Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА 1.2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ



2019-12-29 205 Обсуждений (0)
ГЛАВА 1.2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Профилактическая деятельность, как правило, строится на комплексной ос­нове и обеспечивается совместными усилиями воспитателей, учителей, психо­логов, медиков, социальных работников, сотрудников правоохранительных ор­ганов. Однако несмотря на все усилия и затраты, именно профилактика является наиболее уязвимым местом. Выявление лиц с наркотическими проблемами и до настоящего времени вызывает большие трудности. Фактически вся лечебно-про­филактическая и реабилитационная работа в области наркологии касается яв­ных, запущенных случаев наркоманий, токсикомании и алкоголизма.

 На государственном уровне ни одна, даже самая благополучная в экономи­ческом отношении страна не финансирует весь спектр деятельности по борь­бе с наркоманией и ее последствиями. Так, в Германии на долю общественных организаций приходится до 80 % всех специализированных наркологических медико-социальных служб. Ими создана собственная сеть медицинской и со­циальной помощи, включая консультационные пункты, амбулатории, стацио­нары, юношеские и молодежные центры, приюты и т.д. Бюджетное здравоох­ранение Германии ориентированно в основном на прямую медицинскую помощь - снятие наркотической интоксикации и специализированное нарко­логическое лечение в острых случаях. В Дании, Бельгии, Норвегии создана достаточно разветвленная социально-реабилитационная сеть для помощи нар­команам. В этих странах обращается особое внимание на организацию аль­тернативного приему наркотиков отдыха, особенно в вечернее время. В про­филактическую работу включаются бывшие наркоманы, а также сверстники, так как подростки не верят в массовые акции, мало доверяют взрослым.

Вторым важным моментом зарубежного опыта в области предупреждения употребления психоактивных веществ и профилактики наркомании следует считать нацеленность мероприятий на контингент школьного возраста, т.к.

именно эта возрастная группа несовершеннолетних и молодежи быстро втя­гивается в наркотизацию, осложняющуюся сопутствующими наркотизации за­болеваниями вследствие отсутствия должной гигиены и случайных половых контактов. В ряде стран для детей и подростков «группы риска» развернута целая сеть учреждений социальной помощи - «жилые общины» для молоде­жи, женщин с детьми, «кризисные» молодежные временные убежища, ночные приюты.

Другой формой работы за рубежом является организация помощи на рабо­чих местах, позволяющая предотвратить наркотизацию несовершеннолетних, включенных и не включенных в «группы риска». Примером этого могут слу­жить институт социальных консультантов, входящих в штат многих учебных заведений в США, европейская программа «помощи на рабочих местах» (ЕАР) и др. Консультант выявляет в учебных заведениях проблемных детей, иссле­дует причины возникновения проблем, вырабатывает совместно с админист­рацией, родителями и необходимыми медицинскими специалистами програм­му действий. Такой подход широко распространен во всем мире, а в нашей стране, к сожалению, делает только первые шаги.

В международной практике можно выделить следующие основные модели профилактики:

медицинская модель ориентирована преимущественно на медико-соци­альные последствия наркомании и предусматривает в основном информиро­вание учащихся о негативных последствиях приема наркотических и иных пси­хоактивных средств на физическое и психическое здоровье.

образовательная модель направлена на обеспечение детей и молодежи полной информацией о проблеме наркомании и обеспечение свободы выбора при максимальной информированности.

психосоциальная модель своей главной целью утверждает необходимость развития определенных психологических навыков в противостоянии группо­вому давлению, в решении конфликтной ситуации, в умении сделать правиль­ный выбор в ситуации предложения наркотиков.

В настоящее время различными являются и формы законодательного отно­шения к наркотикам - от разрешения на легальную торговлю «легкими» нар­котиками (Дания, Нидерланды) до введения смертной казни за распростране­ние наркотических средств (Китай, Ирак).

Система профилактических мер, несомненно, нуждается в экономической оценке. Настоящая Концепция требует дополнительного технико-экономичес­кого обоснования.

Данные, например, германских авторов показывают, что только в медико-реабилитационной области бюджетные расходы европейского государства со­ставляют около 20%, тогда как остальные затраты приходятся на многочис­ленные общественные и благотворительные организации. Косвенным образом уровень необходимого финансирования можно представить, рассмотрев всю инфраструктуру наркологической помощи. Это особенно актуально потому,

что в процессе профилактики выявляются также лица, нуждающиеся и в ак­тивных лечебно-реабилитационных мероприятиях. В свою очередь пациенты, прошедшие или проходящие реабилитацию, возвращаются в среду первичной профилактики. Таким образом, происходит объединение первичной, вторич­ной и третичной профилактик.

Необходимо рассчитать затраты на профилактические мероприятия, про­водимые в образовательных учреждениях, в первую очередь в школах. За основу расчетов в этом случае берутся учебные часы, необходимые для реали­зации той или иной программы. Наиболее широко (почти в 30 странах) рас­пространена разработанная в США программа «Скил Лайфс» («Успешная Жизнь»). Восемь базовых принципов этой программы в обязательном поряд­ке реализуются в рамках специальных занятий. Занятия проводятся педагога­ми и психологами, прошедшими специализированную подготовку с малыми группами учащихся. На эти занятия отводится от 100 до 200 учебных часов в год, начиная с дошкольных учреждений и заканчивая старшими классами. Адаптированный экспериментальный вариант этой программы предлагает 62 урока в течение всех лет обучения в школе.

Ориентировочные оценки затрат на профилактику не могут быть полными без представления о материальном ущербе от потребителей наркотиков для системы образования. Аналогов подобных расчетов, к сожалению, пока нет. В качестве подхода используется региональная модель, которая учитывает су­ществование различий между отдельными регионами. Так, известно, что раз­ница в распространенности наркомании в больших и малых городах составля­ет 3,6 раза. Поэтому необходима разработка моделей, типичных для отдельных регионов.

Всего по категории ущерба можно выделить три группы факторов - меди­цинский ущерб, социальный ущерб, потери системы образования. Для обра­зовательной среды это выглядит следующим образом:

ухудшение криминогенной обстановки в образовательной и микросоциаль­ной среде;

снижение внутришкольной дисциплины и общей успеваемости учащихся и студентов;

распространение идеологии наркоманической среды и связанное с этим искажение иерархии ценностей у детей и молодежи.

Как итог этих потерь:

незавершенное среднее и высшее образование (в том числе зачастую - незаконченное основное общее образование);

нереализованное среднее образование;

снижение числа лиц, получающих профессиональное образование.

Медицинский ущерб включает в себя не только весь шлейф последствий наркомании - гепатит, СПИД, заболевания, полученные половым путем (ЗПП), и др.; следует дополнительно отметить рост общей заболеваемости, значитель­но возросшее число самоубийств среди детей и подростков, а также отвлечение от задач оздоровления учащихся огромных материальных средств, необ­ходимых для лечения наркоманов.

Социальный ущерб, проявляющийся во всем негативном многообразии и в образовательных учреждениях, сводится к следующему:

криминализация общества;

распространение субкультуры наркозависимых;

деформация иерархии общественных ценностей;

ухудшение демографических показателей (в т.ч. снижение рождаемости уже в ближайшем будущем).

Анализируя обстановку в области профилактики наркомании в России, сле­дует сказать, что первичной профилактикой наркомании преимущественно за­нимается система образования, в основном образовательные учреждения сред­него звена - школы, профессиональные училища, менее активно - колледжи, лицеи и ВУЗы. Введены новые учебные программы («Основы безопасности жиз­недеятельности», «Валеология»), косвенным образом ориентированные на про­филактику наркомании. Единой государственной программы нет, следователь­но, существующие профилактические мероприятия фактически соответствуют образовательной и медицинской моделям профилактики. В некоторых регио­нах отмечаются попытки локального внедрения авторских или адаптирован­ных психосоциальных моделей (Москва. Санкт-Петербург, Самарская, Калинин­градская области, Ямало-Ненецкий автономный округ и другие регионы).

Необходимо добавить, что до сих пор не создана система целенаправленной подготовки кадров для работы с детьми молодежью, имеющими проблемы с употреблением наркотических средств и одурманивающих веществ. Большин­ство педагогических работников образовательных учреждений признают свою неосведомленность в области предупреждения злоупотребления ПАВ детьми и молодежью. В системе повышения квалификации педагогических кадров и иных работников социальной сферы представлено минимальное количество курсов, ориентированных на профилактику наркозависимости у детей и молодежи.

В связи с этим одним из важнейших аспектов антинаркотической профи­лактической работы в системе образования является включение в программы образовательных учреждений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, работающих с детьми и молоде­жью, вопросов профилактики злоупотребления ПАВ.

Представляется важным анализ правового поля в России с точки зрения профилактики злоупотребления ПАВ.

Все стороны, заинтересованные в решении проблемы профилактики нар­комании, ощущают потребность в конкретных законодательных актах, четко регламентирующих такую деятельность. Современное развитие законодатель­ной базы характеризуется тем, что место профилактики среди других юриди­ческих понятий не определено, т.е. правовое поле профилактики не разрабо­тано и законодательное обеспечение государственной системы профилактики наркомании практически отсутствует.

В соответствии с Концепцией государственной политики по контролю за нар­котиками в Российской Федерации (утверждена Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 22 июня 1993 г. № 5494-1) одним из главных направлений государственной политики является предупреждение незаконного потребления наркотиков, лечение и реабилитация больных наркоманией. В свя­зи с этим в Концепции подчеркивается необходимость определить группы насе­ления с повышенным риском незаконного потребления наркотических средств и обеспечить юридически обоснованные мероприятия по предупреждению по­требления наркотиков и выявлению их незаконных потребителей.

Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических сред­ствах и психотропных веществах» (статья 4, пункт 2) особо отмечает, что од­ним из принципов государственной политики в области противодействия не­законному обороту наркотиков является приоритетность мер по профилактике наркомании и стимулирование деятельности, направленной на антинаркоти­ческую пропаганду.

 

 ГЛАВА 2. ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ (ПАВ) СРЕДИ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ.



2019-12-29 205 Обсуждений (0)
ГЛАВА 1.2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА 1.2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (205)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)