Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ



2019-12-29 698 Обсуждений (0)
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ 0.00 из 5.00 0 оценок




Социально-реабилитационный центр

Для несовершеннолетних

«Наставник»

Мониторинг социально-педагогического сопровождения семьи

 

 

(сборник методических материалов)

Рыбинск, 2006


Сборник методических материалов подготовлен коллективом авторов в составе: Савин Г.И. (руководитель коллектива), Кисина Т.С., Орлова Т.А., Садовская Д.Е., Смирнова И.Б., Гауш М.В., Холкина И.В., Виноградова Е.В.

В данном сборнике представлены формы диагностических материалов, используемые в деятельности отделений Социально-реабилитационного центра «Наставник» г. Рыбинска, работающих с семьями. Предлагаемые методические материалы могут оказать содействие специалистам и сотрудникам специализированных учреждений для несовершеннолетних и специалистам органов социальной защиты населения в работе с семьями, нуждающимися в оказании социально - педагогической помощи.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

 

Диагностические методы в работе с семьей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

 

Этапы работы с семьей:

 

I этап – изучение семьи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10

 

Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  11

 

II этап - анализ информации и составление плана работы с семьей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33

 

Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34

 

III этап - коррекционная работа с семьей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41

 

Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43

 

IV этап - контроль за ситуацией в семье . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52

 

Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53

 

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  56

 

Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57

 

ВВЕДЕНИЕ

Предметом внимания всех специалистов по социальной работе в настоящее время является процесс оказания социальной помощи семье. Именно специалист приступает к обследованию семьи, осуществляет первичные контакты и организует дальнейшее взаимодействие с ее членами. В его компетенции составить и зафиксировать представление об адаптационных и реабилитационных возможностях семьи. В его обязанности входят также первичная и регулярно проводимая динамичная оценка социальной ситуации и условий жизни семьи, выявления особенностей ее статуса и материального состояния, положения в ней детей. Вся эта деятельность по сути своей описывается понятием «мониторинг сопровождения семьи».

 

Мониторинг– 1. Постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.

2. Комплекс динамических наблюдений, аналитической оценки и прогноза состояния целостной системы.

 

Социально-педагогический мониторинг семьи – это система периодического сбора, обобщения и анализа социально - педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.

 

Цель социально - педагогического мониторинга семьи – обеспечение эффективности работы с семьей, аналитическое обобщение результатов деятельности, разработка прогноза развития ситуации.

 

Основные принципы мониторинга:

1. непрерывность, продолжительность во времени и систематичность;

2. целостность и системность (информация от различных источников должна быть структурирована и систематизирована в удобной для пользователей форме);

3. преемственность и сравнимость (отслеживание динамики изменений, наличие единых критериев и показателей);

4. объективность (данные должны быть максимально формализованы и легко проверяемы);

5. доступность (форма представления данных должна удовлетворять потребности разных пользователей).

 

Сущность социально–педагогического мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение и т.д.), так и полученные в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование и д.р.).

 

Мониторинг - постоянно присутствующий элемент в работе с семьей. Учитывая сложность проблем, которые переживает современная семья, изменчивость ее структуры, обязателен переход от единичных диагностических процедур к осуществлению социально – педагогического мониторинга семьи на протяжении всех этапов работы с семьей.

 

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ

 

Для социально-педагогического мониторинга семьи чаще всего используются следующие методы: наблюдение, беседа, анкетирование, интервью, метод экспертной оценки, параметрический метод, анализ документов, биографический метод.

Метод наблюдения широко используется социальными педагогами и другими специалистами. Наблюдение – метод познания и исследования, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека без вмешательства в протекание его деятельности. Наблюдение характеризуется непосредственным восприятием явлений и процессов в их цельности и динамике. Наблюдение лишь тогда верно отражает изучаемые явления и процессы, когда имеется четкий план его проведения, в котором обозначены объекты наблюдения, цели и задачи. План наблюдения должен дать ответы на вопросы: что наблюдать, для чего наблюдать и в течение какого времени?

Метод наблюдения может быть использован при посещении семьи по месту жительства или при встречах ребенка с родителями (если ребенок находится в социально-реабилитационном центре).

 

При посещении ребенка по месту жительства социальный педагог фиксирует условия жизни семьи, составляет акт обследования семьи. Но посещение семьи не должно сводиться лишь к «инспекционному обходу». Нигде с такой точностью нельзя уловить атмосферу семьи, как в привычной для нее обстановке.

 

При встречах ребенка с родителями на территории социально-реабилитационного центра наблюдение дает возможность выяснить:

- интересует ли родителей содержание и характер времяпровождения ребенка в центре;

- каковы способы принятого в семье обращения друг с другом;

- что родители считают важным для себя и своего ребенка в работе центра (об этом свидетельствуют их вопросы, просьбы или отсутствие таковых).

 

Результаты наблюдения позволяют социальному педагогу  верно оценить ситуацию в семье и спланировать дальнейшую работу с семьей.

Условия эффективности:

- целенаправленность (четко знать - что и зачем изучать, с какой целью);

- систематичность (наблюдение должно вестись не от случая к случаю, а постоянно, в соответствии с планом, систематически);

- планирование. До начала наблюдения необходимо наметить определенные задачи (что наблю­дать), продумать план (сроки и средства), критерии и показатели (что фиксировать), предпола­гаемые результаты; при этом надо точно определить предмет наблюдения - те особенности, за которыми ведется наблюдение;

- объективность (в процессе наблюдения необходимо фиксировать не свои предположения, а за­писывать объективные факты, действия, особенности поведения);

- фиксация. Все данные наблюдения должны регулярно фиксироваться по определенной системе. Полученные результаты, материалы должны обязательно записываться по ходу наблюдения или сразу после него. Записи лучше вести в хронологическом порядке, через определенные ин­тервалы времени. Для сокращения необходимых записей их удобно оформлять в виде различ­ных схем, таблиц, матриц и т.п.

 

Важнейшее достоинствонаблюдения заключается в том, что оно может осуществляться в различных ситуациях, при этом не требуется создания особых условий (метод универсален). Кроме того, наблюдение позволяет изучать проблемы, анализировать деятельность, поведение в естественных условиях (метод естественен). Он незаменим для первичной ориентировки в про­блеме и для получения предварительных фактов.

 

К недостаткам наблюдения относят:

- трудность сопоставления результатов;

- ограниченность личностными возможностями наблюдаемого;

- принципиально частный характер каждой наблюдаемой ситуации;

- сложность, а часто и невозможность повторения наблюдений;

- субъективность - наблюдение показывает внешние стороны процесса; существует эффект снисходительности, ошибка усреднения;

- пассивность - метод не может повлиять на ход событий;

- трудоемкость - большая затрата сил и времени;

- вероятность ошибок в интерпретации событий с точки зрения мотивов и побуждений действующих лиц.

 

Несмотря на ряд недостатков, наблюдение является одним из основных методов, используемых в педагогической практике, дающий наиболее эффективные результаты в сочетании с другими методами получения информации.

 

Беседа один из основных методов изучения семьи. Проведение беседы предполагает:

- четкую постановку цели; 

- продумывание способа ее ведения;

- умение расположить к себе собеседника с самого начала беседы;

- знание особенностей проведения бесед.

 

Первые, как правило, непродолжительные беседы должны затрагивать значимые для родителей или ребенка проблемы. Если один и тот же вопрос в разной форме удается поставить в нескольких беседах, то, судя по характеру ответов, возникает уверенность в правильности полученной информации.

 

На этапе изучения семьи важную информацию можно получить, беседуя не только с членами семьи, но и с учителями, воспитателями ребенка. Педагоги, которые длительное время наблюдают за семьей, могут дать объективную информацию о членах семьи и методах воспитания детей. 

 

Интервьюпредусматривает заранее подготовленные вопросы, адресованные каждому конкретному испытуемому. Требования к организации интервью:

- проведение интервью в привычных для испытуемого условиях или в условиях, связанных с предметом опроса (домашняя или рабочая обстановка);

- определение достаточного количества времени;

- устранение или уменьшение влияния третьих лиц;

- формулировка вопросов, рассчитанная не на чтение (разговорный стиль).

 

Виды интервью:

- свободное интервью (проводится без заранее подготовленного опросника или разработанного плана, определяется только тема, а направление, логическая структура, последовательность вопросов зависят от индивидуальных особенностей того, кто проводит интервью);

- фокусированное интервью (его целью является сбор мнений по поводу конкретной ситуации, вопросы заготавливаются заранее, каждый вопрос обязателен, хотя их последовательность может меняться).

При проведении беседы, интервью следует придерживаться определенных правил.

 

· Начинать общение следует с приятной тематики, это способствует установлению контакта. Доброжелательное и уважительное отношение в разговоре не менее важно, чем умение убеди­тельно говорить, аргументировать сказанное.

· Важнейшее условие беседы - откровенность между участниками; только при создании атмо­сферы полной откровенности в беседе раскрывается внутренний мир собеседника.

· Беседа должна быть не случайной, а запланированной. Важным моментом является выбор времени и места беседы (интервью).­

· Первые 15 минут разговора надо использовать максимально продуктивно, поскольку потом на­ступает утомление.

· Желательно разговор строить по «принципу воронки», при котором идет переход от вопросов наиболее простых - к более сложным, от вопросов более общих - к более частным и конкретным. Не следует задавать (особенно вначале) вопросов анкетного или биографического характера.

· Беседа, интервью должны вестись с учетом возрастных особенностей, интересов, потребностей, склонностей собеседника.

· Вопросы в ходе беседы могут импровизироваться, однако в итоге ее эффективность определяется выяснением исходных, заранее составленных вопросов.

· В ходе разговора могут использоваться следующие типы вопросов - прямые, косвенные и проективные. Прямые вопросы открыто затрагивают тему разговора, в результате ответов на косвенные вопросы выясняется не предмет разговора, а лишь его связи и отношения с другими предметами и явлениями. Проективные вопросы вообще не касаются темы разговора, выводы по ответам на них делаются методом аналогии. К проективным вопросам относятся, например, незаконченные предложения, сочинение сказок, рассказы по картинкам.

· Заканчивается разговор обязательно повторением основных итогов, достигнутых в нем, и точек соприкосновения. Разговор никогда не должен заканчиваться на конфликтных нотах.

· Беседа, интервью не должны длиться более 30-40 минут.

 

Условия эффективности беседы, интервью:

- наличие четко продуманного плана;

- предварительная подготовка и продумывание вариантов вопросов;

- личные качества организатора;

- гибкость и чуткость в ходе проведения;

- умение организатора слушать и одновременно вести разговор по заданному руслу;

- понимание эмоциональных состояний собеседника, своевременное реагирование на их изменение.

 

К несомненным достоинствам беседы и интервью следует отнести:

- наличие контакта с собеседником;

- возможность наблюдать и учитывать ответные реакции собеседника, видеть невербальные зна­ки (жесты, мимику, настроение), оценивать поведение, отношение к содержанию разговора;

- возможность задавать дополнительные уточняющие вопросы;

- неформальная обстановка для получения информации.

 

Однако техника беседы, интервью достаточно сложна и не всегда надежна и достоверна. Это объясняется тем, что неизбежен субъективизм, сугубо индивидуальные словесные сообщения, суждения. Нельзя гарантировать полную достоверность и надежность информации, полученной даже при самом тщательном проведении беседы, интервью. Недостаток этого метода также состоит в сложности, а порой в невозможности фиксирования данных.

Беседа, интервью, как и наблюдение, наиболее естественные методы изучения семьи. Беседа (интервью) может углубить и расширить фактический материал, полученный в ходе применения других методов.

 

После посещения на дому и наметившегося общего сближения с родителями можно использовать анкетирование, как метод более подробного изучения семьи. На результативность анкетирования влияет ряд условий:

-подбор вопросов, наиболее точно характеризующих изучаемое явление;

-постановка как прямых, так и косвенных вопросов;

-исключение подсказок в формулировках вопросов, предупреждение двойственного понимания вопросов;

-использование анкет как закрытого типа с ограниченным вариантом ответов, подобранных исследователем, так и открытых анкет, позволяющих опрашиваемому высказывать свое собственное мнение.

 

Анкета имеет целью получить дополнительные и более подробные данные об особенностях и условиях жизни семьи, методах воспитания, характере взаимоотношений родителей с детьми. Нецелесообразно проводить анкетирование, не зная семьи или в самом начале знакомства с ней. Уже сложившееся впечатление помогает ориентироваться в справедливости и достоверности полученных ответов, их действительном соответствии практике взаимодействия с семьей.

 

Примерная композиция анкеты.

1. Краткое вступление («шапка»), объясняющая цели и задачи исследования, технику работы с анкетой (подчеркивать, обводить, вписывать и т. д.).

2. Вступительные вопросы, касающиеся конкретных действий, событий, фактов, преимуще­ственно закрытые по форме.

3. Оценочные вопросы, касающиеся мнений, суждений, требующие анализа, размышления (как правило, открытые по форме).

4. Вопросы малой сложности.

5. «Паспортичка» (если опрос не анонимный) - сведения об отвечающем.

6. Заключение. Благодарность за участие в опросе.

Анкета должна быть рассчитана на заполнение в течение 15-20 минут, при этом желательно, чтобы ее текст уместился на одной странице листа формата А-4. Опыт показывает, что данный метод не рекомендуется использовать для детей младше 10-ти лет.

 

Эффективность метода анкетного опроса зависит от ряда условий.

1. Умение организатора мотивировать отвечающих на участие в опросе.

2. Соответствие содержания вопросов обозначенной цели исследования и задачам.

3. Соблюдение правил построения опросного листа, адекватность его формы целям и задачам опроса, возрастным особенностям участников.

4. Понимание отвечающими сути вопросов и порядка действий.

5. Полнота и сбалансированность списка предлагаемых ответов в вопросах закрытой формы.

6. Отсутствие намеков на желательные ответы.

 

К достоинстваманкетного опроса можно отнести:

- возможность охвата большого числа отвечающих;

- минимум влияния исследователя на опрашиваемого;

- довольно большая скорость сбора информации;

- возможность сравнения результатов нескольких исследований.

 

Однако данный метод не свободен и от ряда недостатков,которые необходимо учитывать при его выборе и использовании:

- негибкость, невозможность вмешиваться, контролировать и регулировать процесс заполнения анкет;

- сравнительно невысокая объективность (трудно рассчитывать на глубокое проникновение в суть ситуации, на полные, точные и искренние ответы);

- проблема сбора заполненных анкет при заочном опросе;

- различное понимание, субъективное трактование анкетируемыми поставленных вопросов.

 

Параметрический метод состоит в сопоставлении двух ключевых параметров: прежнего состояния социальной единицы, т.е. семьи (на «входе») и нынешнего состояния социальной единицы (на «выходе»). Разница между этими параметрами представляет собой «социальный эффект» или результат, свидетельствующий об эффективности использования средств, методик.

 

Анализ документоводин из наиболее часто используемых методов в социально – педагогической работе.

Данный метод экономичен. Позволяет оперативно получить фактографические данные об объекте, которые в большинстве случаев носят объективный характер. К числу основных ограничений метода можно отнести следующее:

 - учетная информация нуждается в контроле с помощью наблюдений и опросов;

 - отдельные блоки информации очень быстро устаревают;

 - цели создания документов чаще всего не совпадают с теми задачами, которые решает исследователь, поэтому информация, содержащаяся в документах, должна перерабатываться, переосмысливаться.

 

Биографический метод также может быть использован социальным педагогом. Существуют различные источники биографических данных: направленные интервью, свидетельства родственников, сообщения клиента о своей жизни, отдельных этапах жизни или жизни каких-либо родственников. При использовании данного метода следует учитывать два момента: «эффект дистанции» (по прошествии времени человек может иначе оценивать те или иные события своей жизни) и необходимость анализа получаемой информации, так как извлеченный из нее смысл, как правило, не совпадает с тем, который в нее первоначально вложил человек.

Практика работы с проблемными семьями позволяет выделить следующие этапы работы с семьей:

 

I. Изучение семьи

II.  Анализ информации и составление плана работы с семьей

III.  Коррекционная работа с семьей

IV.  Контроль за ситуацией в семье

 



2019-12-29 698 Обсуждений (0)
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (698)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)