Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА 1. ОБЗОР ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ



2019-12-29 212 Обсуждений (0)
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ 0.00 из 5.00 0 оценок




ПЛАН РАБОТЫ

ВВЕДЕНИЕ 2-8
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ 9-35
1.1 воздействие психоактивных веществ на организм человека 36-45
1.2. современные программы  по профилактике наркомании 45-51
ГЛАВА 2. ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА  ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ (ПАВ) СРЕДИ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ. 51-53
2.1. Цели и задачи первичной профилактики. 53-78
2.2. Наркотическая ситуация в Чувашской республике 78-92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92-93
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 94-101

 

ВВЕДЕНИЕ

 

НАРКОТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

В конце XX века злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. По данным Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приемом различных психоактивных веществ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн. человек.

В последнее десятилетие и для России употребление несовершеннолетними и молодежью алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку.

По данным Минздрава России количество потребителей наркотиков на первое полугодие 1999 г. составило 315 тыс. человек. По мнению экспертов, реальная численность потребителей наркотиков в стране превышает этот показатель в 8-10 раз.

Системный анализ показателей наркологической заболеваемости подростков и населения в целом свидетельствует о том, что в 1998 году уровень заболеваемости наркоманией среди подростков был в 2 раза выше, чем среди населения в целом, а заболеваемость токсикоманией - в 8 раз. Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раза, а ненаркотическими ПАВ - в 11,4 раза чаще, чем взрослые.

Происходит неуклонное «омоложение» наркомании. В России средний возраст начала употребления алкоголя среди мальчиков снизился до 12,5 года, среди девочек до 12,9 года; возраст приобщения к токсико-наркотическим веществам снизился соответственно до 14,2 года среди мальчиков и 14,6 года среди девочек.

За пять лет (с 1992 по 1997 гг.) число детей, больных наркоманией, увеличилось в 19,3 раза; больных токсикоманией - в 15,7 раза.

Как следует из большинства социологических исследований и научных публикаций, в нашей стране 8% молодежи периодически употребляют наркотики. Среди студенчества наркоманией охвачено в той или иной мере 30-40%, а по отдельным регионам эта цифра значительно выше.

По существующим прогнозам рост показателей, связанных с употреблением психоактивных веществ, может продолжаться вплоть до 2005-2010 года.

Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами и больных наркоманией, отмечается увеличение объема негативных медико-социальных последствий наркомании. Это возросшая в 7-11 раз смертность, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а также сопутствующих наркомании болезней: в первую очередь СПИДа (в России среди больных СПИДом более 50% наркоманов, в Европе - 70%), инфекционных гепатитов (в России более 90% наркоманов болеют гепатитами), венерических болезней, туберкулеза и других заболеваний. ВИЧ-инфекции зарегистрированы не только у подростков и детей в возрасте 11-14 лет, но и у младенцев, заразившихся от ВИЧ-инфицированных матерей, больных наркоманией. По данным международной статистики весь круг заболеваний, связанных с наркоманиями, дает около 10% всех смертей и 20% всех госпитализаций. Причем в настоящее время около 40% госпитализаций в психиатрические клиники составляют подростки с делинквентными формами поведения в сочетании с наркотизацией и токсикоманией. Таким образом, исходя из возрастных особенностей большинства наркозависимых (13-24 года), под угрозой фактически оказалось будущее страны.

Очень высока криминогенность среди лиц, злоупотребляющих наркотиками и другими ПАВ. В 1998 году несовершеннолетними совершено более 11 тыс.

 

преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков (это на 9,5% боль­ше, чем в 1997 году). Органами внутренних дел выявлено более 1,3 тыс. несо­вершеннолетних, совершивших преступления под воздействием ПАВ.

Дифференцированный анализ отечественной и мировой наркотической си­туации позволяет выделить ряд основных факторов, определяющих негатив­ную динамику проблемы. Условно выделяются социально-экономические, со­циально-идеологические и биомедицинские факторы, а по масштабу их действия - глобальные, геополитические, региональные, присущие отдельным слоям общества, микрогруппам населения, семьям, личностям.

В последние годы Россия начала играть роль крупного рынка сбыта нарко­тиков. В геополитическом плане наша страна оказалась на путях мировых по­токов наркотиков, а также стала пограничной страной по отношению к тем странам и регионам, в которых наркобизнес является одним из основных средств получения денег на оружие, ведение войн, осуществление террорис­тических актов. В самой России и граничащих странах СНГ появились опас­ные наркозоны - Чечня, Таджикистан, Казахстан и др., что влияет на распрос­траненность наркотиков в масштабах всей страны.

Среди основных причин, влияющих на распространенность наркомании и токсикомании в детско-подростковой среде, одно из первых мест занимает лег­кая доступность ПАВ. Около 60% опрошенных несовершеннолетних, упот­ребляющих наркотики и токсические средства, отмечают относительную несложность их приобретения. Наркотики приобретаются в школах, на диско­теках, в кафе, в хорошо известных местах на улицах, в парках, а также на квар­тирах распространителей и торговцев наркотиками. Наркодельцы давно опре­делили для себя образовательные учреждения как мини-рынки сбыта наркотиков в детско-подростковой среде. В результате общество столкнулось с реальной незащищенностью детей и подростков от экспансии наркотичес­ких средств. Поэтому, без жестких мер противодействия незаконному обороту наркотиков и силового противостояния наркогруппировкам, добиться реаль­ного повышения эффективности антинаркотической профилактической рабо­ты только за счет усилий воспитателей, учителей, врачей, психологов, соци­альных работников не представляется возможным.

Следующим важным фактором наркотизации является снижение у большин­ства детей и подростков превентивной психологической защиты и низкий ценно­стный барьер. Несовершеннолетний, начинающий принимать наркотики, нахо­дится в своеобразной социально-психологической ситуации: с одной стороны - массовое распространение наркотиков, мощный прессинг рекламных предложе­ний нового стиля жизни и новых ощущений, связанных с наркотизацией, в соче­тании с доминирующими у подростка мотивами любопытства и подражания; с другой - растерянность и некомпетентность педагогов, социальных работников, родителей; с третьей - борьба правоохранительных структур с потребителями ПАВ.

Ситуация усугубляется тем, что в недалеком прошлом ранняя алкоголиза­ция и токсикомания преимущественно поражали детей из неблагополучных

семей, родители которых вели асоциальный образ жизни. На сегодняшний день число молодых наркоманов пополняется в не меньшей степени подростками из благополучных слоев общества, семей с высоким достатком. Как правило, в подобных случаях гипоопека и невысокие морально-этические нормы, сло­жившиеся в семье, сочетаются с финансовой свободой подростков, связанной с легко доступными деньгами. Именно дети из этих семей преимущественно формируют особую молодежную субкультуру, ведущими ценностями которой являются свободное, гедонистическое времяпровождение в сочетании с нар­котизацией как определенным стилем жизни.

На уровне личностных факторов, являющихся пусковым механизмом на­чала употребления наркотиков и последующего злоупотребления ими, выде­ляются индивидуальная дисгармоничность, наследственная генетическая дефицитарность, врожденные аномалии характера, проявляющиеся в виде негативных аффективных и поведенческих расстройств. Немалый «вклад» в ухудшение здоровья детей и подростков и создание благоприятной почвы для распространения наркомании вносит современная система воспитания и по­рой недостаточно обоснованные чрезмерные психофизические нагрузки, обус­ловленные существующей системой образования.

Низкий качественный уровень подготовки в массовой общеобразовательной школе, очевидно, стал причиной создания элитных школ, так называемых школ «нового типа» (гимназии, колледжи и т.п.). Элитные школы являются экспери­ментальной базой для внедрения новых, «прогрессивных» методов обучения. При этом программы обучения не сертифицированы гигиенистами, внедряются без участия органов здравоохранения. Около 350 авторских программ не про­шли санитарно-гигиенической и медицинской экспертизы. Жесткие учебные на­грузки настолько не соответствуют возможностям растущего организма, что могут способствовать инвалидизации. Например, с компьютеризацией связыва­ют возникновение заболеваний органов зрения у 40% школьников.

Отрицательно сказывается на здоровье учащихся совмещение учебы с тру­довой деятельностью. Как правило, дети, вынужденные совмещать учебу и работу - это дети из низко обеспеченных семей, у которых дополнительная трудовая нагрузка сочетается с недостаточно качественным питанием и дру­гими факторами, связанными с низким уровнем жизни семьи.

Процесс обучения организовывается без учета здоровья обучающегося, не­сбалансированных режимов его умственной деятельности, производительно­го труда и отдыха.

Сокращение сети дошкольных образовательных учреждений и сокраще­ние охвата детей общественным дошкольным образованием (на 01.01.99 толь­ко 53,9% детей в возрасте от 1 до 6 лет посещают дошкольные учреждения) дополнительно сказывается на возможности проведения соответствующей воспитательной работы среди детей дошкольного возраста и их родителей.

Также существенным отягощающим фактором риска возникновения нар­комании является высокая соматическая заболеваемость учащихся.

Существующее положение в школе, конечно, наряду со всеми негативны­ми явлениями в повседневной жизни школьников, привело к значительному ухудшению показателей их здоровья.

По данным Минздрава России:

до 50% гимназистов заканчивают учебный день с признаками сильного и выраженного переутомления, в общеобразовательных школах таких школь­ников 20-30%;

повышенная невротизация диагностируется у 55-83% учащихся школ но­вого типа, а более половины учеников этих школ имеют хронические болезни. Среди практически здоровых - две трети детей имеют морфофункциональные изменения;

в результате многочисленных неблагоприятных факторов, влияющих на организм ребенка, у 25% детей и подростков развивается синдром астенизации физического развития, характеризующийся уменьшением массы тела, сни­жением мышечной силы и жизненной емкости легких;

из 6 млн. подростков, прошедших профилактические осмотры в возрасте 15-17 лет, у 94,5% были зарегистрированы разные заболевания, основные из которых - близорукость (за время обучения число детей с близорукостью уве­личивается в пять раз), заболевания опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, пищеварения, нервной системы, причем распространенность забо­леваний, ограничивающих выбор профессии, достигает 30%;

Распространенность психических заболеваний среди детей и подростков возрастает каждые 10 лет на 10-15%, частота психических заболеваний дости­гает у детей 15%, у подростков - 20-25%, психические заболевания являются причиной инвалидности с детства в 70% случаев, непригодности к военной служ­бе - в 33% случаев. В детских домах психически здоровы лишь 10% детей, а в приютах практически все дети имеют клинически выраженные нервно-психи­ческие расстройства, причем треть из них - в стадии декомпенсации.

Отсюда следует, что современная система образования в российских шко­лах вносит свой «весомый вклад» в ухудшение общесоматического и психи­ческого здоровья учащихся, наряду с другими неблагоприятными влияниями повседневной жизни.

Учащиеся с перечисленными нарушениями относятся к группам риска и нуждаются в специализированной медицинской и психологической помощи.

Таким образом, эпидемия наркомании в стране обусловлена не только со­вокупностью многих патогенных личностных, социальных, геополитических и других факторов, но и их сложным взаимодействием и взаимопроникнове­нием. Такое понимание этого сложного биопсихосоциального явления дикту­ет выбор определенных стратегий и предпочтительных подходов в поисках путей решения проблемы наркомании с использованием потенциала заинте­ресованных государственных институтов и общественности.

Обращает также на себя внимание низкий уровень информированности на­селения о профилактике наркотической патологии и малая доступность квалифицированной бесплатной консультативной и лечебно-реабилитационной помощи детям и подросткам, больным наркоманией, и превентивной помощи лицам, лишь приобщающимся к употреблению ПАВ. Около 60% опрошенных детей и подростков и 28% взрослых не представляли, куда можно обратиться при появлении наркотических проблем. Причем, в основном, население ори­ентировано на анонимную наркологическую помощь. В стране отсутствуют государственные детско-подростковые реабилитационные центры, а оплачи­вать услуги коммерческой наркологии большинство граждан не в состоянии. В этой ситуации возникает особая ответственность со стороны профес­сиональных групп лиц, работающих с детьми и молодежью - учителей, вос­питателей, школьных психологов, социальных педагогов, врачей, которые нуждаются в выработке совершенно нового подхода к решению проблем про­филактики наркомании.

 

В Чувашской республике (ЧР) наркологическая ситуация сохраняет свою напряженность. Так по состоянию на 1.03.2006 года всего зарегистрировано 1014 больных наркоманией (78,0 на 100 тыс. населения). По сравнению с аналогичным периодом прошлого года 1066 больных (81,7 на 100 тыс. населения) число больных наркоманией уменьшилось на 4,8 % . Число злоупотребляющих наркотиками в 2006 году составляет 581 чел. (44,7 на 100 тыс. населения). По сравнению с аналогичным периодом прошлого года 476 чел. (36, на 100 тыс. населения) число злоупотребляющих увеличилось на 22 % .

 

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ

Просвещение в вопросах употребления наркотиков не дол­жно сосредотачиваться только лишь на фактических сведениях о злоупотреблении наркотическими средствами и тем более на­зывать такие сведения так, чтобы они шокировали или вызы­вали страх. Необходим сбалансированный подход, который по­зволит уделить больше внимания социальным и культурным факторам.

Директор программы по наркомании Всемирной органи­зации здравоохранения Ганс Ембланд говорит: «Наркоманию часто изображают так, будто ее можно ликвидировать путем объявления ей тотальной войны. Однако сейчас акцент смещается: не война с наркотиками, а поддержка стратегии «Здоровье для всех».

Во многих странах неправительственным организациям от­водится главная роль по распространению идей, которые долж­ны свести к минимуму вред злоупотребления психотропными I веществами. Самыми распространенными в мире программами первичной профилактики являются образовательные антиалкогольные и антинаркотические программы. Они доказали свою  эффективность в начальных классах и среди молодых правона­рушителей. Однако в литературе высказываются и серьезные замечания по антиалкогольным программам, ориентированным только на просвещение. Обобщив опыт многих программ антиалкогольного и антинаркотического воспитания, специалисты из Голландии пришли к выводу, что программы, ориентированные только на информацию о негативных последствиях упот­ребления психоактивных веществ, оказываются неэффективны­ми, тогда как программы, обучающие адаптивному стилю жиз­ни, навыкам общения, критическому мышлению, умению принимать решения и противостоять в ситуациях предложения психоактивных веществ, — являются эффективными.

Представляется целесообразным более подробно рассмот­реть опыт первичной антиалкогольной и антинаркотической профилактики в различных странах

США

Американские эксперты Национального института нарко­мании утверждают, что наркотики, вызывающие зависимость, коренным образом изменяют головной мозг человека, вызывая маниакальную, неподдающуюся контролю тягу к поиску и упот­реблению. Вот что они говорят: «Сегодня известны 72 фактора риска возникновения наркомании и наркотической зависимо­сти. Они имеют различную значимость и могут действовать на уровне отдельного человека, семьи или общества».

Кстати говоря, это те же самые факторы риска, которые иг­рают свою роль в других случаях: бедность, расизм, отсутствие должного воспитания, дурное влияние со стороны сверстников, «плохая» компания. Эти факторы риска увеличивают вероят­ность того, что люди с определенными чертами характера нач­нут принимать наркотики. Но не будем спешить с обобщения­ми. Большинство людей со многими факторами риска не при­касаются к наркотикам. Сами по себе эти факторы риска не оп­ределяют конечного результата.

Тогда от чего же зависит, будет ли, скажем, Гарри употреб­лять наркотики и станет ли он наркоманом? Это далеко не один и тот же вопрос. Подтолкнуть Гарри к наркотикам могут разные личные обстоятельства — состояние стресса, употребление нар­котиков его сверстниками, их доступность, психологическое давление или просто желание «отключиться» от неприятной жизненной ситуации или изменить настроение и зажить весе­лее с помощью наркотиков. Люди впервые принимают нарко­тики, пытаясь изменить свое настроение, свое отношение к дей­ствительности или свое эмоциональное состояние... И мы, кста­ти говоря, очень много знаем о том, как наркотики это делают, и какие мозговые механизмы они затрагивают.

Такой общий механизм состоит в том, чтобы вызвать выде­ление дофамина, вещества, содержащегося в клетках основания головного мозга в соединении, которое называется «дорожкой мезаболического вознаграждения». Дофамин служит в этом со­единении нейрохимическим передатчиком. Определенный уровень дофамина в мозгу образуется в нормальных условиях под воз­действием вкусной пищи или занятий любимыми видами деятель­ности, он необходим для человеческой жизни. Дофамин — очень важное во многих отношениях вещество. Например, он уча­ствует в моторной функции, для поддержания которой в мозгу человека должно присутствовать некоторое минимальное ко­личество дофамина. Например, болезнь Паркинсона вызыва­ется дефицитом дофамина, что приводит к моторным наруше­ниям. И шизофрения, и депрессия — главным образом шизоф­рения — отчасти вызываются недостатком дофамина. И действие антипсихотических наркотиков основано на повышении уров­ня дофамина. Содержание дофамина должно не скакать вверх и вниз, а поддерживаться на определенном уровне.

Дофамин — ключевой элемент, и все вещества, вызываю­щие наркотическую зависимость, изменяют, содержание дофа­мина в этой части головного мозга. Таким образом, и алкоголь, и никотин, и наркотики производят изменение дофамина в ок­рестностях ядра, в мезаболическом пути в основании головно­го мозга. Вначале принятие наркотиков увеличивает выделе­ние дофамина, но с течением времени оно фактически начи­нает вызывать обратный результат, т. е. объем выделения дофа­мина сокращается. И это дает ученым основание полагать, что большинство наркоманов испытывают трудности с получени­ем удовольствия, поскольку дофамин играет при этом важную роль, и если его уровень невысок, человек не чувствует себя столь уж хорошо. Но, однажды попав под наркотическую за­висимость, человек фактически принимает наркотик не толь­ко ради удовольствия, а чтобы избежать болезненных симпто­мов. Он пытается избежать подавленности и боли, т.е. поднять Уровень дофамина, чего не происходит, но он повторяет по­пытки снова и снова...

Алан Лешнер считает, что люди, имеющие наркотическую зависимость, испытывают трудности с получением удоволь­ствия, потому что их дофаминная система нарушена.

Американские ученые отмечают, что вещества, вызывающие Наркотическую зависимость, оказывают, по крайней мере, два вида воздействия. Первый из них они называют «мозговым по­вреждением», т.е. в буквальном смысле уничтожаются клетки или функции головного мозга. Второй вид воздействия обратим, и может быть компенсирован некоторыми видами меди­каментов.

А. Лешнер подчеркивает, что наркомания — это особого вида заболевание мозга, которое имеет как поведенческие, так и социальные аспекты. Поэтому лучшие методы лечения дол­жны затрагивать и биологические, и поведенческие, и соци­альные аспекты. Исследования показали, что хотя коррекции поведения и лечения в отдельности могут быть очень эффек­тивными, объединение этих двух методов повышает их общую действенность.

Профилактические программы должны учитывать возраст людей. Всем известно, что менталитет подростков и молодых лю­дей более старшего возраста существенно различается. Поэтому к ним необходим различный подход, разные идеи, что очень хо­рошо чувствует, например, рекламная индустрия.

Американские ученые отмечают, что людям зачастую нра­вятся профилактические программы «моментального дей­ствия». Сделай это — и проблема решена. Но подобные про­граммы никогда не работают. Необходимо проводить поэтап­ные меры

В США исследователи из Йельского университета опуб­ликовали результаты своей работы, которые показывают, что у американских подростков, живущих в городах или приго­родах, по их собственному мнению, короткая программа из 20 занятий существенно снизила стремление к употреблению наркотиков и алкоголя. Исследователи из Йеля исходили из предпосылки, что молодые люди менее подвержены влиянию дурного примера в употреблении алкоголя и наркотиков, если они лучше социально адаптированы. На этой основе группа йельских психологов разработала программу социальной приспособленности. Используя известную в США Програм­му позитивного развития юношества, они учили подрост­ков 11 — 14 лет успешно справляться с многообразными со­циальными задачами и проблемами своего развития. Специ­ально разработанные занятия были посвящены регулирова­нию стрессов, осознанию положительных свойств личности и формированию целей для достижения здорового образа жизни; а также общественным и юридическим последствиям злоупотребления алкоголем и наркотиками.

Прошедшие подготовку в группах показали улучшенные ре­зультаты в самопознании и самоконтроле. Кроме того, оказа­лось, что способности к самоконтролю и уровень социальной адаптации учителей также возросли в результате подобных за­нятий с ними, что подтверждено повышением рейтинга попу­лярности этих учителей. Анализируя свои результаты, исследо­ватели пришли к выводу, что после специфических тренировок у занимающихся развилась способность критически мыслить, благодаря которой они смогли оценить пагубность злоупотреб­ления алкоголем и наркотиками.

В университете Чикаго была разработана антинаркотичес­кая профилактическая программа «Модель с использованием местного лидера». Основным принципом программы является то, что работа ведется путем сотрудничества с неформальным ли­дером определенной группы, привлечением его на сторону ру­ководителей программы. Лидеры отбираются по результатам со­циологического опроса.

Интересный подход к изучению распространения наркома­нии предлагают американские исследователи Э. Эмоэтинг и С. Бар. Отмечая, что подростки зачастую имеют друзей-нарко­манов, от которых перенимают положительную установку к употреблению наркотиков, ученые считают: прежде всего нуж­но выяснить, кто не попадает под такое влияние. Иными слова­ми, важно не столько ответить на вопрос, почему подростки «за­ражаются» дурным примером, сколько определить причину, по которой часть из них осуждает пристрастие к дурману. Оказа­лось, что в качестве мощного противодействующего фактора выс­ тупает религиозность. Опыт российских наркологов подтвердил практическую приемлемость этого метода — многим из тех, кого удалось «снять с иглы», помогла религия .

А вот что утверждает Чарльз Андерсон, президент междуна­родной организации ACAJ в США, консультирующий по воп­росам наркомании и алкоголизма: «Мы слишком часто ошиба­емся, путая «стремление к мудрости» с образованием или акаде­мической подготовкой. На самом деле, личная философия жиз­ни — это стремление понять окружающую действительность и ее ценности. Личная философия — это формирование самых ос­новных убеждений, представлений и мнений. Любой человек, независимо от его ума и образования, который четко и вдумчиво анализирует мир и свое отношение к нему, уже стремится прийти к мудрости и личной философии жизни. Философ — это человек, взгляд которого на окружающий мир позволяет ему встречать невзгоды с душевным равновесием. Это человек, об­ладающий всеобъемлющим видением жизни и отношением к ней, а также к ее цели. Чтобы добиться трезвого образа жизни и сохранить его, каждый пациент, каждый консультант и каждый врач должны быть философами. У каждого из нас достаточно внутренней силы, чтобы создать философию жизни», — убеж­ден Чарльз Андерсон

Начальник Национального управления США по борьбе с наркотиками Барри Маккэффри говорит: «Мы добились боль­ших успехов в снижении употребления наркотиков и искорене­нии последствий наркомании на национальном уровне. Про­водимые нами профилактические и просветительные програм­мы оказались успешными. За последние 15 лет нам удалось на 50% сократить число людей, употребляющих наркотики. Число убийств, связанных с наркотиками, сократилось на 25%. В го­родах страны сформировано свыше 3,5 тысяч общественных организаций по борьбе с наркотиками».

Статистические данные говорят о том, что если молодого че­ловека в возрасте от 10 лет до 21 года удержать от курения, спир­тного или наркотиков, то вероятность того, что этот человек окажется в числе наркоманов, почти равна нулю. Как правило, человек не начинает употреблять кокаин на последнем курсе юридического института или метамфетамины на своем первом рабочем месте. Нам известно, что когда работа организована на уровне местной общественности, когда в ней участвуют профес­сионалы и когда у детей есть положительный пример, они го­раздо реже становятся на путь наркомании, даже если в их семь­ях не все благополучно. Просвещение и профилактика в сфере наркотиков представляют собой стержень национальной про­граммы по борьбе с ними. Среди предпринимаемых в рамках этой стратегии ключевых инициатив, направленных на снижение уровня употребления наркотиков в молодежной среде, можно выделить следующие: недопущение наркотиков в места, где дети и подростки учатся, играют и проводят свободное время; созда­ние в школах и учебных заведениях возможностей для измене­ния отношения учащихся и родителей к употреблению алкоголя, табака и наркотиков; увеличение числа сообщений о вреде наркотиков в средствах массовой информации.

Общественные организации по борьбе с наркотиками — тоже часть общих усилий по профилактике наркомании. В Аме­рике существует сильное общественное движение по борьбе с наркотиками. Оно охватывает свыше 3,5 тысяч общественных объединений. Стремясь сократить употребление наркотиков, особенно среди молодежи, эти объединения сотрудничают с ме­стными группами и учреждениями штатов и федерального пра­вительства. Такие группы способны мобилизовать обществен­ные ресурсы, организовать коллективные действия, сочетать профилактику, лечение и правоприменение, а также возродить у молодежи чувство гордости за проживание в данном городе или районе.

В США активно действуют организации, распространяющие позитивный опыт в другие страны.

Одной из них является «Life Skills International» (далее — LSI ) — благотворительная организация, учрежденная в 1991 году, которая занимается разработкой и распространением программ здорового стиля жизни детей во многих странах мира. Специа­листами LSI осуществляются следующие виды помощи заин­тересованным организациям и специалистам: анализ проблем детских коллективов, концептуализация и создание программ преодоления этих проблем; создание и совершенствование программ профилактики приобщения к психоактивным веще­ствам, формирования жизненных навыков, личностного рос­та; помощь по внедрению профилактических программ, раз­работка стратегий их применения и распространения, оценка их эффективности; обучение специалистов методам реализа­ции и разработки программ; консультирование правитель­ственных служб, частных и государственных организаций, школ, вузов, разработка финансового обеспечения внедрения программ и подготовки кадров.

Базовая программа LSI — программа формирования жиз­ненных навыков и профилактики употребления психоактивных веществ. В США она считается наиболее эффективной. Цель программы — обучение подрастающего поколения здоровому сти­лю жизни и навыкам сопротивления приобщению к психоак­тивным веществам. Задачи программы: 1) развитие социальной и личностной компетентности детей; 2) выработка навыков са­мозащиты и предупреждения возникновения проблем. Решение каждой из этих задач предполагает формирование определенных социально-психологических навыков: 1) обучение навыкам эф­фективного общения, критического мышления, принятия ре­шений, выработки адекватной самооценки; 2) обучение навы­кам умения постоять за себя, избегать ситуаций неоправданно­го риска, делать рациональный, здоровый жизненный выбор, а также навыкам регуляции эмоций, избегания стрессов, разре­шения конфликтов, сопротивления давлению извне.

Ниже мы приводим часть статьи Б. Спрангера, написанной специально для нашей страны и опубликованной в журнале «Вопросы наркологии».

«Появившиеся в последние десятилетия многочисленные программы профилактики, предназначенные для детей и под­ростков, далеко не всегда проходили экспертизу эффективнос­ти до или после их практического внедрения. Несмотря на это, общественное мнение считает повсеместное внедрение про­грамм в школах желательным.

Среди специалистов в области профилактики употребления психоактивных веществ у детей выработана единая позиция в от­ношении содержания эффективных программ. Она сложилась в результате анализа опыта создания, применения и развития программ, совершенствования способов экспертизы их эффек­тивности и специальных научных исследований.

История развития методов предупреждения употребления психоактивных веществ детьми показывает, что местом прило­жения большинства программ являются школы, предоставляю­щие наилучшие возможности для максимально полного охвата профилактической работой подрастающего поколения. Более чем другие детские учреждения школы открыты для нововведе­ний, обеспечивают постоянство среды для учащихся (в том чис­ле постоянство деятельности и взаимоотношений с персоналом) и наилучшим образом ориентированы в проблемах молодежи».

Анализ научно-исследовательской литературы позволяет очертить границы того, что может дать проведение программ в школах и выявить экспертиза их эффективности. Подобные ре­комендации содержатся также в исследованиях «Шкалы оцен­ки здоровья», на которую обычно ссылаются как на ориентир при планировании обучения навыкам здорового стиля жизни в школах США.

Общеизвестными условиями эффективности программ яв­ляются следующие:

• Профилактическая работа наиболее эффективна среди ум­ственно здоровых и хорошо адаптированных к условиям школьно­го обучения детей. Они относятся к группе меньшего риска. Менее способные и неблагополучные в поведении ученики принадлежат к группе большего риска. Программы профилактического обучения должны специально уделять внимание детям из группы большего риска как нуждающимся в специальных методах обучения.

• Наличие специальных знаний и даже изменение установок не может гарантировать желаемых изменений поведения. Поэтому программы должны сочетать различные обучающие стили, подходы и методики профилактической работы. Это позволяет всем учащимся освоить необходимые знания, развить полезные социально-психологические навыки и отработать поведенческие модели и схемы.

• Все исследователи солидарны в убеждении, что хорошо подготовленные педагоги-наставники, пользующиеся довери­ем своих учеников, более эффективно осуществляют антинаркотическое обучение, чем приглашенные специалисты, родители или сверстники.

•  При использовании профилактических программ, основанных на информационном подходе к антинаркотическому обучению, необходимо иметь в виду, что сенсационность сообщений и тактика запугивания обычно расходятся со взглядами учащихся на окружающее и вызывают сомнения в достоверности источника.

• Как и в традиционной риторике, предъявленные осторожно и честно сведения о разных сторонах, плюсах и минусах явления дадут больший эффект, чем однобокая информация. Особенно, если в дальнейшем дети столкнутся с альтернативными
или противоречивыми фактами.

• Доказана эффективность активного участия детей в различных специально моделируемых ситуациях, когда они формулируют свои личные позиции в отношении психоактивных веществ. Пассивное присутствие при сообщении информации неэффективно.

•  Эффективен тренинг социальной компетентности. Особенно с подростками 11 — 14 лет.

Приведенные условия эффективного осуществления про­филактической работы сформулированы в результате аналити­ческих наблюдений за двадцатилетний период развития анти­наркотического обучения в рамках информационного подхода. В последнее десятилетие наибольшее распространение получил новый поведенческий подход.

Остановимся более подробно на базовых положениях и ос­новных принципах поведенческого подхода.

Процесс научения сложен и многогранен. Среди специали­стов в области педагогической психологии не существует пол­ного совпадения мнений относительно содержания и методо­логии антинаркотического обучения. Различные подходы к нему оцениваются неоднозначно. Поэтому какой-либо единственной обучающей модели для преодоления разнообразных молодеж­ных проблем — с учетом множественной мотивации, степеней риска и наилучшего соответствия того или иного стиля обуче­ния привычному поведению учащихся — было бы совершенно недостаточно. Создатели поведенческих профилактических про­грамм обобщают достижения различных обучающих методик и пользуются эклектичными моделями. Одна из таких моделей — основа программ формирования жизненных навыков (далее ФЖН). Программы ФЖН — это всесторонние современные про­граммы, имеющие широкую методологическую основу, позво­ляющие детям сформировать здоровый стиль жизни и сопро­тивляться вредным влияниям, в том числе и приобщению к употреблению психоактивных веществ. Создатели и исследова­тели-эксперты программ ФЖН, которые продолжительно и эф­фективно внедрялись в жизнь, выделяют 10 лежащих в их осно­ве ключевых принципов. Хотя некоторые из этих принципов кажутся само собой разумеющимися, они должны быть огово­рены. Когда некоторые программы ФЖН проваливались или не были достаточно эффективны, каждый раз впоследствии ока­зывалось, что один или несколько принципов не были учтены.



2019-12-29 212 Обсуждений (0)
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА 1. ОБЗОР ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (212)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)