Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психологическая подготовка спортсменов и команд



2019-11-13 434 Обсуждений (0)
Психологическая подготовка спортсменов и команд 0.00 из 5.00 0 оценок




Основы психологической подготовки

Экстремальное воздействие соревновательных условий вызывает у спортсменов состояние нервно-психического напряжения, которое они не испытывают или испытывают в существенно меньшей степени во время тренировочных занятий. Следовательно, чтобы реализовать в соревновании все свои возможности, спортсмен должен:

1.   действовать в разнообразных условиях, не поддаваясь внушающему влиянию других людей;

2.   выполнять необходимые движения и действия с высокой степенью точности, чтобы свести к минимуму число ошибок;

3.   быстро и правильно оценивать соревновательную обстановку, принимать решения и, не колеблясь, осуществлять их;

4.   самостоятельно регулировать состояние нервно-психического напряжения.

Достичь этого можно лишь в результате соответствующей психологической подготовки. Целью психологической подготовки спортсменов к соревнованию является формирование у них такого психического состояния, при котором они могут:

а) в полной мере использовать свою функциональную и специальную подготовленность для реализации в соревновании максимально возможного результата;

б) противостоять многим предсоревновательным и соревновательным факторам, оказывающим негативное влияние и вызывающим рассогласование функций, т. е. проявлять высокую надежность соревновательной деятельности.

Психологической подготовкой спортсмена можно назвать организованный, управляемый процесс реализации его потенциальных психических возможностей в объективных результатах, адекватных этим возможностям.

Речь идет о результатах, адекватных возможностям спортсмена или команды, поскольку психологическая подготовка, являясь составной частью общей системы спортивной тренировки, зависит от других ее форм: физической, технической, тактической. При низком уровне развития физических качеств, независимо от полезности приемов психической регуляции, команда или спортсмен не может добиться высоких спортивных достижений, результат будет адекватным возможностям, т. е. невысоким.

Виды психологической подготовки.

Принято различать три основных вида психологической подготовки, связанных друг с другом, но направленных на решение самостоятельных задач. К ним относятся:

• общая психологическая подготовка;

• специальная психологическая подготовка к соревнованиям;

• психологическая защита от негативных воздействий в ходе конкретного соревнования.

Общая психологическая подготовка в обобщенном виде представляет собой оптимизацию психической адаптации спортсмена к нагрузкам.

Общая психологическая подготовка реализуется двумя путями. Первый предполагает обучение спортсмена универсальным приемам, обеспечивающим психическую готовность человека к деятельности в экстремальных условиях: способам саморегуляции эмоциональных состояний, уровня активации, обеспечивающей эффективную деятельность, концентрации и распределения внимания, мобилизации волевых и физических усилий. Второй путь предполагает обучение приемам моделирования условий соревновательной борьбы (безотносительно к конкретному соревнованию) посредством словесно-образных моделей.

Чаще всего сейчас используются такие специализированные системы психических воздействий, как психомышечная тренировка (ПМТ) и ментальная тренировка (МТ).

В процессе овладения ПМТ осваиваются два главных психофизических фактора, лежащих в основе самогипноза:

• погружение себя в контролируемое сознанием сноподобное гипноидное, «экранное» состояние головного мозга, когда он обретает повышенную восприимчивость к вводимой в него информации;

• оперирование (медитирование) в таком состоянии словами и их мысленными образами, которые необходимо заранее подобрать для решения конкретной задачи саморегуляции.

Термин ментальная тренировка употребляется в разных значениях. Психологи спорта США и Канады называют ментальной тренировкой фактически любое целенаправленное и специально организованное психическое воздействие на спортсмена в процессе его подготовки к соревнованиям. В нашей стране этим термином обычно обозначают умственную, познавательную (когнитивную) подготовку. Подразумевается система вербальных (в меньшей степени — образных) воздействий на сознание спортсмена с целью оптимизации психических процессов и повышения психической дееспособности индивида.

Один из ведущих специалистов в области ментального тренинга шведский психолог Л.Э.Унесталь считает, что ментальной тренировкой можно называть систему сознательного самопрограммирования достижения успеха, как в спорте, так и в жизни, на базе органичного сочетания релаксации и умственного тренинга.

 

Ментальную тренировку следует понимать как комплекс психических средств, включающих:

• распознавание и оценку окружающей ситуации;

• контроль психофизиологических и поведенческих реакций;

• приемы внушения и самовнушения, направленные на релаксацию и создание необходимых предпосылок для эффективной деятельности.

Такая комплексная ментальная тренировка позволяет спортсмену сформировать необходимую установку на предстоящую деятельность и преодолевать негативные воздействия экстремальных условий тренировок и соревнований.

Специальная психологическая подготовка направлена прежде всего на формирование готовности спортсмена к эффективной соревновательной деятельности. Она предполагает решение следующих частных задач:

• ориентация на те социальные ценности, которые являются ведущими для спортсмена;

• формирование у спортсмена психических «внутренних опор»;

• преодоление психических барьеров, особенно тех, которые возникают в борьбе с конкретным соперником;

• психологическое моделирование условий предстоящей борьбы;

• создание психологической программы действий непосредственно перед соревнованием.

Психологическая (психическая) защита является специальной регуляторной системой стабилизации личности, направленной на устранение и сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Такая защита спортсмена от негативных воздействий в ходе соревнования представляет собой срочные психолого-педагогические вмешательства со стороны тренера (хотя может быть и своего рода самозащитой в виде срочного использования средств саморегуляции), направленные на изменение или компенсацию негативного состояния спортсмена.

Психологическую защиту обычно связывают с формированием эмоциональной устойчивости, уверенности, целенаправленности, т. е. в конечном счете надежности спортсмена. Подобные психологические мероприятия направлены на создание психической защиты против негативных воздействий напряженных ситуаций и на разработку стратегии «выхода» на оптимальное состояние спортсмена.

Психологическая подготовка спортсмена к каждому конкретному соревнованию начинается с того момента, когда он узнает о возможности (или необходимости) своего участия в нем, а кончается последним выступлением — финалом. Весь этот промежуток времени целесообразно разделить на три периода:

• первый период — от получения сообщения о предстоящем соревновании до получения сведений о расписании и жеребьевке (о составе забегов, заплывов, пар, о номерах участников, о последовательности подходов, снарядов и т.д.);

• второй период — от ознакомления с результатами жеребьевки до начала первого этапа соревнования (предварительного забега, заплыва, заезда, первого боя, подхода, упражнения, игры, попытки);

• третий период — от начала первого этапа соревнования до окончания финала.

Эти три периода различаются: во-первых, количеством и достоверностью поступающей к спортсмену информации, а также лимитом времени, имеющимся у него для сбора и переработки этой информации; во-вторых — конкретными задачами, которые надо решать в ходе психологической подготовки; в-третьих — средствами и приемами решения этих задач.

Задачи первого периода:

- предварительный сбор информации о соревновании;

- предварительный сбор информации о соперниках;

- постановка (на основании переработки собранной информации) цели участия в соревновании и определение общих задач;

- программирование средств решения общих задач (в данном случае речь идет о средствах достижения цели), постановка частных задач и программирование на основе содержательного анализа средств их решения.

На уровне высшего спортивного мастерства соревновательная цель не бывает (за редким исключением) легко достижимой. Чтобы ее добиться, приходится и при подготовке к соревнованию и особенно в ходе него преодолевать многие препятствия, прилагать значительные, часто и максимальные волевые и физические усилия. Поэтому у спортсмена должна быть сформирована установка, выражающаяся в его психологической готовности к таким усилиям. Эта установка может быть сформирована в том случае, если поставленная соревновательная цель обладает общественной и личной значимостью, т. е. если достижение ее желанно для спортсмена. Это первый признак правильно поставленной цели. Вторым признаком является достоверность цели, т.е. возможность ее достижения. Пусть потенциальная, но возможность. Спортсмен, поставив цель, определяет общие задачи, которые необходимо решить, чтобы добиться цели: показать такой-то результат, победить таких-то соперников, выиграть такую-то встречу.

Программирование средств решения общих задач, постановка частных задач и программирование средств их решения — очень важная часть подготовки к соревнованию. Успешность соревновательной деятельности во многом определяется качеством саморегуляции действий спортсмена в зависимости от целей и условий деятельности.

Саморегуляция, как процесс управления любой системой, включает в себя два компонента: предварительное программирование действий и реализацию программы в деятельности. Особое значение приобретает умение спортсмена составлять программу, в которой с достаточной полнотой будут отражены условия будущей соревновательной борьбы. В разных видах спорта программы различны.

Представители любого вида спорта программируют свои собственные движения и действия - это первая ступень программы. Ею ограничивается, по сути, программа тяжелоатлета, гимнаста, прыгуна в высоту, метателя, фигуриста. Бегун, велосипедист, гребец, а особенно боксер, борец, фехтовальщик включают в свою программу еще одну ступень: они программируют кроме собственных действий еще и действия соперников. Например, бегун стартует на середине дистанции, чтобы заставить соперника изменить удобный график бега; боксер умышленно открывается, чтобы вызвать соперника на атаку; борец принимает такую стойку, которая вынуждает его соперника стремиться к определенному захвату, и т. п. Футболист, хоккеист, волейболист, баскетболист включают в свою программу кроме двух названных еще и третью ступень: они программируют действия своей команды и команды соперника.

В создание программы любого уровня входит моделирование при помощи натурных и словесно-образных моделей. На этих моделях «проигрываются» те действия, которые прогнозируются спортсменом в качестве средств достижения соревновательной цели. Но для составления программы необходима информация более обширная, чем для постановки цели. Теперь спортсмен нуждается в дополнительных сведениях. Где будут проходить соревнования? В какое время суток? Каков распорядок соревнований? Как они будут организованы? Кто из товарищей будет в них участвовать? Будет ли на них личный тренер? Кто будет руководителем и представителем команды? Спортсмен, критически осмыслив всю эту информацию, приступает к словесно-образному моделированию. Это сложный и ответственный момент.

Спортсмен с максимально возможной полнотой и отчетливостью представляет себя в условиях предстоящего соревнования. При этом он должен «видеть» их не застывшими, а меняющимися, «ощущать» состояние своего организма, «чувствовать» свое эмоциональное состояние, «воспринимать» реакции зрителей, судей, тренеров, товарищей по команде, «бороться» с противниками. И все это не один раз и не одинаково. Всегда словесно-образное моделирование сопровождается как можно большим числом вопросов («А если произойдет то-то?») и ответов («Тогда придется сделать то-то»). При этом спортсмену нужно найти правильный, наилучший ответ. Его не должно смущать то обстоятельство, что в данный момент (в первом периоде подготовки к соревнованию) он может быть еще не готов к практическому выполнению того действия, которое представляется ему самым лучшим в моделируемой ситуации. У него есть время подготовить себя к выполнению этого действия. Надо только поставить соответствующую частную задачу, правильно оценив свои возможности (и имеющиеся, и потенциальные). Вот здесь-то и проявится влияние психологической подготовки к соревнованию на физическую, техническую и тактическую подготовку к нему или, точнее, неразрывная связь всех видов пред соревновательной подготовки.

Важная проблема - сохранение нервно-психической «свежести» к началу соревнования. Основными причинами нерациональных затрат нервно-психической энергии перед соревнованием бывают переживания, связанные с мыслями о возможном (благоприятном или неблагоприятном) его исходе, о тех последствиях, которые он может иметь для спортсмена. Для сохранения нервно-психической энергии полезно переключать внимание на дела и занятия, не связанные с предстоящим соревнованием. Однако по мере приближения момента старта делать это становится все труднее: спортсмен уже не может думать о чем бы то ни было, не имеющем отношения к соревнованию. Важно знать, что не всякие мысли о соревновании вызывают нежелательные переживания. Если спортсмен направит свое внимание, свою умственную активность на продумывание конкретных приемов решения соревновательных задач, то тем самым он отвлечется от мыслей о соревновании вообще, о возможной неудаче или большом успехе, т. е. от того, что вызывает эмоциональное напряжение и потерю нервно-психической энергии.

Существует противоречие между жестко запрограммированной целью соревновательной деятельности и средствами ее достижения, а также между вариантами двигательных ответов на различные изменения соревновательной обстановки. Спортсмен, сохраняя установку на достижение цели, стремится мобилизовать все свои силы, чтобы, несмотря на всевозможные помехи, использовать средства ее достижения, т.е. стремится оставить программу неизменной. В то же время поиск оптимальных решений побуждает его в связи с меняющимися условиями и возникающими помехами корректировать программу и даже решительно изменять ее. Такое противоречие может привести спортсмена к состоянию, называемому в психологии конфликтным, при котором человек не знает, как ему поступить, колеблется, когда нужно быстро принять решение и сразу приступить к его практическому осуществлению. Выйти из этого конфликтного состояния можно, создав экстренную словесно-образную модель соревновательной ситуации и сравнив ее с моделью-эталоном, сделанной в предыдущих периодах психологической подготовки при программировании соревновательной деятельности. Достаточно полное совпадение этих двух моделей должно вызвать у спортсмена желание придерживаться в основном ранее принятой программы. Существенная разница между ними заставляет спортсмена изменять программу «на ходу».

Обеспечение отдыха между соревновательными стартами — весьма трудная задача третьего периода психологической подготовки. В одних видах спорта соревнования длятся в течение нескольких дней, в других спортсмену в один день приходится несколько раз принимать старт. По мере приближения к финалу интервалы отдыха между попытками, подходами, поединками могут сокращаться, а интенсивность физических и волевых затрат возрастать. Все это может привести к тому, что на самом ответственном этапе соревнований у спортсмена не будет достаточной физической и нервно-психической энергии. Чтобы этого не произошло, нужно специально организовывать отдых между соревновательными действиями. Такому отдыху способствуют: отвлечение от мыслей о соревновании, переключение на занятия, не связанные с соревнованием, использование аутогенной, психо-регулирующей или психомышечной тренировки. Все эти мероприятия следует проводить в некоторой изоляции. Во всяком случае, надо стремиться отдыхать вне помещения или стадиона, где проходят соревнования. Это уменьшает число раздражителей, вызывающих эмоциональное напряжение и расход нервно-психической энергии. По этим же причинам не следует сосредоточивать внимание на срывах и ошибках, допущенных во время выступления, и на частных неудачах, вызванных этими ошибками. Их тщательный анализ лучше провести после окончания соревнований.

Средства и методы психологической подготовки

Содержание конкретных средств и методов психологической подготовки, применяемых современными психологами, раскрывает приводимая ниже классификация.

Выделяют следующие средства и методы психической подготовки:

• по цели применения: мобилизующие, корригирующие, релаксирующие;

• по содержанию: психолого-педагогические, преимущественно психологические, преимущественно психофизиологические. В свою очередь, в первую группу могут входить убеждающие, направляющие (и те и другие — преимущественно словесные), двигательные и поведенческо-организующие средства, во вторую — суггестивные (внушающие), ментальные (сочетающие воздействие словом и образом), социально-игровые средства; в третью: аппаратурные, психофармакологические, дыхательные, комбинированные (например, дыхательно-двигательные);

• по сфере воздействия: средства, направленные на коррекцию перцептивно-психомоторной сферы (т. е. на качества, связанные с восприятием ситуации и моторными действиями), средства воздействия на интеллектуальную сферу, средства воздействия на волевую сферу, средства воздействия на эмоциональную сферу, средства воздействия на нравственную сферу;

• по адресату: средства, направленные на психическую подготовку тренера, средства управления непосредственно спортсменом или командой;

• по времени применения: предупреждающие, предсоревно-"вательные, соревновательные, постсоревновательные;

• по характеру применения: саморегуляция (аутовоздействия), гетерорегуляция (воздействия других участников педагогического процесса - тренера, психолога, врача, массажиста, педагога и т.д.).

Основы психорегуляции в спорте

1. Психорегуляция в спорте – это комплекс мероприятий, направленный на формирование у спортсмена психического состояния, способствующего наиболее полной реализации его потенциальных возможностей. (СНОСКА: См.: Психология: Учеб, для ИФК. – Указ. изд.)

2. Психофизиологической основой такого состояния служит оптимальное соотношение рабочей (эрготропной) и восстановительной (трофотропной) систем организма. В любой момент с доминирующей функциональной системой, которая обеспечивает ту или иную деятельность человека или поддерживает его состояние (состояние покоя с целью восстановления), конкурирует другая из представленных систем.

3. Конкурирующую систему называют субдоминантной. Например, если спортсмен выполняет какое-то определенное задание на тренировке, то этот процесс обеспечивается доминированием эрготропной системы.

4. Однако в это же время субдоминантная трофотропная система делает все возможное, чтобы организм не перерасходовал свою энергию.

5. Известно, что организм человека не может переходить от одного вида деятельности к другому сразу. Иногда этот процесс может значительно затягиваться. Особенно часто такой вид перехода выражается при снижении психической работоспособности. Но, как показывает спортивная практика, часто именно в периоды снижения психической работоспособности спортсмену необходима высокая активность и значительная быстрота психической реакции.

6. В нужный момент достигать наиболее эффективного и рационального состояния, способствующего реализации потенциальных возможностей спортсмена, помогают специальные методы психорегуляции.

7. Методы психорегуляции разнообразны и достаточно многочисленны. Можно говорить о различных принципах их классификации, но наиболее рациональным является принцип, предлагаемый В.М.Мельниковым (СНОСКА: См.: Психология: Учеб. для ИФК. – Указ. изд.).

8. Он выделяет две группы методов:

9. гетерорегуляционные (могут быть реализованы в обычном состоянии бодрствования или в измененном состоянии сознания – гипноз);

10. ауторегуляционные (это методы саморегуляции). Рассмотрим схему классификации методов психорегуляции

Методы гетерорегуляции.

1.   Вербальные методы внушения подразделяются на беседу, убеждение, приказ и рациональное внушение (в обычном состоянии).

Беседа предусматривает общение со спортсменом с целью снять нервное напряжение или предстартовую апатию (обычно применяется тот или иной способ отвлечения).

Убеждение преследует более четкие целевые задачи: настроить спортсмена на конкретную деятельность; убедить в нерациональности того или иного поведения, состояния.

Приказ – наиболее императивная форма внушения в бодрствующем состоянии. Он должен быть конкретным, четким и кратким.

Рациональное внушение – это более сложный метод вербальной гетерорегуляции. Он включает в себя следующие задачи:

• логично убедить спортсмена в необходимости выполнить какой-то комплекс мероприятий, настроиться на ту или иную деятельность;

• устранить ненужное эмоциональное напряжение или, наоборот, поднять нервно-психическую активность;

• выстроить благоприятную перспективу, которая могла бы быть у спортсмена, если бы он следовал предлагаемым психогигиеническим советам.

 

Среди вербальных методов гетерорегуляции, требующих для их реализации особых психических состояний, следует выделить различные варианты гипносуггестии (внушение во сне):

1. фракционный гипноз (частичный) заключается в том, что процесс внушения как бы разбивается на части. После того как человек погружается в состояние сна и пребывает в нем в течение нескольких минут, его пробуждают и уточняют, не было ли каких-либо помех, договариваются с ним о стиле дальнейшего проведения внушения, вновь погружают в сноподобное состояние;

2. гипносуггестия (метод максимального включения в реальную спортивную ситуацию, «репортаж») заключается в том, что после погружения в сон специалист, ведущий сеанс, начинает как бы вести репортаж о матче или поединке с участием спортсмена, который находится под гипнозом.

Среди невербальных методов гетерорегуляции выделяют аппаратурные и безаппаратурные. В аппаратурных методах для формирования сноподобного состояния используют аппараты типа «Электросон».

Методы ауторегуляции

Аутогенная тренировка впервые была предложена австрийским врачом И.Шультцем (СНОСКА: См.: Schultz S.H. Das Autogene Training. - Stuttgart, 1956). Определяется она последовательным самовнушением чувства тяжести и тепла в конечностях, чувства тепла в области солнечного сплетения, в области сердца, ощущения приятного прохладного прикосновения ко лбу. Все это способствует расслаблению, снятию нервного напряжения. Кроме того, находясь в таком состоянии, спортсмен может решать задачи, связанные с самонастройкой, преодолением неуверенности, страха, концентрацией внимания и т.п.

«Наивные» методы саморегуляции – это приемы, которые появились в ходе тренировок и соревнований, где их использование дало тот или иной эффект, связанный с успехом, удачным выступлением на соревнованиях. Эти методы саморегуляции возникают случайно и часто становятся как бы ритуальными. Например, многие спортсмены произносят про себя, как правило, одну и ту же фразу самонапутствия или самоприказа, при этом данная фраза довольно часто приобретает навязчивый характер.

Простейшие методы саморегуляции в отличие от «наивных» необходимо специально тренировать. Это вербальные и невербальные методы, они естественны для каждого человека, присущи его обычному поведению. К вербальным относятся методы самоубеждения, самоприказов, приемы психической защиты. Невербальные – дыхательные и мимические упражнения; упражнения, основанные на специальных мышечных ощущениях.

Идеомоторная тренировка (мысленное выполнение определенных двигательных актов или своего поведения в тех или иных обстоятельствах, когда спортсмен мысленно проговаривает задание, называя какие-то движения).

 

Регуляция психических состояний может осуществляться двумя путями:

1. предупреждением их возникновения;

2. ликвидацией уже сформировавшихся состояний.

Для проведения этого процесса может использоваться множество средств и методов воздействия извне или саморегуляция.

Наибольшую актуальность для психорегуляции имеют такие психические состояния, как утомление, избыточное нервно-психическое напряжение (включая предстартовую лихорадку), фрустрация (разочарование).

Каждое из этих состояний может детализироваться, так как имеет собирательный характер, поэтому разработка сеанса психорегуляции должна содержать решение оперативных задач, направленных на восстановление работоспособности, эмоционального состояния, боевого настроения. При этом непременно должны учитываться условия каждого конкретного случая отдельно.

Утомление

Процесс развития утомления протекает сложно: сначала спортсмен ощущает вялость, сонливость, апатию, снижение интереса к выполняемой деятельности, затем у него наблюдается повышенная возбудимость, быстрая смена настроения; на последней стадии отмечается комплекс ярко выраженных невротических явлений: неустойчивость настроения, нарушение сна, низкая работоспособность, апатия, различные функциональные расстройства (головные боли, боли в сердце, вегетососудистая дистония и т.п.).

Часто нарастание утомления сопровождается заболеваниями и травматизмом. Следует подчеркнуть, что в периоды переутомления рекомендуется снизить не только физические, но и психические нагрузки, чрезвычайно полезно использовать все виды психорегуляции, в которых присутствуют средства искусства и культуры. Но необходимо помнить, что эти средства должны играть отвлекающую роль. Например, можно посмотреть легкий, веселый фильм. Однако если для этого требуется перемещение спортсмена на значительное расстояние (ехать до места демонстрации фильма на транспорте или достаточно продолжительное время идти), то это уже не будет психорегуляцией и никакой для спортсмена в состоянии переутомления пользы не принесет.

Полезными могут быть гипносуггестивные средства, при использовании которых следует в первую очередь уделять внимание внушению покоя, расслабления, отдыха.

Очень важны аппаратурные методы психорегуляции. С их помощью процесс расслабления и развития сноподобного состояния протекает гораздо легче.

 

Нельзя не отметить роль самовнушения покоя, расслабления и сна в вечерние часы. Это бывает особенно важно, когда по разным причинам процесс засыпания затруднен.

Избыточное нервно-психическое напряжение

Избыточное напряжение, безусловно, мешает выполнять спортивные действия и рационально использовать функциональные возможности организма. Практический опыт показывает, что одним из наиболее действенных методов для устранения избыточного напряжения можно считать психорегуляцию в состоянии бодрствования. Кроме того, достаточно рациональный метод – это создание нового очага возбуждения, который сыграет роль отвлекающего фактора.

Очень важно с целью профилактики перевозбуждения соблюдать основные принципы психогигиены, особенно в игровых видах спорта. Использовать только успокоительные мероприятия здесь будет недостаточно.

Необходимо:

1. определение причины избыточного волнения;

2. ее объяснение и устранение;

3. выполнение приемов саморегуляции.

При избыточном нервно-психическом напряжении методы саморегуляции, организованные в виде пауз, могут быть достаточно эффективными. Главное, глубоко осознанное самовоздействие спортсмена должно быть направлено на десенсибилизацию к ожидаемой деятельности. Но при этом нельзя допускать, чтобы спортсмен впал в противоположную крайность и довел себя до полного безразличия.

Мобилизующее воздействие на состояние спортсмена могут оказывать идеомоторные представления, связанные с ожидаемой ситуацией и его конкретными действиями.

Самым сложным проявлением избыточного напряжения считается его возникновение в ходе соревновательной борьбы. Здесь особенно важно, чтобы спортсмен имел определенный индивидуальный арсенал средств саморегуляции, которые заранее отрабатываются в нейтральных условиях, затем систематически совершенствуются в реальной деятельности.

Фрустрация

Состояние фрустрации связано с внезапной разницей между ожидаемыми событиями и реальным результатом. Сопровождаемое отрицательными эмоциями, это состояние может сочетаться с утомлением и с избыточным нервно-психическим напряжением. Оно может выступать и как самостоятельный феномен.

Лучше всего в качестве средств борьбы с фрустрацией использовать комплекс процедур рациональной психорегуляции, включающий в себя:

1. логический анализ ситуации;

2. выбор тактики подавления эмоций или психологической защиты;

3. составление плана мероприятий, необходимых для выхода из данного положения.

 

Заканчивать их следует внушениями типа: «Вперед!», «Борись!». Это очень важно в процессе борьбы с фрустрацией, именно приказ в данном случае является:

1. средством воздействия на внутреннее конфликтное состояние спортсмена, так как устраняет сомнения в дальнейших действиях;

2. средством мобилизации (за счет своей неожиданности).

Значение такого приказа будет тем больше, чем более контрастно (с предшествовавшей беседой) и своевременно оно прозвучит, будучи подготовленным всем ходом предварительной психорегуляции.

В случаях с фрустрацией следует очень осторожно использовать методы саморегуляции (только получив определенные результаты положительной динамики), а также аппаратурные методы (так как невротизированные люди легко могут связать с ними причину своих неудач).

В ряде случаев эффективные результаты дает прием «Репортаж», когда спортсмен много раз переходит от состояния покоя и расслабления к идеомоторному соучастию в спортивных ситуациях.

Таким образом, можно сказать, что различные методы и средства психорегуляции следует применять с учетом специфики ситуации, индивидуальных особенностей спортсменов и их психического состояния, чтобы осуществить общую тенденцию по формированию у них оптимального психического состояния, в котором они могут наиболее полно реализовать свои физические и технические возможности.

Индивидуальный подход при психологической подготовке

Значение индивидуального подхода заключается в том, что ни один метод обучения и тренировки не может привести к должным результатам, если он применяется без учета индивидуально-психологических особенностей человека.

Конкретные задачи, которые преследуются при индивидуализации подготовки, - использовать все потенциальные возможности человека, все его личностные резервы, применять доступные методы и персонально дозируемые приемы воздействия с учетом свойств характера и темперамента, психического состояния конкретной ситуации, поставленных целей и решаемых задач.

Степень индивидуализации учебно-тренировочной и воспитательной работы может быть различной. Во-первых, возможен совершенно одинаковый, нивелированный подход ко всем. Очевидно, что в этом случае индивидуализация равна нулю. Во-вторых, можно работать с подопечным отдельно, персонально, строя всю работу на основе тщательного учета его особенностей и реакции на педагогические воздействия. Здесь налицо предельная индивидуализация. Наконец, в-третьих, возможно условное разделение спортсменов по группам, основанное на определенном их сходстве. Это - индивидуализация по типам (по типичным проявлениям).

Индивидуализация обучения и подготовки спортсменов с ориентацией на типичные проявления заслуживает внимания. Применяя такой подход, оценив личностные особенности спортсмена и отнеся их к определенному типу проявлений, можно воспользоваться практическими рекомендациями, имеющимися в специальной психологической литературе. А можно получить консультацию у специалиста-психолога.

Недопустима «гипертрофия» индивидуального подхода, сведение его к так называемой «парной педагогике». Задачи воспитания и психологической подготовки спортсмена обязательно предполагают работу в коллективе и с коллективом. Наряду с индивидуальным правомерно говорить и о дифференцированном подходе, понимая под ним специальную работу со спортсменами с учетом их различий по ряду общих признаков: по полу, возрасту, образованию, опыту. Он как бы предваряет индивидуальный. Дифференцированный подход пока изучен слабо. Поэтому можно привести лишь отдельные, наиболее общие сведения, необходимые для дифференцированного подхода.

Половые различия. Широко распространено представление о том, что мужчины более спортивны, чем женщины. Действительно, мужчины по своей природе более склонны к участию в спортивной борьбе, дух соперничества у них выше, они в большей мере «конкурентны», амбициозны, активнее и инициативнее в игре и поединке. Можно говорить и о большей их устойчивости к стрессу в условиях напряженной деятельности. Мужчины менее впечатлительны и ранимы, менее конфликтны и менее внушаемы.

Женщины, тем не менее, имеют ряд положительных характеристик относительно требований спортивной деятельности.

Они могут достичь лучших, чем мужчины, результатов в действиях, требующих ювелирной точности, лучше переносят однообразную, монотонную работу, более дисциплинированны. Но женщины более конфликтны в коллективе, требуют повышенного внимания со стороны тренера, нуждаются в большей опеке. В ситуации поражения, срыва, аффекта истерические реакции у женщин случаются чаще и протекают интенсивнее, чем у мужчин.

Возрастные различия. В спорте высших достижений сейчас немало спортсменов юношеского (16-18 лет) и даже подросткового (12-15 лет) возраста. В эти возрастные периоды человек как личность еще не сложился: не сформировались полностью сознание, мировоззрение, интеллект, не устойчивы мнения, отношения, взгляды, установки, жизненная ориентация.

Подчас юные спортсмены добиваются высших результатов. Это свидетельствует о значительных (но пока еще недостаточно познанных) физических и психических резервах растущего организма и развивающейся личности. Однако для юных спортсменов, как правило, характерно то, что в своем отношении к упражнениям и соревнованиям они плохо осознают меру риска и социальной ответственности за показанный результат. Это в какой-то степени позволяет не испытывать сильной психической напряженности. Обычно юные спортсмены полностью полагаются на своего тренера. Поэтому все его действия, применяемые формы и средства подготовки, интенсивность и объем нагрузки должны быть тщательно продуманы, исходя из того, что задания и установки будут восприниматься некритично и выполняться точно. Юный спортсмен, естественно, вносит мало корректив в свою подготовку. В силу указанных особенностей для юношеских команд более других подходит авторитарный стиль руководства (в лучшем его виде).

Спортивный опыт. Малоопытные спортсмены, новички в команде нуждаются в большей опеке, в большей степени секундирования, в подробном и более конкретном планировании общей психологической подготовки и тактики поведения в каждом соревновании. Они обладают меньшей социальной защищенностью (меньше рассчитывают на моральную поддержку в команде, в своем спорти



2019-11-13 434 Обсуждений (0)
Психологическая подготовка спортсменов и команд 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психологическая подготовка спортсменов и команд

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (434)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)