Роль интеллектуальной элиты в современном мире
Роль ЭЛИТЫ в обществе. Роль элиты в обществе подобна роли того слепца, который ведет за собой остальных слепцов, и факт их совместного выживания зависит от судьбы (стечения обстоятельств, везения), таланта ведущего (в том числе и способности понимать, что он "слепец"), взаимоотношения в обществе (качества "подэлитных слоев") и ряда других факторов. Понятие "интеллектуальная элита" обуславливается как биологическими качествами человека, так и ситуационными - общества, т .е. она (элита) разная и обладает возможными, а не требуемыми качествами. Кроме того, известно, что нормальному обществу в нормальных условиях не требуется большого количества выдающихся людей. Но при этом, естественно, возникает достаточно сложная проблема: "Где взять умных людей в критические моменты истории?" Несмотря на разницу в общественных институтах, рекрутирующих своих представителей в элиту, индивидуумы, проходящие под определением ЭЛИТА, являются продуктом образовательной системы (здесь проходит их детство и юность, здесь закладываются основные человеческие качества). Необходимо отметить (известный парадокс), что сейчас лечит не врач, а медицина и лекарства, учит не учитель, а учебное заведение программа, книга....В области интеллектуальной работы потребность в элите для решения бытовых (стандартных) задач заметно снизилась. Накопленные человечеством знания и совершенная система образования, а также отлаженные технология и управленческий АППАРАТ позволяют человеку даже с посредственными интеллектуальными способностями достаточно долго выполнять управленческие, обучающие, исполнительские и т.п. функции, прежде чем будет обнаружена его профессиональная непригодность. Яркие примеры современности: Чернобыль и Бхопал, озеро Севан и аварии супертанкеров у берегов США, развал СССР. Де-факто, требования со стороны ОБЩЕСТВА к качествам человека, занимающего нишу элиты, резко снизились, в то время как история и сама цивилизация их повышают. В последние годы народы предъявляют к элите вполне определенные требования: интеллектуальность, честность, профессионализм (допускается их перестановка, но не исключение). Предъявляет, но не имеет. То меньшинство, которое занимает экологическую нишу элиты в различных странах, независимо от строя, не соответствует в своем ядре ни одному из указанных требований. Люди же обладающие подобными качествами либо еще не сформировали требуемую общность (элиту), либо их не хватает для обеспечения нормативно-значимого уровня. Особенно это актуально в настоящее время для нашей страны. В качестве примера приведем некоторые качества руководящих работников городского уровня, которые желательно иметь в США (Сан-Диего: Преуспевающая городская организационная структура. К.Клири, П.Хэнли, Т.Сопп - Современная высшая школа N3,1991) [6]. На основе анализа 120 характеристик выделены 20 основных требований к руководящим работникам: * дальновидность, перспективное мышление - способность прогнозировать желаемые ситуации; * разумный риск - способность воспринимать новые идеи и поддерживать прогрессивные мероприятия; * планирование - способность предвидеть потенциальные проблемы и готовность к решению непредвиденных осложнений; * моральный облик - соблюдение нравственных принципов; * работоспособность - готовность работать сверхурочно; * приоритет общественных интересов - способность рассматривать и уравновешивать интересы различных групп населения; * общительность - способность устанавливать неформальные связи с целью обмена и получения информации и создавать здоровый моральный климат в коллективе; * сосредоточенность - способность отсечь менее важные от главной задачи и двигаться к намеченной цели, не отвлекаясь на мелочи; * информированность - способность ясно излагать свои мысли; * уравновешенность - умение улаживать конфликты и решать споры без срывов; * определение главной задачи - способность изучить всю относящуюся к данной проблеме информацию перед принятием решения; * ответственность при принятии решения - осознание влияния возможных последствий собственных решений на деятельность всего коллектива; * коллективизм, слаженность - умение налаживать взаимодействия в коллективе при совместном решении общих проблем; * результативность работы - способность организовать работу так, чтобы повысить производительность и снизить затраты; * забота о карьере подчиненных - способность обеспечить профессиональную подготовку и повышение квалификации подчиненных с перспективой продвижения по службе; * организованность - умение оптимально организовать свое рабочее время с учетом взвешенной оценки как неопределенных, так и противоречивых текущих требований; * политическая взвешенность - способность признавать и уважать политические интересы сотрудников в ходе выполнения программ или проектов; * подотчетность - способность принимать на себя ответственность за успехи и неудачи всего коллектива и отчитываться за свои поступки; * гибкость - умение корректировать свое поведение для достижения необходимых результатов; * презентабельность - умение сформулировать сложную информацию и довести свою идею до воплощения. Список достаточно странный, так как не производит впечатления созданного в капиталистической стране, но, тем не менее, может быть использован для обзора требований предъявляемых к нашей управляющей элите среднего уровня (город, завод, институт, небольшая республика).
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (168)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |