Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


К вопросу об информации



2019-12-29 164 Обсуждений (0)
К вопросу об информации 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Основным качеством человека является ограниченность интеллектуальных ресурсов - разума или рассудка (?). Исследования проведенные социологами показали, что большая часть потребителей информации (85-90% читателей) из газет адекватно (правильно) понимает всего лишь 40% (в лучшем случае 60%) из того, что ими прочитано. Аналогичное положение складывается и с электронными средствами информации. Необходимо, правда, отметить, что это "качество" людей повышает инерционность информационной системы "общество", уменьшает ее избирательность, что с одной стороны плохо, так как существенно затрудняет "исправление ошибок", но с другой стороны хорошо, так как затрудняет "промывание мозгов" населению и не позволяет совершить крупную фатальную ошибку (затрудняет - не более). Кроме того, применяемое человеком для передачи и хранения информации СЛОВО имеет диатропическую форму (ядро+периферия), причем ядра понятий у разных людей зачастую различны, но за счет обширной периферии удается все же обеспечивать некоторое взаимопонимание.

В настоящее время, несмотря (а может быть - благодаря...?) на интенсивную работу философов, писателей, политиков и журналистов нет общепринятых понятий многих слов (происходит усиленное размывание понятий), применяемых в быту, политике и даже правовых документах. В разговорном языке, в "простонародье", в использовании неопределенных терминов нет ничего страшного. Применение их в политических документах и высказываниях государственных деятелей является нормальной международной практикой, что также вполне понятно. Хуже обстоит дело, когда это явление имеет место в правовых документах - кодексах, но и это допустимо, ведь общеизвестно, что в настоящее время на планете институт права защищает все еще интересы лишь правящих сил и верхушек государств, то есть институт права - всего лишь ПОЛИТИКА. И, что весьма любопытно, именно ПОЛИТИКА, а не право, защищает интересы народа. В системе же образования и науке, где основным критерием представления информации является истинность последней и честность информационных отношений (так как знание и информация являются всего лишь малым островком в море незнания и лжи) применение неопределенных терминов представляется малоперспективным и неприемлемым. Правда это несколько идеалистический взгляд на систему образования и науку, так как обычно общество вынуждено удовлетворяться достаточной степенью адекватности решения практических задач, то есть оно решает лишь практические (утилитарные) и политические ("оболванивание" масс) задачи, что по логике вещей на определенных этапах развития цивилизации, ДОЛЖНО привести общество к катастрофе. Кроме того, человек всегда вынужден довольствоваться имеющимся в его распоряжении объемом знаний (информации) и действовать исходя из них (принципиальная особенность естественных информационных систем).

* * *

"К счастью, на деле нам надо не столько знать будущее, сколько уметь разумно действовать. А это значит, что главная ценность прогноза - в указании наиболее опасных вариантов развития событий. Если опасность осознана как в принципе возможная, то меры против нее надо предусмотреть независимо от того, вероятна она или нет." [1-ОС].

* * *

Мы будем стремиться уточнять терминологию и придерживаться принятых нами значений слов и терминов в процессе всего курса. При этом обратим внимание на то, что так как известные истины не образуют полного знания и способны сформировать лишь мозаичную картину мира, которую зачастую трудно использовать в адекватной практической деятельности или в системе образования, в учебники необходимо входит, как правило, и "очевидный", но непроверенный и недоказанный материал - для связки. Последнее хотя и позволяет более легко усваивать знания, все же несколько дезориентирует и дезинформирует субъекта обучения (особенно пытающегося мыслить самостоятельно). Это "необходимое зло", с которым желательно бороться.

* * *

В молодости борясь с собственной глупостью, в более зрелые годы борясь еще и с глупостью других, и в еще более зрелые годы я убедился, что глупость, являясь как и разум "самопроизвольным движением ума", есть неотъемлемое качество и свойство любого человека. Из этого наблюдения следует достаточно простой вывод, что жить и ориентироваться в мире необходимо учитывая это человеческое свойство, зная и помня о нем, а не делая вид, что "это не так". Продолжением мысли является наблюдение, говорящее о том, что практически во всех книгах имеются ошибки, обусловленные то ли недостаточностью знаний, то ли глупостью автора (что далеко не одно и то же), то ли сознательной дезинформацией, и для читающего (либо слушающего) не суть важно какова причина недостоверности информации, он эту информацию все равно интерпретирует по своему.

* * *

Вдумаемся еще раз в мысль Ю.В.Чайковского: "К счастью, на деле нам надо не столько знать будущее, сколько уметь разумно действовать". Данная мысль характеризует основное свойство любой информационной системы (в том числе и человека) - обусловленное ее необходимостью всегда действовать при недостатке информации, принимая свое внутреннее знание за достаточное основание для совершения поступка. Это свойство системы является ее наиболее интимным (уязвимым) и эксплуатировать его (насаждая, например, религию в той или иной форме, веру в Бога и т.п.), как говорят верующие, - грешно.

"Проблемы цивилизации" и область человеческих интересов

Существует много определений и понятий: что такое ЦИВИЛИЗАЦИЯ и что такое КУЛЬТУРА. Иногда говорят, что цивилизаций было много: древнегреческая, древнеримская, европейская, азиатская (в этом плане можно говорить о русскоязычной, англоязычной и, например, испаноязычной цивилизациях); можно считать, что цивилизация это - Мир людей. Мы остановились на понятии (?), в соответствии с которым считаем, что цивилизация - это общество с присущей ему основной характеристикой, а именно: "способом и уровнем овладения Человеком силами природы и самого (авт. -В.Г.) общества" [4-ОС], [11]. И отличаем понятие цивилизация от понятия культура, которая является свойством общества возникающим в результате овладения Человеком своей собственной природой и своими силами. Общество - то поле приложения сил (?), где оба понятия смыкаются. В общем случае понятие культура является более широким, чем понятие цивилизация.

* * *

Носителем цивилизации является Человек с его "Человеческими качествами". Говорят HOMO SAPIENS - ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ. В системе Биосфера человек, наряду с обществом, является ячейкой связывающей природу с техносферой. Последняя, для поддержания своего существования, требует вполне определенных объективных условий, противоречащих во многих случаях интересам самого человека, общества и человечества, то есть техносфера является негуманоидной системой, впрочем как и Биосфера. Особенность человека, отличающая его от остального мира животных, является способность не только решать,но и создавать проблемы (другие животные решают проблемы, которые ставит перед ними природа); причем создавать проблемы человек начал уже в далекой древности:

- существует мнение, что пустыни Азии и Африки являются наглядным примером "землепользования" путем вырубки лесов и скотоводства в зонах повышенной неустойчивости экосистем;

- известно, что эпидемии, войны и переселения (выселения) возникали зачастую из-за перенаселенности скученности и "религиозности";

- биологическая деградация человека происходила и происходит из-за нарушения механизмов естественного отбора, применения в неразумных масштабах лекарств, химикатов и пьянства;

- общественные (гуманитарные) проблемы (их не счесть).

Особенно актуальными являются те проблемы, которые были созданы в последние десятилетия существования человечества (10-20 десятилетий). Эти проблемы можно считать глобальными (всеобщими); используя научную терминологию, их можно назвать "проблемами сохранения": цивилизации как таковой, среды ее обитания, многообразия форм - культур, качества человека и человеческих качеств.

*** Конкретно можно выделить следующие первичные проблемы:

· демографические; в настоящее время по данным различных авторов, например, Н.Моисеева, Ст.Лема, В.Дольника - планета перенаселена в 6-25 раз; раньше можно было говорить о перенаселении того или иного региона, что было достаточно неприятно, но решалось относительно просто: переселением, эпидемиями, войнами и другими механизмами, рассмотренными в свое время Р.Мальтусом и его последователями,- сейчас речь идет о перенаселении планеты в целом;

· прогресса, которые менее очевидны, хотя достаточно заметны и видны всем, регулярно обсуждаются общественностью: технологические и ситуационные (обусловленные слишком высокой производительностью труда и ограниченность задач (сценариев), стоящих перед человеком, нтеллектуально-культурологические (кризис института образования), политические, энергетические и т.д.);

· информационные: человечество имеет дело как с информацией, так и информационным шумом; в настоящее время их потоки настолько велики, что оно "задыхается" в них и не в состоянии эффективнопереработать; появилось большое количество понятий и даже областей деятельности людей которые можно отнести к шумовым и которым в реальном мире ничего не соответствует: астрология, религия, экономика..;

· культурологические: достижения современной культуры и науки настолько высоки и впечатляющи, что у основной массы "потенциальных творцов" теряется уверенность в собственных силах, а зачастую и сам "смысл жизни"; решение этой проблемы видят в увеличении сроков и уровня образования (воспитание устойчивого индивидуума); наблюдаются признаки вырождения культур: западноевропейский стиль (культура, вещизм, прагматизм) в тех или иных формах завоевывает всю планету;

· целевые: люди и даже целые народы теряют глобальные цели своего существования (становятся придатками производства или экономики), многое в наше время уже нельзя (захват территорий, например), кое-что еще можно (экономическая экспансия), наблюдается возврат к мироощущению древнего мира, "вселенная человека" становится замкнутой, жизненного пространства народам не хватает;

· вырождения самого человека (связанные с резким улучшением медицинской помощи, массированным применением лекарств, выносом в биосферу огромного количества микроэлементов, а также с энтропией генетического кода), и взрыва экологической ячейки "человечество" (признаками взрыва является практическое совпадение биологического и фактического времени удвоения населения планеты, составляющего для вида homo sapiens примерно 20 лет);

· экологические (являются следствием вышеперечисленных); проблемы стоят на последнем месте в списке, но являются элементом системы обратной связи и индикатором состояния планеты.

Производные проблемы:

· войны и мира - ядерное противостояние, неадекватность действий политиков, терроризм, воинствующие доктрины и т.п.;

· экономические: потребление ради потребления, "экономические" кризисы и т.п.

Существует такое понятие как области человеческих интересов, к которым относятся: сам человек, его близкие и друзья, школа, работа, город, будущая профессия, должность или супруг, государство, где он живет, другие страны и миры, искусства, спорт, политика, физиологические удовольствия и прочее. Эти и подобные области человеческих интересов отделены и отдалены от него в пространстве и во времени. Исследования показывают, что их значимость, по мере того как эти вещи удаляются в будущее или в пространстве (становятся недостижимыми) и, особенно, в прошлое, для конкретного индивидуума (для основной массы) падает. Хотя, некоторые из них имеют большое значение в любом случае (области повышенного профессионального интереса[12], хобби, религия). Те же исследования показывают, что вещи, которые для человека кажутся совершенно не важными и незначительными, обладают свойством "мстить" за пренебрежение к ним. К таким вещам относятся, например: политика (многие ставят себе в заслугу, что они, мол, "честно" работают и не занимаются политикой), правда и ложь (последнюю вообще пытаются убрать из лексикона современного человека обозначив ее странным термином "лукавство"), интеллект (каждый считает, и вполне обоснованно, что он имеет достаточные для него интеллектуальные качества: хорошо известно, что все жалуются на память, но никто - на разум и отсутствие чувства юмора), честность, Родина и т.п. По прежнему к вещам, не имеющим большого значениядля основной массы людей, относятся перечисленные выше проблемы. Пока что это всего лишь области интересов отдельных профессионалов: писателей, политиков, ученых, небольших партий. Когда же они станут областью практических интересов каждого человека может оказаться, что изменить положение вещей уже невозможно. Здесь представляется необходимым отметить, что представленные выше вещи являются размышлениями и автор говорит о них без особого пафоса. В сложившейся ситуации необходимы не красивые и сильные слова, а конкретные дела и прежде всего необходимо прозрение.

Применительно к России следует отметить, что зачастую не правы как те, так и другие. В связи с тем, что работа носит учебно-научный характер, автор не может быть сторонником антирыночного, рыночного, капиталистического или коммунистического подхода в рассмотрении стоящих перед цивилизацией проблем. Поскольку все системы и подходы, включая, как это ни странно, и религиозный, имеют дело с реальными общественными производственными отношениями, то они их и отражают с той или иной степенью достоверности. Это позволяет в любой адекватной "синтетической" картине мира увидеть "составные части" систем-конкурентов и "обвинять" ее во всех смертных грехах. Причем такая картина не будет нравится представителям любых концессий.

В самом начале было отмечено, что данная "работа предназначена для читателя, понимающего, что в современном Мире "что-то" "не так", читателя, желающего и пытающегося самостоятельно разобраться в том, "ЧТО?" (это "что-то") и "ПОЧЕМУ?" ("не так"), какие перспективы ожидают его самого, его детей и внуков, а также всех нас (ЧЕЛОВЕКА и ЧЕЛОВЕЧЕСТВО), и что возможно сделать, чтобы изменить, при необходимости (а необходимость, честно говоря, существует уже давно), ситуацию".

На протяжении примерно 30 страниц основной части и в приложениях изложен один из возможных взглядов на Мир, Человека и Человечество с которым читателю предлагается сравнивать имеющиеся собственные и последующие представления и знания.



2019-12-29 164 Обсуждений (0)
К вопросу об информации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: К вопросу об информации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (164)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)