (шкафы, стенды, витрины и пр.), а также музейная техника (аудиови-зуальные средства) к фондам музея не относятся. Входящие в фонды музея предметы могут находиться в хранилище, в экспозиции или на временном хранении в другом музее, учреждении.

Содержание фондов должно соответствовать профилю музея. В фондах художественных музеев сосредоточиваются предметы, отра-жающие все стороны художественного процесса, протекающего на той или иной территории (регион, населенный пункт и т. д.), на всем протяжении развития человеческого общества.

Несмотря на зависимость содержания фондов музея от его профи-ля, в каждом музее оно индивидуально. Это обусловлено сущностью музейного документирования и воплощается в конкретных предметах. Например, в фонды исторических отделов разных краеведческих му-зеев входят идентичные музейные предметы, имеющие общеистори-ческое значение. Однако предметы, документирующие исторический

1 Под научно-вспомогательными материалами понимают входящие в фонды пред­меты, не обладающие свойствами музейных предметов, но помогающие их изучению и экспонированию. Это различные воспроизведения (копии, реплики, дубликаты), маке­ты, слепки, те из моделей, которые нельзя отнести к музейным предметам, реконструк­ции, карты, планы, чертежи, схемы, микро- и макроснимки, сделанные в процессе изу­чения музейных предметов и также для нужд экспозиции.

87


 


процесс, характерный именно для данной территории, будут иметь свои особенности.

Формирование фондов музея необходимо проводить в соответст-вии с уровнем развития профильной науки и музееведения, а также целенаправленно и непрерывно пополнять их. Фонды должны быть научно организованы.

Задачи научной организации фондов музея. Фонды музея представляют собой сложный комплекс предметов, имеющих нерав-ноценное общественное значение и играющих неравноценную роль в деятельности музея. Фонды музея важно определенным образом упо-рядочить.

Качественные различия предметов определяются прежде всего тем, относятся ли они к музейным предметам или к научно-вспомога-тельным материалам. Это обусловливает как значение предмета для науки и культуры в целом, так и роль его в деятельности конкретного музея, соответственно различно и юридическое положение музейных предметов и научно-вспомогательных материалов1.

В деятельности конкретного музея музейные предметы играют не-одинаковую роль. Основная их часть используется самим музеем. Од-нако фонды музея складываются исторически, а взгляды на задачи и профиль музея меняются. При формировании фондов не исключено приобретение музейных предметов, не относящихся к профилю музея, а также большого числа идентичных экземпляров. Поэтому в фондах музея оказываются предметы, которые данному музею не нужны, но имеют иногда очень большое значение для науки и культуры в целом. Они также относятся к памятникам истории и культуры и охраняются законом.

Нужные музею предметы могут быть уникальными или типовыми, находиться в фондах в одном или в нескольких совершенно одинако-вых —дублетных — экземплярах. Все это в свою очередь определяет значение предмета для истории и культуры в целом и для данного му-зея в частности.

Согласно Закону РФ «Об охране и использовании памятников ис-тории и культуры», для осуществления успешной деятельности музея важно разделить все входящие в фонды предметы в соответствии с их

1 Музейные предметы являются памятниками истории и культуры. В Российской Федерации наряду с другими памятниками они охраняются Законом «Об охране и ис­пользовании памятников истории и культуры» (см.: Закон Союза Советских Социали­стических Республик. Об охране и использовании памятников истории и культуры. Принят Верховным Советом СССР 29 октября 1976 г.). Научно-вспомогательные ма­териалы к памятникам истории и культуры не относятся и охране законом не подлежат.

88


общенаучным и общекультурным значением и определить их юриди-ческое положение. В этом одна из целей научной организации фондов.

   Научная организация фондов преследует и другую, не менее важ-ную цель. Входящие в фонды предметы взаимосвязаны между собой общими признаками: принадлежностью к одному и тому же историче-скому периоду, событию, явлению, типу источников. Они могут быть родственны по материалу, устройству (для вещесвтенных источни-ков), теме, сюжету (для изобразительных, письменных источников, для кинодокументов и фонозаписей), по месту и времени создания, со-циальной среде бытования, авторской принадлежности, по отноше-нию к определенному лицу. Связи предметов важно учитывать при на-учной организации фондов, так как ценность информации (ее объем, качество), которую несет группа взаимосвязанных предметов, выше, чем ценность простой суммы информации отдельно взятых предметов. Именно поэтому предметы и группируют на основе научных принци-пов.

    Совокупность музейных предметов, связанных общностью одного или нескольких признаков и представляющих научный, познаватель-ный, часто художественный интерес как единое целое, называется му-зейной коллекцией1. К музейным коллекциям относятся например, коллекции древнерусских икон, нумизматические коллекции и т.д. Музейная ценность коллекции определяется ее полнотой в количест-венном и качественном отношениях.

      Информация, содержащаяся в одной коллекции, способна допол-нять и подтверждать информацию, содержащуюся в других коллекци-ях. Поэтому информация совокупности коллекций имеет новое каче-ство. На этом основании в отечественном музейном деле, помимо по-

нятия «музейная коллекция», употребляется понятие "музейное соб-рание», означающее совокупность коллекций. Музейная ценность музейного собрания определяется тем, насколько полно оно документирует тирует в соответствии с профилем музея исторический процесс и на-

сколько может служить средством музейной коммуникации.

       Система коллекций, образующих музейное собрание, должна быть построена так, чтобы обеспечить наилучшие условия, для учета хранения, изучения предметов, для извлечения и использования ин-формации — причем не только музеем, но и всеми учреждениями и организациями, в ней нуждающимися.

1 См.: Краткий словарь музейных терминов: Проект.М., 1974:Краткий словарь музейных терминов // Музеи и памятники культуры в идейно-воспитательной работе на современном этапе. М., 1983; Музейные термины //Терминологические проблемы

музееведения: Сб. науч. тр. М., 1986.


Научная организация фондов решает две задачи. С одной стороны, она призвана зафиксировать значение предметов для науки и куль-туры в целом и для работы конкретного музея и определить юридиче-ское положение предметов, с другой — создать условия, максималь-но способствующие формированию, хранению, исследованию, ис-пользованию предметов.

Организация фондов, разделяющая их в соответствии со значени-ем предметов для науки и культуры в целом, а также с деятельностью самого музея, определяющая юридическое положение предметов, на-зывается составом фондов музея.

Важно прежде всего выделить весь объем музейных предметов, (без учета научно-вспомогательных материалов). Фонды музея целе-сообразно разделить на фонд музейных предметов, охватывающий все музейное собрание, и фонд, научно-вспомогательных материалов.

В ряду музейных предметов следует вычленить предметы, состав-ляющие основу собрания (на их базе развертывается вся деятель-ность музея). Это — основной фонд1. Музейные предметы, в которых данный музей не нуждается, образуют обменный фонд2.

Из научно-вспомогательного фонда также может быть выделен обменный фонд3.

Принадлежность предмета к основному и обменному фондам, с одной стороны, и к научно-вспомогательному — с другой, оформля-ется разными юридическими документами.

Внутри основного фонда целесообразно образовать его ядро — коллекционный фонд, включающий музейные предметы, имеющиеся в музее в единственном экземпляре, и по одному, лучшему из имею-щихся в нескольких экземплярах. В коллекционном фонде могут нахо-диться и идентичные экземпляры. Это происходит в том случае, когда в него включается ранее скомплектованная частным лицом или госу-дарственным учреждением коллекция, законсервированная как еди-ное целое. Образование коллекционных фондов в музеях значительно облегчает подготовку сводных каталогов музейного фонда страны.

Из определенного нормативными документами числа экземпля-ров, полностью идентичных предметам, вошедшим в коллекционный фонд, в основном фонде музея образуется дублетный фонд. Принад-

1 См.: Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в госу­
дарственных музеях СССР. М., 1984. С. 23.

2Там же. С. 26.                                                                                                           

3 Там же.
90


лежность предметов основного фонда к коллекционному или дублет-ному фондам фиксируется при помощи карточек1.

В состав коллекционного фонда входят предметы уникальные и типовые. Для науки и культуры они имеют разное значение. Поэтому их целесообразно выделить с помощью карточек в отдельные фонды.

Дублетный фонд в основе своей обычно состоит из типовых пред-метов. Однако возможно включение в него и уникальных предметов. Это может происходить лишь в тех редких случаях, когда в музее ока-зываются идентичные экземпляры уникальных предметов.

Обменный фонд, также, как и основной, неоднороден. Он состоит из фонда непрофильных музейных предметов и фонда излишних дуб-летных экземпляров. В обменный фонд, как и в основной, могут вхо-дить уникальные и типовые музейные предметы.

Обменный фонд предназначен для передачи в другие музеи в по-рядке обмена на профильные предметы или безвозмездно.

Схема состава фондов по значению и юридическому положению предметов может быть представлена так:

В составе фондов мемориальных музеев есть свои особенности. Коллекционный фонд этих музеев важно разделить на фонд мемори­альных предметов и фонд предметов, не имеющих мемориального зна­чения.

1 См. Приложение № 1.

91


При разработке структуры фондов учитываются признаки музей-ных предметов, которые являются основанием для разделения.

Существуют определенные правила, лежащие в основе структуры фондов:

— нельзя одновременно разделить предметы на стеклянные (ос-
нование деления — материал) и зеленые (основание деления —
цвет);

— подразделяя предметы по типам источников, нельзя отнести
чашку с портретным изображением одновременно к вещественным и
к изобразительным источникам — надо выбрать или прикладное ис-
кусство, или мемориальное значение;

— при разделении музейных предметов, относящихся к категории
«оружие», можно выделить «холодное оружие» и «огнестрельное
оружие», а не конкретные его разновидности1.

В отечественном музейном деле наиболее часто встречается раз-деление музейных предметов по типам источников — вещественные, изобразительные, письменные. В отдельные группы выделяются так-же кино-, видеодокументы и фонозаписи, а в последнее время — и электронные носители информации.

Тип источника в значительной степени связан с его физическими свойствами, что важно для организации хранения.

Музей, имеющий коллекции народного искусства, составляет ве-щественную группу, состоящую из дерева, ткани, металла и т. д.

Понятия, обозначающие материал, имеют собирательный харак-тер. В понятие «металл», например, входят железо, медь, олово, се-ребро, золото и т. д.; в понятие «керамика» — грубая керамика, фа-янс, фарфор.

Далее коллекции делятся по назначению предметов, территори-альному признаку, времени производства, социальной, авторской принадлежности. Порядок деления может меняться в зависимости от характера коллекции. Некоторые из рубрик могут отсутствовать. Так, коллекцию предметов из дерева обычно нет необходимости подразде-лять на предметы, сделанные из конкретных пород дерева, так как по-роды дерева, как правило, не определяют других признаков предме-тов.

Коллекцию изобразительных источников целесообразно разде-лить на коллекцию иконических изображений, подразделяющуюся на произведения изобразительного искусства, плакаты и современную

См.: Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник. 2-е изд., испр. и доп. М., 1975. С. 464—465.

92


полиграфию, фотографии, и на коллекцию схематических изображе-ний, включающую карты, атласы, глобусы, планы, чертежи.

Произведения изобразительного искусства делятся затем по ви-дам, времени создания, территории, школам, жанрам, тематике, ав-торской принадлежности.

Плакаты и современная полиграфия подразделяются по времени создания, территории, тематике, авторской принадлежности.



2019-11-13 703 Обсуждений (0)
НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА КАК ОСНОВА ФУН КЦИОНИРОВАНИЯ МУЗЕЯ 2 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА КАК ОСНОВА ФУН КЦИОНИРОВАНИЯ МУЗЕЯ 2 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (703)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)