Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психическая готовность к соревновательной деятельности



2019-11-13 601 Обсуждений (0)
Психическая готовность к соревновательной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




Психические состояния в спортивной деятельности изучаются в связи с необходимостью достижения состояния психической готовности к соревнованию.

В теории психологической подготовки принято различать следующие понятия, описывающие разные уровни психической готовности к деятельности.

Психологическая подготовленность - это уровень развития комплекса психологических свойств и особенностей спортсмена, от которых зависит совершенное и надежное выполнение спортивной деятельности в экстремальных условиях тренировки и соревнования. Наиболее полно психологическая подготовленность наблюдается на заключительном этапе подготовки к соревнованию.

Психическая готовность к соревнованию — это состояние спортсмена в определенный момент времени, способствующее или препятствующее полному проявлению (реализации) всех его возможностей в конкретном соревновании. Данное состояние сохраняется на протяжении всего периода соревнований.

Психическая готовность - это кратковременное, динамическое состояние, предшествующее выполнению соревновательной деятельности, направленное на выполнение определенных действий для достижения конкретной поставленной цели. Это состояние возникает и сохраняется при непосредственной разминке и подготовке спортсмена к старту, во время предстартового секундирования.

Оптимальное боевое состояние - это «разрешенное» для выполнения состояние пика мобилизации всех функций организма на достижение успеха. Оно проявляется непосредственно перед стартом и в ходе соревнования.

Состояние психологической готовности формируется на заключительном этапе подготовки к соревнованию (как правило, в течение 2 - 5 недель в зависимости от его уровня) и представляет собой интегральную характеристику, объединяющую все уровни психического состояния: психологический, вегетативный и психомоторный, динамика которых в этот период протекает в зоне оптимального реагирования.

В ходе соревновательной деятельности основным объектом изучения, наблюдения, рефлексии и манипулирования со стороны спортсмена, тренера и специалиста-психолога являются предстартовые, соревновательные и послесоревновательные психические состояния.

Наиболее значимые: оптимальное боевое состояние, предстартовое благодушие, предстартовая лихорадка, предстартовая апатия, болевой финишный синдром, психосоматический срыв. Каждое из них возникает по определенной причине и проявляется в виде тех или иных симптомов на всех трех уровнях психического состояния:

психологическом - мотивация, отношение, поведение;

вегетативном - нервно-психическая энергия и вегетативные проявления;

психомоторном - мышечный тонус, контроль за движениями.

Пространство основных соревновательных состояний (по В.Ф. Сопову)

1. Оптимальное боевое состояние  

Уверенность, энергия, контроль за мышечным тонусом, за движениями, быстрое включение в ситуацию

Пик развития (оптимум) функций организма, высокая мотивация достижения результата

2. Предстартовое состояние  

Недооценка ситуации, переоценка себя, энергия снижена, тонус мышц снижен, движения замедленны, отстраненность от ситуации.        

Отсутствие оптимума функций организма, посторонняя мотивация, сверхудовлетворенность

3. Предстартовая апатия       

Равнодушие, энергия снижена, тонус мышц низкий, движения укорочены, желание «уйти из ситуации»

Перерасход энергии, мотивация избегания неудачи

 

4. Предстартовая лихорадка (стресс)      

Страх, тревога, избыток энергии, тонус мышц высокий, движения хаотичные, сильное желание немедленно изменить ситуацию   

Сильное возбуждение, очень высокая мотивация достижения (агрессия) и избегания (тревога)

5. Психосоматический срыв (потеря контроля над собой в ходе соревнования)   

Паника, обида, энергия неуправляемая, тонус мышц снижен, движения неуправляемые, судорожные, невозможность действовать по ситуации     

Преждевременнаямысль о достижении победы на пике соревновательного напряжения

6. Болевой финишный синдром      

Жалость к себе, страх боли, нехватка энергии, одеревенение и тяжесть мышц, желание все бросить и не бороться       

Предыдущий негативный опыт переживания острого утомления и боли, приведший к плохим результатам

Особенности соревновательных состояний являются важной информацией как при планировании и организации психологической подготовки к соревнованию, так и при рефлексивном анализе спортсменом, возникших у него проблемных соревновательных ситуаций.

Психологические основы физической подготовки.

Психологическая направленность средств физической подготовки.

Физическая подготовка высококвалифицированных спортсменов - это педагогический процесс, направленный на совершенствование физических качеств и достижение максимального спортивного результата.

Осуществление физической подготовки связано с проявлением спортсменами ряда психических свойств и качеств. Определение взаимосвязей конкретных проявлений психических процессов, состояний и свойств с успешностью решения различных задач физической подготовки спортсменов, целенаправленное совершенствование этих процессов, воспитание необходимых свойств, адекватное управление состоянием составляют психологические основы физической подготовки высококвалифицированных спортсменов и обеспечивают повышение эффективности их тренировки.

Целью физической подготовки является совершенствование основных физических качеств выносливости, силы и быстроты (проявления такого качества, как ловкость, на уровне «большого» спорта неразрывно связаны с выполнением специфических двигательных действий, а, следовательно, в первую очередь - с технической подготовкой).

Совершенствование выносливости происходит в процессе упражнений, вызывающих утомление, усталость.

Здесь можно сформулировать следующее правило: «Без утомления нет тренирующего эффекта, без преодоления усталости нельзя тренировать выносливость».

 

У спортсмена необходимо формировать положительное отношение к работе, вызывающей утомление, и даже к тем неприятным, порой болезненным ощущениям, которые возникают вследствие утомления. Спортсмен должен расценивать признаки утомления не как симптомы опасности, а как сигналы того, что в ходе выполнения упражнений достигается необходимый тренирующий эффект. Упражнения на развитие выносливости выполняются в течение продолжительного времени и, как правило, связаны с многократным повторением одинаковых действий циклического характера. В силу этого чувство усталости может наступать не только вследствие утомления мышц и внутренних органов, но и вследствие монотонности работы.

Основным побудителем к тренировочной работе такого объема и содержания является мотивация - ее уровень, структура, степень осознанности спортивно значимых мотивов.

Исследования в психологии труда (А. Морхауз) и спорта (Е. П. Ильин, В. Ф. Сопов) показали, что выносливость это в значительной степени сила и стабильность мотивации личности.

Четкое осознание необходимости выполнения нагрузки определенного объема и интенсивности и тщательное продумывание средств и методов реализации этой нагрузки в тренировочном процессе - главные условия совершенствования выносливости.

Для преодоления утомления для снижения отрицательного воздействия на работоспособность чувства усталости, для противодействия монотонности нагрузок необходимо формировать умение направлять сознание, концентрировать внимание. Спортсмен должен специально работать над совершенствованием умения переключать внимание с неприятных ощущений, возникающих при утомлении, на мысли, не связанные с выполняемой в данный момент деятельностью, либо наоборот, на сознательный контроль за выполнением заданных параметров движений. Такое переключение реально помогает бороться с утомлением - об этом свидетельствует опыт многих легкоатлетов (стайеров, марафонцев) лыжников-гонщиков, гребцов.

В процессе совершенствования выносливости, особенно в наиболее трудные моменты тренировки, следует использовать приемы самостимуляции, самомобилизации. Их можно разделить на две группы:

а) выбор ориентиров и постановка конкретных задач по ходу тренировочной деятельности: «добежать до того дерева», «сделать еще 50 гребков в полную силу», «пройти не снижая темпа этот подъем», «еще два круга» и т.п.);

б) самоприказы («терпеть!», «темп!», «шире шаг!», «чаще!», «толкаться!» и т.п.).

Успешное выполнение работы «на выносливость» связано с использованием психологических механизмов восстановления работоспособности. Необходимо научиться расслаблять натруженные мышцы, научиться в целях более быстрого и полного восстановления не думать о прошедшем и предстоящем тренировочных занятиях, давая, таким образом, отдых нервной системе и психике.

Согласно Ю.Я.Кисилеву, следует иметь в виду, что и переключение внимания, и конкретизация задач, и самоприказы - все это помогает совершенствовать выносливость, но лишь в тех случаях, когда у спортсменов достаточно развиты такие волевые качества, как целеустремленность, настойчивость и упорство.

Совершенствование силы также требует целеустремленности, настойчивости и упорства. Особенно необходимы эти качества в тех случаях, когда методом развития силы является многократное повторение упражнений с незначительным отягощением. При выполнении упражнений «взрывного» характера с околопредельными или предельными отягощениями ведущее значение имеют смелость, концентрация внимания, умение мобилизовать все свои возможности. Перед выполнением упражнений с максимальным усилием спортсмену необходимо полностью отвлечься от посторонних раздражителей, в том числе от мыслей о трудности, опасности упражнения, вероятности его невыполнения, о возможных ошибках.

Этому способствует концентрация и сосредоточенность внимания на основном компоненте предстоящего двигательного действия, на определении момента готовности начать упражнение, на эмоциональном возбуждении, необходимом для полной мобилизации физических сил и проявления значительных волевых усилий. Иными словами, возникает насущная потребность регуляции своего состояния. Таким образом, спортсмен высокого класса должен владеть способами и приемами саморегуляции внутренних состояний в целях обеспечения не только результативности и надежности соревновательной деятельности, но и успешной физической подготовки.

Высокие требования к психическим функциям предъявляются и при тренировке быстроты. Как известно, быстрота - сложное физическое (двигательное) качество. Выделяют три основных элементарных проявления быстроты: минимальное время начала действия в ответ на заранее обусловленный раздражитель (простая сенсомоторная реакция), минимальное время выполнения одного движения, максимальная частота движений. Эти три составляющие быстроты независимы одна от другой. Ряд исследований свидетельствуют, что скрытый (латентный) период реакции не укорачивается вследствие тренировки. Однако в спорте первостепенное значение имеет не столько скрытый период реакции, сколько ее моторный компонент - время двигательного действия. А это проявление быстроты тренируемо.

Первой психологической предпосылкой совершенствования быстроты выполнения двигательного действия является умение тонко различать микроинтервалы времени, например, спринтер затрачивает 0,3 с на выполнение первого шага - на «уход» со старта. Встает задача сократить это время, скажем, на 0,1 с. Решить ее можно быстрее и легче, если предварительно научить (с помощью точно дозированных световых или звуковых сигналов) отличать интервал времени, равный 0,3 с, от интервала, равного 0,2 с.

 

Второй психологической предпосылкой совершенствования быстроты выполнения двигательного действия является формирование определенной установки.

В ситуации ожидания старта возможны две различные установки: сенсорная, выражающаяся в готовности воспринять сигнал, в концентрации внимания именно на сигнале, и моторная, выражающаяся в готовности как можно быстрее начать движение, в концентрации внимания на предстоящем двигательном действии.

Большему проявлению быстроты способствует моторная установка, которую и надо формировать.

Психологическими предпосылками совершенствования максимальной частоты движений служат также точность восприятия - воспроизведения микроинтервалов времени и соответствующие (скоростные) установки. Кроме того, существенным является умение спортсмена избавляться от излишнего мышечного напряжения (быстрое расслабление мышц - предпосылка их быстрых сокращений), умение вызывать и сохранять необходимый уровень эмоционального возбуждения, так как и недостаточный и чрезмерный уровень возбуждения препятствует проявлению быстроты (закон Йеркса - Додсона).

Таким образом, в процессе тренировки быстроты, как и при совершенствовании выносливости, необходима саморегуляция внутренних состояний.

Особенности воспитания физических качеств.

Согласно В. В. Медведеву и Г. И. Савенкову, воспитание физических качеств предусматривает формирование у спортсмена понятий о физических качествах, образование представлений о собственных двигательных возможностях и развитие специализированных восприятий.

В ходе воспитания физических качеств выделяются четыре составляющие процесса познания физических качеств:

1. выделение в каждом качестве важнейших элементов. Например, элементами быстроты могут быть резкие движения, темп и ритм движений; силы - различные динамические и статические усилия;

2. сосредоточение внимания на отдельных элементах физического качества (величины напряжения отдельных мышечных групп, продолжительность развиваемых усилий, быстрота смены напряжений и расслаблений и т.д.) для повышения соответствующих психических процессов;

3. поиск дополнительных ориентиров (в виде разнообразных сигналов различных ощущений и восприятий) для повышения точности воспроизведения заданных проявлений физических качеств;

4. использование самоприказов для максимального проявления физических качеств.

 

Психологическое содержание процесса воспитания физических качеств

 

№ п/п 

Психологические факторы воспитания физических качеств       

Особенности психологических факторов при воспитании

          

Выносливости     

Быстроты   

Силы

1. Мотивация       

Воспитание мотивации достижения через преодоление препятствий, положительного отношения к нагрузке, сильному утомлению, болевым ощущениям 

Активное проявление мотивации достижения успеха        

Воспитание мотивации к проявлению мышечных и волевых ощущений

2. Психологические установки       

Формирование категорической установки на неукоснительное выполнение намеченной программы тренировки     

Формирование актуальных моторных установок на проявление быстроты

Установка на позитивное представление и неукоснительное выполнение усилия

3. Саморегуляция психических состояний       

Умение произвольно расслаблять мышцы, использовать приемы саморегуляции и самомобилизации    

Умение произвольное расслаблять мышцы и снимать психическое напряжение, вызывать и сохранять оптимальный уровень возбуждения.     

Умение регулировать психическое состояние, достигать оптимального уровня возбуждения.

4. Актуальные волевые качества    

Целеустремленность, упорство, настойчивость, самостоятельность    

Формирование максимальных волевых усилий на проявление скорости и частоты отдельных движений. 

Решительность, целеустремленность, упорство, настойчивость, самообладание.

5. Психические процессы      

Умение переключать внимание с неприятных ощущений на положительные мысли, концентрация внимания на сознательном контроле действий

Развитие восприятия, внимания, мышления, представлений, темпо-ритмовой чувствительности        

Умение концентрировать внимание, развивать ощущения, восприятия, представления.

6. Специальные умения

Десенсибилизация (преодоление тревоги к пугающим объектам или ситуациям) болевых ощущений, борьба с монотонной работой        

Формирование умения тонко различать микроинтервалы времени    

Поиск дополнительных ориентиров при овладении дозированными и распределенными мышечными усилиями.

Формирование и совершенствование спортивных навыков

Навыком называется целенаправленное действие, формируемое посредством повторения. Навык характеризуется степенью автоматизированности, т. е. снижением по мере повторения уровня поэлементной сознательной регуляции и контроля.

Различают навыки исходно автоматизированные, формируемые без осознания их компонентов, и навыки вторично автоматизированные, т. е. формируемые с предварительным осознанием компонентов действия. Осознание впоследствии становится предпосылкой контроля, обеспечивающего более быстрое совершенствование и перестройку навыка. В этом случае интериоризация охватывает многие факторы навыка, делает навык более гибким.

Чаще всего педагогами и психологами с аналитическими целями выделяются три стадии динамики навыка.

Стадия первичного освоения структуры движения. В самом начале освоения движения спортсмен и его тренер довольствуются весьма приближенным сходством выполняемого движения с его эталонным исполнением. Тем не менее в результате такого исполнения спортсмен имеет самое общее представление о цели данного действия, ему предлагается набор исходных понятий о технике выполнения двигательного действия, а в последующем педагогическом взаимодействии ему необходимо получить сведения об ошибках, лишних движениях, возможности использования его прошлого опыта. Все попытки выполнения движения выглядят неловкими, сам спортсмен плохо разбирается как в своих ощущениях, так и в способах улучшения качества движения. Чаще всего для контроля за собственными движениями спортсмен полагается на зрительные ощущения. Существуют возрастные особенности первичного освоения структуры движения: дети чаще всего действуют на основе подражания, а взрослые склонны к действиям на уровне интеллектуального постижения.

Стадия овладения навыком. Эта стадия характеризуется освоением приемов выполнения навыка, повышающих его эффективность, последовательным и постепенным созданием полного представления о движении, развитием полимодальной афферентации и восприятия при усилении интегративной, ведущей функции двигательного анализатора. Движения на данной стадии отличаются сходством с эталонными движениями. По мере овладения навыком появляется возможность его автоматизированного выполнения, переключения внимания на другие объекты, распределения внимания между несколькими объектами. Спортсмен освобождается от лишних движений, все более частыми становятся попытки правильного выполнения движения. Появляется возможность включения навыка в состав других действий спортсмена и при этом качество выполнения навыка существенно не страдает.

 

Стадия закрепления и совершенствования навыка. Эта стадия не имеет завершения, поскольку совершенствование продолжается пока спортсмен тренируется и участвует в соревнованиях. Двигательный навык достигает высокой степени автоматизма при одновременной возможности его вариативного применения, обусловленного соревновательной ситуацией, состоянием трассы и т. п. Спортсмен имеет отчетливое представление о всех факторах совершенствуемого движения, сам навык отличается высокой эффективностью, экономичностью, быстротой. Прогресс совершенствования навыка на начальных стадиях более очевиден, а на стадии закрепления и совершенствования (особенно у спортсменов, достигших вершин мастерства) постепенно приобретает характер весьма пологого плато с некоторыми колебаниями, обусловленными спецификой подготовки, мотивацией, степенью осознанности и интериоризации. Спортсменам это явление хорошо известно: когда не хватает «чуть-чуть» для попадания мяча в площадку, для того, чтобы планка осталась на стойках, для выигрыша нескольких сантиметров у соперника, для того, чтобы реализовать начатую атаку и т. п. В то же самое время его сопернику буквально «везет» во всем: у него получаются удары, он успевает сделать все необходимое, и даже ветер помогает ему своими порывами. Случаев, когда одновременно «везет» обоим соперникам, гораздо меньше, но эти моменты служат подлинным украшением поединка.

Психология деятельности тренеров и спортивных судей.

Психологические особенности деятельности тренера в спортивной команде.

Управление поведением и деятельностью спортсменов на уровне формальной структуры осуществляет тренер. В его руках сосредоточено официальное руководство спортивным коллективом. Деятельность тренера как официального руководителя команды довольно многогранна. Анализ этой деятельности позволяет выделить следующие основные функции тренера.

1. Информационная функция. Тренер выступает как специалист, обладающий необходимыми знаниями в области спорта и смежных дисциплин: теории и методики спортивной тренировки, педагогики, психологии, физиологии и др. Очень важно, чтобы он постоянно следил за новейшими достижениями в области развития современной спортивной науки.

2. Обучающая функция. Тренер как человек, постоянно работающий с коллективом, выполняет функции педагога. Под его руководством спортсмены совершенствуют свои двигательные навыки и умения, физические качества, разучивают технико-тактические комбинации.

По сравнению с другими педагогическими профессиями деятельность тренера осложняется тем, что ему часто приходится обучать спортсменов таким действиям, которые они в настоящий момент не в состоянии выполнить на требуемом уровне.

 

3. Воспитательная функция. Тренер своим примером оказывает целенаправленное влияние на развитие и формирование личности спортсменов, воспитывает у них высокую сознательность и ответственность за выполнение поставленных целей. Очень важно, чтобы тренер обладал социально-положительными чертами и был профессионалом в своем деле. Воспитание в значительной степени происходит стихийно, благодаря эффекту подражания своему воспитателю. К.Д.Ушинский писал о том, что главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни системой наказаний и поощрений.

4.   Руководящая функция. В тренерской деятельности данная функция является центральной. В ней наиболее полно раскрываются профессионализм и мастерство тренера. Как руководитель команды тренер несет ответственность за всех членов команды, за формирование и достижение высоких спортивных результатов, за нацеленность команды на них.

5.   Административная функция. В обязанности тренера входит выполнение ряда административно-хозяйственных обязанностей: организация и проведение сборов и соревнований, аренда помещений и спортивных сооружений, нахождение спонсоров, обеспечение спортсменов инвентарем и др.

 

В психологии принято выделять три основных стиля руководства: авторитарный, демократический и либеральный. Это деление условно, так как типов руководства может быть больше. Их выделение зависит и от индивидуально-личностных особенностей тренеров, от опыта их работы и общения со спортсменами.

Авторитарный стиль руководства тренера характеризуется высокой централизацией, большой требовательностью, жестким контролем, четким выполнением поставленных задач. При работе со спортсменами авторитарный тренер требует четкого исполнения его требований, он не любит проявления самостоятельности и инициативы, жестко наказывает нарушителей дисциплины, не терпит возражений и обсуждения своих приказов.

Следует отметить, что авторитарный стиль руководства, по мнению спортивных психологов, является наиболее эффективным в спорте.

Существует и авторитарно-диктаторский стиль руководства, характеризующийся полным единоначалием со стороны тренера. Все указания отдаются в виде ультимативных распоряжений и жестких приказов. Отклонение от указаний рассматривается как неподчинение и карается административными санкциями (выговоры, взыскания, лишение денежных премий, льгот и др.). Тренер, придерживающийся этого стиля, признает только свою абсолютную власть, ни с кем ее не делит, его слово - закон для всех, малейшее проявление самостоятельности рассматривается как грубое нарушение субординации и дисциплины. Такой тренер хорошо относится к тем спортсменам, которые с ним не спорят, выполняют все его распоряжения и поддерживают его начинания.

Демократичный стиль руководства предполагает опору тренера на своих помощников, распределение функций между ними и внимательное отношение к спортсменам.

Демократичный руководитель старается управлять командой таким образом, чтобы спортсмены чувствовали себя ответственными за достижение намеченной цели, проявляли самостоятельность и инициативу. Он учитывает мнения членов команды, считается с их пожеланиями, особенно с мнением капитана команды. Пожелания спортсменов его действительно интересуют, и поэтому последние охотно обсуждают с ним свои личными проблемы, чувствуют себя самостоятельными и охотно делятся своими мыслями по совершенствованию спортивного мастерства.

Тренер, придерживающийся демократичного стиля руководства, хорошо осведомлен о внутренней жизни команды, хорошо знает заботы и тревоги своих спортсменов. Уверенность в своих силах, тактичность, коллегиальность - вот главные особенности такого тренера.

Либеральный стиль руководства предполагает незначительное участие тренера в управлении командой. Тренер старается как можно меньше вмешиваться в дела команды, предоставляет спортсменам возможность самим принимать решения и корректировать свое поведение. Контроль за деятельностью спортсменов осуществляется эпизодически, в своих требованиях тренер непоследователен, основной своей функцией считает снабжение спортсменов информацией и консультирование, однако предпочитает это делать только в тех случаях, когда спортсмены сами обращаются к нему за советом или помощью.

Его замечания, похвала носят формальный характер, он не любит выяснять отношения по поводу нарушения дисциплины и невыполнения заданий. В команде, которой руководит либеральный тренер, спортсмены в основном предоставлены сами себе, поэтому ожидать высоких результатов очень сложно, если только члены команды не являются самостоятельными и волевыми спортсменами.

Следует помнить, что в спортивной практике редко встречается какой-то один из перечисленных стилей руководства. Как уже упоминалось, стиль руководства во многом зависит от индивидуальных особенностей тренера, а также от социально-психологических факторов окружающей среды.

2.Психологические особенности спортивных судей и стили спортивного судейства.

Важными действующими лицами в спорте являются спортивные судьи. Считается, что они должны быть не только бесстрастными регистраторами хода игры и нарушения правил, но и воспитателями игроков. На них порой лежит колоссальная ответственность в определении победителя не только в отдельной встрече, но и всего первенства. От них во многом зависит зрелищность матча. Можно, например, бесконечными свистками при любом столкновении игроков раздробить течение футбольного матча на короткие фрагменты, отчего он перестает иметь какое-то тактическое очертание.

В игровых видах спорта к судьям высказываются постоянные претензии. Проведенный в 70-х годах прошлого века опрос тренеров и игроков по волейболу показал, что претензии к судьям имеют 100% первых и 75% вторых, причем как из команд призеров, так и из команд-аутсайдеров. И не случайно деятельность судей постоянно сопровождается скандалами, протестами команд, разборами в прессе. Особенно это касается судей по футболу и хоккею. Судей постоянно обвиняют в предвзятости судейства, в нечестности. Конечно, исключить этого нельзя, и многие матчи, например по футболу, дают основание для такого мнения. Однако это общественное мнение является для них психологическим прессом, которое усугубляет их психическое состояние.

Обвиняя судей в ошибках, мало задумываются над тем, что может видеть и помнить судья, который находится в таких же стрессовых условиях, как и игроки и тренеры.

Известен, например, случай, когда на первенстве мира по футболу судья предъявил игроку в одном матче три желтые карточки и лишь после этого удалил игрока с поля (хотя по правилам игрок удаляется после второй желтой карточки). Нередки случаи, когда судья не видит, что мяч пересек линию ворот, и не засчитывает очевидный для зрителей гол. Постоянные претензии возникают к судьям в теннисе и волейболе по поводу того, попал мяч в площадку или нет.

Но мало кто при этом задумывается над тем, а может ли судья при громадной скорости полета мяча точно зафиксировать место соприкосновения его с площадкой, позволяет ли ему это сделать разрешающая способность зрения и нервной системы? Теннисисты дали ответ на этот вопрос, введя в помощники судьям прибор, фиксирующий место падения мяча на корт. Это помогает решить многие спорные вопросы и снижает нервно-эмоциональное напряжение судей и игроков.

М.А. Кузьмин выявил некоторые психологические особенности футбольных судей. У арбитров высокой квалификации выявлена высокая эргичность, то есть стремление к работе с высоким напряжением. У судей, приостановившихся в карьерном росте, эта характеристика выражена меньше.

У судей высокой квалификации уровень интеллекта выше, чем у судей, не имеющих перспектив роста. Исследование признаков интеллекта показало, что у первых общая осведомленность, умение обобщать, устанавливать логические связи между понятиями и находить логические закономерности выше, чем у вторых. Эти различия связаны с тем, что деятельность судьи высокой квалификации отличается по объему, скорости перерабатывания информации и, следовательно, предъявляет более высокие требования к интеллекту арбитров.

Косвенно эти данные подтверждаются исследованием А. И. Горбачева, в котором показано, что судьи, имеющие высшее образование, получают судейские категории быстрее, чем судьи со средним образованием. При этом, какое высшее образование имеют судьи - физкультурное или другое (в основном техническое), большого значения не имеет.

По концентрации внимания различий между этими группами судей выявлено не было. Однако это не значит, что внимание играет при спортивном судействе второстепенную роль.

У арбитров высокой квалификации выше, чем у арбитров низкой квалификации, уровень проявления целеустремленности, смелости и решительности, выдержки, упорства и настойчивости, самостоятельности и инициативности. Лучшее развитие волевой сферы у судей высокой квалификации связано с тем, что им приходится в трудных обстоятельствах принимать обоснованные устойчивые решения, без колебаний и задержки претворять их в жизнь. Выдержка и самостоятельность необходимы, чтобы противостоять внешнему психологическому давлению со стороны игроков, тренеров и болельщиков.

Часто приходится наблюдать, что одни и те же действия игроков разные судьи трактуют по-разному: одни назначают пенальти, другие - нет, одни фиксируют ошибку у волейболиста при приеме мяча, другие - нет и т. д. В этом проявляется стиль судейства.

Стиль судейства - это имеющийся у судьи почерк, связанный, прежде всего, с пониманием (трактовкой) правил и техники игры. Одни судьи судят строго, согласно «букве закона», другие дают послабление, как говорят игроки, «дают играть». Связано это с тем, что в правилах имеется ряд таких пунктов, решения по которым судья принимает по своему усмотрению. В исследовании А. И. Горбачева было выявлено, что чем более высокую категорию имеет судья, тем чаще он имеет строгий стиль судейства при трактовке чистоты выполнения игроками технических приемов. Так, «жесткое» судейство было у 62% судей всесоюзной и международной категорий, у 40% судей республиканской категории и у 25% судей первой категорий. «Мягкое» судейство было соответственно у 38,60 и 75% судей.

Несколько иначе проявляется стиль судейства в реакции судей на претензии тренеров и игроков.

Судьи первой категории в большинстве не реагируют на замечания тренеров и редко их наказывают за неэтичное поведение, но строго относятся к замечаниям игроков и часто их наказывают. Судьи республиканской категории ведут себя иначе: большинство из них часто наказывают и игроков, и тренеров (но чаще игроков). Судьи же всесоюзной и международной категорий наказывают игроков и тренеров реже, чем судьи республиканской категории, и одинаково часто - и тех и других.

Реакция судей на замечания тренеров и игроков

Эти различия не случайны. Большая строгость судей первой категории к игрокам, чем к тренерам, объясняется их статусом: судьи первой категории - это в основном недавние или еще действующие игроки, побаивающиеся тренеров и утверждающие свой судейский престиж среди равных им по статусу игроков. Судьи республиканской категории отличаются строгим отношением и к игрокам, и к тренерам тоже в силу своего статуса: он гораздо выше, чем у судей первой категории, им доверяют судить соревнования более высокого ранга, у них карьера игрока уже в прошлом и авторитет тренеров над ними уже не довлеет. Одинаковое и менее строгое отношение к игрокам и тренерам судей всесоюзной и международной категорий объясняется как их равным статусом с игроками и тренерами команд, которые им приходится судить на национальном первенстве и международных встречах, так и опытом этих судей, предпочитающих заниматься профилактикой возможных конфликтов до игры. Отсюда и меньшее количество наказаний.

Различные стили судейства судей разного уровня хорошо улавливаются тренерами и игроками (первыми, правда, чаще). Эти различия, по мнению игроков, состоят в том, что судьи высокой категории более спокойны и решительны, обладают большей стабильностью судейства и допускают меньше ошибок; класс судейства определяется не столько знанием правил игры, сколько психологическими факторами (стабильностью, решительностью, спокойствием, выдержкой).

Особое значение имеет уверенность судьи во время матча. В противном случае тренеры и игроки могут оказывать давление на судью. При опросе об этом откровенно заявили 40% респондентов. Поводом для такого давления являются ошибки судьи. Совершив ошибку в пользу одной команды, неуверенный в себе судья, чувствуя вину, начинает под давлением тренеров и спортсменов «выправлять» игру и допускает уже преднамеренные «ошибки» в пользу другой команды.

Во время одного футбольного матча на первенство России в премьер-лиге судья в первом тайме засчитал гол, забитый зенитовцем с нарушением правил (нападающий выбил мяч из рук вратаря). Осознав в перерыве свою ошибку, он начал во втором тайме «исправлять» ее и в результате удалил вратаря «Зенита» за якобы фол последней надежды, а потом и засчитал гол в ворота «Зенита», забитый рукой.

Знание стиля судейства помогает тренеру подготовить команду тактически к тому или иному матчу.

Есть судьи, которые своим стилем судейства более всего подходят под технико-тактический стиль игры команды. Поэтому большинство тренеров и половина игроков предпочитают, чтобы игру их команды судил определенный судья. При этом одна половина поддерживает жесткое судейство, а другая - мягкое.

 



2019-11-13 601 Обсуждений (0)
Психическая готовность к соревновательной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психическая готовность к соревновательной деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (601)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)