Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Человек делает только то, что указывает ему инстанция, которая поощряет или наказывает его. Человек этой инстанции подчиняется, она имеет над ним власть.



2019-12-29 168 Обсуждений (0)
Человек делает только то, что указывает ему инстанция, которая поощряет или наказывает его. Человек этой инстанции подчиняется, она имеет над ним власть. 0.00 из 5.00 0 оценок




В подавляющем большинстве случаев инстанцией является все-таки вышестоящий начальник, и подчиненный человек стремиться угодить именно ему. Как показывает Ю.Мухин перед человеком стоит дилемма - делать Дело, либо угождать начальнику. Практика (история) человечества показывает, что в подавляющем большинстве случаев события развиваются по второму варианту. При этом мы имеем бюрократическую систему управления людьми. Случаи, когда угождение начальству является одновременно и деланием дела, исключительно редки. Обычно исполнители (если они способны оценить ситуацию) идут на компромисс с совестью и/или считают, что выполнение указаний начальства это и есть то, что нужно делать.

В то же время следует отметить, что мозг человека (его интеллект) имеет особенность самостоятельно (самопроизвольно) оценивать ситуацию. При этом возникает конфликт между пониманием человеком того "что необходимо делать" и тем "что он делает на самом деле". Возникают муки совести. В процессе "эволюции" человек выработал ряд защитных механизмов, позволяющих избежать этого дискомфорта.

К таким свойствам человека можно отнести:

· "мозаичность мышления", заключающуюся в том, что в своих рассуждениях и действиях человек всеми силами стремится не выходить за границы модели в рамках которой его поступки считаются адекватными; например, рассматривается только формальная юридическая сторона дела, а моральные или политические аспекты оставляются в стороне;

· "эффект попугая" - механическое повторение слов, мыслей, поступков без их переосмысления,

· "страусиный эффект" - суть которого также ясна из названия - нежелание думать о "плохих" вещах, надеясь на то, что "все разрешится как-нибудь само собой";

· "чувство личного бессмертия" - лежит в основе определенной беспечности человека, так как каждый человек "сколько себя помнит - всегда был жив, а смерть и несчастья - это удел других людей"; это чувство отступает на второй план лишь тогда, когда опасность становится чрезвычайно близкой и начинает угрожать лично тому, кто его до этого испытывал, а не сообществу людей вообще;

· "эффект зарастающего пруда" - заключается в том, что когда опасность становится настолько заметной, что затмевает "чувство личного бессмертия", исправлять ситуацию может быть уже поздно;

· менталитет "маленького человека"..

Конкретное поведение человека (траектория жизни) определяется, как и в случае с "муравьем", сложившейся в мире ситуацией, программой и, в конечном итоге, интеллектом человека (человеческими качествами).

Одной из основных особенностей интеллекта (иногда говорят - разума) является, то он "обслуживает" желание человека, то есть

 

когда у человека появляется желание, его интеллект начинает искать пути удовлетворения этого желания и, в случае конфликта с воспитанием (его компонентой - совестью), обосновывает целесообразность или необходимость достижения цели.

Указанное отношение вещей ведет к тому, что, де-факто, мы живем не в мире разума, а в мире желаний. В народе существует даже такой афоризм: "Нельзя! Но если очень хочется, то можно." Этим мироощущением, переходящим в мировоззрение, пронизано все и вся.

Зачастую низменные желания отдельных людей лежали и лежат в основе трагедий целых народов.

* * *

В наше время Россия (а также любая из республик бывшего СССР) стремительно теряет свои интеллектуальные ресурсы по ряду причин:

- разрушено единое культурное и информационное пространство Советского Союза - русскоязычной цивилизации;

- разрушено большое количество организаций, предприятий вследствие чего высококвалифицированные специалисты (несомненное богатство народа) вынуждены заниматься работой, не требующей особых интеллектуальных усилий (торговля, ремесленничество, физический труд);

- количество и качество преподавателей системы образования падают из-за необходимости поиска дополнительных средств заработка (зачастую также не требующих особых интеллектуальных усилий);

- наблюдается дезориентация и деградация личности многих представителей населения из-за стрессовой ситуации, обусловленной предательством национальных интересов правящей ЭЛИТОЙ и БОГЕМОЙ;

- падает престиж образования вообще и его доступность в частности, причем, несмотря на увеличивающиеся в ряде случаев конкурсы в ВУЗы, качество обучения в последних становится заметно ниже; разрушение лабораторной базы, библиотечных фондов (информационная блокада), морального климата в коллективах и учебных группах создают весьма специфические условия для воспитания нового поколения интеллектуалов; хотя, с другой стороны, наблюдаются и элементы консолидации и бескорыстности (в народе поднимается волна сопротивления разрухе), что оставляет некоторую надежду на сохранение интеллектуальной базы системы образования);

- исключительно (!) низкий профессиональный, моральный и интеллектуальный уровень действующих представителей средств массовой информации (в первую очередь телевидения и радио) и основной массы газет и журналов (которые к средствам массовой информации сейчас отнести уже нельзя) формирует общий интеллектуальный и нравственный фон, а, как замечено человечеством глупость и разврат заразительны (как отмечают западные ученые - имеет место шизофренизация общественного сознания в мировом масштабе; то же самое можно сказать, кстати, и об отдельном человеке);

- часть не лучших, но достаточно образованных людей уехала за пределы России (плюс это или минус - вопрос достаточно спорный);

- наблюдается ангажированность преподавательского и научного контингентов общества и интеллигенции вообще, обусловленная работой на зарубежные фонды, не ориентированные на национальные интересы России, либо некритически воспринимающих нетрадиционные для нас модели жизни.

В общем причин потери интеллектуальных ресурсов страны более чем достаточно, причем имеют место как количественные, так и качественные потери. При этом следует учесть еще тот факт, что в послевоенные годы, а примерно с 60-х годов ускоренно, шел процесс естественной деградации руководящего корпуса (разрушенное войной производство и жилой фонд были практически восстановлены, технологическое отставание в области стратегических вооружений преодолено, стало возможным расслабиться и заняться устройством "собственного благополучия"). Именно тогда с 1957-1960 годов (время Московского международного фестиваля молодежи и студентов) стала на практике реализовываться опубликованная доктрина уничтожения СССР путем разложения народа изнутри. Поскольку вопрос достаточно громоздкий и неоднозначный (спорный), а также требует, кроме всего прочего, отдельного рассмотрения основных положений его реализации, отложим его на будущее (неопределенное будущее), хотя все же отметим, что ставка быласделана на молодежь, какнаиболее необразованную и имеющую недостаточные жизненный опыт и моральные устои категорию населения. В связи с тем, что решались в основном долговременные задачи проектирования будущего, то есть когда интервал времени в 20-30 лет и даже 50-100 лет (вспомним столетние войны) - не срок, это было весьма разумно и нашим конкурентам, а они есть, можно было не торопиться.

* * *

Никто не отрицает того, что в настоящее время Россия переживает очередной "Трудный момент своей истории". Обычно (?) в такое время народ (?) собирает все свои силы объединяется и выдвигает (правда вопрос о механизмах этого выдвижения остается открытым, по крайней мере, это, скорее всего, не выборы) новых представителей в элиту. В век научно технической революции - НТР - это известно, вероятно, всем, и одна из основных целей наших конкурентов, а они есть - не допускать подобных процессов. В то же время "настоящий момент" развития цивилизации качественно отличается от того, что происходило на планете 2000, 200 и даже 100 лет тому назад.

* * *

Чтобы лучше почувствовать связь времен, обратимся к истории человечества: время существования человека на планете Земля насчитывает миллионы лет из которых современная цивилизация охватывает период в 40-60 тысяч лет (не исключено, что и 100-200 тыс.лет.).

Если посмотреть на то, какие изменения произошли в жизни человека за последние 200 - 300 лет и особенно в последнее столетие, то можно отметить следующее:

- началось использование в широких масштабах "мертвого захороненного солнечного ветра": нефти, угля, некоторых других захороненных продуктов (так называемых полезных ископаемых);

- имеет место возврат к системе "закрытого мира", осознание того факта, что вселенная человека является замкнутой системой и новых "белых пятен" на глобусе не появится;

- уровень информационно-коммуникационных систем достиг величины превосходящей потребности и возможности разумного их использования, резко возрос информационный шум;

- развитие транспорта и других технологий (в первую очередь в сельском хозяйстве) в совокупности с падением качества обработки информации вызвало демографическую катастрофу (говорят: демографический взрыв) - население планеты выросло с одного до пяти с половиной миллиардов человек, что превышает допустимое (с точки зрения долгосрочных, экологически обоснованных прогнозов) в 6-12 раз (по другим оценкам даже в 25 раз) и поставило человечество перед угрозой экологической и ядерной катастроф;

- в общественном сознании, в том числе и в планетарном масштабе, явно обозначился "страусиный эффект" - когда даже весьма образованные люди патологически отказываются думать о "неприятных" вещах, обуславливая тем самым их неизбежный приход; причем, как правило, это делается под действием иллюзий (а может быть и "под маской") человеколюбия и борьбы с мальтузианством. Если посмотреть в прошлые века, то можно увидеть что в течение всей своей истории человечество (народы) находилось в состоянии борьбы за существование - непрерывной борьбы с голодом, холодом, болезнями, за жизненное пространство. При этом основными средствами достижения цели были и, как показывает современная история, остаются разум и сила. Та же история показывает, что человечество переживало периоды как относительного расцвета, так и упадка. Тем не менее, можно отметить, что качество жизни человека непрерывно росло, росла, правда, и стоимость жизни: то есть все большее и большее количество труда необходимо было затратить обществу для поддержания среднего уровня жизни отдельного человека достигнутого на тот или иной исторический момент, причем даже на единицу продукции (например, на производство зерна энергозатраты с начала века увеличились примерно в 100 раз). При этом считалось и, кстати, считается до сих пор, что имеет место рост производительности труда, что, если судить, например, по энергозатратам, весьма спорно. В последние годы картина несколько (скажем откровенно качественно) изменилась - начиная примерно с 1960 года при сохраняющемся росте стоимости жизни ее качество начинает падать, и это наблюдается не только у нас в стране, но и во всем мире (глобальный эффект). Рост качества жизни в начале века, научно технический прогресс, достижения медицины привели к быстрому росту населения. В последние столетия удвоение населения планеты происходило примерно за 40-50 лет (практически достигнута видовая скорость роста, равная для человека 20-25 лет) и темпы его прироста почти не уменьшаются. Это приводит к тому, что быстро расходуются невозобновляемые ресурсы планеты, страдает окружающая среда, нарастает общая напряженность в мире.

Очень большой неприятностью является то, что исчерпание ресурсов планеты будет иметь практически пороговый характер [4]. Ожидаемый эффект очень напоминает вычерпывание воды из бочки ведром или из ведра кружкой: все идет хорошо, черпаем ведро за ведром и вдруг вода кончается: достигли дна. Этот чрезвычайно важный момент перспективы развития человечества действующие политики и экономисты ВСЕХ СТРАН МИРА стараются не афишировать либо не замечать (во что не верится).

* * *

Здесь следует отметить еще одну особенность общественных отношений, заключающуюся в том, что люди действуют, преследуя свои цели, но во многих случаях общий итог остается неизменным, как если бы был навязан единой внешней волей(силой), именно в таких случаях философы и политики торопятся заявить об объективных "законах" бытия. Оставим пока этот интересный момент встороне.

* * *

Почему так происходит? Наиболее пытливые умы уже несколько столетий пытаются дать ответ на этот и подобные вопросы. Т.Р.Мальтус в своей работе "Опыт о законе народонаселения" показал, что при отсутствии разумного контроля за рождаемостью, рост населения страны или планеты, в конечном итоге, всегда будет опережать рост производства продуктов питания (хотя, подчеркнем, это далеко не единственный необходимый человеку ресурс), и, что рост материального благосостояния необходимо сочетать с контролем за рождаемостью и развитием образования: мы можем сказать жестче - с опережающим развитием разума. В противном случае регулирование численности населения на планете будет происходить, независимо от нашего желания, за счет таких механизмов как голодная смерть, эпидемии и войны за ресурсы или с целью уменьшения населения (как своего, так и "противника"). Достижения медицины предотвратили высокую естественную смертность населения. Ядерное противостояние и угроза "ядерной зимы" сделали в определенной степени безнадежными попытки решить стоящие перед человечеством проблемы простыми "технологическими методами" (по крайней мере, на ближайшую перспективу - вспомните, например, "нейтронную бомбу", о которой серьезно говорили всего пару десятилетий тому назад и которая, по некоторым сведениям, все еще находится на вооружении у наших конкурентов за право жить под солнцем). Последователи Мальтуса безуспешно пытались достучаться до правительств своих стран и сильных мира сего, пытаясь привлечь их внимание к драматичности данного "закона", что позволило, в конце концов, основателю Пагоушского движения Б.Расселу (1872 - 1970 гг.), который прожил 98 лет в исключительно интересные годы истории человечества, сказать горькую истину:

"ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ПОД РУКОВОДСТВОМ ДУРАКОВ РУКАМИ

УМНЫХ РАБОВ ГОТОВИТ ДЕЛО СОБСТВЕННОЙ ПОГИБЕЛИ".

Анализ этой мысли с точки зрения исследуемой темы показывает, что здесь мы имеем дело с народом - человечеством, интеллектуальной элитой - умными рабами и элитой общества (правящей элитой). Как показывают более поздние исследования, в том числе и других интеллектуалов, первая часть фразы вроде бы не вызывает особого сомнения, и особенно им (интеллектуалам) импонирует вторая часть, но, учитывая третью (часть), можно утверждать, что и "умность" умных рабов также является понятием довольно относительным. В связи с этим полезно напомнить, что:

Можно обмануть других,

можно обмануть народ,

можно обмануть себя,

но природу обмануть нельзя.

Поэтому, несмотря на то, что Б.Рассел в общем случае прав, анализируя многовековой исторический опыт, при последовательно честном подходе, его высказывание необходимо представить в более жесткой форме:

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ПОД РУКОВОДСТВОМ ДУРАКОВ И ПОДЛЕЦОВ ,



2019-12-29 168 Обсуждений (0)
Человек делает только то, что указывает ему инстанция, которая поощряет или наказывает его. Человек этой инстанции подчиняется, она имеет над ним власть. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Человек делает только то, что указывает ему инстанция, которая поощряет или наказывает его. Человек этой инстанции подчиняется, она имеет над ним власть.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (168)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)