ООО «Универсал» осуществляет свою торговую деятельность на рынке монополистической конкуренции. В целом, количество магазинов и торговых сетей, занимающихся реализацией продуктов питания, товаров для дома и бытовой химии достаточно велико.
Определим сильные и слабые стороны основных соперников на рынке (ООО «Тандер» (сеть магазинов «Магнит», «Перекресток») (табл.1.21).
Таблица 1.21
Анализ основных конкурентов ООО «Универсал»
Объект исследования
| ООО «Тандер» (сеть магазинов «Магнит»
| «Перекресток»
|
1
| 2
| 3
|
Конкуренты фирмы и их первичная характеристика
| год создания:2007
| год создания:2006
|
Стратегия и методы конкурентной борьбы
| стратегия расширения рынков
| нишевая стратегия
|
Доля рынка, занимаемая каждым конкурентом
| 9,9% (окопавшийся в рыночной нише)
| 11,3% (окопавшийся в рыночной нише)
|
Интенсивность и тенденции развития конкуренции
| пополнение ассортимента 1-2 товарами, информационный характер рекламы
| пополнение ассортимента 2-3 товарами, убеждающий характер рекламы
|
Ценовая политика конкурентов
| Выше в среднем на 5 %
| Ниже в среднем на 5%
|
Окончание табл.1.21
1
| 2
| 3
|
Инновационная товарная политика конкурентов
| Высокое качество
| Высокое качество
|
Оценка сильных и слабых сторон конкурентов
| сильные стороны:
- большее количество магазинов (свыше 11 магазинов)
-низкий цены
слабые стороны:
- низкое качество обслуживания
-нет определенного образа (имиджа) на рынке
-большое количество частных торговых марок, неудовлетворяющих потребностей некоторых групп покупателей
| сильные стороны:
- большая площадь магазина
- удобное расположение
-дисконтная система скидок
-высокое качество обслуживания
-собственная торговая марка
слабые стороны:
- неразвитая торговая сеть на региональном уровне
|
Отвечают ли товары конкурентов требованиям потребителей по параметрам: цена; внешний вид; надежность; функциональные параметры и т.д.
| да
| да
|
Реакция конкурента
| придерживается стратегии следования за лидером
| придерживается стратегии следования за лидером
|
Какие методы стимулирования спроса применяют конкуренты?
| скидки, совершенствование сервисной политики
| интенсивная реклама, сервис
|
Результаты коммерческой деятельности конкурирующих предприятий
| прибыльное, умеренные издержки
| прибыльное, умеренные издержки
|
Численность работающих у конкурентов
| 420
| 110
|
Качество сервиса на торговых предприятиях конкурентов
| неудовлетворительное качество обслуживания и мерчендайзинга
| высокое качество обслуживания и мерчендайзинга
|
Представим сильные и слабые стороны, возможности и угрозы для ООО «Универсал», которые послужат базой для SWOT – анализа в табл.1.22.
Таблица 1.22
Сильные и слабые стороны, возможности и угрозы для ООО «Универсал»
Внутренние сильные стороны
| Внутренние слабые стороны
|
Прямые договоры с поставщиками продуктов питания
| Неэффективная ассортиментная стратегия
|
Широкий ассортимент продовольственных товаров
| Неэффективное использование современных технологий продаж
|
Высокое качество продовольственных товаров
| Отсутствие инвестиционных возможностей
|
Развитая торговая сеть
| Низкая оборачиваемость оборотных средств; низкая прибыльность предприятия
|
Умение противостоять давлению со стороны конкурентов
| Недостаточный имидж на рынке
|
Хорошая репутация, сложившаяся у сети магазинов в глазах покупателей, поставщиков, партнеров
| Отсутствие навыков проведения рекламных кампаний
|
Неэффективная система мотивация работников
|
Потенциальные внешние возможности
| Потенциальные внешние угрозы
|
Расширение ассортимента продовольственных товаров
| Ужесточение конкуренции на региональном рынке торговли продовольственными товарами
|
Способность обслужить дополнительные группы покупателей или выйти на новые сегменты рынка
| Выход на рынок конкурентов с более низкими издержками
|
Возможность внедрения новых технологий и форм продаж
| Замедление темпов роста рынка продовольственных товаров
|
Возможность расширения площади торговых залов
| Изменение потребностей и вкусов покупателей продовольственных товаров
|
Возможность более полного удовлетворения потребностей покупателей
| Растущая требовательность покупателей и поставщиков продовольственных товаров
|
Получение оптовых скидок от поставщиков продовольственных товаров
| Повышение ставок по кредитам
|
Благоприятные демографические или социально-экономические изменения, ведущие к увеличению потенциальной емкости рынка продовольственных товаров
|
|
Среди основных сильных сторон ООО «Универсал» можно выделить следующие:
Ø Развитая торговая сеть (11 магазинов самообслуживания);
Ø Прямые договоры с поставщиками продуктов питания;
Ø Широкий ассортимент продовольственных товаров;
Ø Хорошая репутация, сложившаяся у сети магазинов в глазах покупателей, поставщиков, партнеров.
Среди основных слабых сторон ООО «Универсал» можно выделить следующие:
Ø Неэффективная ассортиментная стратегия;
Ø Низкая оборачиваемость оборотных средств; низкая прибыльность предприятия;
Ø Отсутствие навыков проведения рекламных кампаний.
Среди основных потенциальных внешних возможностей ООО «Универсал» можно выделить следующие:
Ø Расширение ассортимента продовольственных товаров;
Ø Возможность внедрения новых технологий и форм продаж;
Ø Возможность более полного удовлетворения потребностей покупателей.
Среди основных потенциальных внешних угроз ООО «Универсал» можно выделить следующие:
Ø Ужесточение конкуренции на региональном рынке торговли продовольственными товарами;
Ø Выход на рынок конкурентов с более низкими издержками;
Ø Растущая требовательность покупателей и поставщиков продовольственных товаров.
Цель SWOT-анализа деятельности ООО «Универсал» - выявить привлекательные направления маркетинговых усилий фирмы, на которых она может добиться конкурентных преимуществ.
SWOT- анализ ООО «Универсал» представлен в таблице 1.23.
Таблица 1.23
SWOT- анализ ООО «Универсал»
Изменения внешней
среды
Характеристики
внутренней среды
| Возможности:
1. Расширение ассортимента продовольственных товаров;
2. Возможность внедрения новых технологий и форм продаж;
3. Возможность более полного удовлетворения потребностей покупателей
| Угрозы:
1. Ужесточение конкуренции на региональном рынке торговли продовольственными товарами;
2. Выход на рынок конкурентов с более низкими издержками;
3. Растущая требовательность покупателей и поставщиков продовольственных товаров
|
Сильные стороны:
1. Развитая торговая сеть (11 магазинов самообслуживания);
2. Прямые договоры с поставщиками продуктов питания;
3. Широкий ассортимент продовольственных товаров;
4. Хорошая репутация, сложившаяся у сети магазинов в глазах покупателей, поставщиков, партнеров.
| Поле СИВ
1) Повышение качество мерчендайзинга;
2) Внедрение новой технологи продаж товаров на основе самообслуживания
3) Внедрение дисконтной системы скидок (магазинные карты).
| Поле СИУ
1)Разработка высококвалифицированными маркетологами стратегии борьбы с конкурентами (конкурентной стратегии);
2)Проведение анализа и оценки основных конкурентов на рынке в целях совершенствования торговой деятельности и разработки эффективной ценовой и ассортиментной стратегии.
|
Слабые стороны:
1. Неэффективная ассортиментная стратегия;
2. Низкая оборачиваемость оборотных средств; низкая прибыльность предприятия;
3. Отсутствие навыков проведения рекламных кампаний.
| Поле СЛВ
1) Проведение рекламной кампании;
2) Разработка эффективной ассортиментной стратегии (пополнение ассортимента непродовольственными товарами).
| Поле СЛУ
1) Проведение маркетингового исследования предпочтений покупателей на рынке продуктов питания;
2) Совершенствование работы с поставщиками (условий договоров поставки продукции).
|
Согласно матрице SWOT – анализа деятельности ООО «Универсал» в ближайшей перспективе наиболее стратегическими направлениями развития сети магазинов являются:
Ø Повышение качество мерчендайзинга;
Ø Внедрение новой технологи продаж товаров на основе самообслуживания;
Ø Внедрение дисконтной системы скидок (магазинные карты);
Ø Проведение рекламной кампании;
Ø Разработка эффективной ассортиментной стратегии (пополнение ассортимента непродовольственными товарами);
Ø Разработка высококвалифицированными маркетологами стратегии борьбы с конкурентами (конкурентной стратегии);
Ø Проведение анализа и оценки основных конкурентов на рынке в целях совершенствования торговой деятельности и разработки эффективной ценовой и ассортиментной стратегии;
Ø Проведение маркетингового исследования предпочтений покупателей на рынке продуктов питания;
Ø Совершенствование работы с поставщиками (условий договоров поставки продукции).