СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ
Архитектурно-художественное решение экспозиции — художественное проектирование и осуществление в объемно-пространственной и художественной среде экспозиционного ансамбля на основе художественной концепции в целях оптимального освоения содержания экспозиции посетителями музея. Ассоциативность музейного предмета — проявление свойства экспрессивности. Оно заключается в том, что вызывает у зрителя эмоциональные переживания на основе каких-либо ассоциаций. Атрибуция — исследовательское определение музейного предмета, включающее в себя сопоставление определяемого предмета с аналогичными ему. Такие исследова- ния дают возможность выявить присущие данному предмету его основные признаки: материал, форму, устройство, размер, способ изготовления, стиль, время и т. д. Аттрактивность — способность музейных предметов привлекать внимание. Это свойство, которое обусловлено их трехмерностью, разнообразием форм, цветом, фак- турой, размерами. Виды деятельности музея — комплектование фондов, научные исследования, научно-фондовая, экспозиционно-выставочная и образовательно-воспитательная. Документирование — процесс, связанный с познанием различных сторон жизни окружающего мира. В ходе его выявляются объекты музейного значения, подлежащие сохранению и использованию в виде своеобразных документов, удостоверяющих реаль- ногосоотношениямеждуявлением(событием,фактом)идокументами — свидетельст- вами этого явления, отобранными в музей. Дублетный фонд — часть коллекционного фонда, которая состоит из определен- ИКОМ (ICOM — The International Council of Museums) — Международный со-вет музеев. Основан в ноябре 1946 г. в Париже по инициативе ChaunceyJ. Hamlin (Со-единенные Штаты Америки), который становится его первым президентом. ИКОМ яв- ляется международной неправительственной, профессиональной организацией, объе-диняющей музеи и музейных работников. Состоит из индивидуальных и коллективных членов. ИКОМ России — создан в 1957 г. В настоящее время объединяет 300 индивиду-альных и коллективных членов — музеев и музейных работников России. Входит в ав-торитетную неправительственную организацию под эгидой ЮНЕСКО — Междуна-родный совет музеев — как национальная ассоциация, призванная содействовать раз-витию международных музейных связей и оказывать поддержку музейному сотрудниче-ству. Интерпретация — истолкование музейных предметов как источника знаний и эмоций, их критический анализ. Информативность — способность музейного предмета выступать в качестве ис-точника сведений о явлениях культуры, природы, об исторических событиях и т. д. 178 Исследование в музее — особая форма музейной деятельности, связанная с вы-работкой, распространением и применением знаний, которыми общество прежде не располагало. История музейного дела — изучает причины возникновения «музейной потреб-ности», происхождение и исторический опыт всех форм общественных и культурных институтов, возникающих для удовлетворения этой потребности, их функционирование в различных исторических условиях, музейную политику, организацию музейного дела, историю законодательства, относящегося к музеям и охране памятников. И. м. д. как элемент музееведения соприкасается с историей науки, культуры в целом, с историей отдельных дисциплин, представленных в музеях. Классификация — деление всего объема музейных предметов на группы по при-знакам родства и различия. Климатология музейная — определенный режим хранения в музейном фонде. Его целью являются контроль и обеспечение при хранении и экспонировании музейных предметов и научно-вспомогательных материалов такой температуры и влажности, ко-торые бы максимально задерживали их естественное старение. Коллекционный фонд — часть основного фонда музея, включающая музейные предметы, имеющиеся в музее в единственном экземпляре, и по одному лучшему из имеющихся в нескольких экземплярах. Принадлежность предметов основного фонда к к. ф. фиксируется при помощи карточек. Комплектование (или музейное документирование) — специфическая деятель-ность, заключающаяся в планомерном и систематическом накоплении свидетельств развития природы и общества. К. проводится музейными методами, а результатом его являются музейные фонды. Консервация — сохранение музейных предметов путем создания определенного режима хранения, тормозящего процессы их естественного старения, а также путем ак-тивного пресечения разрушительных процессов с последующим укреплением предметов. Маркетинг в музее — комплексное изучение рынка, планирование спектра пред-лагаемых услуг и осуществление реализации программ взаимодействия музея с обще-ством. Менеджмент в музее — процесс, обеспечивающий интеграцию и наиболее эф-фективное использование материалов и человеческих ресурсов музея для достижения стоящих перед ним целей. Метод музееведения — для метода музееведения характерно применение разно-образных методов общественных и естественных наук в процессе исследования музей-ных предметов, осуществления музейной коммуникации, а также использование мето-дов специальных и вспомогательных исторических дисциплин, искусствознания, лите-ратуроведения; применение методов непосредственного наблюдения жизни общества, исследования в области экспозиции, ее восприятия, работы по консервации, реставра-ции музейных предметов. Музееведение — общественная наука, изучающая процессы сохранения соци-альной информации, познания и передачи знаний и эмоций посредством музейных пред-метов; музейное дело; музей как общественный институт, его социокультурные функ-ции и формы их реализации в различных общественно-экономических условиях. Музей — особое научно-культурное учреждение, которое выбирает и собирает природные и общественные объекты, являющиеся подлинными ценностями и исполь-зующиеся в научных и культурных целях. 179 Музейная выставка — вид временной музейной экспозиции (в отличие от посто-янной). Выставки — стационарные и передвижные — посвящаются актуальным во-просам современности: значительным политическим событиям, культурным явлениям, юбилеям, важным проблемам, выдающимся личностям прошлого и настоящего. Музейная коллекция — совокупность музейных предметов, связанных общно-стью одного или нескольких признаков и представляющих научный, познавательный или художественный интерес как единое целое. Музейная педагогика — область научного знания и построенной на его основе научно-практической деятельности современного музея, ориентированной на передачу культурного опыта через педагогический процесс в условиях музейной среды. Музейное источниковедение — познание музейных предметов с целью создания целостного представления о них как историко-культурных ценностях. Особенность м. и. — выявление не только информации музейных предметов, но и других свойств, позволяющих использовать эти предметы в процессе коммуникации, например аттрак-тивности, экспрессивности. Музейное собрание — совокупность коллекций, принадлежащих одному музею. Музейность — понятие, связанное со специфическим отношением человека к действительности, которое проявляется в стремлении к приобретению, сохранению и использованию объектов (материальных свидетельств развития природы и общества), выступающих носителями ценности социокультурного характера. Музейный педагог — лицо, профессионально занимающееся образователь-но-воспитательной деятельностью в музее. Музейный предмет — извлеченный из реальной действительности предмет му-зейного значения, включенный в музейное собрание и способный длительно сохранять-ся. М. п. является носителем социокультурной и естественнонаучной информа-ции — аутентичным источником знаний и эмоций, культурно-исторической ценностью, частью национального достояния. Музейный фонд — совокупность всех принадлежащих музею музейных предме-тов с относящимися к ним научно-вспомогательными материалами. Входящие в м. ф. предметы могут находиться в хранилище, в экспозиции или на временном хранении в другом музее, учреждении. Научная концепция музея — всестороннее обоснование целей и задач, создания, функционирования и развития музея, а также вытекающих из этих целей и задач спосо-бов и средств их реализации. Научная работа в музее — деятельность с использованием научных методов. По-скольку музей является многофункциональным учреждением, то и его научные исследо-вания имеют многосторонний и комплексный характер. Музеи ведут научные исследо-вания как в области музееведения, так и в области профильных наук. Научно-вспомогательные музейные материалы — под ними понимают входя-щие в фонды хранения предметы, не обладающие свойствами музейных предметов, но помогающие их изучению и экспонированию. Научные инвентари — юридические документы (акты приема, акты выдачи, кни-ги поступлений, книги научной инвентаризации), специально разработанные для осу-ществления юридической охраны музейных фондов. Обменный фонд музея — совокупность непрофильных музейных предметов, предназначенных для межмузейного обмена. Общая теория музееведения (метамузеология) — связана с познанием объекта, предмета, метода и структуры науки. Она определяет место музееведения в системе на-учных дисциплин; решает вопросы взаимодействия с различными науками; разрабаты- 180 вает научный аппарат и язык науки; выявляет природу музейного отношения к действи-тельности, феномен музейного предмета; разрабатывает проблемы, связанные с социо-культурными функциями музеев, их местом в системе других социокультурных институ-тов, с типологией, классификацией музеев, с закономерностями формирования и функционирования музейной сети; разрабатывает научные основы всех специфически музейных видов деятельности; определяет характер фундаментальных и прикладных ис-следований в области музееведения. Объект исследования музееведения — совокупность реальностей, на которые направлены познавательные усилия науки. Объект музееведения — это музей. Основной фонд музея — музейные предметы, которые составляют основу собра-ния и на базе которых развертывается вся его деятельность. Отбор — часть процесса документирования. Он заключается в том, что объекты реального мира — носители музейности — в процессе документирования должны быть опознаны и отобраны, т. е. изъяты из первоначальной, естественной среды быто-вания. О. предметов в музейные собрания опирается как на музееведческие, так и на профильно-научные исследования. Теория документирования научно обосновывает критерии о. и методику музееведческого исследования действительности. Открытое хранение фондов — система хранения, позволяющая сделать доступ ным для обозрения каждый из находящихся в фондохранилище предметов. Оценка — суждение о ценности предмета. О. зависит от избранных критериев и заключается в выявлении отношений, объективной стороной которых выступают каче-ственные характеристики предметов (их информационный потенциал), а субъектив-ной — потребность в информации и эмоциональном воздействии, оказываемом дан-ным предметом на музейных сотрудников и посетителей. Подлинность музейного предмета — доказательство соответствия всех призна-ков музейного предмета, находящихся в неразрывном единстве. У предмета, который не является подлинником, это единство нарушено. Предмет исследования — определенный круг закономерностей, отражающий профиль, сферу интересов, гносеологические задачи науки. Предмет музееведения — круг объективных закономерностей, относящихся к процессам накопления и сохранения социальной информации, познания и передачи знаний, традиций, представлений и эмоций посредством музейных предметов, а также к процессам возникновения, развития и общественного функционирования музея, музей-ного дела. Предмет музейного значения — предмет реального мира, который прошел про-цесс музейной оценки его социокультурного значения. Предмет реального мира — вещественный источник, функционирующий в есте-ственной среде бытования и выполняющий утилитарную функцию. Прикладное музееведение — составная часть музееведения. Она включает в себя научную методику, технику, организацию и управление. Научная методика — ос-новной стержень п. м. Она оформляется в самостоятельный раздел на относительно поздней стадии, поскольку неразрывно связана с теорией. Методикой охватываются все формы деятельности музеев. Реклама (музейная) — процесс подготовки и распространения целенаправлен-ных сообщений, которые все вместе и каждое в отдельности предназначены оказывать позитивное влияние на становление, развитие и функционирование рыночных отноше-ний музейной деятельности. Репрезентативность музейных предметов — представительность их среди пред-метов однотипных, тождественных. В ряду похожих предметов имеются такие, которые 181 с наибольшей полнотой раскрывают то или иное явление действительности и ярче его отражают, т. е. являются более представительными, репрезентативными. Реставрация — восстановление облика музейного предмета, максимально при-ближающегося к первоначальному, посредством устранения искажений предмета, про-исшедших в результате его естественного старения, нанесенных повреждений или преднамеренных изменений. Свойства музейного предмета — совокупность характеристик, обусловливаю-щих различия или сходства одного предмета с другими, что создает новое специфиче-ское качество: обладающий ими предмет является музейным. С. м. п. лежат в основе его отбора в музейное собрание. Систематизация — группировка имеющихся музейных предметов с целью опре-деления ценности и места предмета в музее. Состав фондов музея — специальная организация фондов, разделяющая их в со-ответствии со значением предметов для науки и культуры в целом, а также определяю-щая юридическое положение музейных предметов. Социокультурные функции музея — те отличительные, не свойственные другим учреждениям обязанности, виды деятельности музея по отношению к обществу и куль-туре. Среда (музейная) — место бытования музейного предмета, где созданы необхо-димые условия для максимального влияния его на человека в музее. Структура музееведения — взаимодействие определенных элементов науки и практической деятельности, не существующих в отрыве друг от друга. С. м. включает исторический, теоретический и прикладной элементы. Теория документирования — изучает различные стороны действительности, стремясь познать характер музейности, выявить объекты музейного значения, подле-жащие сохранению и использованию в виде своеобразных документов, удостоверяю-щих реальность и выступающих элементами исторической памяти. Таким образом, про-является документационный подход к реальности. Т. д. научно обосновывает критерии отбора, методику музееведческого исследования действительности. Теория музейной коммуникации — исследует музей как один из коммуникацион-ных институтов, который не только концентрирует, обобщает и распространяет инфор-мацию, но и самостоятельно продуцирует ее на базе музееведческих исследований. Дан-ная теория изучает специфику передачи информации, в основе которой лежат музейные предметы. Музейная коммуникация рассматривается как многоплановая, ее основным каналом является экспозиция. Теория тезаврирования (научно-фондовой работы) — связана с исследованием процесса познания ценности музейных предметов, учетом этой ценности и проблемами ее сохранения. В рамках т. т. фонд музейных предметов рассматривается как особая до-кументальная система, модель реального мира. Типовой музейный предмет — отражает типичное явление и обладает свойства-ми, характерными для большого числа предметов, существующих в настоящее время. Уникальный музейный предмет — предмет, существующий в настоящее время в единственном или очень ограниченном числе и обладающий особой научной и социо-культурной ценностью. Учет музейных фондов — направление фондовой работы, обеспечивающее со-хранность приобретенных музейных предметов и фиксирующее в специальных доку-ментах их принадлежность к государственной собственности, т. е. осуществляющие их юридическую охрану. 182 Учетная документация — научно-охранные материалы (документация), содер-жащие полную информацию о музейных предметах, полученную извне или в ходе музей-ных исследований. Физические свойства музейных предметов — форма, размер, вес, цвет предме-та, материал, из которого он изготовлен. Фондовая работа — одно из направлений деятельности музея, целью которой яв-ляется создание оптимальных условий для сохранения, исследования и использования музейных предметов, а также проведение изысканий в области истории материальной и духовной культуры, разработка теории и методики ф. р. Функции музейного предмета — система отношений музейных предметов между собой. Музейный предмет в музейном пространстве не выступает сам по себе, а взаимо-действует с другими предметами. К ф. м. п. относятся: моделирование действительно-сти, коммуникативная и научно-информационная функции. Хранение музейных фондов — направление фондовой работы, осуществляемое на основе режима и системы хранения. Экспозиция (музейная) — основная форма музейной коммуникации. Она реали-зуется путем демонстрации музейных предметов, организованных и размещенных в со-ответствии с разработанной музеем научной концепцией и современными принципами архитектурно-художественных решений. Экспрессивность — способность музейных предметов воздействовать на зрителя и вызывать у него эмоциональное переживание. Язык науки — система понятий, терминов, которыми оперирует музееведение. Public relations в музее — система взаимодействия музея с обществом, выра-жающаяся в поддержании благоприятных отношений музея со своими посетителями посредством проведения целого ряда мероприятий, направленных на создание позитив-ного мнения о музее и его деятельности.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (261)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |