Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Наука как специфическая форма развития интеллекта



2019-12-29 160 Обсуждений (0)
Наука как специфическая форма развития интеллекта 0.00 из 5.00 0 оценок




Во главе угла всех человеческих проблем и путей их решения, несмотря на отмеченные выше объективные процессы, находится человеческий разум (другого варианта развития нет). Что такое разум предмет отдельного разговора. Мы оставим этот вопрос пока в стороне и для ближайших рассуждений будем пользоваться более широким понятием интеллект, который определим следующим образом /см. также приложения/:

ИНТЕЛЛЕКТ - триединство разума (можно сказать рассудка), памяти и воспитания.

Естественным и неотъемлемым атрибутом интеллекта является также та информация которой он оперирует, собственно и обеспечивающая это триединство. Разные области человеческой деятельности развивают разные качества интеллекта.

Совершим небольшой экскурс в прошлое (или детство, что очень напоминает прошлое). На заре своего существования первобытный человек, не обремененный особыми знаниями, относился к миру как ученый-исследователь: он все время узнавал что-то новое, вынужден был разбираться в корешках, погоде, соплеменниках... набивал шишки. Все это развивало голову и мозги и в виде полученных эмпирическим путем знаний накапливалось в обществе. По мере старения (к сожалению, этот термин приемлем) цивилизации в результате общественного разделения труда новые поколения получали все большую часть знаний в готовой форме (от вождей, шаманов). В конце концов, мы пришли к современному состоянию, когда практически все можно выучить в школе. Теперь человек - так называемый HOMO SAPIENS - в своей деятельности руководствуется, в основном, не разумом, а памятью (присмотритесь к себе внимательнее). При этом он обычно заранее "знает" как необходимо поступить в том или ином случае. Знания (ответ) известны из прошлого опыта решения подобных задач: инструкций, учебников, устных преданий (советов, лекций, просто "мама так учила" и т.п.), - а также собственных представлений (ошибки решения, результаты многолетних раздумий). Процесс вспоминания относительно быстр, требует незначительных затрат умственной энергии и позволяет вести комфортное существование. Обладание "мощной" памятью дает человеку огромное преимущество перед другими представителями животного мира, память которых намного слабее. Появление же внешней памяти (письменности и книг) позволило суммировать опыт разных поколений, народов и интеллектов. В то же время наличие большого количества готовых решений (ответов, ярлыков и т.п.), позволяет HOMO SAPIENSу практически не пользоваться второй существенной составляющей своего интеллекта - разумом (иногда говорят рассудком). Это обуславливается также и тем, что процесс решения задачи "по месту" с помощью разума чрезвычайно медленен, непродуктивен, требует огромных затрат "умственной энергии" и очень редко (!) позволяет получить сразу правильный ответ. Обычно задача решается так называемым методом последовательных приближений("методом проб и ошибок"). Известно, что основная масса людей не любит читать книги заставляющие шевелить мозгами (думать) или требующие знаний, редко используемых в их жизнедеятельности. И даже те, кто любит, с трудом читают книги вводящие все новые и новые понятия и связи. Определенное исключение из этого правила представляют маленькие дети, у которых очень силен познавательный рефлекс (инстинкт) и которые по мере накопления жизненного опыта все чаще обращаются к памяти и все меньше думают - становятся ленивыми. Трагедией же подросткового возраста является то обстоятельство, что жизненного опыта у человека еще мало, а желание думать уже исчезло, и человек пребывает в состоянии, когда он думает, что "он думает", и думает, что "он знает", в то время когда ни первое, ни второе не соответствует действительности.

Рост среднего образовательного уровня приводит к эффекту "всезнайства" и позволяет людям, которые полагают, что они что-то поняли, с апломбом и напором проводить свою политику, при этом у них вполне хватает силы и квалификации разрушать, что было затруднительно при более низких образовательном уровне и производительности труда.

В настоящее время человечество в массе имеет "человека-память" с остатками некогда мощного разума. Человека, интеллект которого возможно и не уменьшился, но изменился качественно. В то же время анализ состояния общества (жизненных сценариев людей) показывает, что тот интеллектуальный потенциал, которым обладает каждый индивид, как представитель вида, практически ему не нужен, что находится в противоречии с развитием технологий и так называемой "демократии". Во всех странах Мира они (технологии и демократия) объективно требуют достаточно высокого уровня интеллекта населения. Правда по сути этот уровень необходим, на настоящем этапе развития человечества, только для решения одной единственной задачи - участия в выборах. Технологические задачи решают узкие специалисты. В перспективе, правда, возможно появится и общественная экспертиза проектов, что потребует "увеличенного количества специалистов" Но пока имеет место внутреннее противоречие: отсутствие реальных задач в жизни отдельных людей (особей), развивающих их интеллект, и некоторая необходимость его развития. Для среднего человека мир упрощается. Для отдельных профессионалов все обстоит совсем наоборот: мир усложняется. Природа "нашла" оригинальное "решение" задачи УСЛОЖНЕНИЯ МИРА, ограничив время жизни человека (особи), что позволяет каждому испытать возможность прохождения жизненного пути "собственным курсом", и увеличивает разнообразие мира "живой материи" (число сценариев и "попыток") ПРИ ОГРАНИЧЕННОСТИ ЖИЗНЕННОГО ПРОСТРАНСТВА. Общество в настоящее время накопило такое большое количество информации, что для "развития мозгов" и творчества возникли определенные трудности. Первыми обратили на это внимание, вероятно, художники, за ними писатели (Эзоп сочинил - Крылов осовременил) и композиторы (когда изобрели нотную запись), а в настоящее время это чувствуют "все кому не лень" (отсюда и появление закона об авторском праве).

До настоящего времени основным доступным способом развития интеллекта является ОБУЧЕНИЕ В УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ (на войне учит жизнь). В последние десятилетия значимое место стало иметь представление о необходимости развития у обучаемого "творческого мышления", "творческого подхода" и т.п. При этом упор делается обычно на игры и задачи, требующие "нестандартного" мышления. Через некоторое время выясняется, что все "нестандартные методы" стандартизированы. Тем более, что, как сказал Ю.А.Попов: "практически все задачи в задачниках - решаемы, в жизни же - решаемы далеко не все". Данная ситуация обусловливается, как отмечалось выше, реальной, доходящей до примитивности, простотой окружающего нас мира и чрезвычайно высокими качествами человеческого интеллекта, созданного природой на предыдущих ступенях эволюции. В то же время необходимо подчеркнуть, что использование ГОТОВЫХ РЕШЕНИЙ несет в себе ту опасность, что найденный ответ может быть ОТ ДРУГОЙ ЗАДАЧИ, ПРИЧЕМ ВНУТРЕННЕ СОВЕРШЕННО НЕПОХОЖЕЙ. Говорят: "решение с точностью до наоборот".

***

Одной из областей реальной человеческой деятельности позволяющей развивать интеллект человека и человечества является наука (научная работа). Если не профанировать термины, то научная работа это - один из процессов создания информационных блоков в человеческом обществе (масло масляное) адекватно отражающих объективную действительность. Здесь уместно процитировать Э.Маха, известного немецкого естествоиспытателя и философа. Цитирование Маха произведем по работе В.И.Ленина "Материализм и Эмпириокритицизм" (Гл.1):

"Задача науки, - писал Мах в 1872 году, - может состоять лишь в следующем:

1. Исследовать законы связи между представлениями (психология).

2. Открывать законы связи между ощущениями (физика).

3. Разъяснять законы связи между ощущениями и представлениями (психофизика)".

Что сказал Мах вполне понятно - наука может делать лишь следующие вещи:

- изучать внешний мир вне человека , субъекта науки (физика);

- изучать внутренний мир самого человека (самопознание - условно можно назвать психологией);

- изучать механизмы и феномены отражения внешнего мира во внутреннем (действительно -психофизика - философия), т.е. адекватность такого отражения факту существования информационных систем.

К сказанному Махом трудно что-либо добавить или убавить. Отметим только, что производственная деятельность человека (сумма технологий) создает эту самую действительность, наука же позволяет ее еще и осознать.



2019-12-29 160 Обсуждений (0)
Наука как специфическая форма развития интеллекта 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Наука как специфическая форма развития интеллекта

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (160)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)