Характеристика личности и деятельности спортсмена.
СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Психология спорта призвана раскрыть механизмы и закономерности совершенствования спортивного мастерства, пути формирования специальных знаний, умений и навыков, а также условия, обеспечивающие успешность коллективных действий спортсменов. Все это требует от психологов: а) психологического обоснования существующих методов и средств спортивной тренировки и поиска новых; б) определения путей для максимального использования возможностей организма спортсмена, как за счет развития психических функций, так и за счет создания аппаратурных методов тренировки (например, использования систем с «биологической обратной связью»); в) разработки методов психологического описания отдельных видов спорта (психограмм), методов психодиагностики спортивных способностей, социальной структуры и психологического климата команды; г) разработки научно обоснованных методов моделирования соревновательной обстановки в условиях тренировок. Разработка психологических основ предсоревновательной подготовки спортсменов В настоящее время коренным образом меняются содержание и характер предсоревновательной подготовки спортсменов. Для успешного выступления в соревнованиях уже недостаточно высокого уровня только физической и тактической подготовленности. Наряду с двигательными сенсомоторными навыками и умениями приобретают значимость интеллектуальные навыки, а также навыки коллективных действий. Поэтому в предсоревновательной подготовке все большую роль начинают играть различные психические процессы и состояния. Возрастает значение психологических факторов и, как следствие, психологической подготовки спортсменов к участию в соревнованиях. Разработка методов и приемов такой подготовки – одна из главных функций психологии спорта. Реализация этой функции предполагает: а) изучение закономерностей функционирования психики в условиях соревнований и разработка методов повышения устойчивости и надежности соревновательной деятельности; б) исследование психических состояний, развивающихся в предсоревновательных и соревновательных условиях; в) развитие психопрофилактики, формирование приемов, способов и путей психологической закалки спортсменов, повышения их устойчивости к психотравмирующим воздействиям. Изучение социально-психологических явлений в спортивном коллективе Психология спорта изучает особенности функционирования спортивных коллективов и дает характеристику психологическим законам, управляющим их деятельностью. Решение этой задачи предполагает: а) изучение истоков и механизмов формирования внутригрупповых, коллективных феноменов (чувств, установок, традиций и т.п.), а также разработку методов управления ими с целью создания благоприятного психологического климата в спортивных командах; б) изучение психологических аспектов и закономерностей межличностного общения в спортивных командах и разработку критериев психологической совместимости спортсменов; в) выявление социально-психологических мотивов поведения и деятельности спортсменов; г) изучение влияния личности тренера и стиля его руководства на успешность деятельности и психологию спортивной команды. Методы, используемые в психологии спорта для изучения психологических особенностей спортсменов, тренеров, спортивных команд, такие же, как и в общей психологии. Их разделяют на четыре группы: организационные, эмпирические, количественно-качественного анализа. Организационные методы определяют стратегию исследования и включают в себя сравнительный (включая сравнительно-возрастной или метод поперечных срезов) и лонгитюдинальный. Сравнительный метод используется для изучения психологических различий между спортсменами различных видов спорта, игровых амплуа, пола, квалификации, специфики тренировочного процесса и других факторов. Лонгитюдинальный метод используется с целью длительного (в течение нескольких месяцев и лет) прослеживания психического и психомоторного развития одного и того же спортсмена или группы спортсменов. Он дает возможность наглядно и в динамике проследить влияние спортивной тренировки на изменение психологических особенностей спортсменов. Эмпирические методы весьма разнообразны и включают в себя объективное наблюдение, самонаблюдение, экспериментальный метод и психодиагностику. Объективное наблюдение имеет целью изучение различных поведенческих, эмоциональных проявлений спортсменов в естественных условиях их деятельности (на тренировках, соревнованиях, сборах). Оно может быть сплошным или выборочным, с использованием словесной (магнитофона), стенографической или протокольной записи, технических средств (видеоаппаратура). Наблюдение должно проводиться по заранее составленным плану и схеме. Оно должно быть систематическим, что обеспечит относительно полный сбор материала по интересующему вопросу. Самонаблюдение является способом самопознания и используется спортсменами при анализе своих состояний, поступков, техники выполняемых движений с целью совершенствования. Самонаблюдение тоже должно носить систематический характер, стать для спортсмена привычкой. Результаты должны фиксироваться в дневнике для возможности осуществления качественного самоанализа. Экспериментальный метод имеет две разновидности — лабораторный и естественный эксперименты: • лабораторный эксперимент проводится в специальных помещениях, оборудованных сигнализационными и регистрационными приборами и аппаратами (рефлексометром, кинематометром, тремометром и пр.); • естественный (полевой) эксперимент организуется в естественных условиях (на тренировке, соревнованиях) и имеет две разновидности — констатирующий и формирующий. При этих видах экспериментов также используется аппаратура (переносная или дистанционная). Психодиагностические методы направлены на выявление склонностей, отдельных способностей и одаренности спортсмена в целом, имеющихся у него типологических особенностей свойств нервной системы и темперамента, свойств личности, диагностики состояний (предсоревновательных, соревновательных и послесоревновательных), изменения психологических параметров после нагрузок. Эти методы могут использоваться для: отбора кандидатов в команды, выбора адекватного для данного спортсмена вида деятельности и игрового амплуа, а также стиля деятельности. Методы количественно-качественного анализа используются для математико-статистической обработки полученных в исследовании данных и содержательного их анализа. Характеристика личности и деятельности спортсмена. Понятие личности Понятие личность – одно из самых сложных в психологии, так как личность человека нельзя охватить какими бы то ни было терминами. Слово «личность» по происхождению близко к словам «личина» и «маска», то есть под этими понятиями подразумевается некое социальное лицо, которое человек надевает, взаимодействуя с окружающими его людьми. Английское слово «personality» происходит от латинского «persona», обозначавшего маску, которую надевали актеры в античном театре во время представления. Понятие личности в психологии начало складываться лишь в XX веке. В 1937 году было сформулировано следующее определение: «Личность – это динамическая организация всех психофизических систем человека, определяющая его поведение и мышление». По З.Фрейду, личность представляет собой сложный ансамбль непрерывно взаимодействующих сознательных и бессознательных структур психики, которым соответствуют биологические (инстинкты) и социальные (нормы, запреты). Структура личности чрезвычайно разнообразна, и нет такой, которая, удовлетворяла бы всех исследователей. В отечественной психологии наибольшее распространение получила структура личности К.К. Платонова. Данная структура включает четыре подструктуры: биологические обусловленные особенности личности, такие как темперамент, тип нервной деятельности, задатки; особенности психических процессов личности; уровень ее подготовленности (опыт); социально обусловленные качества личности – мировоззрение и направленность. Эту структуру мы будем брать за основу при рассмотрении модели личности. В комплексе психических свойств спортсмена выделяют: • Психические свойства, обеспечивающие прием и переработку информации; • Принятие спортсменом необходимых решений; • Психомоторные свойства, определяющие качество двигательных действий; • Эмоциональные, влияющие на энергетику; • Волевые, коммуникативные, нравственные, определяющие мотивацию деятельности и соответствие целей, средств, моральным нормам. • Психические свойства, необходимые спортсмену для успешной деятельности, должны быть представлены в комплексе, который бы отражал все стороны психической деятельности спортсменов.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (255)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |