Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Налоги: природа и функции




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В доходах бюджета налогам принадлежит решающая роль. Ни одно государство не может существовать без налогов. Они отражают конкретные историко-экономические условия жизни людей и госу­дарства.

Налоговый кодекс РФ (ст. 80) так определяет налоги:

Налоги — это индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принад­лежащих им на праве собственности, хозяйственного введения или оперативного управления денежных средств в целях финан­сового обеспечения деятельности государства и (или) муници­пальных образований.

В отличие от налогов сбор предполагает обязательный взнос, Уплата которого является одним из условий совершения в отноше­нии плательщиков юридически значимых действий органами власти и местного самоуправления.

Налоги как форма изъятия государством части дохода общества обусловлены развитием общественного разделения населения на социальные группы, появлением самостоятельных субъектов товар­о-денежных отношений, а также возникновением государственногоо аппарата.

Участвуя в мобилизации ВВП и национального дохода (НД) для казны государства, налоги возникают и функционируют на второй фазе процесса производства — фазе перераспределения, и следова­тельно, они входят в систему производственных отношений.



Налоги как экономическая категория будучи особой сферой обще­ственных отношений — распределительной, налоги отражают опре­деленную сторону объективной экономической действительности, т.е. выступают в роли экономической категории, выражающей ре­ально существующие отношения, тесно связанные посредством распределения с процессом производства и изъятия части ВВП и НД для государства.

Выступая экономической категорией, налоги объективны и вос­принимаются как отчужденная доля собственности индивидуума в денежном выражении в пользу государства. В то же время субъектив­ное начало налогов проявляется в том, что властные органы могут изменить тяжесть налогов, приспосабливая их к своей финансовой политике. Следовательно, налоги выступают и как финансовая кате­гория и находятся во взаимосвязи с другими финансовыми катего­риями. С одной стороны, они выражают общие свойства всех фи­нансов (участвуют в формировании денежных фондов, выступают контрольным инструментом и т.п.) и дают ключ к пониманию фи­нансовой системы в целом, а с другой — имеют собственные отличи­тельные признаки, которые выделяют их из общей совокупности финансовых отношений. Налоговые отношения представляют собой отношения государства в лице его уполномоченных органов с неог­раниченным числом налогоплательщиков (физических и юридиче­ских лиц), регулируемые налоговым законодательством.

Как часть единого процесса воспроизводства, специфическая форма производственных отношений налоги формируют их обще­ственное содержание; как часть распределительных отношений об­щества — отражают закономерности производства, как участники перераспределительного процесса — обеспечивают государство фи­нансовыми ресурсами.

Материальная основа налогов — реальная сумма денежных средств общества, мобилизуемая государством. При перераспреде­лении ВВП и НД налоги обеспечивают органы государственной власти частью новой стоимости в денежной форме. Эта часть стои­мости, присвоенная принудительно в форме налогов со всего насе­ления страны, превращается в централизованный фонд финансовых ресурсов государства. Принудительное отчуждение — это односто­роннее движение стоимости (от налогоплательщика к государству) без эквивалентного обмена

Централизованный фонд финансовых ресурсов, сформирован­ный главным образом за счет налогов, становится собственностью государства и используется для военно-политических и социально-экономических мероприятий.

Функции налогов выражают их социально-экономическую сущ­ность, раскрывают их внутреннее содержание и общественное на­значение, позволяют понять их взаимосвязь с другими экономиче­скими категориями и звеньями финансовой системы.

В условиях высокоразвитых рыночных отношений налогам при­сущи четыре основные функции: фискальная, регулирующая, соци­альная и контрольная, каждая из которых отражает отдельную сто­рону этой финансовой категории.

1. Фискальная функция проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для удовлетворения обще­ственных потребностей. С ее помощью образуется централизован­ный денежный фонд государства и обеспечиваются материальные условия государственного функционирования.

Через фискальную функцию государством обеспечивается:

• достижение баланса между доходами и расходами бюджетов;

• равномерное распределение налоговых поступлений по звеньям бюджетной системы;

• повышение уровня социальной инфраструктуры в стране и в каждом отдельном регионе;

• выполнение функций и задач государства;

• сохранение общей социальной стабильности.

Значение фискальной функции с развитием рыночных отноше­ний возрастает. XX столетие характеризовалось беспрецедентным увеличением налоговых поступлений, особенно в экономически развитых странах, что обусловливалось расширением налоговой ба­зы и усилением вмешательства государства в экономические про­цессы. В отдельные годы доля налоговых поступлений в общих до­ходах бюджета США, Великобритании и других развитых стран Достигала 90—95%. Однако с 80-х годов XX в. наметилась тенден­ция к сокращению роста налоговых доходов. Государственное регу­лирование стало сдерживать темпы развития экономики. В резуль­тате происходит снижение налогового давления на хозяйствующие субъекты и начинается период сокращение налоговых поступлений.

В последние годы* указанная тенденция — относительное сни­жение налоговых доходов — сохраняется, так как рост налогов вы­зывает увеличение издержек производства, удорожание товаров и снижение темпов экономического роста. К этому следует добавить Недовольство населения усилением налогового бремени.

Подобная тенденция наблюдается сейчас и в Российской Феде-

Рации, что подтверждают данные табл. 6.1.

Данные таблицы свидетельствуют:

• ВВП возрос в абсолютном значении за период 1998—2004 гг.в шесть с лишним раз, в реальном выражении с учетом инфляции был значительно ниже (в 1,4 раза). Это связано с применением бо­лее новых факторов производства, в том числе с использованием новых достижений научно-технического прогресса. Однако темпы прироста снижались в результате неэффективной экономической политики.

• Налоговые доходы России за те же годы увеличились в 8?8 раза, что несколько выше темпов роста ВВП. Более быстрый рост наблюдается в федеральном бюджете в связи со значительной концентрацией налоговых полномочий в центре (так, доля феде­ ральных налогов в консолидированном бюджете повысилась с 44,9% до 63,8%, т.е. на 19 процентных пунктов). Этот рост проис­ходил преимущественно за счет платежей за природные ресурсы, которые возрастали более интенсивно в федеральном бюджете.

• При общем абсолютном росте налоговых доходов темпы их прироста несколько снижаются как в консолидированном, так и федеральном бюджетах, что обусловлено ослаблением налоговой тяжести предпринимательской деятельности в целях стимулирова­ ния процесса производства. Это свидетельствует и о повышении стимулирующей роли налогов.

• Удельный вес налоговых доходов в ВВП, характеризующий эффективность налоговой системы, относительно стабилен и не превышает одной его четверти, находясь на уровне развитых зарубежных стан. В то же время общий объем налоговых доходов, мо­билизуемых государством, достаточно велик и составил в 2004 г. 0,5% всех его доходов, что свидетельствует о значении фискальной функции налогов.

Фискальная функция налоговое помощью которой происходит огосударствление части новой стоимости в денежной форме, созда­ет объективные предпосылки для вмешательства государства в эко­номические отношения. Следовательно, она в значительной степе­ни обусловливает их регулирующую функцию.

2. Регулирующая функция налогов означает, что налоги, являясь активным инструментов перераспределительного процесса, воздей­ствуют на социально-экономические отношения в стране. Необхо­димость налогового регулирования порождена рыночными отноше­ниями. Изменяя налоговые элементы, государство получает воз­можность воздействовать на процесс производства, его отдельные этапы (создание материальных благ, распределение и перераспределение, обмен и использование), т.е. управлять экономикой в целом.

Регулирующая функция налогов способствует:

• регулированию спроса и предложения;

• побуждению сбережения граждан;

• выравниванию доходов отдельных социальных групп;

• развитию малого и среднего предпринимательства, а также индивидуальной предпринимательской инициативы;

• регулированию экспортно-импортной деятельности;

•     стимулированию научно-технического прогресса.

Конечная цель налогового регулирования — уравновесить интере­сы трех субъектов: государства, хозяйствующих субъектов, граждан, создавая тем самым общий благоприятный налоговый климат.

В России регулирующая функция налогов как важный инстру­мент управления экономическими процессами используется не в полной мере. Этому препятствовали длительный период экономи­ческой нестабильности и недостаточная компетентность государст­венного аппарата в области управления налоговыми инструмента-риями. Однако в последние годы, особенно начиная с конца 90-х годов прошлого столетия, эта функция налогов становится важным элементом экономической и бюджетной политики государства. В ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию уделяется определенное внимание налогам, которые должны высту­пать не только источниками бюджетных доходов, но и создавать предпосылки для ускорения экономического роста. Для решения поставленной задачи с начала этого десятилетия постепенно снижа­ется уровень налогового давления на юридических и физических лиц. Так, с целью стимулирования производства с 1 января 2002 г. уменьшена основная ставка налога на прибыль организаций (с 30 до 24%), а с 1 января 2005 г. — налоговая ставка НДС (с 20 до 18%). Расширению спроса послужило введение с 1 января 2001 г. единого пропорционального налога на доходы физических лиц со ставкой в размере 13% (вместо ранее действовавшей прогрессивной шкалы налогообложения). Намечаются широкие мероприятия по ослаблению налоговой тяжести малого бизнеса.

3. Социальная функция поддерживает общественное (социальное) равновесие путем сглаживания неравенства в доходах, прибылях, приводящее к отрицательным последствиям. Такое равновесие ус­танавливается между объектами макроэкономики — домашними хозяйствами (главными потребителями товаров и услуг) и фирмами (главными производителями, а также отраслями, рынками товаров, услуг, ресурсов). С этой целью государство во всем мире вводит прогрессивное налогообложение (т.е. более низкие ставки налогов с малых доходов физических и юридических лиц, и наоборот), осво­бождает от некоторых налогов отдельные категории субъектов (малоимущих, инвалидов, пенсионеров, многосемейных), устанавлива­ет низкое обложение социально значимых товаров и услуг путем понижения ставок НДС или повышение косвенных налогов на предметы роскоши. В России используются кроме прогрессивной системы налогообложения все указанные способы.

4. Контрольная функция налогов создает условия для оценки пропорций в общественном производстве страны: между спросом и предложением, между доходами отдельных социальных групп, меж­ду темпами экономического развития регионов, между трудом и капиталом, а также между крупным, средним и малым бизнесом.

В условиях острой конкуренции, свойственной рыночной эко­номике, налоги становятся важным инструментом независимого контроля за эффективностью финансово-хозяйственной деятельно­сти предприятий. Из конкурентной борьбы выбывает тот, кто не способен рассчитаться с государством. В то же время нехватка в бюджете финансовых ресурсов сигнализирует государству о необхо­димости внесения изменений в саму налоговую систему или в со­циальную политику.

Главная цель государства — создание налогового права и фи­нансового аппарата, способного контролировать, четко и жестко, все стороны хозяйственной жизни страны, используя все функции налогов.

Указанные функции налогов действуют в тесной взаимосвязи и одновременно. Кроме них в экономической литературе называют и такие функции, как производственную, распределительную, стиму­лирующую. Однако исследование доводов в пользу такой научной позиции убеждает, что предлагаемые функции вытекают из рас­смотренных четырех и по существу являются их подфункциями.

Налоговая политика и налоговый механизм Налоги и их функции отражают объективные закономерности налоговых отношений. В то же время государство, осуществляя конкретные налоговые меро­приятия по реализации указанных функций, проводит налоговую политику. Налоговая политика как составная часть бюджетной по­литики используется государством в целях стимулирования эконо­мического развития и повышения доходов населения. Проведение конкретной налоговой политики государством способствует сбалан­сированному производству и благоприятным структурным сдвигам, Поддерживает социальную сферу и сохраняет политическую.

Налоговая политика осуществляется через налоговый механизм, Представляющий собой совокупность организационно-правовых Норм и методов управления налогообложением. Государство придает налоговому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства и регулирует его, воздействуя на экономиче­ские процессы

Основными элементами налогового механизм является налого­вое планирование (и важный этап планирования — прогнозирова­ние), регулирование и контроль.

Налоговое планирование означает процесс расчета на заданный временной период экономически обоснованного размера налоговых сумм государственной властью или налогоплательщиком (юридиче­скими и физическими лицами). Налоговое прогнозирование, опи­раясь на научные расчеты, разрабатывает варианты развития нало­гообложения и перспективы их использования.

На макро- и микроуровне налоговое планирование (прогнози­рование) имеет разные цели и задачи. Если государство стремится преимущественно к оптимизации, то налогоплательщик — к мини­мизации налогообложения.

Оптимизация налогообложения — это процесс выбора наилучшей системы налогообложения из множества возможных вариантов в целях обеспечения пропорционального развития хозяйственных сфер, регионов, доходов групп населения. Минимизация налогообло­жения — это максимальное снижение налогов хозяйствующего субъекта без прямых нарушений налогового законодательства. Как неотъемлемая часть управления хозяйственной деятельностью нало­гоплательщика минимизация налогов обеспечивает ему дополни­тельные финансовые ресурсы для расширения производства. По­этому налоговое планирование и минимизация налогообложения играют важную роль в системе финансового менеджмента.

В процессе налогового планирования решаются вопросы регу­лирования налоговых отношений.

Налоговое регулирование как элемент налогового механизма слу­жит проявлением функции налогов и используется государством прежде всего для сглаживания циклических колебаний, поддержки прогрессивных структурных изменений, инвестиций, НИОКР, эко­логии, внешнеэкономических связей. При этом широко привлека­ется такие налоговые инструменты, как налоговые льготы, налого­вые ставки, способы обложения и др.

Налоговый механизм осуществляется также и через налоговый контроль. Как часть финансового контроля, он регламентируется Налоговым кодексом РФ, который определяет его формы, порядок учета налогоплательщиков, постановку их на учет в налоговых ор­ганах и другие вопросы. Немаловажную роль играет налоговый контроль в исполнении доходной части бюджетов разного уровня.

Все элементы налогового механизма тесно взаимосвязаны. Не­достатки одного элемента усложняет ситуацию в другом. Эффективность использования налогового механизма зависит от того, как государство учитывает внутреннюю сущность налогов, законы их движения, противоречивость. Разграничение налогов и их функции, с одной стороны, налоговой политики и налогового механизма — с другой, дает возможность понять объективность налогов и субъек­тивную деятельность государства.

Налоговая политика и налоговый механизм определяют значе­ние налогов в обществе, которые тесно связаны с деятельностью государства. Налоги находятся в постоянном движении и зависят от экономической политики государства.

Анализ социально-экономической сущности налогов позволяет вскрыть их специфические признаки. Налоги — это:

• участники перераспределительных процессов ВВП и НД;

• важнейший инструмент воздействия на экономические и социальные процессы страны;

• сочетание основных функций — фискальной, регулирую­щей, социальной и контрольной;

• обязательный безвозмездный, денежный платеж юридических и физических лиц, не порождающий встречные обязательства государства.

Необходимо также отметить, что налоги функционируют в со­ответствии с налоговым правом, обеспечивая смену собственности в пользу государства.

Налоговая система РФ представляет собой совокупность феде­ральных, региональных и местных налогов, взимаемых испол­нительной властью, принципов и методов их построения, изме­нения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их оплаты, осуществления налогового контроля, а также привлече­ния к ответственности за нарушение налогового законодатель­ства.

Современная налоговая система существует с января 1992 г., ко­гда вступили в действие законы о налогах и сборах, принятые в но­ябре-декабре 1991 г. Базовым законом, определившим ее устройст­во и функционирование, стал Закон РФ «Об основах налоговой системы в РФ» (1991), который законодательно закрепил определе­ние налога, основные его элементы, некоторые принципы налого­обложения, порядок установления и отмены налогов, порядок их уплаты и некоторые другие моменты.

Для обеспечения стабильности налоговой системы РФ разрабо­тан Налоговый кодекс РФ (НК РФ). В июле 1998 г. была принята первая часть Налогового кодекса РФ, посвященная общим пробле­мам налогообложения, а с июля 2000 г. по ноябрь 2004 г. постепен­но вводилась в действие вторая часть НК РФ, в которой представ­лен механизм действия всех налогов.

Разработанная налоговая система с использованием отечествен­ного и зарубежного опыта в целом отвечает требованиям рыночной экономики. Были введены прямые и косвенные налоги, налоги с населения и с юридических лиц. Отличительная особенность налого­вой системы России — ее структура. В Российской Федерации пре­обладает косвенное обложение (в консолидированном и федеральном бюджете), а в общей сумме налоговых доходов выше объем поступ­лений с физических лиц. Большинство налогов и сборов в РФ не привязаны к расходам, однако действуют отдельные налоги, имею­щие определенное назначение (ЕСН, налог на воду и пр.).

В первое десятилетие существования российской налоговой системы характерная ее черта — нестабильность. Так, не редки слу­чаи, когда по несколько раз в год менялись состав налогов, величи­на ставок, льготы, порядок исчисления налоговой базы и сроки уп­латы налогов. Это создавало множество неудобств для налогопла­тельщиков и государства. Введение НК РФ упорядочило налоговую систему, унифицировало ее, привело в соответствие с изменивши­мися экономическими условиями.

Классификация налогов и сборов Разнообразие налогов и сборов в России требует их классификации, в основу которой положены различные признаки. Классификация налогов и сборов — это их систематизация, группировка по заранее установленным признакам. Экономическое ее назначение в том, что она дает возможность устанавливать связь бюджета с предпринимателями и выявлять роль налоговых форм в хозяйственном регулировании. Она имеет также Lf практическое значение, обеспечивая возможность кодификации налогов и сборов с целью учета и контроля над налоговыми проце­дурами с использованием информационных технологий.

1.    В зависимости от характера использования налоги подразде­ляются на общие и целевые.

Общие налоги обезличиваются и поступают в общий доход госу­дарства на финансирование общегосударственных мероприятий.

Целевые налоги имеют строго определенное назначение и обыч­но формируют внебюджетные фонды (например, единый социаль­ный налог).

2.    В зависимости от механизма уплаты налоги и сборы делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с дохода или имущества. Отличительная осо­бенность этих налогов — относительно сложный механизм расчета налоговой базы.

Среди прямых налогов выделяются:

• реальные, которыми облагается предполагаемый средний до­ход, полученный от объекта обложения (транспортный налог);

• личные, уплачиваемые с действительно полученного дохода и отражающие фактическую платежеспособность налогоплатель­щика (налог на прибыль организаций, налог на имущество).

Косвенные налоги — налоги на товары и услуги, включаемые в цену товара или тариф услуг. Владелец товара или услуг относит налоговую сумму в цену или тариф, оплаченную потребителем, и перечисляет ее государству. Здесь связь между налогоплательщиком и государством опосредована товаром или услугой. Оплата косвен­ных налогов независимо от уровня дохода плательщика приводит к тому, что, чем богаче плательщик, тем меньшую долю своего дохо­да он отдает казне, т.е. эти налоги регрессивны по своей сути.

Поступление косвенных налогов определяется размерами хозяй­ственных оборотов и объемами применяемых ресурсов, следова­тельно, колеблется в зависимости от расширения или сужения де­ловой активности. Увеличивая цену товара, косвенное обложение взывает устойчивую тенденцию к инфляции. Эти налоги неблагоприятны в социальном плане, поскольку увеличивают общее нало­говое бремя населения, преимущественно малообеспеченных слоев.

По объектам взимания косвенные налоги подразделяются:

•     на индивидуальные, облагаемые строго определенные группы товаров;

       универсальные, облагаемые все товары, работы, услуги, за некоторыми исключениями (НДС).

Современная налоговая система России в зависимости от трех уровней бюджетной системы в соответствии с НК РФ (ст. 13, 14, 15) включает:

(1) федеральные налоги и сборы: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог (ЕСН), налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сбо­ры за пользование объектами животного мира и объектамиводных биологических ресурсов, государственная пошлина (всего девять);

(2) региональные налоги: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог;

(3) местные налоги: земельный и на имущество физических лиц.

Специальные налоговые режимы В налоговой системе РФ особо вы­делены специальные налоговые режимы (раздел VIII НК РФ):

• система налогообложения для сельскохозяйственных произ­водителей (единый сельскохозяйственный налог — ЕСХН);

• упрощенная система налогообложения (УСН);

• система налогообложения в виде единого налога на вменен­ный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);

• система налогообложения для организаций информацион­ных технологий;

• система налогообложения при выполнении соглашений оразделе продукции.

Эти специальные режимы не являются самостоятельной формой обложения, поэтому они исключены из перечня налогов в НК РФ. Первые четыре из них — это разновидность налога на прибыль орга­низаций или на доход индивидуального предпринимателя для опре­деленных отраслей деятельности или малых предприятий. Последний специальный режим — вариант налога на добычу полезных ископае­мых (минерального сырья), если объем произведенной продукции необходимо делить между частным капиталом и государством.

Принципы построения налоговой системы В основу налоговой сис­темы РФ положены следующие принципы (правила) ее построения, которые регулируют налогообложение на всей территории страны:

-законность налогов и обязательность их уплаты;

-всеобщность, равенство, справедливость налогообложения;

-экономическая обоснованность налогов;

-определенность (известность) налогов и удобство их применения;

-недискриминационный характер налогообложения. Эти принципы способствуют стабильности налоговых отноше­ний и придают им долговременный характер действия.

Разграничение налоговых доходов Важной проблемой налоговой сис­темы, особенно для федеративных государств, является разграниче­ние налоговых доходов между бюджетами различных уровней. В течение длительного периода времени эта проблема в России бы­ла предметом системных противоречий между федеральным цен­тром и руководством субъектов РФ. Главная причина заключалась в отсутствии научно обоснованной методологии распределения нало­говых и неналоговых доходов федерального бюджета между цен­тром и регионами.

В период 90-х годов прошлого века разрабатывался механизм выравнивания социально-экономического развития субъектов РФ и методов разграничения налоговых и неналоговых доходов между бюджетами разного уровня, адекватный изменившимся условиям новых межбюджетных отношений. Правительством в 2001 г. был подготовлен ряд программ развития бюджетного федерализма. Их цель — формирование системы бюджетного устройства страны, по­зволяющей регионам проводить самостоятельную в рамках законо­дательно утвержденных полномочий бюджетную и налоговую поли­тику. Распределение налоговых поступлений между бюджетами раз­ного уровня должно способствовать выравниванию финансовой обеспеченности регионов и сокращению дотационности бюджетов субъектов РФ. В ходе реализации программ должна быть повышена роль собственных доходов региональных и местных бюджетов, а для этого необходимо:

(1) расширение налоговых полномочий региональных властей и муниципальных органов;

(2) закрепление отчислений от федеральных налогов за регио­нальными и местными бюджетами на долгосрочной основе;

(3) сокращение масштабов распределения налоговых доходов между уровнями бюджетной системы;

(4) обеспечение уплаты налогов, поступающих в территориальные бюджеты, по месту фактической деятельности предпри­ятий;

(5) ликвидация внутренних офшорных зон.

Процесс реорганизации межбюджетных отношений оказался очень сложным и медленным. Принятие ряда федеральных законов в том числе Федерального закона «О внесении изменений в Бюджет-ный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюд­жетных отношений» от 20 августа 2004 г. № 120, внесло кардиналь­ные изменения в решение этой проблемы и обеспечило преодоление сложной ситуации, периодически возникавшей между центром и ре­гионами, а также регионами и муниципальными формированиями.

Приведем данные табл. 6.2, характеризующие распределение полномочий различных уровней государственной власти по форми­рованию доходов бюджета в настоящее время.

Качественной характеристикой любой налоговой системы явля­ется налоговое бремя, которое определяется тяжестью выплаты на­логов для налогоплательщиков. А в масштабе всей страны это от­ношение налогов к ВВП. В России данный показатель составляет 1/3 ВВП, т.е. средние данные развитых стран. Для предприятий налоговое бремя измеряется отношением выплаченных ими налогов к величине полученной прибыли. Налоги для предприятий россий­ской промышленности, работающих на внутренний рынок, в два раза превысили их прибыль. У домашнего хозяйства налоги (пря­мые и косвенные) поглощают около 1/3 дохода.

Доходы бюджетов РФ

Бюджетным кодексом РФ детально регламентируются нормы и порядок формирования всех бюджетов бюджетной системы: феде­рального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

В федеральный бюджетзачисляются поступления от следующих налогов: налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет; налога на прибыль иностранных организаций; НДС; налога на добычу полез­ных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природ­ный); налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе РФ; водного налога; сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов; единого социального налога по ставке, ус­тановленной Налоговым кодексом РФ в части, зачисляемой в феде­ральный бюджет; государственной пошлины, за исключением госу­дарственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъек­тов РФ и местные, платежей за добычу полезных ископаемых при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородно­го сырья (газ горючий природный), платежей за добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе, за пределами территории РФ при выполнении соглашений о разделе продукции — по норма­тиву 100%; акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья, спирто­содержащую продукцию — по нормативу 50%.

Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет: доходов от использования государственного имущества РФ; доходов от продажи имущества; сборов за выдачу лицензий на осуществле­ние видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; таможенных пошлин и таможенных сборов; платы за использова­ние лесов в части минимального размера арендной платы и мини­мального размера платы по договору купли-продажи лесных насаж­дений; платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности; платы за пользование водными биоло­гическими ресурсами по межправительственным соглашениям — по нормативу 100%;

В доходах федерального бюджета также учитываются прибыль Центрального банка РФ и доходы от внешнеэкономической дея­тельности.

Особенностью формирования доходов федерального бюджета на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 гг. является новая структура доходов, включающая нефтегазовые и ненефтегазовые доходы.

Объем доходов федерального бюджета планируется в 2008 г. уменьшить по сравнению с утвержденной на 2007 г. суммой на 320,0 млрд руб., или на 4,6%. Уменьшение в основном связано с изменением налогового законодательства. В проекте федерального бюджета на 2008—2010 гг. учтены следующие изменения налогового законодательства:

• установление налогового периода по налогу на добавленную стоимость для всех налогоплательщиков как квартал (незави­симо от размера выручки от реализации товаров, работ, услуг);

• освобождение от налогообложения налогом на прибыль организаций дивидендов, получаемых при стратегическом участии российской организации в российской или иностранной организации, выплачивающей дивиденды;

• изменение ставок акцизов по подакцизным товарам.

В 2008 г. нефтегазовые доходы планируются в сумме 2383,1 млрд руб. и незначительно сокращаются в 2009 и 2010 гг. — до 2351,9 млрд и 2348,3 млрд руб. соответственно. К нефтегазовым доходам феде­рального бюджета относятся: налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный, газовый конденсат); вывозные таможенные пошлины на нефть сы­рую; вывозные таможенные пошлины на газ природный; вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти. Основ­ным источником нефтегазовых доходов бюджета являются доходы от добычи и экспорта нефти, доля которых в 2008 г. составит 71,8%, в 2010 г. -71,1%.

Ненефтегазовые доходы в 2008 г. предусматриваются в сумме 4261,3 млрд руб., в 2009 г. — 5113,5 млрд руб., в 2010 г. — 5741,6 млрд руб. Их доля в объеме ВВП возрастет с 12,2% в 2008 г. до 12,8% в 2010 г. В налоговых доходах федерального бюджета наибольший удельный вес занимают налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций единый социальный налог, ввозные таможенные по­шлины, акцизы. Доля доходов от уплаты налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ и ввозимые на территорию РФ, увеличивается с 50,9% в 2008 г. до 56,1 % в 2010 г.

В этом заключается специфическая особенность федерального бюджета России, отличающая его от зарубежных центральных бюд­жетов. С одной стороны, она гарантирует стабильность федераль­ной финансовой базы, но с другой — искажает реальное положение в экономике страны.

Несколько по-другому строится структура поступлений бюджетов субъектов РФ. Доходы региональных бюджетов формируются в пер­вую очередь за счет собственных налоговых и неналоговых доходов.

В бюджеты субъектов РФ зачисляются следующие налоговые поступления:

1) доходы региональных налогов, т.е. налога на имущество органи­заций, налога на игорный бизнес, транспортного налога, налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления ука­занного налога в бюджеты субъектов РФ (по нормативу 100%);

2) доходы от федеральных налогов (по следующим нормативам) —налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции (80%); налога на доходы физических лиц (70%); акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья, спиртосодержащую продукцию (50%); акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей (60%); акцизов на алко­гольную продукцию и пиво (100%); налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых, добычу полезных ископаемых в виде природных алмазов (100%); налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводород­ного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых); единого сельскохозяйственного налога (30%); налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогооб­ложения (90%); государственной пошлины, подлежащей зачисле­нию по месту государственной регистрации, совершения юридиче­ски значимых действий или выдачи документов (100%):

Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет:

• доходов от использования и продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ (по нормативу 100%);

• доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреж­дениями субъектов РФ;

• части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ;

• платы за использование лесов (по нормативу 100%);

• сборов за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции (по нормативу 100%);

• доходов от передачи в аренду земельных участков, средств от продажи права на заключение договоров аренды земельных участков, доходов от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (по нормативу 20%);

• платы за пользование водными объектами субъектов РФ, ра­зовых платежей за пользование недрами по участкам недр, содержащих месторождения природных алмазов (по нормати­ву 100%);

• других источников.

Большая часть территориальных бюджетов формируется за счет соб­ственных доходов, и прежде всего налоговых доходов (см. табл. 2.2). Их доля в консолидированном бюджете субъектов РФ 2006 г. соста­вила 75%. Основной вклад вносят федеральные налоги: налог на прибыль организаций — 30,5% и налог на доходы физических лиц — 24,5%. Существенная доля поступлений территориальных консоли­дированных бюджетов представлена безвозмездными п




Читайте также:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (126)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.045 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7