Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Эмоционально-волевой компонент личности спортсмена



2019-11-13 329 Обсуждений (0)
Эмоционально-волевой компонент личности спортсмена 0.00 из 5.00 0 оценок




Эмоциональная устойчивость спортсменов

В психологии эмоции (от лат. emoveo - потрясаю, волную) определяются как психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.

В спортивной деятельности человек испытывает различные эмоции. Одни из них являются стеническими, т.е. положительными, вдохновляющими спортсмена. Но часто они бывают отрицательными, разрушительными, дестабилизирующими состояние и деятельность спортсмена. Поэтому так важна эмоциональная устойчивость к сбивающим факторам. Ее можно воспитывать как пассивными, так и активными методами. Активные методы осуществляются с помощью хорошо развитых волевых качеств.

 

Воля - это способность человека, проявляющаяся в саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов.

Рассмотрим эмоционально-волевую сторону деятельности по трем ее направлениям: эмоциональная устойчивость, психическая саморегуляция и волевые качества.

Эмоциональная устойчивость - характеристика качества личности, противоположная эмоциональной напряженности.

Эмоциональная напряженность - состояние, характеризуемое резким понижением устойчивости психических и психомоторных процессов; отмечаются при этом эмоционально-сенсорные, эмоционально-моторные, эмоционально-интеллектуальные нарушения, дезорганизующие профессиональную деятельность.

Эмоционально-сенсорные нарушения характеризуются понижением внимания, точности восприятия, мышечного чувства. В состоянии напряженности объем внимания сужается, распределение и переключение его становятся затрудненными. В таком случае говорят о «прилипчивом» внимании, когда спортсмен с трудом переносит его на другой объект. В состоянии напряженности спортсмен не слышит иногда команды судьи, советов тренера, замечаний товарищей. Также порою резко падает уровень зрительного восприятия.

Например, игрок перестает «видеть поле», в командных играх, когда один из игроков выходит на чрезвычайно выгодную позицию, партнер не замечает его, не делает нужной передачи, а пытается выполнить прием сам и теряет при этом мяч, не видит приближающегося соперника и не слышит, когда вратарь, пли партнер, или даже зрители громко кричат ему об этом.

Эмоционально-моторные нарушения ведут к существенному падению эффективности выполняемых действий. Весьма характерным при этом является склонность к передозированию усилий. Иногда в таком состоянии отмечается и чрезмерная расслабленность, снижение силовых возможностей (мышцы становятся «ватными»). Главное же - резко ухудшаются согласованность и точность движений, соразмерность усилий.

В состоянии сильной напряженности баскетболист высокого класса, выходя к самому щиту, не попадает в кольцо, волейболист в простой ситуации бьет мячом в сетку или посылает его далеко в аут, гимнаст падает со ( наряда, футболист не может нанести точный удар и т.д.

Эмоционально-интеллектуальные нарушения сопровождаются снижением критичности оценки своих действий, затруднением мыслительных операций. В состоянии напряженности спортсмен склонен к неадекватным решениям, примитивным мыслительным актам. В отдельных случаях он может принимать решения, прямо противоположные тем, которые в данный момент наиболее целесообразны (так называемые действия наоборот), и это не случайные, а закономерные ошибки, объясняемые развитием особой, «парадоксальной» стадии состояния центральной нервной системы.

 

Все эти проявления напряженности есть следствие стресса. Понятие стресса ввел в научный обиход канадский физиолог Г. Селье, который определил его как переживаемое человеком состояние угрозы его здоровью, благополучию или жизни, проявляющееся в совокупности неспецифических реакций.

Сначала при действии стресс-факторов наступает фаза шока, когда организм растерян и ему требуется время, чтобы, как говорится, «прийти в себя». Сначала идет падение уровня работоспособности, физиологических и психологических функций. Затем организм адаптируется к ситуации, и начинается подъем функционирования систем организма. Стадия противотока переходит в стадию повышенной резистенции, и эти две фазы называются «эвстрессом», т.е. положительным стрессом. Организм выходит на новый, гораздо более высокий уровень функционирования, и в этой стадии как раз и устанавливается большинство рекордов. Но человек в этом состоянии не может долго находиться. Если стресс-факторы очень сильные или действуют продолжительное время, то эвстресс переходит в отрицательную стадию - «дистресс», когда работоспособность организма резко падает и стресс переходит в стадию истощения, при которой происходит дезорганизация функций, человек может отказаться от деятельности даже заболеть.

Чтобы бороться с дистрессом, нужно знать, какие конкретно стресс-факторы вызывают у данного человека стресс. В спорте таких ситуаций немало. Немецкий психолог Р. Фрестер определил 21 наиболее типичную стресс-ситуацию, которым подвержены спортсмены. По его методике нами были опрошены спортсмены разных специализаций. К 21 соревновательной стресс-ситуации были добавлены показатели: стаж занятий спортом, спортивная квалификация, возраст и показатель личностной тревожности. Все показатели были подвергнуты факторному анализу, который выявляет наиболее значимые показатели.

В результате факторного анализа выявились три основных фактора, которые наиболее сильно действуют на спортсменов.

В первый, наиболее значимый фактор, вошли показатели, характеризующие социально-личностную устойчивость спортсмена: конфликты с тренером и в команде, упреки во время выступления, положение фаворита перед соревнованиями, завышенные требования, предыдущие неудачи, отводящие спортсмену роль аутсайдера, значительное превосходство соперника, незнакомый противник. В первый фактор вошел также показатель плохого физического самочувствия, который по результатам корреляционного анализа сильно взаимосвязан с конфликтами с тренером и в команде, и показатель личностной тревожности, подтверждая тем самым ее обусловленность социально-психологическими влияниями.

Таким образом, можно сказать, что наиболее значимое влияние на психику спортсменов оказывают социально-психологические влияния, а наиболее неблагоприятный стресс-фактор - конфликты с тренером и в команде. Отрицательные социально-психологические влияния не только сами по себе ухудшают деятельность спортсмена, но и снижают его устойчивость ко всем другим стрессовым ситуациям.

Второй фактор характеризует психическую устойчивость спортсменов к объективным условиям соревнования. Они являются вторыми по значимости стресс-факторами. В него вошли показатели: плохое оснащение соревнований, отсрочка старта, длительный переезд к месту соревнования и др. Во второй фактор вошли показатели стажа занятий спортом и возраст спортсмена. Это означает, что чем старше спортсмен и чем больше его спортивный стаж, тем более отрицательно на него воздействуют объективные условия соревнований.

В третий основной фактор вошли показатели, отражающие устойчивость спортсмена к ситуациям успеха-неудачи и стабильность вегетативных функций. К ним относятся: предшествующие поражения от данного противника, реакция зрителей и связанные с ними помехи, неудача на старте, необъективное судейство, повышенное волнение, плохой сон накануне старта. В этот же фактор входит показатель спортивной квалификации, что указывает на повышение возбудимости психики спортсмена с ростом его спортивного мастерства к ситуациям успеха-неудачи.

Исследования показывают, что многие спортсмены имеют низкую эмоциональную устойчивость даже при высоком уровне мастерства. Это приводит к тому, что на ответственных соревнованиях они не могут справиться со стрессом. Характерный пример со стрелком американской команды на Олимпийских играх в Афинах. Он лидировал до последнего выстрела, а в последнем подходе гак разволновался, что послал пулю в мишень соперника и откатился в результате на седьмое место. И таких примеров можно привести множество. При тестировании сами спортсмены указывают на свою низкую эмоциональную устойчивость. Поэтому первоочередной заботой тренеров должно стать обучение спортсменов приемам психорегуляции.



2019-11-13 329 Обсуждений (0)
Эмоционально-волевой компонент личности спортсмена 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Эмоционально-волевой компонент личности спортсмена

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (329)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)