Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ДОБАВИМ НАШЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАКОНА:



2019-12-29 159 Обсуждений (0)
ДОБАВИМ НАШЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАКОНА: 0.00 из 5.00 0 оценок




ЗАКОН - ЭТО МОДЕЛЬ

***

Известно, что память и воспитание хорошо работают только в простых, стандартных и некритических ситуациях. В случае новой действительности вероятность выжить выше у интеллектуально развитых систем (по крайней мере, так было всю предыдущую историю биосферы). Будет ли так впредь - покажет время. Как было сказано выше одной из важнейших компонент общественного интеллекта является наука.

Далее в настоящей работе под наукой мы будем понимать область человеческой деятельности, направленную на "проникновение"в глубь вещей", и будем ее отличать от инженерной и производственной деятельности. В случае научной работы - истина ищется, в случае инженерной - создается.

Существует определение: "наука - сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о природе, обществе и мышлении" [8].

В некоторой мере можно пользоваться определениями:

· производственная деятельность - решение конкретных задач по жесткой программе или алгоритму;

· инженерная деятельность - решение типовых задач известными, предназначенным для их решения, методами и методиками;

· научная деятельность - поиск как самих задач, так и методик их решения.

 

В связи с тем, что основой методологии науки является следование за "логикой действительности", а не ранее найденным сценариям, происходит развитие "непредсказуемых" качеств интеллекта, позволяющих создавать неизвестные ранее алгоритмы обработки информации (в ряде случаев не осознаваемые даже самим носителем этих алгоритмов). Сам процесс научной деятельности обычно ведется методом "проб и ошибок" (методом "тыка"), и, как уже говорилось, является чрезвычайно медленным, но это единственный способ доступный человечеству, позволяющий получать блоки действительно новой информации. (Правда теологи и различного рода экстрасенсы утверждают о возможности получения информации другим путем, но достоверных фактов ее получения пока неизвестно - все зиждется на "вере"). В практике человечества в "чистом" виде выделить указанные виды деятельности (производственную, инженерную и научную) нельзя, что и приводит, в ряде случаев, к смешению понятий (что такое фундаментальная и прикладная науки?). Отсюда идут как нападки на саму науку, так и профанация научной деятельности самими научными работниками. Поскольку целью настоящей работы является все же и получение нового информационного материала, то мы не будем повторять все интересные мысли, изложенные в монографии Жан-Мари Леге "Кого страшит развитие науки?" [3], но отметим, что данная книга потонула в информационном шуме и практически неизвестна интеллектуальной элите нашего общества. Советуем ее прочитать. Так как книга представляет несомненный интерес в плане полноты картины, рассматриваемой нами, некоторые позиции из нее все же представляется необходимым процитировать:

"У науки имеется огромный недостаток: она построена последовательно. Невозможно понять хотя бы строчку, не прочитав предшествующей, невозможно решить дифференциальное уравнение или даже осознать его решение без знания интегрального исчисления, нельзя даже представить себе хирургическую операцию, не изучив анатомии соответствующей части тела. Между тем вполне можно читать Бодлера, не прочтя Ронсара, и даже Маркса, не зная Платона. Можно любить картины Пикассо, не видя произведений Брейгеля... Такая констатация влечет за собой много последствий, важнейшее из которых в том, что нормальный ребенок двенадцати - четырнадцати лет может считать себя способным на прямое общение с любым писателем или философом, потому что может их читать, в то время как он не способен читать последние труды по математике или молекулярной биологии.... представляется чрезвычайно полезным приучать всех людей, даже никак не связанных с научной деятельностью, к мысли о сложности мира. ... достойна удивления легкость, с которой люди готовы соглашаться с иллюзией, что наука при всех пороках, какие ей приписывают, обладает большим могуществом".

 

* * *

Основное, что дает занятие наукой в правильном смысле этого слова, то это воспитание привычки думать причем - думать критически. К.Маркс попытался взять на вооружение принцип древних "подвергай все сомнению", но можно ли сказать, что сильно преуспел в его воплощении?

* * *

На заре своего развития у Человечества было много лет позади и бесконечность впереди, и хватало здравого смысла не торопиться; был здоровый консерватизм и были издревле известны последствия "внедрения новаций", с которыми, например, в Китае боролись путем "усекновения головы" наиболее "умным". Тем не менее, путем "прямого накопления информации" общество перешло в состояние с высокой производительностью труда, когда скорость информационных процессов значительно возросла (так как появилась возможность пользоваться в основном памятью практически во всех жизненных ситуациях), а разумность (критичность) мышления стала падать (особенно в общественно значимых системах). В настоящее время, некритичность восприятия и мышления приводит общество к качаниям. Все кричат "ура!" и кидаются из одной крайности в другую, примерами чего являются: залив Кара-Богаз-Гол, озеро Севан, чрезмерные ядерные арсеналы, насаждение диких рыночных отношений, реклама ерунды и т.п. Как свидетельствует и говорит Ортега-и-Гассет (произведение написано в 1930 году):

"С появлением профсоюзного движения и фашизма в Европе впервые рождается тип человека, который не хочет ни признавать чужую правоту, ни сам быть правым. Человек этот просто-напросто, во что бы то ни стало стремиться навязать свое мнение. Новым является само право на неправоту. Я вижу в этом самое яркое проявление нового способа существования масс, ибо они решили управлять общественной жизнью, не имея для этого никаких способностей. Их поведение в политической жизни отчетливо и уверенно выявляет сущность их души, однако, чтобы понять ее, надо иметь ввиду интеллектуальную непроницаемость: у среднего человека появились мысли, но его организм не приспособлен к функции мышления; средний человек даже не подозревает, в какой части нашего тела обитает мысль, но он хочет высказать свое мнение. Именно поэтому его "идеи" - это не мысли как таковые, а вожделения, выраженные в словах; их можно уподобить романсам, положенным на музыку".

Ему вторит другой западный мыслитель Ханна Арендт, который после второй мировой войны "вносит в свою знаменитую книгу "Происхождение толитаризма" мысль о том, что буржуазное общество становится неуязвимо для критики. Его ругают, развенчивают, поносят, а оно с удовольствием подхватывает эти разоблачения и развенчания и смакует собственные мерзости так, что его противники остаются в дураках. Выходка художника, который придумал еще один способ поиздеваться над разумом и моралью, стала товаром - и на этот товар есть хороший спрос. До ХХ века на подобные вещи спроса фактически не было: бодлеровские "Цветы зла" и тому подобные вещи находились вне рынка. Что же случилось? Сам ли авангардизм создал этот новый спрос на жуткое, гадкое, возмутительное, бесчеловечное, бессмысленное, антиобщественное? Или прав оказался Карл Маркс, который предсказывал, что при капитализме - если он будет жить долго - товаром становится практически все, что угодно, то есть и чувства, и совесть, и разум, и прочие ценности, дольше всех сопротивляющиеся превращению в товар?

Как бы то ни было, картина перед нами захватывающая и необычайная. Неистовствуют бунтари, ниспровергают основы. Порядочность, стыд, рассудок, смысл и прочее - все подвергают агрессии, грубой и вызывающей прежде, ....и все более изощренно-извращенной ближе к концу ХХ века. Тот, кто сумеет отличиться в этом издевательстве над основами социальной жизни и культуры, имеет лучшие шансы на рынке культуры. Орудия разрушения превращаются в товар, революция - это нынче не что иное, как могущественный торговый концерн с неплохими оборотами...."

Глава 2

"Проблемы современности" и "Проблемы цивилизации"

Вернемся к вопросам затронутым в предыдущей главе и переосмыслим их еще раз с несколько иных позиций. Анализируя историю и события последних 200, 100 и особенно 20 лет, приходится все чаще и чаще задавать себе вопрос "В чем дело?" Вопрос, принципиально отличающийся от навязших в зубах: "Что делать?", "Кто виноват?"

Классификация наук

В заявленном выше контексте название цикла лекций "Проблемы цивилизации" говорит само за себя и необходимость изучения подобных вещей не вызывает сомнения, но опыт развития все той же цивилизации показывает, что вещи, очевидные для одних, не являются таковыми для других, а сама очевидность порою оказывается ложной. В этом, собственно, и заключается весь драматизм развития человеческого общества. Поскольку цикл учебный, то будем помнить, что основная задача, поставленная обществом перед системой образования, заключается в сохранении интеллектуального потенциала человечества в области:

- производства (чего бы то ни было) и общественных отношений;

- искусств и общего развития личности.

А для конкретного государства или народа (что практически одно и то же) система образования является необходимой компонентой его БЕЗОПАСНОСТИ. Учась в школе, институте, работая, человек постигает науки, которые для нас целесообразно разделить на три группы:

1. Естественные науки - науки, которые изучают природу; основная особенность этих наук заключается в том, что объекты природы достаточно просты и стабильны, существуют реально, а их свойства совершенно не зависят от желания и действия человека. Критерий истины - практика (?!) - дает человеку ответ на основные, характерные для них вопросы: "что?", "как?", "почему?" ,"когда?". Для школьника, как правило, естественными являются практически все предметы, которые он изучает. А вот в Вузе предлагаемая классификация уже начинает действовать.

2. Инженерные или, как принято говорить, технические науки, науки, имеющие дело как с природными объектами, так и с результатами деятельности человека и, что очень важно, других людей; с объектами, которых в природе в естественном виде не существует, и которые появляются в результате его (инженера) деятельности. Объекты инженерных наук сложнее в изучении, чем объекты естественных, но и в этих науках есть простой, на первый взгляд, критерий "истинности знания" - практика, в соответствии с которой "устройство", либо технологический процесс "должно работать": если устройство не работает, то человеку ясно, что "инженер НЕ ПРАВ". Та же практика показывает, что этот критерий обуславливает известный всем пресловутый технократизм представителей прикладных наук, дезориентирует общественное мироощущение и ведет общество в тупикразвития, обусловленный тем, что реально здесь, кроме вопроса: можно ли (сделать)? , существует еще один очень важный вопрос: нужно ли? или зачем? , на который в рамках инженерных наук не дается вразумительного ответа. Для инженерных наук принципиально важным является то, что в своей деятельности человек всегда использует, если только обратное целенаправленно не поставлено в явном виде, известные, проверенные на практике решения (глубина проверки и степень неопределенности несколько иной вопрос). Использует - "то, что существует".

3. Гуманитарные науки - науки, имеющие дело преимущественно с человеком, сообществами людей, их делами и качествами. Гуманитарные науки наиболее сложны с точки зрения методологии (многие принципиальные вещи не могут быть проверены на практике и, кроме того, не поддаются проверке вообще, являясь предметом как около научных, так и политических спекуляций; многие вещи "существуют" только в воображении представителей этих наук). Кроме того, в них также, как и в инженерных науках, многое не следует, да и невозможно, претворить в жизнь (правда, претворяют). Эти науки, в ряде случаев, переходят в категорию "искусство", и, перейдя туда, служат уже не поиску истины, а конкретным целям, политике, людям и мифам. Характерными вопросами становятся: кто виноват? и что делать?, а также масса других: веришь?, кто это сказал? и т.п. Основные и актуальные вопросы: зачем?, можно ли?, нужно ли?, так ли это?, как правило, теряются в массе других. Здесь практика является уже не критерием истинности, а областью чьих-то интересов и областью деятельности, которую зачастую подгоняют под те или иные УМОЗРИТЕЛЬНЫЕ теории. Наглядные примеры - экономика, "научный коммунизм".

С гуманитарными науками тесно смыкаются религия, литература, кино, информационные потоки средств массовой информации и т.п., которые формируют периферию и даже базу мировоззрения человека и человечества или же определяют отсутствие таковой. Сами гуманитарные науки обязаны играть и, с тем или иным успехом, играют функцию "опережающей обратной связи" в технологической цепи преобразования мира человеком, то есть позволяют моделировать будущее, что делает их роль чрезвычайно важной и ответственной. При этом становится принципиально важным вопрос адекватности моделей. Здесь необходимо сделать некоторые "лирические отступления". Во-первых, говоря о науках, необходимо помнить, что в "чистом виде" предложенная классификация наук невозможна и в каждой из них можно найти как гуманитарные, так инженерные и технические компоненты; аналогично обстоит дело и с качествами человека. Во-вторых, говоря о мировоззрении человека и человечества, необходимо понимать разницу между явлениями обозначаемыми термином "сознание" применительно к человеку и обществу. Первое - физически (физиологически) действующий фактор, обеспечивающий ориентирование организма в окружающем его мире, принадлежит единому субъекту и также едино само по себе, то есть является самосознанием. Второе всего лишь характеристика, отражающая преобладающую вероятность той или иной реакции людей (групп людей) на действующий фактор, то есть это всего лишь некоторый антропоморфный аналог человеческих качеств.

В общем случае процессы формирования общественного и индивидуального сознания имеют как общие, так и принципиально отличающиеся черты, поэтому применение единых оценок и выводов, подобных сделанным выше, необходимо производить с определенной осторожностью. В то же время следует учитывать, что в гуманитарных науках имеет место очень сильный антропоморфизм, являющийся их естественным методологическим принципом, который с точки зрения методологии изучения гуманитарных и, особенно, информационных процессов, вполне допустим и даже необходим, так как позволяет "привязать" материал к "естественной информационной системе координат" - человеку. Этот же антропоморфизм, при некритическом использовании познающим индивидуумом образовавшихся в результате изучения материала мыслительных форм, ведет к мифологизации сознания и ошибкам мышления. В-третьих, необходимо помнить, и это для нас ЖИЗНЕННО ВАЖНО, что в обществе непрерывно идет смена поколений ина место людей, уже что-то понявших, приходят люди, ничего не понимающие.

О задачах цикла курсов "Проблемы цивилизации"

В настоящей работе использован следующий подход к выделению тематик курсов (привлечен не совсем строго принцип дихотомии):

· в центре внимания находится сам человек, обладающий физическим телом, интеллектом, присущим ему кругом интересов и живущий среди других людей в обществе и Биосфере (важные единичные понятия в данной работе подобно немцам будем писать с большой буквы) на планете Земля;

· при этом мы имеем биологическое существо и среду его обитания, причем последнюю можно разделить на естественную (гео-биосфера), искусственную и общественную;

· в искусственной среде обитания можно выделить физическую (неживую - техносферу, например) и экологическую (живую);

· общественную среду обитания также можно разделить на естественную и искусственную, которая, честно говоря, искусственной не является, но подвержена настолько сильному антропогенному воздействию, что ее все же можно так классифицировать;

· на человека действуют различные факторы, определяемые обычно как вредные для него, так и как полезные, а те, в свою очередь, могут быть активными или пассивным.

Таким образом, ядром цикла дисциплин являются науки о человеке, науки о среде его обитания, науки об обществе в их взаимосвязи;

· о человеке (биология, медицина, психология, социология, философия);

· о среде его обитания (география, геология, экология в общем и частностях, социология, обществоведение, история, культуроведение, этика и т.п., экономика, философия и науки о технологии);

· об обществе (обществоведение, история, философия, социология, педагогика, экономика, демография и перечисленные выше).

* * *

"Нельзя объять необъятное" - предупреждал Козьма Прутков. Поэтому конкретные задачи цикла (преимущественно для Вуза):

¨ воспитать у слушателя способность критически относиться к информационным потокам (инициировать "институт оппонента") и, опираясь на них, формировать собственные информационные блоки, адекватно (правильно) отражающие действительность; с этой целью автор вынужден подвергнуть проверке на разумность и некоторые очевидные (общепринятые) "истины";

¨ дать определенный минимум знаний, необходимых для жизни в новых для вчерашнего школьника условиях: задача, сопутствующая основной;

¨ выработать навыки самостоятельной работы с литературой и другими источниками информации.

Для школы конкретные задачи цикла:

¨ дать современному человеку необходимые для его нормальной жизни знания и привить навыки интеллектуальной деятельности;

¨ оказать помощь в формировании мировоззрения, адекватно отражающего мир (последнее является очень спорной и неблагодарной задачей).

* * *

Анализ состояния вопроса показывает, что в настоящее время области практических интересов человека и человечества рассматриваются большим количеством дисциплин, которые будучи достаточно слабо связанными друг с другом, определяют в конечном итоге фрагментарность восприятия действительности. Одной из причин фрагментарности, является и то, что обучение вообще и преподавание отдельных дисциплин в частности производится (даже в средней школе) по принципу подготовки специалистов, но не развития личности, что, кстати, придает гуманитарным и непрофилирующим дисциплинам в глазах будущих специалистов некоторую ущербность как "дисциплин непрофилирующих" (в школе издержки подобного подхода во многом скрадываются обычной детской любознательностью). Последнее обстоятельство пока еще не очень мешает практическому применению этих наук профессионалами, хотя и ведет к накоплению ошибок в обществе (ошибок регулирования), обусловленных как недостаточным взаимопониманием людей, так и тем, что в реальной действительности человек, имеющий базовое инженерное или техническое образование, может стать руководителем любого масштаба, журналистом или писателем, т.е. работником гуманитарной сферы деятельности человечества. Другой причиной фрагментарности мировоззрения является душевная лень (пьянство, отсутствие цели в жизни, некритичность самооценок и т.п.) и привычка ощущать себя маленьким человеком (отсутствие гражданской позиции), либо гением. Обычно недостаток базового образования восполняется самообразованием, особенностями которого являются:

· фрагментарность знаний, обусловленная отсутствием программ;

· отсутствие оппонента в виде преподавателя и сокурсников, изучающих предмет синхронно с субъектом, и совершающего у него на глазах все возможные и невозможные ошибки;

· отсутствие общения со специалистами высокого уровня.

Тем не менее, самообразование является мощным инструментом совершенствования личности и позволяет достаточно быстро приобретать энциклопедические знания.

Недостаток душевных качеств восполняется самовоспитанием. Но и в этом человеку (особенно молодому) необходимо помогать. А для того, чтобы что-то начать делать, надо это что-то сначала "увидеть" (понять). Существует народная мудрость, которая гласит, что "смотреть" и "видеть", как говорят в Одессе, "две большие разницы". Очень важной особенностью каждого человека является возможно то, что он от рождения наделен мозгом, разумом, интеллектом (можно называть это как угодно), не уступающим никакому другому в мире. И только стечение обстоятельств, воспитание, образование и наличие или отсутствие адекватно поставленных целей делают его пьяницей, преступником или "нормальным средним" (?) членом человеческого сообщества. Наша цель - помочь ему в последнем случае. Сразу отметим, что желательно изучать или, по крайней мере, читать, по возможности, всех классиков гуманитарных наук, начиная с древних, а также марксизма-ленинизма: все они пробирались сквозь дебри человеческого незнания и, как у людей работающих, у них всех, без исключения, есть находки в области человеческого познания, есть также и ошибки. Большую ценность представляют и известные современные ангажированные авторы, так как их работы являются хорошей иллюстрацией современных и прошлых методов и приемов демагогии. Богатейший опыт реального мышления (наряду с демагогией) накоплен, в настоящее время на страницах российских газет и журналов (в наше сложное время многие люди вынуждены перестать имитировать умственную деятельность и начинать думать, что было для них практически исключено лет 10-20 тому назад). Этот опыт также желательно использовать. Основным принципом подбора литературных источников цикла, поскольку цикл гуманитарный, то он строится на основе работы с литературой, и дискуссиях) является диатропический [1].

При разработке пособия ставилась задача максимального сжатия информации (остается, правда, вопрос: какой?), в связи с чем представляется необходимым подчеркнуть, что в работе, с точки зрения автора, практически нет материала, который можно было бы при ее чтении без потери смысла опустить.

Сейчас на книжных прилавках появилось достаточно много философской и мировоззренческой литературы. Одним из "модных" философов в настоящее время является А.Ф.Лосев. В своем письме А.А.Мейеру от 17.01.35 г. он пишет:

"...удручает и то, что все, решительно все давным-давно сказано. Что бы я сам не придумывал, что бы я не читал из современной философии,- я всегда нахожу для этого аналоги в истории философии, а часто даже не аналоги, но буквально воспроизведение. Нет возможности сказать в философии что-нибудь новое. Есть у философии с десяток идей: они и жуют их вот уже несколько тысячелетий. Вся история философии заключается в том, что эти идеи то забываются, то вспоминаются, то высказываются косноязычно, то более членораздельно. Можно было бы, конечно, этот десяток идей считать за общее достояние философии, но это подлог. Никто в чистом виде их не признает, и никому они не нужны. Это - результат моего личного наблюдения, в котором я тоже никого убедить не могу. И ясно, что я так и умру, но никому этого знания не передам".

Перед автором цикла стоит такая же неблагодарная задача - сказать в 1001 раз то, что людям кажется само собой разумеющимся, и что и является одним из основных человеческих заблуждений.

"Как бы то ни было, я претендую не на оригинальность, а только на определенную своевременность. Нельзя назвать неверным шагом внести сейчас свой вклад в эту литературу. Я претендую не на уникальность, а на членство в том меньшинстве, которое верит, что ...." на этом прервем цитату из книги "Ангелы страшатся" Грегори Бейтсона и его дочери, закончившей и издавшей этот труд.

Здесь же в предисловии необходимо отметить, что современная техника, например, компьютер, текстовый редактор с разнообразим шрифтов и т.п. позволяют достаточно легко изменить форму подачи материала. При этом у автора появляется возможность и искушение передачи читателю большего количества информации, чем заложено в звуках, словах и предложениях. В настоящее время появилось достаточно много книг, использующих новые возможности передачи информации посредством чтения. Одной из них является настоящее пособие, которое необходимо читать медленно, и внимательно вслушиваясь и вдумываясь в ТО:



2019-12-29 159 Обсуждений (0)
ДОБАВИМ НАШЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАКОНА: 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ДОБАВИМ НАШЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАКОНА:

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (159)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)