Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


РАДИКАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ



2019-12-29 387 Обсуждений (0)
РАДИКАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ 0.00 из 5.00 0 оценок




Образовательная, делающая упор на принятие решения мо­дель ориентируется на индивида, однако было обнаружено, что решения не всегда принимаются им лично. Радикально-поли­тическая модель делает шаг дальше по сравнению с образователь­ной и включает в себя содействие становлению здорового обра­за жизни.

Исследования показали, что молодежь усваивает ролевые модели родителей и сверстников и таким образом копирует их поведение. Это значит, что они имеют тенденцию к такому по­ведению, которое одобряется группой. Молодой человек, решая, какой образ действий ему выбрать, например, курить или не ку­рить, учитывает, сможет ли он придерживаться такого поведе­ния. В этом и заключается концепция уверенности в себе. Мно­гим детям свойственен низкий уровень уверенности в себе. Они могут не хотеть стать курильщиками, могут стремиться отказать­ся от предложенной сигареты, но им не хватает уверенности в себе. Некоторые предназначенные для проведения в школах про­граммы направлены на развитие именно этого качества: часть из них дала высокие результаты. Современный метаанализ исходов антитабачных программ показывает, что программы, учитыва­ющие социальные аспекты, наиболее эффективно отодвигают сроки начала курения к более позднему возрасту. Этот успех яв­ляется, несомненно, следствием применения методов, вытека­ющих из теорий социального научения и уверенности в себе.

МОДЕЛЬ САМОУСИЛЕНИЯ

Если объединить достоверную медицинскую информацию, даваемую профилактической (медицинской) моделью, навыки, требующиеся для принятия решений, развиваемые в рамках об­разовательной модели, дающей психологическую поддержку, и поддерживающие здоровый образ жизни, окружение, обеспе­чиваемое радикально-политической моделью, возникает модель самоусиления. Нет сомнения в том, что для успеха школьного обучения здоровому образу жизни должны быть выполнены все эти условия.

Как явствует из вышеизложенного, обучение здоровому об­разу жизни — непростой процесс. Слишком часто оказывается, что преподаватели с лучшими намерениями снабжают учеников информацией о какой-либо угрозе для здоровья в будущем, на­пример раке легких, и надеются, что этого достаточно для того, чтобы побудить детей отказаться от курения. Аналогичные дан­ные имеются и в других областях приобщения к здоровому об­разу жизни. Успех достигается редко — в силу указанных выше причин. Профилактика курения часто приводится в качестве наиболее яркого примера, поскольку соответствующие програм­мы наиболее разработаны и распространены в школе в настоя­щее время.

Английские ученые пришли к выводу, что программы обуче­ния здоровому образу жизни нуждаются в психологической и со­циальной разработке с акцентом на информацию о непосред­ственных последствиях вредных привычек, которая могла бы под­крепить принятые на основании полученной информации реше­ния отказаться от них. Эти решения, по их мнению, должны найти поддержку со стороны общества и государства, чтобы, напри­мер, отказ школьников от курения и наркотиков стал нормой.

Все зарубежные исследователи подчеркивают, что роль пси­хологов в разработке и осуществлении программ обучения здо­ровому образу жизни исключительно важна.

ШРИ-ЛАНКА

Председатель Национального совета Шри-Ланки по кон­тролю за опасными наркотическими веществами профессор медицины Дайяна Самасинх, обобщая большой и успешный опыт антинаркотической работы в своей стране, пишет: «Мероприятия, осуществляемые с целью предупреждения проблем наркотиков, зачастую весьма надоедливы, неумес­тны и непрактичны, а потому неэффективны. Почему они обречены на неудачи? Надоедливые подходы в основном на­правлены на то, чтобы предупредить молодежь о возможной опасности, вреде и зле, причиненном наркотиками, а также дать рекомендации быть примерными мальчиками и девоч­ками. Но молодежь охотнее откликается на те подходы, ко­торые предлагают ее участие и активную роль. Вследствие не­эффективности всяческих лекций и предостережений акцент сместился на обеспечение «позитивных альтернатив», вклю­чая возможности для лидерства, занятия спортом и другие виды деятельности. Но предоставление подросткам возмож­ностей для отдыха или повышения собственного имиджа не всегда может снизить их интерес к наркотикам или желание поэкспериментировать. К примеру, известно, что многие люди начали употреблять алкоголь или наркотики по праз­дничным случаям, а интерес молодежи к наркотикам могут подогреть вечеринки».

Более эффективными оказались комплексные программы, способствующие становлению здорового образа жизни, устра­нению романтического ореола вокруг наркотиков. Успех про­филактической работы достигается в том случае, когда молодежь начинает относиться к употреблению наркотиков как к тупому, скучному и бездарному занятию и когда даже закоренелые нар­команы осознают, что они погрязли в однообразной и ограни­ченной рутине и потому почти неспособны наслаждаться реаль­ной жизнью.

ГЕРМАНИЯ

Из отчета об исследовании Федерального управления крими­нальной полиции Германии: «А. Кройцер установил, что уже при­мерно 20 лет ходят слухи о совращении молодежи торговцами наркотиками, которые либо тайно продают наркотики ученикам или молодым людям, либо дают им возможность бесплатно про­бовать наркотики, делая их зависимыми и тем самым, превращая в своих клиентов. Наилучшим местом для таких контактов все еще считают школу. Реальность, однако, выглядит по-другому.

По мнению Кройцера, потребление наркотиков, как пра­вило, есть результат процесса социального научения. Знаком­ство с употреблением наркотиков начинается обычно в резуль­тате дружеских контактов с другими потребителями наркотиков. Первое употребление «слабых, мягких» наркотиков происходит в кругу знакомых, причем господствуют мотивы любопытства и приспособления к своей возрастной группе. Для продолжения употребления решающим является то, что оно не вызывает от­рицательных эмоций либо дает такие положительные эффекты, как признание, принадлежность к группе и т.п., которые дела­ют привлекательным дальнейшее употребление».

Любопытство и снятие сдерживающих факторов, по-види­мому, являются существенными моментами в начальном упот­реблении наркотиков.

Некоторые дети, даже когда они подвергаются многим фак­торам риска, не употребляют наркотики и алкоголь. Исследова­ния показывают, что от этого их удерживает, по-видимому, це­лый ряд защитных факторов:

• Чувство юмора.

• Внутренний самоконтроль, целеустремленность.

• Важность взаимоотношений, по крайней мере, с одним взрослым человеком помимо родителей (это может быть и более взрослый трезвый подросток, и учитель).

• Привязанность к законам и нормам общества, школы, общины, семейным стандартам, исключающим употребление алкоголя и наркотиков:

— преданность и близость;

— обязательства перед социальной группой и возложение на нее надежды;

— убеждения и совпадающие с принятыми в социальной группе (семья, школа) нравственные ценности;

—условия, способствующие возникновению привязанности;

—возможность активного участия в работе социальной группы, учащийся имеет определенные обязанности и добивается успехов в их выполнении;

—успешное овладение необходимыми навыками;

—признание и одобрение правильных действий.

ПОЛЬША

В Польше действует молодежное движение по борьбе с нарко­манией — «Монар» со штаб-квартирой в Варшаве. Принцип — «от­дай себя другим». «Монар» проводит огромную работу против наркомании, алкоголизма, СПИДа. Актив — школьники, сту­денты, рабочая молодежь. «Монар» финансируется министер­ством здравоохранения и органами социального обеспечения. В центре действует самоуправление. Осуществляется дифферен­цированный подход в работе по профилактике вредных привы­чек у школьников и молодежи.

В Польше уже много лет ведутся занятия со школьниками по игровой программе «Спасибо, нет!». Цель программы — помочь под­росткам и молодежи безболезненно отказаться от искушения, сфор­мировать у них отрицательное отношение к вовлечению ровесни­ков да и взрослых к употреблению спиртного, табака и наркотиков.

«Альтернатива — в вовлечении детей в игры, которые разви­вают независимость и ответственность. Ребята должны научиться ограничивать сами себя. Пропагандистские мероприятия заменя­ются в настоящей программе активным действием и сопережива­нием. Аналогичные программы, основанные на устрашении под­ростка возможностью ухудшения здоровья, не дали да и не могли дать устойчивых положительных результатов», — говорит созда­тель этой программы Яцек Моравски, директор международно­го института AM ИТИ в Варшаве.

АВСТРАЛИЯ

В Австралии, как и во многих других странах, первичная профилактика употребления детьми и подростками психоактив­ных веществ ведется по моделям программ формирования жиз­ненных навыков (далее ФЖН).Австралийская программа первичной профилактики при­общения к употреблению психоактивных веществ для детей в возрасте 6 — 8 лет предназначена для начальной школы и после­довательно реализует системный подход к антинаркотическому обучению младших школьников, опираясь на концептуальную модель ФЖН.

Условиями обеспечения эффективности антинаркотичес­кого обучения по программам формирования жизненных на­выков являются следующие: 1) оно должно начинаться в дош­кольном или младшем школьном возрасте, т.е. до того, как бу­дут освоены общепринятые традиции употребления табака и алкоголя; 2) оно не может быть основано только на инфор­мировании детей об опасностях, связанных со злоупотребле­нием психоактивными веществами, и их запугивании; 3) оно должно соответствовать психологическим особенностям воз­раста обучаемых детей; 4) оно строится исходя из определен­ных жизненных ценностей, которые обязательно доводятся до сведения учеников и их родителей, — таких, как самодисцип­лина, ответственность, честность, уважение к людям, обязан­ности по отношению к семье, школе; 5) методология обуче­ния жизненным навыкам предполагает центрированный на ученике подход и включение в учебный процесс в качестве партнеров родителей; 6) его цели — четкие и реалистичные; 7) предусматривается возможность оценки эффективности внедряемых программ.

Программа первичной профилактики (ППП) представляет собой поурочную разработку по антинаркотическому обучению младших школьников, включаемую в годовой учебный план на­чальной школы. Содержание шести тем ППП распределено по Десяти урокам. Длительность каждого занятия — обычный школьный урок.

Задачи ППП: 1) способствовать осознанию и усвоению детьми основных человеческих ценностей; 2) обучить детей методам решения жизненных проблем, преодоления стресса и снятия на­пряжения без применения психоактивных веществ; 3) инфор­мировать детей о психоэмоциональных, физиологических, со­матических и социальных последствиях употребления психоак­тивных веществ; 4) формировать у детей психосоциальные и психогигиенические навыки принятия решений, эффективного общения, критического мышления, сопротивления негативно­му влиянию сверстников, управления эмоциями, в том числе — в состояниях стресса; 5) довести до сознания детей преимуще­ства отказа от употребления психоактивных веществ; 6) сфор­мировать установку на ведение здорового образа жизни; 7) по­высить самооценку детей.

Методология программ ФЖН предполагает обучение де­тей в процессе их активного взаимодействия. Поэтому в ра­боту по ППП вовлекаются все ученики. Конкретные методы обучения: работа в малых группах, «мозговой штурм», груп­повая дискуссия, ролевая игра, «драма». Занятия по ППП про­водятся учителем, прошедшим специальное обучение и об­ладающим необходимыми психологическими знаниями. Осо­бенностью психологии младшего школьного возраста являет­ся доверие ребенка к значимому для него взрослому. Инфор­мация, сообщаемая хорошо знакомым и любимым учителем, закрепляемая дома в ходе ее обсуждения с родителями, обла­дает сильным воздействием; чем моложе дети, тем этот эф­фект сильнее.

Конкретная поурочная разработка ППП содержит цель и за­дачи урока; план занятия; краткое описание предлагаемой но­вой информации; перечень необходимых для урока материалов и методов его проведения.

Оценка эффективности ППП производится с помощью спе­циального опросника, позволяющего проанализировать уста­новку детей по отношению к психоактивным веществам. Тести­рование проводится до начала, и после завершения работы по ППП. Полученные результаты отражаются в изменениях соци­альной установки.

Возможности расширения работы по ППП, улучшения ее качества тесно связаны с подходом учителя к обучению. Детям можно предложить издавать классный журнал или газету, посвя­щенные здоровому стилю жизни, устроить конкурс на лучший плакат, открытку, рекламу, рисунок. Полезно привлечение к ра­боте старших детей: они могут поделиться впечатлениями от ра­боты, проделанной годом раньше, показать свои рисунки и пла­каты, провести отдельные занятия.

 



2019-12-29 387 Обсуждений (0)
РАДИКАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: РАДИКАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (387)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)