Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Общее понятие о финансах и их отличительные признаки.




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ

Общее понятие о финансах и их отличительные признаки.

Финансовые ресурсы

Функции финансов

Роль финансов в производственном процессе

Общее понятие о финансах и их отличительные признаки.

Понятие "финансы" зачастую отождествляют с понятием "деньги". В действитель­ности же это не так, хотя без денег не может быть финансов. Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, попробуем рассмотреть его через призму развития данной категории. По вопросу происхождения термина «финансы» существуют разные точки зрения. Происхождение слова финансы имеет глубокие исторические корни. Большинство исследователей указывают на связь данного термина с латинским словом «finis», которое означает «уплачивать определенную сумму денег». Слово «finansia» как производное от латинского глагола, вошло в оборот в XIII-XV вв. в Италии.

Именно с этого периода термин "финансы" возник в XIII-XV вв. в торговых городах Италии. К этому вре­мени давно уже существовали деньги, товарно-денежные отношения и государствен­ность. Сначала он обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с систе­мой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.



В значительной степени расширил трактовку финансов французский ученый Ж. Боден в своей работе «Шесть книг о республике» 1577 [Финансы / Под ред. проф. М. В. Романовского, с. 44].)

Это значит, что данный термин отражал, во-первых, денежные отношения между двумя субъектами, т.е. деньги выступали мате­риальной основой существования и функционирования финансов. Во-вторых, субъекты обладали разными правами в процессе этих отношений: один из них, а именно государ­ство, обладал особыми, властными полномочиями. В-третьих, в процессе этих отноше­ний формировался общегосударственный фонд денежных средств - бюджет. В-четвер­тых, регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигалось посредством правовой деятельности государства, создания соответствующе­го фискального аппарата, или аппарата принуждения. Если говорить о сегодняшней России, то, очевидно, каждый наслышан о деятельности налоговых инспекций, налого­вой полиции.

Но денежные отношения могут и не быть отношениями финансовыми. К примеру, один гражданин дал деньги взаймы другому. Возникают в этом случае денежные отно­шения? Да, возникают. Но это не финансовые отношения, поскольку государство этих отношений не регулирует, не вникает в них, не навязывает своих правил поведения. Эти отношения равноправны, партнеры равны в правах и обязанностях. То же самое можно сказать и об отношениях между гражданами и продавцами магазинов, т.е. отно­шениях, возникающих в розничной торговле. И эти отношения по той же причине нельзя отнести к финансовым.

Таким образом, финансы - это всегда денежные отношения, но не любые денежные отношения - это финансовые отношения. Финансы обладают такими признаками, по которым их безошибочно можно выделить из разряда других возможных денежных отношений. Финансы всегда опосредованы правовыми актами, регулирующими денежные отношения. Нефинансовые денежные отношения такими актами не регулируются. Субъекты таких отношений сами определяют пропорции обмена, его условия. Исходя из сказанного, можно сформулировать общее определение финансов. Финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе кото­рых происходит формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для решения экономических, социальных и политических задач.

Финансы - категория историческая, поскольку они имеют стадии возникновения и развития.

Возникновение и развитие финансов обу­словлено такими факторами, как:

1)    общественное разделение труда и деление общества на соци­альные группы;

2) развитие товарно-денежных отношений в связи с ростом производства и увеличением ВВП и НД, а также изменением функ­ций денег, механизма их обращения;

3) появление самостоятельных, независимых хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность и создающих для производства необходимые денежные фонды;

4)    создание и усложнение сферы деятельности государства.

Финансы появились одновременно с возникновением государства и изменялись вместе с ним. Поэтому сущность финансов, закономерности их развития, сфера действия и роль в процессе общественного воспроизводства определяются природой и функциями государства.

Возникновение государства предполагает, кроме всего прочего, установление определенных взаимоотношений по распределению и перераспределению созда­ваемых экономических благ между государством в лице верховной власти и ос­тальными субъектами воспроизводственных отношений. Собственно, эти отно­шения и определялись понятием «финансы».

В обществах с преобладанием натуральных отношений перераспределительные процессы носили, прежде всего, характер натуральных налогов и различного рода личных повинностей. Развитие товарно-денежных отношений привело к из­менению формы перераспределительных отношений,— они стали носить преиму­щественно денежный характер. Однако суть этих отношений принципиально не меняется. На место натуральных податей пришли налоги в денежной форме. Вместе с тем этому историческому этапу была свойственна узость финансовой системы, поскольку она состояла из одного звена - бюджетного, а количе­ство финансовых отношений было ограничено. Все они были связаны с формировани­ем и использованием бюджета.

В то же время любые перераспределительные процессы создаваемых эконо­мических благ в обществе отождествлять с финансами вряд ли правомерно.

Собственно понятие «финансы» в современном его представлении можно отне­сти к этапу обособления государственной казны, возникновению государствен­ного бюджета.

Следует отметить, что представление о финансах, сущности финансовых от­ношений видоизменялось. Трансформация взглядов на экономическую катего­рию финансов с конца XVII до конца XX в. достаточно емко и компактно дана в работе С. Витте. Он пишет: «...с конца XVII века... под словом «финансы»... стали понимать всю совокупность государственного имущества и вообще со­стояние всего государственного хозяйства. В смысле всей совокупности матери­альных средств, имеющихся в распоряжении государства — его доходов, расхо­дов и долгов,— понимается это слово и теперь. Таким образом, точнее науку о финансах можно определить как науку о способах наилучшего удовлетворения материальных потребностей государства» [Витте, с. 4].

Итак, можно говорить о том, что изначально понятие «финансы» рассматри­валось только в плоскости формирования, а в дальнейшем и использования де­нежных фондов для удовлетворения государственных нужд.

Первоначально финансовые отношения появились между госу­дарством и населением, которое передает ему в обязательном порядке различные платежи (налоги, отчисления, сборы и т.п.). В ре­зультате происходит перераспределение части НД в его пользу и создается государственный фонд для обеспечения выполнения функций государства. Позднее эта эконо­мическая категория получила название «публичные финансы», которые в на­стоящее время включают в себя государственные и местные финансы (финансы органов местного самоуправления).

Для публичных финансов характерными признаками являются:

- денежный характер отношений;

- безвозмездный и безвозвратный характер платежей хозяйствующими субъектами и населением в государственные и местные бюджеты, а также во внебюджетные фонды;

- принудительная со стороны государственных органов и органов местного самоуправления форма денежных отношений с хозяйствующими субъекта­ми и населением (государство и органы местного самоуправления в фор­ме правовых актов устанавливают систему обязательных платежей и меры воздействия к указанным субъектам в случае нарушения последними ус­тановленного порядка);

- отношения перераспределения уже распределенного совокупного общест­венного продукта в его денежной форме.

На протяжении многих столетий в государствах обозначились четыре устойчивых направления расхо­дов денежных средств: на военные цели, управление, поддержание тех или иных сфер экономики, социальные нужды. Более определенной и устойчивой стала система фор­мирования государственных доходов. На место натуральных податей пришли налоги в денежной форме. Вместе с тем этому историческому этапу была свойственна узость финансовой системы, поскольку она состояла из одного звена - бюджетного, а количе­ство финансовых отношений было ограничено. Все они были связаны с формировани­ем и использованием бюджета.

Развитие крупномасштабного товарного производства, связанное с возникно­вением национальных и транснациональных организаций корпоративного типа (с долевой акционерной формой уставного капитала), повлекло за собой совершен­ствование методов, способов мобилизации, использования, распределения денеж­ных средств между различными участниками воспроизводственного процесса.

Крупномасштабное и качественно новое развитие финансовых отношений про­изошло в XX в., особенно после второй мировой войны. Объемы государственных бюджетов стали выражаться в миллиардах национальных валют. Во всех странах про­изошло огосударствление значительной части национального дохода. Государство стало собственником и распорядителем до 50% его объема. Располагая огромными суммами денежных средств, государства стали оказывать большое влияние на процесс воспроиз­водства. Легко представить себе всевозрастающее воздействие государства на развитие производства, если учесть, что оно стало аккумулировать ресурсы не только бюджет­ной системы, но и многочисленных внебюджетных фондов.

Однако финансы развивались не только в государственной сфере. Значительное развитие получили финансы предприятий различных форм собственности. В странах с развитой рыночной экономикой основной организационно-правовой формой стали ак­ционерные общества. Выпуск акций - мощная форма мобилизации капитала. Она по­зволяет трансформировать денежные сбережения в производственные инвестиции. Ак­ции, облигации, кредиты банка значительно расширяют возможности роста корпора­ций. Без этого они вынуждены были бы находиться на самофинансировании, разви­ваться за счет собственных, относительно ограниченных средств.

В странах, где рыночные отношения получили широкое развитие, финансовая сто­рона деятельности акционерных обществ и предприятий других форм собственности приобретает все большее значение. Повышается прежде всего роль качества управле­ния финансами предприятий. В этих условиях - условиях обострения конкурентной борьбы - побеждают те предприятия, чьи работники обладают более глубокими зна­ниями основ финансово-экономического анализа, умеют сделать на основе анализа правильные выводы, сформулировать нужные рекомендации для решения кардиналь­ных вопросов развития своего предприятия. Учитывая, что финансы предприятий об­служивают кругооборот огромных фондов денежных средств, вопросы наиболее эф­фективного управления средствами предприятия приобретают исключительно важное значение.

Особую значимость в этом распределительном процессе приобретают вопро­сы движения денежных средств, обособленные от движения товаров. Они со­пряжены как с различными формами кредита, так и с распределением и пере­распределением стоимости валового продукта между различ­ными субъектами, каждый из которых претендует на получение определенной доли в произведенном продукте в соответствии с действующими правовыми нормами или обычаями делового оборота, что и является собственно сферой финансовых отношений.

Отличительным признаком финансовых отношений является и то, что про­цесс перераспределения валового продукта сопровождается созданием различных фондов денежных средств, имеющих целевое назначение. Фонды денежных средств, создаваемые на уровне государства, органов местно­го самоуправления, называются централизованными фондами, а денежные фон­ды, создаваемые на уровне хозяйствующих субъектов, домохозяйств,— децентра­лизованными.

Из доходов от различных видов деятельности хозяйствующих субъектов фор­мируются специальные фонды денежных средств в виде накоплений амортизаци­онных отчислений, задолженности по заработной плате, платежам в бюджет и внебюджетные фонды, а также прибыли, часть которой через налоговую систему поступает в распоряжение государственных органов и органов местного само­управления, а оставшаяся часть идет на расширенное воспроизводство, накопле­ние и распределяется в виде предпринимательского дохода, дивидендов и т. п. Необходимо отметить, что формирование указанных фондов носит строго регла­ментированный характер, и это является еще одним отличительным признаком финансовых отношений.

В распределении валового продукта участвует и население, получая свою долю в форме заработной платы, предпринимательского дохода, дивидендов и других форм перераспределения. Кроме того, население участвует в формировании централизованных фондов денежных средств посредством упла­ты налогов, других платежей, носящих обязательный характер. Эта система де­нежных отношений, связанных с формированием и использованием доходов и расходов населения, также является сферой финансовых отношений.

Финансы как экономическая категория. Финансы выражают экономические отношения по поводу производства, распределе­ния и использования валового внутреннего продукта (ВВП), т.е. стоимости конечных товаров и услуг, произведенных резидента­ми данной страны на ее территории за определенный период времени, и национального дохода (НД) — часть ВВП за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств произ­водства.

Воздействуя на производство, распределение и использование (потребление), финансы носят объективный характер. Они выра­жают определенную сферу производственных отношений и отно­сятся к базисной категории. В процессе распределения и перераспределения ВВП и НД порождают независимо от денежного об­ращения движение средств. Финансовые отношения в своей пре­обладающей части не опосредствуют товарный оборот и осуществ­ляются на базе безэквивалентного обмена, поэтому возникают ус­ловия несбалансированности в обществе, которые ведут к разным кризисам (экономическим, финансовым, денежным, валютным).

Главным материальным источником денежных доходов и фон­дов населения, предприятий и государства служит НД. Его объем определяет возможности удовлетворения потребностей членов об­щества, общественного расширенного производства и государства. Именно с учетом размеров НД и его отдельных частей (фонда по­требления и фонда накопления) определяются пропорции развития экономики и ее структуры.

Современная экономика не может существовать без финан­сов государства. На определенных этапах исторического развития ряд потребностей общества может финансироваться только госу­дарством. Это атомная промышленность, космические исследо­вания, некоторые новые приоритетные отрасли экономики, а также предприятия, необходимые всем (почта, телеграф и неко­торые другие).

Состояние экономики страны определяет состояние финансов. В условиях постоянного экономического роста, увеличения ВВП и НД финансы характеризуются своей стабильностью и устойчиво­стью; они стимулируют дальнейшее развитие производства и по­вышение качества жизни граждан страны.

Таким образом, финансы как экономическая категория представляет собой систему распределительных денежных отношений, возникающих в процессе формирования и использования фондов денежных средств у субъектов, участ­вующих в создании общественного продукта.

Из изложенного следует еще один важный вывод - финансовые отношения охватывают две сферы. Первая - это та, в которой экономические денежные отношения связаны с формированием и использованием централизованных денежных фондов государ­ства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах. Вторая сфера - в которой экономические денежные отношения опосредуют кругооборот денежных фондов предприятий. Теперь, имея дополнительные сведения о финансах, можно дать другое, уточняющее определение финансов. Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распреде­лением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий рас­ширенного воспроизводства.

Поняв содержание данного определения финансов, уже не поставишь знака равенст­ва между финансами и деньгами. Финансы — неотъемлемая часть денежных отношений. Финансы выступают в денежной форме, однако не всякие денежные отноше­ния являются финансовыми.

Финансы отличаются от денег как содержанием, так и выполняемыми функциями. Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда производителей. Финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения национального дохода, средство контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Денежные отношения превращаются в финансовые, когда в результате произ­водства товаров и оказания услуг при их реализации создаются фонды денежных средств.

Финансы возникают на основе движения реальных денег в на­личной и безналичной форме. Реальное движение денег (независи­мо от движения стоимости в товарной форме) — это движение са­мостоятельное, неэквивалентное, когда не возникает товарного возмещения. При финансах происходит одностороннее движение денег. Двустороннее движение денег присуще категории кредита.

В результате самостоятельного движения денег образуются де­нежные фонды (централизованные и децентрализованные). В этом выражается материальное содержание финансов.

Характерными признаками финансов являются: (1) распределительный ха­рактер отношений, который основан на правовых нормах или этике ведения бизнеса, связан с движением реальных денег независимо от движения стоимо­сти в товарной форме; (2) односторонний (однонаправленный), как правило, характер движения денежных средств; (3) создание централизованных и децен­трализованных фондов денежных средств.

Основным материальным источником денежных доходов населения, хозяй­ствующих субъектов, государства и органов местного самоуправления является национальный доход. От его величины и характера распределения зависят воз­можности развития экономики, удовлетворения потребностей членов общества.

Финансовые отношения многообразны. Они связаны с денежными отноше­ниями, которые возникают:

- между хозяйствующими субъектами в процессе реализации продукции, оказания услуг, приобретения товарно-материальных ценностей;

- между хозяйствующими субъектами и вышестоящими организациями при создании совместных фондов денежных средств и их использовании;

- между хозяйствующими субъектами и государством, органами местного самоуправления при формировании бюджетов и внебюджетных фондов;

- внутри хозяйствующих субъектов при формировании и использовании це­левых фондов денежных средств;

- между отдельными бюджетами, внебюджетными фондами; (между отдельными звеньями бюджетной системы)

- между гражданами и государством, органами местного самоуправления при формировании бюджетов и внебюджетных фондов;

- между предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении средств.

Итак, финансы — это экономические, денежные отношения между экономическими агентами — домашним хозяйством, пред­приятием, государством по формированию и использованию де­нежных фондов. Эти отношения возникают при неэквивалентном перераспределении доходов общества (Поляк, с.63)

Главным материальным источником денежных фондов выступает национальный доход страны - вновь созданная стоимость. Поэтому увеличение национального дохода является основным условием роста финансовых ресурсов. Именно национальный доход определяет возможности удовлетворения общегосударственных потребностей и расширения общественного производства. Именно с учетом размеров национального дохода и его отдельных частей - фонда потребления и фонда накопления - определяются темпы и пропорции развития экономики, ее структура.

Финансовые ресурсы

Финансовые ресурсы — это совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, государства, домашних хозяйств, формируемые в результате эконо­мической и финансовой деятельности. Они в отличие от обычных денежных средств, обслуживающих весь процесс производства ВВП, функционируют преимущественно на стадии распределения и перераспределения, так как находятся в тесной взаимосвязи с фи­нансовыми отношениями.

Субъекты и объекты финансовых ресурсов. Субъектами финансо­вых ресурсов выступают: 1) домохозяйства; 2) предприятия, объеди­нения, компании и т.д., т.е. юридические лица, владеющие децен­трализованными финансовыми ресурсами; 3) государство в форме различных бюджетов и внебюджетных фондов. Чем больше само­стоятельности у физических и юридических лиц, тем больше воз­можности у них для формирования финансовых ресурсов. В свою очередь, это обеспечивает увеличение поступлений финансовых ресурсов государству. Оптимальное соотношение между ними опре­деляется государством на основе научно обоснованного расчета, заложенного в социально-экономических прогнозах страны.

Объекты финансовых ресурсов суть финансовые отношения, в результате действия которых образуются денежные фонды. Они концентрируются в двух блоках.

1.    Децентрализованные финансовые ресурсы, которые создают­ся на микроуровне. На предприятиях идет процесс вычленения из состава валового дохода конкретных форм первичного дохода (при­были, оплаты труда), накопление капитала в форме амортизацион­ного фонда, выручки от выбывшего имущества и др. В домашнем хозяйстве также происходит обособление конкретных целевых фон­дов (для потребления, отдыха, товаров длительного пользования).

2.    Централизованные финансовые ресурсы, создаваемые на макроуровне, включают доходы бюджетов всех уровней и доходы внебюджетных фондов.

Совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении населения, хо­зяйствующих субъектов, государства, органов местного самоуправления, представ­ляют собой финансовые ресурсы. Источниками финансовых ресурсов выступают:

- на уровне хозяйствующих субъектов: прибыль, амортизация, продажа цеп­ных бумаг, банковский кредит, проценты, дивиденды по ценным бумагам, выпускаемым другими эмитентами;

- на уровне населения: заработная плата, премии, надбавки к заработной плате, выплаты социального характера, осуществляемые работодателем, командировочные расходы; доходы от предпринимательской деятельности, от участия в прибылях, от операций с личным имуществом, от кредитно-финансовых операций; социальные трансферты, в том числе пенсии, пособия, стипендии; потребительский кредит;

- на уровне государства, органов местного самоуправления: доходы от госу­дарственных и муниципальных предприятий, доходы от приватизации го­сударственного и муниципального имущества, доходы от внешнеэкономи­ческой деятельности, налоговые доходы, государственный и муниципаль­ный кредит, эмиссия денег и доходы от эмиссии ценных бумаг.

Состав финансовых ресурсов. В состав финансовых ресурсов входят:

-      собственные средства: а) на уровне предприятий и домохозяйств — прибыль, зарплата, доходы домохозяйств; б) на уровне государства — доходы от госпредприятий, привати­зации, а также от внешнеэкономической деятельности;

-      мобилизованные на рынке: а) на уровне предприятий и домо­хозяйств — продажа-покупка ценных бумаг, банковский кредит; б) на уровне государства — эмиссия ценных бумаг и денег, государственный кредит;

-      средства, поступившие в порядке перераспределения: а) на уровне предприятий и домохозяйств — проценты и диви­денды по ценным бумагам, выпускаемым другими владель­цами; б) на уровне государства — обязательные платежи (налоги, сборы, пошлины).

Аккумулированные экономическими агентами финансовые ре­сурсы имеют разные направления их использования. Если центра­лизованные финансовые ресурсы расходуются преимущественно на общегосударственные и муниципальные цели (на содержание госу­дарственного аппарата, удовлетворение социальных потребностей населения, обеспечение функционирования сферы обращения), то децентрализованные — на цели, связанные с потребностью пред­принимательской деятельности и семьи.

Финансы и финансовые ресурсы — не тождественные понятия. Финансовые ресурсы не определяют сущность финансов, не рас­крывают их внутреннего содержания и общественного назначения. Финансовая наука изучает не ресурсы, а общественные отношения, возникающие на основе образования, распределения и использова­ния ресурсов.

Финансовые ресурсы, их формирование и использование нахо­дят отражение в сводном финансовом балансе РФ.

Сводный финансовый баланс РФ включает финансовые ресур­сы трех источников:

1)    ресурсы, используемые самими предприятиями (прибыль, амортизация);

2) средства, аккумулируемые бюджетной системой;

3) средства внебюджетных фондов, прежде всего социальных.

Однако в сводный финансовый баланс из-за отсутствия точных статистических данных не включены данные доходов и расходов важного субъекта финансовых ресурсов — домашнего хозяйства.

За последние годы возросло значение прибыли и амортизации в источниках финансирования расширенного воспроизводства на предприятиях, особенно амортизационных отчислений, поскольку ежегодно на 1 января происходит переоценка основных фондов.

Одновременно происходит процесс централизации финансовых ресурсов в бюджетной системе и во внебюджетных социальных фондах. Ныне на их долю в консолидированном бюджете прихо­дится примерно половина.

Функции финансов

Финансы как научное направление изучает общественные отношения, возникаю­щие на основе образования, распределения или использования финансовых ресур­сов, выявляет закономерности развития финансовых отношений. Понятийный аппа­рат финансовой пауки развивается, наполняется новым содержанием, адекватным реалиям общественной жизни. Это относится и к собственно категории «финансы», что находит отражение в дискуссиях о ее сущности, функциях и т. п.

Социально-экономическая сущность финансов заключается в исследовании и ответе на следующие вопросы: за счет кого или чего тот или иной хозяйст­вующий субъект, гражданин, государство, орган местного самоуправления фор­мирует свои финансовые ресурсы и каким образом и в чьих интересах исполь­зуются эти фонды денежных средств.

Сущность финансов проявляется в их функциях, под которыми понимают "работу", выполняемую финансами. Финансы выполняют три основные функции: распределительную, стимулирующую (регулирующую) и контрольную. Причем первые две осуществляются одновременно, поскольку каждая финансовая операция включает, с одной стороны, распределение общественного продукта и национального дохода, а, с другой, контроль за этим распределением. Рассмотрим каждую из названных функций подробнее.

Как уже было указано выше, главной характеристикой финансовых отноше­ний является их распределительный характер и соответственно главной функ­цией финансов является распределительная функция.

Эта функция осуществляется во всех сферах общественной жизни: в материальном производстве, в нематериальной сфере, в сфере обращения.

Субъектами распределения на микроуровне выступают юриди­ческие и физические лица, на макроуровне — государство. Объек­тами распределения служат ВВП и НД в денежной форме.

С помощью распределительной функции осуществляется рас­пределение новой стоимости (на микроуровне) и перераспределе­ние этой стоимости (на макроуровне).

Распределительная функция охватывает три последовательные ступени.

1. Формирование фондов денежных средств. На микроуровне создаются финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов, необхо­димые для кругооборота капитала, и денежные средства домохозяйств, а на макроуровне — централизованные средства государства.

2. Распределение денежных фондов через финансовые инстру­менты. На микроуровне образуются обособленные фонды предпри­ятия (уставный, оплаты труда, амортизационный) и домашнего хо­зяйства для конкретного потребления; на макроуровне возникают бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды.

3. Использование денежных фондов призвано обеспечить на мик­роуровне расширенное производство и существование отдельных чле­нов общества, на макроуровне — улучшение народно-хозяйственных пропорций, общегосударственных потребностей страны.

Распределительный про­цесс, осуществляемый с помощью финансов, сложен и многогранен. Финансы обслуживают разные этапы распределения валового внутреннего продукта и основной его части - национального дохода, участвуя как в первичном его распределении, так и в перераспределении.

Распределение национального дохода на микроуровне заключается в создании так называемых основных, или первичных, доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении на­ционального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы: а) зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, других категорий работников, занятых в сфере материального производства, иначе говоря, доходы работающих; б) доходы предприятий сфе­ры материального производства.

Формирование первичных доходов материального производства — это начальный этап распределения, обусловленный законами то­варного производства.

Однако распределение национального дохода не ограничивается лишь его распреде­лением между теми, кто его создавал, т.е. среди участников материального производст­ва. Дело в том, что государство имеет и другие отрасли и сферы, прежде всего непро­изводственную сферу, где национальный доход не создается; однако оно обязано забо­титься о развитии их, а значит, выделять для этого денежные средства. Это - просвещение, здравоохранение, управление, социальное страхование и социальное обеспечение. Необходимость дальнейшего перераспределения НД связано также с межотраслевым и межтерриториальным перераспределением средств, обеспечением социально-незащищенных слоев населения - пенсионеров, одиноких и многодетных матерей.

Для того чтобы быть способным нести и эти денежные расходы, государство с по­мощью финансов изымает часть созданных в сфере материального производства дохо­дов и направляет их в другие сферы, осуществляя тем самым перераспределение на­ционального дохода Финансы в этом случае активно участвуют в распределении и пе­рераспределении национального дохода, способствуют трансформации пропорций, воз­никших при первичном распределении национального дохода, в пропорции его конеч­ного использования.

В результате перераспределения образуются вторичные, или производные доходы. Первичное распределение продолжается на макроуровне и обеспечивает создание вторичных, или производных, доходов. Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

Необходимость распределения и перераспределения ВВП и НД связана: 1) с межотраслевым и межтерриториальным перераспреде­лением в интересах наиболее эффективного и рационального ис­пользования доходов и накоплений предприятий и организаций; 2) с наличием двух сфер — производственной и непроизводственной (просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение, управле­ние, оборона, где не создается НД); 3) существованием различных социальных групп населения.

 

Пример. Предприятие реализовало определенный объем продукции. Выручка поступила на расчетный счет, но из этой суммы предприятие должно перечислить в бюджет установленные нало­ги, например, налог на добавленную стоимость по определенной ставке. Из оставшейся суммы предприятие должно выделить часть, возмещающую потребленные средства производства, обес­печивая тем самым непрерывность процесса производства. Она определяется исходя из установленной нормы амортизационных отчислений, стоимости основных фондов, норм расхода предме­тов труда и их стоимости. Далее вычитается часть, связанная с оп­латой груда (ФОТ), опять-таки через нормы затраченного труда и систему его оплаты. По нормативам, установленным к ФОТ, вы­деляется часть стоимости созданного продукта для перечисления в пенсионный фонд, в итоге остается при­быль. Таким образом, произошло как бы первичное распределение созданного продукта в стоимостном выражении. Но ФОТ и прибыль подлежат дальнейшему распределению, т.е. распределе­нию второго порядка. ФОТ делится между трудящимися, бюдже­том и пенсионным фондом по законодательно закрепленным ставкам. Прибыль делится между предприятием, его вышестоящей организацией и бюджетами различных уровней.

Этот пример наглядно показывает, что без движения стоимос­ти (в данном случае выручки от реализации) ни бюджет, ни пен­сионный фонд, ни рабочий не получили бы своей доли. А это движение обеспечивают только финансы.

Распределительные процессы имеют место и внутри предприя­тия. Например, прибыль, являясь источником формирования та­ких децентрализованных фондов, как фонд производственного и социального развития, резервный фонд и др., выступает объектом распределения третьего порядка. На этом уровне можно говорить о снижении роли государства в распределительных отношениях (но ни в коем случае не об их отмене). Предприятие самостоя­тельно распределяет прибыль по децентрализованным фондам, однако формирование резервного фонда регулируется через раз­мер уставного капитала, минимальных и максимальных значений прибыли, перечисляемой в данный фонд. Выбор пропорций от­числений в фонды накопления и потребления предприятия жест­ко регулируют законы рыночной экономики.

Финансовый метод распределения охватывает разные уровни управления экономикой: федеральный, региональный (на уровне субъектов Федерации), ме­стный (на уровне органов местного самоуправления). Ему присуща многосту­пенчатость, порождающая разные виды распределения — внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное.

Посредством финансов государство воздействует не только на перераспреде­ление национального дохода, но и на производство, накопление капитала, сфе­ру потребления. Финансы играют решающую роль в развитии государственного и частного секторов экономики, производственной и социальной инфраструкту­ры, научно-технического прогресса и т. и.




Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (206)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.068 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7