ГЛАВА 1. ОБЗОР ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ
ПЛАН РАБОТЫ
ВВЕДЕНИЕ
НАРКОТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В конце XX века злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. По данным Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приемом различных психоактивных веществ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн. человек. В последнее десятилетие и для России употребление несовершеннолетними и молодежью алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. По данным Минздрава России количество потребителей наркотиков на первое полугодие 1999 г. составило 315 тыс. человек. По мнению экспертов, реальная численность потребителей наркотиков в стране превышает этот показатель в 8-10 раз. Системный анализ показателей наркологической заболеваемости подростков и населения в целом свидетельствует о том, что в 1998 году уровень заболеваемости наркоманией среди подростков был в 2 раза выше, чем среди населения в целом, а заболеваемость токсикоманией - в 8 раз. Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раза, а ненаркотическими ПАВ - в 11,4 раза чаще, чем взрослые. Происходит неуклонное «омоложение» наркомании. В России средний возраст начала употребления алкоголя среди мальчиков снизился до 12,5 года, среди девочек до 12,9 года; возраст приобщения к токсико-наркотическим веществам снизился соответственно до 14,2 года среди мальчиков и 14,6 года среди девочек. За пять лет (с 1992 по 1997 гг.) число детей, больных наркоманией, увеличилось в 19,3 раза; больных токсикоманией - в 15,7 раза. Как следует из большинства социологических исследований и научных публикаций, в нашей стране 8% молодежи периодически употребляют наркотики. Среди студенчества наркоманией охвачено в той или иной мере 30-40%, а по отдельным регионам эта цифра значительно выше. По существующим прогнозам рост показателей, связанных с употреблением психоактивных веществ, может продолжаться вплоть до 2005-2010 года. Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами и больных наркоманией, отмечается увеличение объема негативных медико-социальных последствий наркомании. Это возросшая в 7-11 раз смертность, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а также сопутствующих наркомании болезней: в первую очередь СПИДа (в России среди больных СПИДом более 50% наркоманов, в Европе - 70%), инфекционных гепатитов (в России более 90% наркоманов болеют гепатитами), венерических болезней, туберкулеза и других заболеваний. ВИЧ-инфекции зарегистрированы не только у подростков и детей в возрасте 11-14 лет, но и у младенцев, заразившихся от ВИЧ-инфицированных матерей, больных наркоманией. По данным международной статистики весь круг заболеваний, связанных с наркоманиями, дает около 10% всех смертей и 20% всех госпитализаций. Причем в настоящее время около 40% госпитализаций в психиатрические клиники составляют подростки с делинквентными формами поведения в сочетании с наркотизацией и токсикоманией. Таким образом, исходя из возрастных особенностей большинства наркозависимых (13-24 года), под угрозой фактически оказалось будущее страны. Очень высока криминогенность среди лиц, злоупотребляющих наркотиками и другими ПАВ. В 1998 году несовершеннолетними совершено более 11 тыс.
преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков (это на 9,5% больше, чем в 1997 году). Органами внутренних дел выявлено более 1,3 тыс. несовершеннолетних, совершивших преступления под воздействием ПАВ. Дифференцированный анализ отечественной и мировой наркотической ситуации позволяет выделить ряд основных факторов, определяющих негативную динамику проблемы. Условно выделяются социально-экономические, социально-идеологические и биомедицинские факторы, а по масштабу их действия - глобальные, геополитические, региональные, присущие отдельным слоям общества, микрогруппам населения, семьям, личностям. В последние годы Россия начала играть роль крупного рынка сбыта наркотиков. В геополитическом плане наша страна оказалась на путях мировых потоков наркотиков, а также стала пограничной страной по отношению к тем странам и регионам, в которых наркобизнес является одним из основных средств получения денег на оружие, ведение войн, осуществление террористических актов. В самой России и граничащих странах СНГ появились опасные наркозоны - Чечня, Таджикистан, Казахстан и др., что влияет на распространенность наркотиков в масштабах всей страны. Среди основных причин, влияющих на распространенность наркомании и токсикомании в детско-подростковой среде, одно из первых мест занимает легкая доступность ПАВ. Около 60% опрошенных несовершеннолетних, употребляющих наркотики и токсические средства, отмечают относительную несложность их приобретения. Наркотики приобретаются в школах, на дискотеках, в кафе, в хорошо известных местах на улицах, в парках, а также на квартирах распространителей и торговцев наркотиками. Наркодельцы давно определили для себя образовательные учреждения как мини-рынки сбыта наркотиков в детско-подростковой среде. В результате общество столкнулось с реальной незащищенностью детей и подростков от экспансии наркотических средств. Поэтому, без жестких мер противодействия незаконному обороту наркотиков и силового противостояния наркогруппировкам, добиться реального повышения эффективности антинаркотической профилактической работы только за счет усилий воспитателей, учителей, врачей, психологов, социальных работников не представляется возможным. Следующим важным фактором наркотизации является снижение у большинства детей и подростков превентивной психологической защиты и низкий ценностный барьер. Несовершеннолетний, начинающий принимать наркотики, находится в своеобразной социально-психологической ситуации: с одной стороны - массовое распространение наркотиков, мощный прессинг рекламных предложений нового стиля жизни и новых ощущений, связанных с наркотизацией, в сочетании с доминирующими у подростка мотивами любопытства и подражания; с другой - растерянность и некомпетентность педагогов, социальных работников, родителей; с третьей - борьба правоохранительных структур с потребителями ПАВ. Ситуация усугубляется тем, что в недалеком прошлом ранняя алкоголизация и токсикомания преимущественно поражали детей из неблагополучных семей, родители которых вели асоциальный образ жизни. На сегодняшний день число молодых наркоманов пополняется в не меньшей степени подростками из благополучных слоев общества, семей с высоким достатком. Как правило, в подобных случаях гипоопека и невысокие морально-этические нормы, сложившиеся в семье, сочетаются с финансовой свободой подростков, связанной с легко доступными деньгами. Именно дети из этих семей преимущественно формируют особую молодежную субкультуру, ведущими ценностями которой являются свободное, гедонистическое времяпровождение в сочетании с наркотизацией как определенным стилем жизни. На уровне личностных факторов, являющихся пусковым механизмом начала употребления наркотиков и последующего злоупотребления ими, выделяются индивидуальная дисгармоничность, наследственная генетическая дефицитарность, врожденные аномалии характера, проявляющиеся в виде негативных аффективных и поведенческих расстройств. Немалый «вклад» в ухудшение здоровья детей и подростков и создание благоприятной почвы для распространения наркомании вносит современная система воспитания и порой недостаточно обоснованные чрезмерные психофизические нагрузки, обусловленные существующей системой образования. Низкий качественный уровень подготовки в массовой общеобразовательной школе, очевидно, стал причиной создания элитных школ, так называемых школ «нового типа» (гимназии, колледжи и т.п.). Элитные школы являются экспериментальной базой для внедрения новых, «прогрессивных» методов обучения. При этом программы обучения не сертифицированы гигиенистами, внедряются без участия органов здравоохранения. Около 350 авторских программ не прошли санитарно-гигиенической и медицинской экспертизы. Жесткие учебные нагрузки настолько не соответствуют возможностям растущего организма, что могут способствовать инвалидизации. Например, с компьютеризацией связывают возникновение заболеваний органов зрения у 40% школьников. Отрицательно сказывается на здоровье учащихся совмещение учебы с трудовой деятельностью. Как правило, дети, вынужденные совмещать учебу и работу - это дети из низко обеспеченных семей, у которых дополнительная трудовая нагрузка сочетается с недостаточно качественным питанием и другими факторами, связанными с низким уровнем жизни семьи. Процесс обучения организовывается без учета здоровья обучающегося, несбалансированных режимов его умственной деятельности, производительного труда и отдыха. Сокращение сети дошкольных образовательных учреждений и сокращение охвата детей общественным дошкольным образованием (на 01.01.99 только 53,9% детей в возрасте от 1 до 6 лет посещают дошкольные учреждения) дополнительно сказывается на возможности проведения соответствующей воспитательной работы среди детей дошкольного возраста и их родителей. Также существенным отягощающим фактором риска возникновения наркомании является высокая соматическая заболеваемость учащихся. Существующее положение в школе, конечно, наряду со всеми негативными явлениями в повседневной жизни школьников, привело к значительному ухудшению показателей их здоровья. По данным Минздрава России: до 50% гимназистов заканчивают учебный день с признаками сильного и выраженного переутомления, в общеобразовательных школах таких школьников 20-30%; повышенная невротизация диагностируется у 55-83% учащихся школ нового типа, а более половины учеников этих школ имеют хронические болезни. Среди практически здоровых - две трети детей имеют морфофункциональные изменения; в результате многочисленных неблагоприятных факторов, влияющих на организм ребенка, у 25% детей и подростков развивается синдром астенизации физического развития, характеризующийся уменьшением массы тела, снижением мышечной силы и жизненной емкости легких; из 6 млн. подростков, прошедших профилактические осмотры в возрасте 15-17 лет, у 94,5% были зарегистрированы разные заболевания, основные из которых - близорукость (за время обучения число детей с близорукостью увеличивается в пять раз), заболевания опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, пищеварения, нервной системы, причем распространенность заболеваний, ограничивающих выбор профессии, достигает 30%; Распространенность психических заболеваний среди детей и подростков возрастает каждые 10 лет на 10-15%, частота психических заболеваний достигает у детей 15%, у подростков - 20-25%, психические заболевания являются причиной инвалидности с детства в 70% случаев, непригодности к военной службе - в 33% случаев. В детских домах психически здоровы лишь 10% детей, а в приютах практически все дети имеют клинически выраженные нервно-психические расстройства, причем треть из них - в стадии декомпенсации. Отсюда следует, что современная система образования в российских школах вносит свой «весомый вклад» в ухудшение общесоматического и психического здоровья учащихся, наряду с другими неблагоприятными влияниями повседневной жизни. Учащиеся с перечисленными нарушениями относятся к группам риска и нуждаются в специализированной медицинской и психологической помощи. Таким образом, эпидемия наркомании в стране обусловлена не только совокупностью многих патогенных личностных, социальных, геополитических и других факторов, но и их сложным взаимодействием и взаимопроникновением. Такое понимание этого сложного биопсихосоциального явления диктует выбор определенных стратегий и предпочтительных подходов в поисках путей решения проблемы наркомании с использованием потенциала заинтересованных государственных институтов и общественности. Обращает также на себя внимание низкий уровень информированности населения о профилактике наркотической патологии и малая доступность квалифицированной бесплатной консультативной и лечебно-реабилитационной помощи детям и подросткам, больным наркоманией, и превентивной помощи лицам, лишь приобщающимся к употреблению ПАВ. Около 60% опрошенных детей и подростков и 28% взрослых не представляли, куда можно обратиться при появлении наркотических проблем. Причем, в основном, население ориентировано на анонимную наркологическую помощь. В стране отсутствуют государственные детско-подростковые реабилитационные центры, а оплачивать услуги коммерческой наркологии большинство граждан не в состоянии. В этой ситуации возникает особая ответственность со стороны профессиональных групп лиц, работающих с детьми и молодежью - учителей, воспитателей, школьных психологов, социальных педагогов, врачей, которые нуждаются в выработке совершенно нового подхода к решению проблем профилактики наркомании.
В Чувашской республике (ЧР) наркологическая ситуация сохраняет свою напряженность. Так по состоянию на 1.03.2006 года всего зарегистрировано 1014 больных наркоманией (78,0 на 100 тыс. населения). По сравнению с аналогичным периодом прошлого года 1066 больных (81,7 на 100 тыс. населения) число больных наркоманией уменьшилось на 4,8 % . Число злоупотребляющих наркотиками в 2006 году составляет 581 чел. (44,7 на 100 тыс. населения). По сравнению с аналогичным периодом прошлого года 476 чел. (36, на 100 тыс. населения) число злоупотребляющих увеличилось на 22 % .
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ Просвещение в вопросах употребления наркотиков не должно сосредотачиваться только лишь на фактических сведениях о злоупотреблении наркотическими средствами и тем более называть такие сведения так, чтобы они шокировали или вызывали страх. Необходим сбалансированный подход, который позволит уделить больше внимания социальным и культурным факторам. Директор программы по наркомании Всемирной организации здравоохранения Ганс Ембланд говорит: «Наркоманию часто изображают так, будто ее можно ликвидировать путем объявления ей тотальной войны. Однако сейчас акцент смещается: не война с наркотиками, а поддержка стратегии «Здоровье для всех». Во многих странах неправительственным организациям отводится главная роль по распространению идей, которые должны свести к минимуму вред злоупотребления психотропными I веществами. Самыми распространенными в мире программами первичной профилактики являются образовательные антиалкогольные и антинаркотические программы. Они доказали свою эффективность в начальных классах и среди молодых правонарушителей. Однако в литературе высказываются и серьезные замечания по антиалкогольным программам, ориентированным только на просвещение. Обобщив опыт многих программ антиалкогольного и антинаркотического воспитания, специалисты из Голландии пришли к выводу, что программы, ориентированные только на информацию о негативных последствиях употребления психоактивных веществ, оказываются неэффективными, тогда как программы, обучающие адаптивному стилю жизни, навыкам общения, критическому мышлению, умению принимать решения и противостоять в ситуациях предложения психоактивных веществ, — являются эффективными. Представляется целесообразным более подробно рассмотреть опыт первичной антиалкогольной и антинаркотической профилактики в различных странах США Американские эксперты Национального института наркомании утверждают, что наркотики, вызывающие зависимость, коренным образом изменяют головной мозг человека, вызывая маниакальную, неподдающуюся контролю тягу к поиску и употреблению. Вот что они говорят: «Сегодня известны 72 фактора риска возникновения наркомании и наркотической зависимости. Они имеют различную значимость и могут действовать на уровне отдельного человека, семьи или общества». Кстати говоря, это те же самые факторы риска, которые играют свою роль в других случаях: бедность, расизм, отсутствие должного воспитания, дурное влияние со стороны сверстников, «плохая» компания. Эти факторы риска увеличивают вероятность того, что люди с определенными чертами характера начнут принимать наркотики. Но не будем спешить с обобщениями. Большинство людей со многими факторами риска не прикасаются к наркотикам. Сами по себе эти факторы риска не определяют конечного результата. Тогда от чего же зависит, будет ли, скажем, Гарри употреблять наркотики и станет ли он наркоманом? Это далеко не один и тот же вопрос. Подтолкнуть Гарри к наркотикам могут разные личные обстоятельства — состояние стресса, употребление наркотиков его сверстниками, их доступность, психологическое давление или просто желание «отключиться» от неприятной жизненной ситуации или изменить настроение и зажить веселее с помощью наркотиков. Люди впервые принимают наркотики, пытаясь изменить свое настроение, свое отношение к действительности или свое эмоциональное состояние... И мы, кстати говоря, очень много знаем о том, как наркотики это делают, и какие мозговые механизмы они затрагивают. Такой общий механизм состоит в том, чтобы вызвать выделение дофамина, вещества, содержащегося в клетках основания головного мозга в соединении, которое называется «дорожкой мезаболического вознаграждения». Дофамин служит в этом соединении нейрохимическим передатчиком. Определенный уровень дофамина в мозгу образуется в нормальных условиях под воздействием вкусной пищи или занятий любимыми видами деятельности, он необходим для человеческой жизни. Дофамин — очень важное во многих отношениях вещество. Например, он участвует в моторной функции, для поддержания которой в мозгу человека должно присутствовать некоторое минимальное количество дофамина. Например, болезнь Паркинсона вызывается дефицитом дофамина, что приводит к моторным нарушениям. И шизофрения, и депрессия — главным образом шизофрения — отчасти вызываются недостатком дофамина. И действие антипсихотических наркотиков основано на повышении уровня дофамина. Содержание дофамина должно не скакать вверх и вниз, а поддерживаться на определенном уровне. Дофамин — ключевой элемент, и все вещества, вызывающие наркотическую зависимость, изменяют, содержание дофамина в этой части головного мозга. Таким образом, и алкоголь, и никотин, и наркотики производят изменение дофамина в окрестностях ядра, в мезаболическом пути в основании головного мозга. Вначале принятие наркотиков увеличивает выделение дофамина, но с течением времени оно фактически начинает вызывать обратный результат, т. е. объем выделения дофамина сокращается. И это дает ученым основание полагать, что большинство наркоманов испытывают трудности с получением удовольствия, поскольку дофамин играет при этом важную роль, и если его уровень невысок, человек не чувствует себя столь уж хорошо. Но, однажды попав под наркотическую зависимость, человек фактически принимает наркотик не только ради удовольствия, а чтобы избежать болезненных симптомов. Он пытается избежать подавленности и боли, т.е. поднять Уровень дофамина, чего не происходит, но он повторяет попытки снова и снова... Алан Лешнер считает, что люди, имеющие наркотическую зависимость, испытывают трудности с получением удовольствия, потому что их дофаминная система нарушена. Американские ученые отмечают, что вещества, вызывающие Наркотическую зависимость, оказывают, по крайней мере, два вида воздействия. Первый из них они называют «мозговым повреждением», т.е. в буквальном смысле уничтожаются клетки или функции головного мозга. Второй вид воздействия обратим, и может быть компенсирован некоторыми видами медикаментов. А. Лешнер подчеркивает, что наркомания — это особого вида заболевание мозга, которое имеет как поведенческие, так и социальные аспекты. Поэтому лучшие методы лечения должны затрагивать и биологические, и поведенческие, и социальные аспекты. Исследования показали, что хотя коррекции поведения и лечения в отдельности могут быть очень эффективными, объединение этих двух методов повышает их общую действенность. Профилактические программы должны учитывать возраст людей. Всем известно, что менталитет подростков и молодых людей более старшего возраста существенно различается. Поэтому к ним необходим различный подход, разные идеи, что очень хорошо чувствует, например, рекламная индустрия. Американские ученые отмечают, что людям зачастую нравятся профилактические программы «моментального действия». Сделай это — и проблема решена. Но подобные программы никогда не работают. Необходимо проводить поэтапные меры В США исследователи из Йельского университета опубликовали результаты своей работы, которые показывают, что у американских подростков, живущих в городах или пригородах, по их собственному мнению, короткая программа из 20 занятий существенно снизила стремление к употреблению наркотиков и алкоголя. Исследователи из Йеля исходили из предпосылки, что молодые люди менее подвержены влиянию дурного примера в употреблении алкоголя и наркотиков, если они лучше социально адаптированы. На этой основе группа йельских психологов разработала программу социальной приспособленности. Используя известную в США Программу позитивного развития юношества, они учили подростков 11 — 14 лет успешно справляться с многообразными социальными задачами и проблемами своего развития. Специально разработанные занятия были посвящены регулированию стрессов, осознанию положительных свойств личности и формированию целей для достижения здорового образа жизни; а также общественным и юридическим последствиям злоупотребления алкоголем и наркотиками. Прошедшие подготовку в группах показали улучшенные результаты в самопознании и самоконтроле. Кроме того, оказалось, что способности к самоконтролю и уровень социальной адаптации учителей также возросли в результате подобных занятий с ними, что подтверждено повышением рейтинга популярности этих учителей. Анализируя свои результаты, исследователи пришли к выводу, что после специфических тренировок у занимающихся развилась способность критически мыслить, благодаря которой они смогли оценить пагубность злоупотребления алкоголем и наркотиками. В университете Чикаго была разработана антинаркотическая профилактическая программа «Модель с использованием местного лидера». Основным принципом программы является то, что работа ведется путем сотрудничества с неформальным лидером определенной группы, привлечением его на сторону руководителей программы. Лидеры отбираются по результатам социологического опроса. Интересный подход к изучению распространения наркомании предлагают американские исследователи Э. Эмоэтинг и С. Бар. Отмечая, что подростки зачастую имеют друзей-наркоманов, от которых перенимают положительную установку к употреблению наркотиков, ученые считают: прежде всего нужно выяснить, кто не попадает под такое влияние. Иными словами, важно не столько ответить на вопрос, почему подростки «заражаются» дурным примером, сколько определить причину, по которой часть из них осуждает пристрастие к дурману. Оказалось, что в качестве мощного противодействующего фактора выс тупает религиозность. Опыт российских наркологов подтвердил практическую приемлемость этого метода — многим из тех, кого удалось «снять с иглы», помогла религия . А вот что утверждает Чарльз Андерсон, президент международной организации ACAJ в США, консультирующий по вопросам наркомании и алкоголизма: «Мы слишком часто ошибаемся, путая «стремление к мудрости» с образованием или академической подготовкой. На самом деле, личная философия жизни — это стремление понять окружающую действительность и ее ценности. Личная философия — это формирование самых основных убеждений, представлений и мнений. Любой человек, независимо от его ума и образования, который четко и вдумчиво анализирует мир и свое отношение к нему, уже стремится прийти к мудрости и личной философии жизни. Философ — это человек, взгляд которого на окружающий мир позволяет ему встречать невзгоды с душевным равновесием. Это человек, обладающий всеобъемлющим видением жизни и отношением к ней, а также к ее цели. Чтобы добиться трезвого образа жизни и сохранить его, каждый пациент, каждый консультант и каждый врач должны быть философами. У каждого из нас достаточно внутренней силы, чтобы создать философию жизни», — убежден Чарльз Андерсон Начальник Национального управления США по борьбе с наркотиками Барри Маккэффри говорит: «Мы добились больших успехов в снижении употребления наркотиков и искоренении последствий наркомании на национальном уровне. Проводимые нами профилактические и просветительные программы оказались успешными. За последние 15 лет нам удалось на 50% сократить число людей, употребляющих наркотики. Число убийств, связанных с наркотиками, сократилось на 25%. В городах страны сформировано свыше 3,5 тысяч общественных организаций по борьбе с наркотиками». Статистические данные говорят о том, что если молодого человека в возрасте от 10 лет до 21 года удержать от курения, спиртного или наркотиков, то вероятность того, что этот человек окажется в числе наркоманов, почти равна нулю. Как правило, человек не начинает употреблять кокаин на последнем курсе юридического института или метамфетамины на своем первом рабочем месте. Нам известно, что когда работа организована на уровне местной общественности, когда в ней участвуют профессионалы и когда у детей есть положительный пример, они гораздо реже становятся на путь наркомании, даже если в их семьях не все благополучно. Просвещение и профилактика в сфере наркотиков представляют собой стержень национальной программы по борьбе с ними. Среди предпринимаемых в рамках этой стратегии ключевых инициатив, направленных на снижение уровня употребления наркотиков в молодежной среде, можно выделить следующие: недопущение наркотиков в места, где дети и подростки учатся, играют и проводят свободное время; создание в школах и учебных заведениях возможностей для изменения отношения учащихся и родителей к употреблению алкоголя, табака и наркотиков; увеличение числа сообщений о вреде наркотиков в средствах массовой информации. Общественные организации по борьбе с наркотиками — тоже часть общих усилий по профилактике наркомании. В Америке существует сильное общественное движение по борьбе с наркотиками. Оно охватывает свыше 3,5 тысяч общественных объединений. Стремясь сократить употребление наркотиков, особенно среди молодежи, эти объединения сотрудничают с местными группами и учреждениями штатов и федерального правительства. Такие группы способны мобилизовать общественные ресурсы, организовать коллективные действия, сочетать профилактику, лечение и правоприменение, а также возродить у молодежи чувство гордости за проживание в данном городе или районе. В США активно действуют организации, распространяющие позитивный опыт в другие страны. Одной из них является «Life Skills International» (далее — LSI ) — благотворительная организация, учрежденная в 1991 году, которая занимается разработкой и распространением программ здорового стиля жизни детей во многих странах мира. Специалистами LSI осуществляются следующие виды помощи заинтересованным организациям и специалистам: анализ проблем детских коллективов, концептуализация и создание программ преодоления этих проблем; создание и совершенствование программ профилактики приобщения к психоактивным веществам, формирования жизненных навыков, личностного роста; помощь по внедрению профилактических программ, разработка стратегий их применения и распространения, оценка их эффективности; обучение специалистов методам реализации и разработки программ; консультирование правительственных служб, частных и государственных организаций, школ, вузов, разработка финансового обеспечения внедрения программ и подготовки кадров. Базовая программа LSI — программа формирования жизненных навыков и профилактики употребления психоактивных веществ. В США она считается наиболее эффективной. Цель программы — обучение подрастающего поколения здоровому стилю жизни и навыкам сопротивления приобщению к психоактивным веществам. Задачи программы: 1) развитие социальной и личностной компетентности детей; 2) выработка навыков самозащиты и предупреждения возникновения проблем. Решение каждой из этих задач предполагает формирование определенных социально-психологических навыков: 1) обучение навыкам эффективного общения, критического мышления, принятия решений, выработки адекватной самооценки; 2) обучение навыкам умения постоять за себя, избегать ситуаций неоправданного риска, делать рациональный, здоровый жизненный выбор, а также навыкам регуляции эмоций, избегания стрессов, разрешения конфликтов, сопротивления давлению извне. Ниже мы приводим часть статьи Б. Спрангера, написанной специально для нашей страны и опубликованной в журнале «Вопросы наркологии». «Появившиеся в последние десятилетия многочисленные программы профилактики, предназначенные для детей и подростков, далеко не всегда проходили экспертизу эффективности до или после их практического внедрения. Несмотря на это, общественное мнение считает повсеместное внедрение программ в школах желательным. Среди специалистов в области профилактики употребления психоактивных веществ у детей выработана единая позиция в отношении содержания эффективных программ. Она сложилась в результате анализа опыта создания, применения и развития программ, совершенствования способов экспертизы их эффективности и специальных научных исследований. История развития методов предупреждения употребления психоактивных веществ детьми показывает, что местом приложения большинства программ являются школы, предоставляющие наилучшие возможности для максимально полного охвата профилактической работой подрастающего поколения. Более чем другие детские учреждения школы открыты для нововведений, обеспечивают постоянство среды для учащихся (в том числе постоянство деятельности и взаимоотношений с персоналом) и наилучшим образом ориентированы в проблемах молодежи». Анализ научно-исследовательской литературы позволяет очертить границы того, что может дать проведение программ в школах и выявить экспертиза их эффективности. Подобные рекомендации содержатся также в исследованиях «Шкалы оценки здоровья», на которую обычно ссылаются как на ориентир при планировании обучения навыкам здорового стиля жизни в школах США. Общеизвестными условиями эффективности программ являются следующие: • Профилактическая работа наиболее эффективна среди умственно здоровых и хорошо адаптированных к условиям школьного обучения детей. Они относятся к группе меньшего риска. Менее способные и неблагополучные в поведении ученики принадлежат к группе большего риска. Программы профилактического обучения должны специально уделять внимание детям из группы большего риска как нуждающимся в специальных методах обучения. • Наличие специальных знаний и даже изменение установок не может гарантировать желаемых изменений поведения. Поэтому программы должны сочетать различные обучающие стили, подходы и методики профилактической работы. Это позволяет всем учащимся освоить необходимые знания, развить полезные социально-психологические навыки и отработать поведенческие модели и схемы. • Все исследователи солидарны в убеждении, что хорошо подготовленные педагоги-наставники, пользующиеся доверием своих учеников, более эффективно осуществляют антинаркотическое обучение, чем приглашенные специалисты, родители или сверстники. • При использовании профилактических программ, основанных на информационном подходе к антинаркотическому обучению, необходимо иметь в виду, что сенсационность сообщений и тактика запугивания обычно расходятся со взглядами учащихся на окружающее и вызывают сомнения в достоверности источника. • Как и в традиционной риторике, предъявленные осторожно и честно сведения о разных сторонах, плюсах и минусах явления дадут больший эффект, чем однобокая информация. Особенно, если в дальнейшем дети столкнутся с альтернативными • Доказана эффективность активного участия детей в различных специально моделируемых ситуациях, когда они формулируют свои личные позиции в отношении психоактивных веществ. Пассивное присутствие при сообщении информации неэффективно. • Эффективен тренинг социальной компетентности. Особенно с подростками 11 — 14 лет. Приведенные условия эффективного осуществления профилактической работы сформулированы в результате аналитических наблюдений за двадцатилетний период развития антинаркотического обучения в рамках информационного подхода. В последнее десятилетие наибольшее распространение получил новый поведенческий подход. Остановимся более подробно на базовых положениях и основных принципах поведенческого подхода. Процесс научения сложен и многогранен. Среди специалистов в области педагогической психологии не существует полного совпадения мнений относительно содержания и методологии антинаркотического обучения. Различные подходы к нему оцениваются неоднозначно. Поэтому какой-либо единственной обучающей модели для преодоления разнообразных молодежных проблем — с учетом множественной мотивации, степеней риска и наилучшего соответствия того или иного стиля обучения привычному поведению учащихся — было бы совершенно недостаточно. Создатели поведенческих профилактических программ обобщают достижения различных обучающих методик и пользуются эклектичными моделями. Одна из таких моделей — основа программ формирования жизненных навыков (далее ФЖН). Программы ФЖН — это всесторонние современные программы, имеющие широкую методологическую основу, позволяющие детям сформировать здоровый стиль жизни и сопротивляться вредным влияниям, в том числе и приобщению к употреблению психоактивных веществ. Создатели и исследователи-эксперты программ ФЖН, которые продолжительно и эффективно внедрялись в жизнь, выделяют 10 лежащих в их основе ключевых принципов. Хотя некоторые из этих принципов кажутся само собой разумеющимися, они должны быть оговорены. Когда некоторые программы ФЖН проваливались или не были достаточно эффективны, каждый раз впоследствии оказывалось, что один или несколько принципов не были учтены.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (212)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |