Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Концептуальные модели профилактики наркоманий и токсикомании



2019-12-29 277 Обсуждений (0)
Концептуальные модели профилактики наркоманий и токсикомании 0.00 из 5.00 0 оценок




Постоянные и непрекращающиеся перемены, происходящие в любом обществе, развитие знания и науки делают невозможным создание уни­версальной концептуальной модели профилактики наркоманий и ток­сикомании. Требуется непрерывное обновление и усовершенствова­ ние профилактических подходов. Тем не менее, существует ряд обще­признанных концептуальных моделей, позволяющий ориентироваться в методологической базе различных профилактических программ.

Трансакциональная модель превенции А. Дж. Самероффа

Данная модель предполагает, что поведение человека детерминиру­ется характеристиками индивида и среды, в которой индивид функцио­нирует. Автор модели полагает, что индивидуальные характеристики человека проявляются только при действии специфических состояний среды. На жизненное личностное пространство, психологический, по­веденческий статус влияют контекстуальные факторы, которые сами по себе подвластны влиянию индивида. Результаты взаимодействия меж­ду личностью и средой описываются в терминах "трансакций". Цель модели - показать, что возможность понять и предвидеть результаты поведения человека зависит от идентификации, анализа и понимания таких трансакций. Это понимание важно для возможности предупредить и контролировать причины наркотизации, детских и подростковых пси­хосоциальных расстройств. Трансакциональная модель показывает, что риск расстройств может быть вызван тремя причинами: а) характерис­тиками индивида, имеющего те или иные предиспозиции расстройств; б) характеристиками среды, воздействующей на индивида; в) специфи­ческими комбинациями индивидуальных и средовых характеристик.

Вместе эти элементы способствуют последовательности событий, ко­торые включаются в функциональное или дисфункциональное поведение. Такие последствия рассматриваются как "этиологические изменения", оп­ределяющие эмоциональные и поведенческие исходы, которые превен­тивные усилия позволяют избежать. Модель рассматривает развитие ре­бенка как продукт динамических интеракционных состояний и опыта, ко­торый он получает в процессе функционирования в семейной и социаль­ной среде. Наиболее важным положением этой теории является то, что ребенок и среда не анализируются независимо в отрыве друг от друга. Они являются взаимозависимыми элементами одной системы, а поведение ребенка строго детерминировано накопленным опытом (Сирота Н.А., 1994).

Трансакциональная модель предполагает, что уровень риска психо­социальных расстройств различен во времени, поскольку индивид и среда не всегда находятся в равновесии. Когда в какой-то определен­ной точке равновесие между средой и индивидом нарушается, поведе­ние и эмоциональная сфера личности дестабилизируются, уровень рис­ка возникновения психосоциальных расстройств повышается. Р. Бе считает, что индивидуальные, семейные или средовые обстоятельства в ряде случаев, позволяют защитить личность от возникновения психо­социальных расстройств и помогаютуменьшить влияние факторов риска наркотизации (Сирота Н.А., 1994; Ялтонский В.М., 1995).

2. Модель антисоциального поведения Г.Паттерсона

Модель базируется на трансакциональной концепции и исходит из того, что в процессе развития детей существуют периоды "несогласованной" активности. В том случае, когда взрослые неуместно стремятся дисцип­линировать детей, они создают контекст, в котором ребенок усиленно обучается принудительному поведению. Родители, постоянно чрезмер­но следящие за детьми, контролирующие их действия, требующие вы­полнения строгих дисциплинарных установок, снижают позитивные уси­лия ребенка, уменьшают для себя вероятность вовлеченности в общение с ребенком. В ответ на действия родителей у ребенка развивается протестное поведение, выражающееся в плаче, криках, стремлении пере­дразнивать воспитывающих лиц, воплях, визге. Такое поведение вызы­вает у родителей негативный ответ, который усиливает поведенческие нарушения, переходящие в открытую агрессию, включая физическую. Когда протестное поведение проявляется часто и интенсивно, а дисцип­линарные требования чрезмерны и неуместны, ребенок усваивает ригид­ные поведенческие стереотипы, которые будут использоваться им в об­щении со сверстниками и в школе. Одновременно процесс обучения ла­бильным, более гибким, подвижным поведенческим стратегиям затор­маживается. Когда протестное поведение используется при общении со сверстниками и в школе, на него неизбежен агрессивный или избегаю­щий ответ. Результатами этого являются снижение самооценки и плохая успеваемость, формируются негативные трансакции, следствием кото­рых оказывается антисоциальное поведение (Сирота Н.А., 1994).

3. Модель "Превентивных буферов" Н.Гемези и М.Роттера

Гемези и Роттер(цит. по Сирота Н.А., Ялтонский В.М., 1996) выдвину­ли гипотезу о "превентивных буферах" или позитивных факторах, кото­рые способствуют снижению чувствительности к стрессу и развитию адаптивного поведения. В качестве примера превентивного буфера ча­сто приводят социальную поддержку (Ялтонский В.М., 1995).

Разработка концептуальных моделей профилактики в России

Описанные зарубежные превентивные модели широко используют­ся на практике. Однако существующие культурные, этнические и соци­ально-психологические различия между странами создают определен­ные трудности при решении задачи их успешной адаптации в России. Необходима разработка отечественной методологии профилактики.

Основой для создания предлагаемой концептуальной модели профи­лактики наркоманий и токсикомании послужили исследования различ­ных групп детей, подростков и взрослых: условно здоровых - без выра­женных факторов риска психосоциальной дезадаптации; с аддиктивными формами поведения; лиц, зависимых от алкоголя и наркотиков (Си­рота Н.А, Ялтонский В.М., 1994; 1995; 1996; 2001).

В этой связи определяются задачи, технологии и методы профилак­тической деятельности.

Задачи профилактической деятельности:

1. Формирование мотивации на эффективное социально-психологи­ческое и физическое развитие.

Исследователями установлено, что формирование у человека пози­тивного отношения к окружающему миру, желания вести здоровый об­раз жизни более эффективно, чем запугивание последствиями злоупот­ребления психоактивными веществами.

2. Формирование мотивации на социально-поддерживающее поведение.
У каждого человека должна быть возможность поделиться своими

бедами, печалями или радостями, ощутить поддержку "значимого дру­гого". Такая возможность есть не у всех. Поэтому важно научить людей социально-поддерживающему поведению, мотивировать их на оказа­ние помощи родным и близким, активизировать их ресурсы для поиска поддержки в случае необходимости. Люди, у которых сформирована сеть социальной поддержки (семья, друзья, значимые другие), легче справляются с проблемами, могут более эффективно преодолевать стрессы без употребления наркотиков.

3. Развитие протективных факторов здорового и социально-эффек­тивного поведения, личностно-средовых ресурсов и поведенческих стратегий у всех категорий населения.

Люди, эффективно использующие поведенческие стратегии, имею­щие развитые физические, психические, личностные ресурсы и соци­ально-поддерживающее окружение, оказываются более защищенными перед лицом стрессовых факторов. У них уменьшается вероятность формирования зависимости от наркотиков.

4. Формирование знаний и навыков в области противодействия употреб­лению наркотиков у детей школьного и дошкольного возраста, родителей иучителей, в организованных и неорганизованных группах населения.

Информирование людей о действиях и последствиях злоупотребления психоактивными веществами, о способах избегания ситуаций соприкос­новения с наркотиками и отказа от их применения, о вариантах поисков помощи в случаях возникновения проблем, связанных с ними, в сочета­нии с развитием ресурсов, стратегий и навыков адаптивного поведения помогают формированию жизненного стиля, ведущего к здоровью.

5. Формирование мотивации на изменение дезадаптивных форм по­ведения.

Подобная работа проводится с представителями групп риска или ли­цами с уже сформированной зависимостью, а также с членами их се­мей. Для того чтобы люди захотели изменить свое поведение, необхо­димо сформировать у них активное желание, решимость и готовность -то есть мотивацию на изменение. Решать эту задачу помогают краткос­рочные и длительные профилактические мотивационные акции.

6.Изменение дезадаптивных форм поведения на адаптивные.

Эта задача предполагает работу с лицами, употребляющими наркоти­ки. Прежде чем стать на путь выздоровления, человек, зависимый от нар­котиков, алкоголя или других психоактивных веществ, проходит длинный, тернистый путь: от осознания своих подлинных чувств, преодоления пси­хологических защит, осмысления деструктивности своего поведения до желания изменения дезадаптивных форм поведения на более адаптивные.

7.Формирование и развитие социально-поддерживающих сетей сверстников и взрослых.

Любой человек должен иметь возможность получить помощь социаль­но-поддерживающего окружения. Поэтому, если он одинок и у него нет естественного социально-поддерживающего окружения, необходимо со­здание структур, которые могут оказывать поддержку. Для этого необхо­дима подготовка субспециалистов, волонтеров - сверстников и взрослых, имеющих навыки социально-поддерживающего и адаптивного поведения.

8. Поощрение стремления к прекращению употребления психоактив­ных веществ и минимизация вреда от такого употребления.

Это - работа с теми, кто уже употребляет наркотики. В данном случае усилия направляются на формирование желания уменьшить и прекра­тить их употребление.

9. Формирование мотивации на изменение поведения у труднодос­
тупных для контактов подростков и взрослых, употребляющих наркоти­ки и другие психоактивные вещества.

Решение этой задачи требует разработки различныхтехнологий. Од­нако главные из них - социальные: развитие безопасной и доступной системы помощи зависимым лицам, многоуровневой системы их соци­альной поддержки и ресоциализации.

 



2019-12-29 277 Обсуждений (0)
Концептуальные модели профилактики наркоманий и токсикомании 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Концептуальные модели профилактики наркоманий и токсикомании

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (277)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)