Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Мотивационный компонент личности спортсмена



2019-11-13 338 Обсуждений (0)
Мотивационный компонент личности спортсмена 0.00 из 5.00 0 оценок




Понятие мотивации

Мотивация - это система мотивов, которыми руководствуется человек в своей жизни и деятельности. Мотив же - это побуждение к деятельности.

Еще в древности люди задавали себе вопрос: что движет человеком? Аристотель отвечал на этот вопрос так: «Движет то, чего хочется, и благодаря этому приводит в движение рассудок, так желаемое представляет исходную точку для практического ума».

Современные исследователи внутренним источником активности человека называют потребности. Потребность - это основная сила развития живых существ, исходной биологической формой потребности является нужда, которая создает состояние напряженности.

Наиболее распространенной классификацией потребностей человека является шкала А. Маслоу. Она имеет 5 уровней, от низших к высшим:

1. Физиологические потребности (голод, жажда и т.п.).

2. Потребности в безопасности.

3. Потребности в любви и дружбе.

4. Потребности самоуважения (престиж).

5. Потребности самоактуализации (раскрытие творческого и духовного потенциала).

К. Хорни раскрыла более глубоко потребность в безопасности. Она считает, что существуют потребности, призванные компенсировать чувство тревоги у людей. Это такие потребности:

1. в любви и одобрении (стремление быть объектом любви и восхищения со стороны других);

2. в руководящем партнере (стремление зависеть от другого но избежание одиночества);

3. в четких ограничениях (стремление подчиняться строго ус-тановленному порядку);

4. во власти (стремление доминировать и контролировать других);

5. в эксплуатации других (стремление использовать других в своих целях и страх быть использованным);

6. в общественном признании (стремление к высокому общественному статусу);

7. в восхищении собой (стремление создать идеализированный образ самого себя, лишенный слабостей и недостатков; потребность в комплиментах и лести со стороны окружающих);

8) в честолюбии (стремление к превосходству и страх неудачи);

9) в самодостаточности и независимости (дистанцирование, избегание любых отношений, предполагающих взятие на себя каких либо обязательств);

10) в безупречности и неопровержимости (стремление быть морально непогрешимым, добродетельным и безупречным во всех отношениях).

Психолог Е.П. Ильин в своем обзорном труде пишет, что мотивы рассматриваются отдельными исследователями и как состояния, и как свойства. Для нас более подходящим является взгляд на мотивацию как на устойчивые черты личности, характерные для того или иного периода жизни человека. Мотивацию можно еще определить как мотивационную сферу личности, которая включает потребности личности, ее интересы, стремления, влечения, убеждения, установки, идеалы, намерения, а также социальные роли, стереотипы поведения, социальные нормы, правила, жизненные цели и ценности.

Для исследования мотивационной сферы личности мы включили в нее интересы, уровень притязаний и ценностные ориентации. Рассмотрим отдельности каждое из этих профессиональных качеств.

Интерес - это специфическое отношение личности к объекту, вызванное осознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностио. Интересы могут быть материальные (пища, одежда, жилье, движения и т.д.) и духовные (эстетические, нравственные, культурные).

Наши исследования интереса спортсменов к своему виду спорта из числа студентов Университета физкультуры имени П.Ф. Лесгафта показали, что этот интерес выше среднего (7,27 балла из 10 возможных).

Уровень притязаний спортсмена отражает иерархию его целей в спорте.

Уровень притязаний характеризует:

1) уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий;

2) выбор субъектом цели очередного действия, формирующийся в результате успеха или неуспеха ряда прошлых действий (уровень притязаний в данный момент);

3) желаемый уровень самооценки личности.

Снижение трудности избираемой цели после успеха или ее повышение после неудачи говорят о нереалистичном уровне притязаний или неадекватной самооценке. Люди, обладающие реалистичным уровнем притязаний, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, критичностью в оценке достигнутого. Неадекватность самооценки связана с повышенной тревожностью, тенденцией избегать ситуаций соревнования, некритичностью в оценке достигнутого.

Ценностные ориентации относятся к мировоззренческим структурам мотивационной сферы личности.

Ценностные ориентации являются социально обусловленным отношением человека к совокупности материальных и духовных ценностей.

Ценность в различных определениях - это значимое и должное, норма и идеал, предмет интереса, предпочтения, оценки.

Спортсмены обладают богатой мотивационной сферой, рассмотрению которой посвящен следующий параграф.

Мотивация в спорте.

В каждый период жизни у спортсмена имеется ряд мотивов, которыми он руководствуется в своей деятельности. А.Ц. Пуни установил следующую динамику мотивов в спортивной деятельности:

Мотивы начальной стадии занятий спортом:

1. потребности в движении;

2. необходимость занятий;

3. другие мотивы.

Дальнейшие стадии занятий спортом:

1. моральные мотивы;

2. мотивы самоутверждения;

3. эстетические;

4. благополучия.

Мотивы стадии высшего спортивного мастерства:

1. определяющий мотив - достижение успеха;

2. социальная мотивация;

3. материальная мотивация.

Н.Б. Стамбулова (1999) обобщила различные классификации мотивов в спорте на основе различных критериев. Эта классификация мотивов представлена в табл.

По направленности на процесс или результат 

По степени устойчивости      

По связям с целями спортивной деятельности 

По месту в системе «Другие я»      

По доминирующей установке

Процессуальные мотивы (интерес, удовольствие и т.д.)    

Ситуативные (кратковременные, проходящие)

Смыслообразующие (прямо связанные с целью)      

Индивидуальные (мотивы личного самоутверждения)      

Мотивация достижения успеха (преобладание мотивов на успех, победу даже путем риска)

Результативные мотивы (Ожидание, награды, позитивные, социальные последствия победы и т.д.)  

Устойчивые (долговременные, часто многолетние)  

Стимулы (побуждающие к деятельности, например материальные стимулы)       

Групповые (патриотизм всех уровней, мотивы честной соревновательной борьбы и др.)        

Мотивация избегания неудачи

ГЛ. Пилоян выделил три группы потребностей спортсмена, которые он назвал побудительными, базисными и процессуальными. К побудительным основаниям он отнес потребности престижа и материальные потребности. К базисной группе - заинтересованность спортсменов в приемлемых социально-бытовых условиях, к процессуальной группе - заинтересованность спортсменов в информации о противниках и о соревновательных стресс-факторах.

Сердцевину спорта, как пишет профессор Ю.И. Портных, составляет мотивация достижения успеха, так как каждый человек генетически запрограммирован на конкурентную борьбу за свое выживание. При этом спортсмен соревнуется не только с соперниками, но и с самим собой, с природной стихией, со временем и пространством, тяжестью и невесомостью и пр., т.е. с внешними препятствиями и внутренними трудностями. Каждый спортсмен, даже не занявший призового места в соревнованиях, всегда ориентирован не только на победу над соперником, но и на свой личный результат.

Рассмотрим мотивацию спортсменов в конкретных видах спорта.

У начинающих борцов выявлены следующие мотивы: интерес к спорту вообще, интерес к своему виду спорта, общение в спортивной группе, желание быть не хуже других.

У борцов также выявлены мотивы продолжения занятий спортом, причем внимание акцентировано как на положительных сторонах отношений к спорту, так и на отрицательных.

Выявлены положительные стороны отношения:

• спортсмену нравится заниматься борьбой, он получает удовлетворение от тренировок и соревнований;

• занятия борьбой он намерен продолжать и впредь, они являются главной или одной из главных целей его жизни, эта цель определяет образ жизни спортсмена на многие годы;

• занимаясь спортом, борец стремится достичь самых высоких результатов.

Выявлены варианты отрицательного отношения к занятиям спортом:

• скрыто отрицательное отношение к занятиям борьбой не являются одной из основных целей в жизни, спортсмен продолжает заниматься либо из желания общаться, либо под влиянием второстепенных причин: привык, близость спортивных сооружений и т.д.; он уже не претендует на рост спортивного мастерства;

• удовольствия от процесса тренировок и соревнований не получает, такие борцы могут еще показывать высокие результаты за счет своего прошлого опыта;

• потребительское отношение; занятия спортом являются средством достижения каких-то личных целей, хотя борцу и нравятся занятия спортом, но для достижения роста результатов такой спортсмен нуждается во внешней стимуляции;

• неопределенно положительное отношение; спортсмену нравится занятия спортом, но нет четко поставленных стратегических целей; в результате уровень притязаний неустойчив;

• рабочее отношение; у некоторых спортсменов самой высокой квалификации исчезает интерес к спорту; спорт превращается из деятельности, приносящей радость, в тяжелую и однообразную работу.

У юных волейболистов движущими мотивами регулярных тренировок являются: достижение высоких спортивных результатов, формирование атлетического сложения, улучшение своего внешнего вида, общение со сверстниками.

Парашютисты хотят закалить свою волю, стремятся к романтике опасности и риска, хотят преодолеть страх и тем самым самоутвердиться.

Наиболее привлекательными для баскетболистов к занятию спортом являются возможность максимального проявления своих способностей, умение владеть собой и окружающей обстановкой, достижение физического совершенства.

Основа мотивации достижения - возникновение интереса к спорту и к конкретной спортивной специализации.

С целью выявления первоначальных интересов были опрошены новички ДЮСШ по настольному теннису в возрасте 6 лет. Выявилась группа мотивов, которыми руководствовались новички при выборе вида спорта и занятиях настольным теннисом:

1.Быть здоровым, не болеть.

2. Быть сильным, ловким.

3. Так захотели родители.

4. Здесь мои друзья (или братья и сестры).

5. Воспитать в себе смелость, настойчивость.

6. Быть первым среди товарищей.

7. Нравится играть, выдумывать, соображать.

8. Хочется быть дисциплинированным, организованным.

9. Хочется быть капитаном команды, первой ракеткой.

10. Хочется быть чемпионом.

Интерес к спорту должен быть не только у новичков, он должен сохраняться на протяжении всей спортивной жизни. Если интерес исчезает, то спортсмен рано или поздно прекращает занятия спортом и даже хорошее материальное вознаграждение не останавливает таких спортсменов.

Сравнительное исследование мотивации достижения было проведено с игроками в настольный теннис разной квалификации. Выявилось, что мотивация достижения растет только до уровня мастера спорта, затем начинается ее снижение. Видимо, на уровне МСМК спортсмен уже думает о завершении спортивной карьеры и у него появляются другие главные цели в жизни.

Условно присваиваем низкому уровню развития мотивации достижения 1 балл, среднему уровню - 2 балла, высокому уровню - 3 балла.

Около 300 спортсменам-парашютистам были заданы вопросы о жизненных целях. В итоге опроса сформировались 5 групп спортсменов:

- первая (стратеги) - спортсмены, имеющие главную цель в жизни и ряд промежуточных целей;

- вторая (тактики) - поставившие себе цель жизни на несколько лет;

- третья - ставящие себе небольшие цели на ближайший (несколько месяцев) период;

- четвертая - не имеющие определенной цели;

- пятая - ставящие перед собой противоречивые цели.

В этой последней группе встречаются не только спортсмены низких разрядов, но и наиболее опытные, заслуженные мастера, у которых несоответствие целей связано с тем, что спортивные цели, имеющие еще очень важное, но постепенно снижающееся значение, соседствовали с целями об устройстве своей дальнейшей жизни вне спорта - о будущей работе, учебе.

Большая часть парашютистов имела цель, которой они добивались в течение нескольких лет.

Ценностные ориентации, выражающие мировоззренческие стороны мотивационной сферы личности спортсменов, весьма разнообразны и в целом не отличаются от ценностных ориентации других людей, не занимающихся спортом.

Спортсмены высоко оценивают возможность реализации и спорте ценностей профессионализма, желают ярких впечатлении, общения, известности, личностного роста, здоровья, нравственности и привлекательности.

Наши исследования ценностных ориентации спортсменов-студентов показали, что они охватывают всю сферу культурных ценностей. Но среди разных ценностных ориентации наиболее высшие баллы получили три ценностные ориентации - любовь, здоровье и материальный успех.

 

Мотивационный компонент личности спортсмена представляет собою вектор, по которому устремляется энергия спортсменов, и стимулирует их подниматься все выше и выше к вершинам мастерства. Без этого внутреннего движения вверх занятия профессиональным спортом не имеют смысла.



2019-11-13 338 Обсуждений (0)
Мотивационный компонент личности спортсмена 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Мотивационный компонент личности спортсмена

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (338)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)