Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные проблемы современности: демографические, экологические, культурологические, биологические , психологические, энергетические, технологические, информационные ...



2019-12-29 180 Обсуждений (0)
Основные проблемы современности: демографические, экологические, культурологические, биологические , психологические, энергетические, технологические, информационные ... 0.00 из 5.00 0 оценок




В НАШЕ ВРЕМЯ на пороге третьего тысячелетия после "Рождества Христова", глядя на Мир, людей и события, приходится многое переосмысливать, по новому смотреть на окружающие нас самые обычные вещи.

Что такое "современный" мир? Что такое наше время? Чем наш век, который начался примерно 200-250 лет тому назад, отличается от предыдущих и последующего? И что значат эти отличия?

В первом приближении наше время это:

· время проникновения науки во все отрасли человеческой деятельности (ярким примером является маркетинг - "наука торговать");

· время накопления и длительного хранения (сохранения) огромного количества разнородной (слово, звук, движение) информации в книгах, на магнитных носителях, лазерных дисках и т.п.;

· время относительно высокой продолжительности жизни;

· время взрывного роста населения Земли и исчерпания многих ресурсов, в том числе и невозобновляемых природных ;

· время высокой производительности труда;

· время экологических катастроф;

· время царствования негуманоидных процессов;

· время несбалансированного развития народов и социальных групп.

· и, как полагают, - это век перехода человечества в целом из состояния роста качества жизни в состояние его ухудшения.

"Ну и что?" - скажет читатель,- "Чем это хорошо и чем это плохо?

Чтобы это понять, рассмотрим некоторые из вышеназванных позиций по порядку.

1) Проникновение науки во все отрасли человеческой деятельности позволяет резко повысить производительность труда и достигать поставленных целей за минимальное время, с минимальными затратами. Такая ситуация в условиях ограниченности ресурсов (сырьевых, интеллектуальных, энергетических, культурологических и т.п.) требует очень высокого качества регулирования, так как недостаточная разработанность целевой установки может привести к катастрофическим (необратимым) последствиям. В плане политическом, не отрицая объективных исторических процессов, следует все же отметить, что человечеством, в том числе и спецслужбами различных государств, за долгие годы "реальной политики" накоплен и обобщен колоссальный опыт интриг, переворотов и провокаций. Например, достоверно известно какие должности и общественные институты в государствах являются действительно, а какие лишь номинально "ключевыми" и т.п. Все это заметно усиливает возможность манипулирования странами Третьего Мира, и в то же время дезориентирует самих "манипуляторов", создавая у них иллюзию "собственного могущества и правоты (!)".

2) Накопление и хранение огромных массивов информации создает парадоксальную ситуацию, когда в обществе появляется большое количество готовых, удовлетворительных "на первых порах" и "на первый взгляд" ответов на сходные, но все-таки несколько отличающиеся, вопросы, что создает у многих людей (и даже политических деятелей) "иждивенческие настроения", зачастую отвлекая их от своевременного решения именно той конкретной задачи, которую в данный момент ставит жизнь. Здесь следует учитывать и тот факт, что в реальной жизни (в отличие от теории) во всех общественных и производственных структурах всегда находится достаточное количество недобросовестно работающих, в силу различных причин, людей: дураков, проходимцев, подлецов и тому подобных" специалистов", умеющих демонстрировать кипучую деятельность, создавая неисчислимый "деловой" шум (помехи разуму), но не умеющих отличать верное, правильное решение от правдоподобного (псевдоправильного). Им, как правило, "все ясно заранее" и они "прекрасно знают что и как надо делать". Такие люди, обычно, быстро организуются и понимают друг друга с полуслова. Отличить их от доброкачественно и добросовестно работающих людей не только не всегда возможно, но чаще всего и некому (таковы механизм общественного разделения труда и технология реализации общественных отношений). Оценку действиям таких сил (людей) дает, как правило, история, что возбуждает периодически споры о "роли личности в истории", и не позволяет относится к прогнозам развития цивилизации оптимистично.

3) Взрывной рост населения планеты создал очевидную, но пока малозаметную, ситуацию заключающуюся в том, что большая часть работающих производственных мощностей, материальных ресурсов, жилого фонда еще не изношена, но уже в скором времени сможет потребовать огромных сил и средств только на поддержание собственного функционирования. Типичный пример-аналог: производство ради производства. Кроме того, огромному количеству людей на планете просто невозможно придумать и найти занятия (что является условием выживания в цивилизованных странах), фактически (?) человечеству (по большому счету) эти люди и их профессии "не нужны" - возникают "профессии ради профессий" (многие из которых совсем, или, по крайней мере, в тех количествах, не нужны даже при учете действия механизма общественного разделения труда): профессиональные спортсмены, политики (в отличие от управляющих государственных структур), профессиональные члены партий и профсоюзов, налоговые службы, адвокаты, журналисты, банкиры, проститутки...

4) Негуманоидные процессы (которые в обществе были, как известно, всегда), связанные с экономикой, политикой и технологиями, становятся настолько мощными, что начинают угрожать самому существованию человека как вида очевидным, для большей части нормально мыслящих людей, образом. Рассматривая их популяризаторы науки иногда говорят, что человек "стал великаном". На самом же деле "великанами" стали неуправляемые последствия его деятельности, например экологические и техногенные изменения ландшафтов, производственные катастрофы и другие процессы. В качестве примера можно упомянуть любое химическое производство: схема, промежуточные продукты и вредные отходы которого определяется не желанием человека, а требованиями технологического процесса (цикла). "Великанами" стали и некоторые общественные феномены: формализм, бюрократизм, примитивизм - глупость во всех ее ипостасях.

5) Чрезмерно высокая производительность труда проявила свои неконтролируемые и негуманоидные свойства уже в начале эры капитализма в качестве кризисов перепроизводства. В настоящее время возникла еще одна пока еще малозаметная ситуация, заключающаяся в том, что, благодаря высокой производительности труда, "мощность" отдельного человека (или небольшой группы людей) становится соизмеримой с "мощностью" всего человечества. Появляются внегосударсвенные структуры способные “вершить судьбы мира”. Яркими примерами проявления подобных явлений являются экологические, технологические и политические катастрофы, такие как: аварии супертанкеров, Чернобыль, Бхопал, религиозные секты типа Аум-Сенрике, транснациональные корпорации, локальные войны, Камбоджа, терроризм и ядерный шантаж, разрушение СССР и непомерный рост населения Земли. Менее заметными являются различные структуры гражданского общества...

6) Переход из состояния роста качества жизни в состояние его ухудшения создал в обществе качественно новую ситуацию, которая позволяет говорить, что человечество перешло с одной ветви своего развития (в рамках данного переходного процесса) на другую и старые исторические и обществоведческие навыки и примеры решения задач, которые были, возможно, верными на восходящей ветви развития, могут оказаться (и обычно оказываются) в новых, внешне похожих, но находящихся на спадающей ветви истории, условиях, принципиально неверными. В связи с тем, что количество ресурсов и "благ" приходящихся на одного человека Земли продолжает стремительно и заметно (очень заметно и чувствительно) сокращаться, можно прогнозировать рост расслоения в обществе и ужесточения "технологий перераспределения жизненных ресурсов".

7) Несбалансированность развития отдельных регионов, народов, социальных групп затрудняет взаимопонимание, создает неустойчивые ситуации в обществе когда, например, современнейшее оружие, созданное умнейшими, в общем-то, представителями человечества попадает в руки народов, организаций и людей имеющих если не пещерный, то близкий к нему менталитет. Здесь же и проблемы связанные с религиозной нетерпимостью, сектантством.

В явном виде в общественном сознании многие из этих проблем не акцентируются, хотя ученым известны уже давно. Наблюдаются отдельные попытки (тенденция) решить некоторые из них, которые, например, оказались достаточно успешными с точки зрения занятости населения в Новом Свете, перевести большую часть общества (до 80-90%) из производящих отраслей в "обслуживающий друг друга персонал" (псевдодеятельность или нет?). Деструктивной стороной такого решения проблемы занятости является то, что большая часть этих профессий не требует развитого интеллекта и ведет к "оглуплению" человечества в целом как за счет снижения интеллектуальных качеств индивидуумов, так и усилению негуманоидности системы, что и отмечено в [6];[9];[10].

Для человечества наступают (?) трудные, а возможно даже и "беспросветные", времена. Представляется, что в связи с этим "каждому жителю планеты необходимо на своем месте начинать делать свое дело, правильно понимая его, а именно: прежде всего начинать превращаться из человека, считающего себя разумным, в действительно разумного". Причем делать "нужное всем дело" - оставаясь всего лишь небольшой частицей человечества.

Легко сказать: "Необходимо делать" - скажет читатель - "но возможно ли это?" Для того, чтобы делать свое дело его нужно сначала выделить (определить) и иметь возможность делать, то есть: знать, уметь, иметь необходимые ресурсы, в том числе интеллектуальные, моральные, личные, а также и в виде общественных отношений. Все это сложно, поэтому на первых порах можно рекомендовать (желающим читателям) совершить хотя бы следующие действия:

· перестать воспевать пороки (особенно собственные), такие как лень, пьянство и сопутствующую ему глупость (говоря, что я мол "маленький человек", и пытаясь доказать окружающим, что "пьянство не порок", "а ты не умнее меня" и т.п. - все это занятия недостойные);

· совершенно целенаправленно и, как сказал Н.Островский, в книге "Как закалялась сталь", "мучительно больно" бороться с собственной глупостью, занимаясь образованием других и самообразованием (здесь вполне уместно процитировать В.И.Ленина который призывал "Учиться, учиться и учиться..." - прервем цитату, и трезво подумаем над ее смыслом, и трагизмом ситуации: наш народ попал в беду и по той причине, что успокоился на достигнутом, спился и перестал учиться, заменяя, во многих случаях, реальную учебу ее имитацией);

· понимать, что время активной работы отдельного человека всего 25-30 лет, а время его более-менее "разумного" состояния и того меньше, затем он уходит с арены и на его место приходит другой;

· не стесняться видеть и непрерывно помнить, что вокруг и среди нас действуют много различных сил и людей с различными интересами: честных и не очень, умных и дураков, квалифицированных и нет, думающих о людях и думающих только о себе...;

· создавать новые и сохранять существующие реальные (но не мнимые) достижения культуры, понимая под последней "результат способности человека овладевать силами собственной природы и общества ".

Претендовать на достаточность приведенных примеров - смешно, рекомендаций - тем более.

* * *

Помню, как много лет назад, когда я еще учился в школе и когда стало модно говорить (мода кстати еще не прошла), что забота о собственной семье, собственном "гнездышке", о "повышении благосостояния трудящихся" приведет нас к благополучию, мой отец, вернувшись с одного из партсобраний, на котором обсуждались материалы Съезда КПСС, взявшего курс на повышение этого благосостояния, сказал примерно так: "Эти сволочи еще увидят, что станет с нашей страной (тогда она называлась СССР) через 20 лет". Может быть он сказал еще резче, но вот что интересно: мне, школьнику, уже тогда также было вполне понятно, что же именно произошло - всяким проходимцам, жуликам и "несунам" дали идеологическое обоснование для наживы, после этого человек, оказывается, уже не воровал, а в соответствии с указаниями "партии и правительства" делал "богоугодное дело" - повышал свое благосостояние. Следующий шаг в направлении разрушения страны был сделан в 1982-1985 годах - началась знаменитая "перестройка". Отец ошибся лишь на 3 года. Поразительнее всего было то, что "государственные мужи" продемонстрировали редкий пример, по крайней мере, непрофессионализма, давая обоснования направлению "перестройки" и даже ее необходимости, что менее спорно (перестройка действительно была нужна), и рассуждали на уровне "кухонной логики", т.е. имели квалификацию действительно близкую к "кухаркиной" - произошло вырождение нашей правящей элиты... Поразительно также то, что науке уже тогда(хотя бы по исследованиям "Римского клуба", интенсивно работавшего с конца 60-х годов), и даже ранее, было известно, что "общество потребления" (пресловутые Америка и страны семерки) ведет человечество в тупик. И тем интереснее на этом фоне звучали заявления, что Россию в целом в перспективе ждут какие-то блага и "возрождение", то есть по какой-то причине она будет богатеть, в то время как все остальное человечество - беднеть. Реально ситуация несколько драматичнее, де-факто было разрушено производство, экономика, хозяйственные связи, разорвана на части территория, то есть существенно ослаблена страна и в таком состоянии оставлена один на один с нелегким будущим всего человечества. Сделано это было в силу то ли глупости, то ли корысти властей для народа, которому как всегда предстоит все последствия катастрофы вынести на собственном горбу, это уже не так важно.

Философские аспекты курса "Проблемы современности".

Модели познания



2019-12-29 180 Обсуждений (0)
Основные проблемы современности: демографические, экологические, культурологические, биологические , психологические, энергетические, технологические, информационные ... 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные проблемы современности: демографические, экологические, культурологические, биологические , психологические, энергетические, технологические, информационные ...

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (180)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)