Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие профессиональных психологических качеств



2019-11-13 593 Обсуждений (0)
Понятие профессиональных психологических качеств 0.00 из 5.00 0 оценок




В философском словаре понятие «качество» трактуется как категория, характеризующая существенную определенность предмета, в силу которой он является данным, а не иным предметом и отличается от других предметов.

В психологической литературе понятие «качество» часто пересекается с понятием «способности», или одно подменяется другим. «Способности» трактуются как характеристики человека, определяющие темпы освоения, разнообразие способов и результативность деятельности.

Теоретик спорта Ю.Ф. Курамшин определяет физические качества как форму проявления физических способностей.

В учебнике «Теория и методика физического воспитания» под ред. Л.П.Матвеева и А.Д. Новикова уже есть некоторое различие этих двух понятий, состоящее в том, что качества есть реализация способностей: «Эти (физические) качества определяют различные физические или двигательные способности (силовые, скоростные, координационные) и реализуются в них».

В психологии спорта издавна употребляется понятие «волевые качества», которое тоже не связывается с понятием способностей, а определяется как конкретные проявления воли спортсмена в его действиях и поступках.

Исходя из вышесказанного, нам предстоит выяснить какие качества наиболее связаны с успешностью спортивной деятельности, и какие взаимоотношения качеств со способностями.

Проблемами способностей занимался психолог Б.М. Теплов. Он дал следующее определение: «Способностями называются такие индивидуальные особенности, которые являются условием успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей». Он из исследователей выделил признаки способностей. Наиболее существенными из них являются три признака:

1. Это такие индивидуально-психологические особенности личности, которые отличают одного человека от другого;

2. Способностями являются только такие индивидуальные особенности, которые влияют на успешность деятельности;

3. Способности не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, а объясняют легкость и быстроту приобретения знаний, умений, навыков.

В спорте, как и во всякой другой деятельности, способности необходимы для ее выполнения, и чем более способности соответствуют характеру деятельности, тем более успешно она осуществляется.

Спортивный психолог И.П. Волков назвал пять особенностей спортивных способностей:

1. У любых способностей есть природная основа – задатки;

2. В спортивных способностях есть внутренняя структура, в которой различаются опорные и ведущие свойства;

3. Существуют два уровня развития способностей – репродуктивный и продуктивный (творческий);

4. Общие способности обеспечивают освоение техники нескольких видов спорта, а специальные способности – в отдельном виде спорта;

5. В спортивных способностях различают природное, выражающееся в задатках, и социально приобретенное – в спортивном опыте личности.

На основании вышесказанного можно дать следующее определение психологических профессиональных качеств:

Психологические профессиональные качества – это индивидуально-психологические свойства личности, актуально выражающие потенциальные возможности человека в определенной деятельности и являющиеся основой для приобретения специальных знаний, умений, навыков.

Выделение психологических профессиональных качеств в отдельную категорию позволяет их точно измерять. Точно измерить способности весьма затруднительно, так как они находятся в потенциале личности и лежат в плоскости будущего, качества же находятся в плоскости реального настоящего.

Измерение профессионально-психологических качеств позволяет более широко и глубоко осуществлять психодиагностику, составлять психограммы и как их составную часть – модели личности, устанавливать количественные характеристики модельных характеристик, которыми и являются качества.

Модель личности спортсмена

Модель (от франц. «modele» - образец) – искусственно созданный объект в виде схемы, чертежа, логико-математических знаковых формул и т.д., который будучи функционально аналогичен исследуемому объекту, отображает и воспроизводит в более простом и удобном виде структуру: свойства, взаимосвязи и отношения между элементами, облегчая процесс получения информации о свойствах интересующего исследователя предмета.

Модель личности спортсмена состоит из шести основных структурных компонентов, показывающих основные направления исследования личности спортсмена: поведенческий, мотивационный, интеллектуальный, эмоционально-волевой, коммуникативный, гендерный.

Каждый из компонентов, в свою очередь, имеет по три модельные характеристики, представляющие конкретные психологические качества.

Поведенческий компонент характеризует внешние условия психической деятельности. Он включает: тип нервной деятельности, темперамент и характер.

Мотивационный компонент характеризует внутренние условия психической деятельности, побуждающие спортсмена к достижениям. Он состоит из интереса к виду деятельности, уровня притязаний и ценностных ориентаций.

Интеллектуальный компонент обеспечивает понимание своего вида спорта, эти качества способствуют овладению его техникой и тактикой. Содержит следующие модельные характеристики: психомоторику, специализированные восприятия, оперативную память, внимание, мышление.

Коммуникативный компонент характеризует отношение людей в спорте: отношение к тренеру, отношение к тренеру, отношение к партнерам, соперникам.

Гендерный компонент показывает, как спортсмены выражают свою индивидуальность. Включает следующие качества: маскулинность, фемининность, андрогинию.

Модели могут быть обобщенными – для спортсменов всех видов спорта, групповые – для спортсменов одного вида спорта и индивидуальные – для одного спортсмена. Представленная модель – относится к обобщенным моделям. С ее помощью можно изучать профессионально-психологические качества спортсменов самых различных видов спорта, сравнивать их между собою, выявлять типичное и своеобразное в качествах личности разных спортсменов.

Деятельность спортсменов, так же, как и их личности весьма разнообразна. Но в ней тоже можно найти много сходства по различным видам спорта, и в тоже время деятельность спортсменов отдельной спортивной специализации весьма специфична.

Психологические особенности спортивной деятельности.

Деятельностью называют внутреннюю (психическую) и внешнюю (физическую) активность человека, регулируемую с сознаваемой целью. Деятельность спортсмена состоит из физической и психической активности. Поэтому ее трудно отнести к какой-либо форме трудовой деятельности.

Разнообразные формы трудовой деятельности делятся на физический и умственный труд.

Физический труд характеризуется повышенной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы (сердечнососудистую, нервно-мышечную, дыхательную и др.). По этим признакам спорт относится к физическому труду, так как физическая составляющая весьма велика. Но спортсмены постоянно управляют интеллектуально своими двигательными действиями, поэтому отнести спорт только к физическому труду нельзя.

Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, и требует преимущественного напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активизации процессов мышления, эмоциональной сферы. К умственным процессам спорт также предъявляет большие требования, особенно это касается спортивных игр и единоборств: ситуация во время состязания постоянно меняется, и надо постоянно следить за этими изменениями, исходя из них, строить и перестраивать свою тактику. Все это требует больших эмоциональных затрат. Но все это происходит на фоне большой физической активности. Поэтому, определяя форму трудовой деятельности в спорте, можно сказать, что спорт – это физический и умственный спорт с преимущественно физической направленностью.

Далее рассмотрим условия, в которых протекает спортивная деятельность. Условия деятельности могут быть оптимальными и экстремальными.

Оптимальные условия – это те условия жизнедеятельности, к которым человек адаптировался и чувствует себя в них комфортно.

Экстремальные условия – это те условия труда и обитания, которые выходят за обычный диапазон оптимальности.

В качестве факторов, определяющих экстремальность, могут рассматриваться следующие условия:

1. Дефицит информации и лимит времени для ее обработки;

2. Угроза стихийных бедствий.

3. Развитие состояния паники.

4. Чрезмерные психические нагрузки.

5. Чрезмерные физические нагрузки.

6. Высокие физические и эмоциональные напряжения при воздействии ускорений, вестибулярных нагрузок, резких перепадов барометрического давления.

7. Условия длительной гипокинезии и гиподинамии.

8. Воздействие неблагоприятных климатических условий, жары, холода, высокой влажности.

9. Наличие голода, жажды.

На соревнованиях по всем видам спорта присутствуют такие экстремальные условия, как чрезмерные психические и физические нагрузки, часто – дефицит информации и лимит времени, неблагоприятные климатические условия. Остальные экстремальные факторы могут, так или иначе, присутствовать в разных видах спорта.

Кроме того, во многих видах спорта есть постоянная угроза получения физической травмы, причем как на соревнованиях, так и на тренировках. Но во всех видах спорта присутствует возможность получения и психической травмы в виде поражения. Победитель на соревнованиях всегда один, а остальные участники всегда – проигравшие. И нет ни одного спортсмена, который не был бы в своей спортивной жизни проигравшим.

Все эти факторы, присутствующие в спортивной деятельности, свидетельствуют о том, что спорт – это экстремальный вид деятельности, то есть экстремальные условия являются непременным атрибутом спортивного труда. Экстремальные условия при отсутствии адаптации к ним вызывают состояние стресса, которое может оказать неблагоприятное воздействие как на физиологические и психологические функции, так и дезорганизовать всю деятельность, а при длительном воздействии привести к болезни.

Классификации видов спорта.

Видов спорта очень много, и классифицировать их по группам очень сложно, потому что различные спортивные дисциплины можно объединять по разным признакам. В теории спорта не сложилась пока психологическая классификация видов спорта, а используется при анализе личности и деятельности спортсменов в основном педагогическая и физиологическая классификация.

Педагогическая и физиологическая классификации берут за основу особенности техники как совокупности двигательных приемов.

Представленная нами психологическая классификация объединяет и технические и тактические особенности деятельности спортсменов. При этом каждая из этих групп имеет свои психологические цели, соответствующие правилам соревнований. Профессиональные психологические качества спортсменов разных групп также отличаются друг от друга.

Исходя из психологических особенностей, все виды спорта разделены на три большие группы:

Первая группа – контактные виды спорта. Их психологическим содержанием является непосредственное противоборство соперников. Цель этой борьбы – обыграть соперника и добиться победы, количественно выраженной в голах и очках.

К первой группе контактных видов спорта относятся спортивные игры и единоборства. Спортивные игры принято делить на индивидуальные (теннис, настольный теннис, бадминтон и т.д.) и командные (футбол, волейбол, гандбол, баскетбол, водное поло и др.). Единоборства делятся на бокс, борьбу и фехтование, последние имеют ряд разновидностей. Например, борьба есть греко-римская, вольная, дзюдо, тхэквондо и т.д. Фехтование состоит из соревнований по рапире, сабле, шпаге и т.д.

Вторая группа – виды спорта, где нужно опередить соперников за счет сложности и красоты движений и набрать, возможно, большее число баллов. В этих видах спорта баллы присуждаются судьями. Поэтому здесь важно и произвести соответствующее впечатление на судей. Эти виды спорта называют художественными.

Ко второй группе художественных видов спорта относятся виды спорта, которые условно можно разделить на подвиды: одиночные, парные, групповые. Некоторые виды спорта, например, синхронное плавание, имеют представительство во всех трех подвидах, прыжки в воду – в одиночном и парном, а гимнастика представлена только одиночными выступлениями.

Третья группа – виды спорта, где можно опередить соперника, показав лучший количественный результат, показав лучший количественный результат, выраженный в секундах, килограммах, метрах. Эти виды спорта называют рекордными.

К третьей группе рекордных видов спорта относятся виды с названиями из педагогической и физиологической классификации:

• Скоростно-силовые виды включают спринт, прыжки в высоту, толкание ядра, метание диска и молота, тяжелую атлетику.

• Циклические виды включают бег на средние и длинные дистанции, плавание, лыжные гонки, велогонки, велогонки, коньки и т.д.

• Стрельба может быть пулевой, стендовой и из лука.

• Управление средствами передвижения включают автоспорт, авиаспорт, парусные виды спорта и т.д.

Виды спорта различаются не только по особенностям деятельности, но и по особенностям свойств личности, присущим теми или иным спортсменам-профессионалам.

Спортивные игры и единоборства относятся по физиологической классификации к ситуационным видам спорта. Это значит, что все их двигательные действия не стандартны, а вариативны в зависимости от ситуации, которую создает соперник. Игроки и единоборцы должны обладать быстрой реакцией и ловкостью, должны быть смелыми и агрессивными в позитивном значении этого понятия. В интеллектуальном плане спортсмены должны обладать хорошей ориентировкой, уметь принимать быстрые и правильные решения при дефиците времени. У них должен быть подвижный и легковозбудимый тип нервной системы. Представители контактных видов спорта должны иметь сильный характер, чтобы навязывать свою волю и тактику сопернику. Единоборцам и представителям игровых видов спорта, где есть жесткий физический контакт с соперниками, нужна стойкость к физической боли.

Представители художественных видов спорта должны иметь высочайших уровень развития психомоторики, так как только в этих видах спорта двигательные действия оцениваются по координационной сложности. Красоту движений оценить сложнее, и здесь многое зависит от того, насколько спортсмены эмоциональны, экспрессивны, музыкальны. Большое значение здесь имеет, как спортсмены выглядят в гендерном отношении, то есть, как они проявляют себя как мужчины и как женщины. Так спортсменов оценивают судьи, немаловажно, обладают ли спортсмены обаянием, умением общаться со зрителями. В личностном плане спортсмены должны обладать незаурядной смелостью, совершая головокружительные трюки.

Представители рекордных видов спорта борются не только с соперниками, но и с пространством и временем. Они должны быть очень сосредоточены на себе, на своих ощущениях и чувствах. Скоростно-силовые виды спорта требуют наличия взрывного темперамента, психической устойчивости к внешним и внутренним сбивающим факторам. Циклические виды требуют наличия психической выносливости, способности противостоять внутреннему утомлению. Нервная система может быть более инертна, чем у спринтеров, но нервные процессы должны обладать большей силой. Стрелки должны обладать маловозбудимой нервной системой, им должно быть присуще хладнокровие, выдержка, их внимание должно отличаться большей концентрацией и устойчивостью. Управление средствами передвижения требует высокой согласованности движений в системе «человек - машина». От спортсменов требуется хорошая ориентировка в пространстве и времени, хороший уровень развития оперативного мышления.



2019-11-13 593 Обсуждений (0)
Понятие профессиональных психологических качеств 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие профессиональных психологических качеств

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (593)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)