Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Медико-биологические технологии вторичной профилактики



2019-12-29 280 Обсуждений (0)
Медико-биологические технологии вторичной профилактики 0.00 из 5.00 0 оценок




Цель этих технологий - нормализация нарушенного физического и психического развития, биохимического и физиологического функцио­нирования.

Технологии третичной профилактики

Технологии третичной профилактики также условно можно подраз­делить на медико-психологические(психотерапевтические), социаль­но-педагогические и медико-биологические.

Главными задачами третичной профилактики являются профилакти­ка рецидивов и психосоциальная адаптация.

Организационные основы профилактики

Принципы построения профилактических программ Для создания профилактических программ необходимо четко пред. ставлять принципы, по которым строится профилактическая актив­ность.

7. Принцип системности.

Этот принцип предполагает разработку и проведение программных профилактических мероприятий на основе системного анализа актуаль­ной социальной и наркотической ситуации в стране.

2. Принцип стратегической целостности.

Этот принцип определяет единую стратегию профилактической дея­тельности, обуславливающую основные стратегические направления и конкретные мероприятия и акции. Подход к профилактике должен быть стратегически целостным.

3. Принцип многоаспектности.

Предполагает сочетание различных аспектов профилактической де­ятельности: личностно-центрированного, поведенчески-центрирован-ного, средо-центрированного. Личностно-центрированный аспект - это система воздействий, направленных на позитивное развитие ресурсов личности. Поведенческий аспект - целенаправленное формирование у детей и взрослых прочных навыков и стратегий адаптивного поведения. Средоцентрированный аспект - формирование систем социальной поддержки (т.е. системы социальных институтов, направленных на про­филактическую и реабилитационную активность). Эта система может быть организована в отдельном округе, районе, городе, регионе и дол­жна носить цельный характер.

4. Принцип ситуационной адекватности профилактической деятель­ности.

Означает соответствие профилактических действий реальной соци­ально-экономической, социально-психологической и наркологической ситуации в стране.

5. Принцип динамичности.

Предполагает обеспечение непрерывности, целостности, динамич­ности, постоянства, развития и усовершенствования профилактической деятельности.

6. Принцип солидарности.

Означает солидарное межведомственное взаимодействие между го­сударственными и общественными структурами с использованием си­стемы социальных заказов.

7. Принцип легитимности.

Предполагает реализацию целевой профилактической деятельности на основе принятия ее идеологии и доверительной поддержки большин­ством населения.

Профилактические действия не должны нарушать права человека.

8. Принцип полимодальности и максимальной дифференциации. Предполагает гибкое применение в профилактической деятельности

различных подходов и методов, а не центрирование только на одном методе или подходе.

Основные стратегии и направленность профилактических программ

Для построения профилактических программ важно понимать, на ка­кую категорию населения направлено профилактическое воздействие, каковы его временные рамки, ориентировано ли оно на личность или среду, ее окружающую, и в какой форме это происходит. Учитывая все эти факторы, можно определять основные стратегии работы.

Стратегии профилактического воздействия:

1.Профилактика, основанная на работе с группами риска в медицин­ских и медико-социальных учреждениях. Создание так называемой сети социально-поддерживающих учреждений.

2.Профилактика, основанная на работе в школе, создание сети здоровых школ или включение программы обучения здоровью во всех школах.

3.Профилактика, основанная на работе с семьей.

4.Профилактика в организованных общественных группах молодежи
и на рабочих местах.

5.Профилактика с помощью средств массовой информации.

 

6.Профилактика, направленная на группы риска в неорганизованных
коллективах - на территориях, улицах, с безнадзорными, беспризорны­ми детьми.

7.Систематическая подготовка специалистов в области профилактики.

8.Массовая мотивационная профилактическая активность.

9. Краткосрочные или долговременные профилактические акции среди детей, подростков и других групп населения, направленные на формирование мотивации продвижения к здоровью или изменение дезадаптивных форм поведения на адаптивные.

В зависимости от времени воздействия профилактические програм­мы делятся на 3 категории:

1. .Постоянно действующие;

2. Систематически действующие;

3. Периодически действующие.

1. Постоянно действующие программы

Это модель профилактики, действующая постоянно в каком-либо оп­ределенном месте, например, на базе определенных школ, где прово­дятся регулярные профилактические занятия с детьми, подростками, Учителями. Также осуществляется подготовка субспециалистов (лиде­ров-сверстников, лидеров-учителей, психологов, лидеров-родителей), которые будут осуществлять постоянную профилактическую активность.

2.Систематически действующие программы

Эта модель предполагает проведение регулярных систематических профилактических мероприятий, рассчитанных на определенный про­межуток времени (несколько месяцев, несколько раз в год и т.д.).

 

З.Периодически действующие программы

Это профилактическая активность, которая проводится периодичес­ки и не имеет системы. Например, проведение мотивационных акций, заставляющих задуматься о здоровом образе жизни. Подобные акции имеют успех и для некоторых лиц могут оказаться поворотным пунктом начала новой жизни без психоактивных веществ. К таким акциям воз­можно привлечение в команду профессионалов "выздоравливающих за­висимых" - лиц, имеющих в прошлом опыт употребления психоактив­ных веществ, поскольку они способны собственным примером убедить людей в превосходстве здорового стиля жизни. Обязательным являет­ся предварительное обучение этих людей.

Программы когнитивного обучения рассчитаны, прежде всего, на де­тей в возрасте от трех до шести лет и детей младшего школьного возраста. Они отличаются повышенной эффективностью. Суть этих программ заклю­чается в обучении детей принятию адаптационных решений, ответственно­сти за собственное поведение и осознанности поведенческого выбора.

В основе программ аффективного обучения заложена идея необ­ходимости работы с эмоциями и системой эмоционального регулиро­вания. По мнению авторов этого направления, переживаемый в подро­стковом возрасте кризис идентичности может спровоцировать поведен­ческие расстройства, в том числе и зависимость от психоактивных ве­ществ. Цель данных программ - научить детей и подростков регулиро­вать эмоции, не прибегая к формам саморазрушающего поведения.

Программы интерперсонального обучения являются попыткой предупредить у подростков возможность злоупотребления психоактив­ными веществами путем развития адекватного представления о себе, понимания своих ощущений и интерперсональных связей, обучения на­выкам принятия решений и коммуникативной компетентности.

Программы поведенческого обучения или поведенческой моди­фикации основываются на тренинге поведенческих навыков с целью повышения устойчивости к употреблению табака, алкоголя, наркотиков, к включению в антисоциальные компании. Человек, обученный опреде­ленным поведенческим навыкам, чувствует себя компетентным, эффек­тивным, у него повышается самоуважение. Эти программы учат детей на осознанном или неосознанном и даже механическом уровне отказы­ваться от употребления наркотиков, не принимать неизвестных препа­ратов, не входить в контакт с незнакомыми людьми.

Программы формирования социальных альтернатив базируются на идее о том, что альтернативная алкоголизации, наркотизации, делинквентности и т.д. активность подростков способствует их переориентации. Это всевозможные формы занятости молодежи, рискованные виды спорта, путешествия с элементами научно-исследовательской деятельности. Наш опыт анализа таких программ говорит об их высокой эффективности.

Общественные программы подразумевают получение эффекта профилактического воздействия через средства массовой информации - радио, телевидение, газеты, журналы, через афиши и плакаты, почтовые открытки, лекции, конференции, встречи, книги, фильмы, видео­ролики. Цель этих программ - увеличение информации о последствиях употребления алкоголя, табака и наркотиков. Они призваны действовать на установки, касающиеся употребления психоактивных веществ, а так­же на социальные и средовые факторы, поддерживающие установки в отношении изменения поведения.

Программы, сфокусированные на школе, включаются в нацио­нальную политику образования и представляют собой уроки в школьных классах, посвященные обучению здоровому поведению, предупрежде­нию ВИЧ-инфекций, ранней беременности, курения табака, употребле­ния наркотиков и алкоголя. Современные школьные программы усовер­шенствованы и не полагаются на тактику испуга. Исследования показы­вают, что знания лучше усваиваются, если они не вызывают сильного стра­ха и воспринимаются в ситуациях доверительной коммуникации.

Программы улучшения взаимодействия между учителями и школьниками включают тренинг учителей с целью создания социально-поддерживающего климата в школе, работу с самооценкой и Я-концепцией учителя, тренинги личностного контроля и социальных навыков.

Программы, сфокусированные на семье. Специалисты признают особую важность роли семьи в процессе профилактики зависимости. В настоящее время развивается ряд сфокусированных на семье профи­лактических программ, которые показали свою эффективность: про­граммы тренинга родителей, развития семейных и социальных навыков у детей и родителей, формирования семейного копинг-поведения.

Программы создания групп социальной поддержки. Следующим направлением превентивной профилактической активности является создание групп социальной поддержки лидеров-сверстников, лидеров-родителей и лидеров-педагогов, групп само - и взаимопомощи. В оди­ночестве трудно преодолеть сложную кризисную ситуацию. Если у ре­бенка отсутствует социальная среда, способная поддерживать его, та­кую среду необходимо создавать.

Мультикомпонентные программы учитывают индивидуальные и средовые аспекты профилактики (школьные, семейные, общественные и т.д.). Мультикомпонентный превентивный подход является наиболее перспектив­ным, поскольку установлено, что эффективность программ прямо про­ порционально связана с количеством включенных в нее компонентов. Цель мультикомпонентных программ получить синэргический эффект при комбинации различных превентивных стратегий.

Примером данного подхода может служить превентивная модель, ос­нованная на интеграции социальной поддержки и психологического обу­чения. Эта модель использует тренинг социальных навыков и опирает­ся на сети социальной поддержки сверстников и учителей. У обучаю­щихся развиваются навыки позитивных межличностных взаимоотноше­ний, повышения самооценки и интернального локуса контроля, навыки резистентности к давлению среды, формируется мотивация на успеш­ную учебу в школе.

 



2019-12-29 280 Обсуждений (0)
Медико-биологические технологии вторичной профилактики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Медико-биологические технологии вторичной профилактики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (280)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)