Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Классификация расходов бюджета




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вторую функциональную половину бюджетов государства состав­ляют расходы, содержание и характер которых всецело определяются особенностями социально-экономического и государственного уст­ройства, а также спецификой конкретно-исторического этапа разви­тия данного государства. Конкретные виды бюджетных расходов определяются рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюдже­та с народным хозяйством, административно-территориальным уст­ройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.д. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе соци­ально-экономического развития.

В то же время любое государство независи­мо от каких-либо факторов объективно осуществляет расходы на финансирование традиционных (обязательных) функций, а именно:

1) государственное управление;

2) обеспечение правопорядка и государственной безопасности;

3) содержание вооруженных сил (национальная оборона).

В настоящее время размеры и структура обязательных расходов зависят от множества факторов, в том числе:



• характера внутреннего государственно-экономического устройства, его прочности;

• действующего правопорядка, способов его поддержки (силового или демократического);

• стабильности международного государственного устройства, постоянства и характера обеспечения неприкосновенности границ.

С момента формирования буржуазных или демократических го­сударственных структур у населения появились новые, так назы­ваемые социальные запросы коллективного удовлетворения. Это финансовая поддержка нетрудоспособных, малоимущих; финанси­рование образования, науки, культуры, здравоохранения, спорта и т.д. Важно отметить, что создание и реализация государственного механизма предоставления данных услуг населению, во-первых, не­возможны без дополнительных финансовых ресурсов, что связано с усилением налогового бремени, а следовательно, с увеличением го­сударственных хлопот, а во-вторых, непосредственно ведут к раз­растанию государственного аппарата, усилению его значимости и роли в развитии общества, а в конечном счете — к сохранению и упрочению государственной системы за счет граждан и в их интере­сах. Такая двойственность характера государственных услуг в сфере социального обслуживания общества обусловила принцип их оста­точного финансирования, суть которого заключается в финансиро­вании социальной сферы в зависимости от наличия денежных ре­сурсов, оставшихся после ассигнований в традиционные бюджет­ные назначения. Тем не менее закономерность общественного раз­вития такова, что чем цивилизованнее государство, чем на большие массы граждан оно опирается, чем в большей степени служит выра­зителем демократии, тем больше средств оно выделяет на необяза­тельные государственные функции, т.е. социальную и экономиче­скую деятельность.

Размер ассигнований на социальные услуги зависит от уровня развития государства, объема богатства страны, а также характера конкретной исторической ситуации, соотношения сил государст­венного аппарата и населения. Общеизвестен всплеск финансовых расходов в периоды предвыборных кампаний представительных ор­ганов власти, первых должностных лиц государств, а также успеш­ного выступления народных масс за социальные и материальные права и, наоборот, снижение социальных расходов после выборов во время усиления престижа и силы органов власти.

На рубеже XIX—XX вв., особенно в первой половине XX в., в условиях обострения противоречия между народными массами, собственниками капиталов и госаппаратом, обнаружились относи­тельная слабость, нестабильность существующих устоев государства, основными факторами которых явились экономическая слабость государства, незначительная его роль в развитии экономики. По­этому с целью обеспечения собственной незыблемости, постоянст­ва, стабильности, создания условий для эффективного решения серьезных внутренних и международных социально-политических и экономических задач государство из сугубо надстроечного органа стремится стать и базовым экономическим органом. Этому призва­на служить экономическая функция. Через нее государство стано­вится крупнейшим собственником национального богатства, инве­стором, непосредственным участником производства жизненных ценностей, распределения и потребления, что, в свою очередь, по­зволяет ему осуществлять роль организатора, регулятора и всеобще­го контролера жизнедеятельности страны.

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в свя­зи с выполнением государством своих задач и функций. Эти затра­ты выражают экономические отношения, на основе которых проис­ходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.

Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и коли­чественной характеристикой. При этом качественная характеристи­ка, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная — их величину.

 

 

Расходы современного государственного бюджета представлены на рис. 1.

 

 


Рисунок Расходы государственного бюджета

 

 

Выделенные три основных направления расходов государственного бюджета в реальной действительности складываются из многочислен­ных статей затрат на различные государственные мероприятия.

В группу обязательных входят расходы:

• на содержание законодательных органов государственной власти;

• содержание исполнительных органов государственной власти;

• деятельность финансовых и налоговых органов;

• функционирование органов местного управления;

• содержание судебной власти, правоохранительных органов и прокуратуры;

• национальную оборону;

• проведение выборов, референдумов, средства массовой ин­формации;

• социальную защиту работников госаппарата и специальных подразделений (пенсии, пособия и т.д.);

• политическую деятельность.

Это наиболее стабильная группа расходов, имеющая тенденцию к росту. Из отдельных элементов увеличиваются расходы на обес печение правопорядка, судебную систему и др. Лишь затраты на оборону имели относительное уменьшение вследствие резкого со­кращения вооруженных сил.

Группу социальных расходов составляют расходы на образова­ние, подготовку профессиональных кадров, культуру и искусство, науку, здравоохранение, физическую культуру и спорт, социальные программы.

В группу экономическихвключаются расходы:

• на содержание, поддержку и расширение государственного сектора экономики (субсидии, дотации убыточным предприятиям, государственные коммуникации и т.д.);

• государственные инвестиции на безвозмездной основе в систему государственной инфраструктуры (жилье, социаль­ная сфера);

• внешнеэкономическую деятельность;

• обслуживание государственного долга;

• прочие расходы экономического характера.

В целом они имеют тенденцию к росту, однако особое внима ние должно быть обращено на контроль за результативностью дан ных расходов и состояние статьи по обслуживанию долга. Сниже­ние отдачи, как и рост выплат по займам, представляются нежела­тельными тенденциями, способными в перспективе привести к серьезным социально-экономическим проблемам и негативным по следствиям.

Кроме трех основных групп существуют еще две группы расхо­дов: одну из них составляют резервы и прочие расходы, а другая обусловлена специфическим устройством бюджетной системы РФ и ее составляют средства, передаваемые нижестоящим бюджетам. Они объединяют различные дотации, субвенции дотационным ре­гионам для финансирования функций региональных и местных ор­ганов власти.

Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономиче­ской жизни общества их классифицируют по определенным при­знакам. Умелое использование данных, сгруппированных по эле­ментам бюджетной классификации, позволяет видеть реальную картину движения бюджетных ресурсов и активно влиять на ход экономических и социальных процессов. Сопоставление плановых и отчетных данных, сравнение и анализ соответствующих показате­лей дают возможность делать обоснованные выводы и предложения об использовании бюджетных фондов, сосредоточении основных денежных ресурсов на ключевых направлениях экономического # социального развития.

Детализация, группировка доходов и расходов облегчают про-ерку включаемых в бюджет данных, сопоставление смет однород­ных ведомств, учреждений и бюджетов за несколько лет, определе­ние динамики расходов и их удельного веса, а также степени удов­летворения каких-либо потребностей.

Классификация создает условия для объединения смет и бюд­жетов в общие своды, облегчает их рассмотрение и экономический анализ, упрощает контроль за исполнением бюджета, полной и своевременной аккумуляцией средств, использованием их по целе­вому назначению. Она дает возможность сопоставлять расходы по отчетам об исполнении бюджета, что способствует соблюдению финансовой дисциплины, экономному расходованию средств, кон­тролю за выполнением финансовых планов.

В условиях самостоятельности всех звеньев бюджетной системы классификация дает основу для единого методологического подхода к составлению и исполнению всех видов бюджетов, для сравнимости бюджетных показателей в отраслевом и территориальном разрезе.

Бюджетная классификация обязательна для всех учреждений и организаций и строится в соответствии с требованиями, определен­ными бюджетным законодательством Российской Федерации.

Изменения, происшедшие в бюджетной практике и связанные с изменениями в системе государственного устройства и управления, с самостоятельностью всех видов бюджетов, расширением прав ор­ганов государственного и местного управления в составлении и ис­полнении своих бюджетов, изменением в расходной части бюдже­тов, а также расшифровкой отдельных статей доходов и расходов, потребовали введения новой бюджетной классификации. В августе 1996 г. был принят Федеральный закон «О бюджетной классифика­ции Российской Федерации» (№115-ФЗ), а в 2005 г. был принят Федеральный закон о внесении изменений в этот Закон и БК РФ.

Важнейшим требованием к новой классификации была простота и наглядность и более четкое отражение источников доходов бюджета и направления средств. Необходимо было дать более под­робную расшифровку подразделений классификации, особенно в части расходования средств. Важной задачей новой классификации было обеспечение международной сопоставимости состава и структуры показателей "бюджета, их истинного содержания (в первую очередь это относилось к показателям бюджетных расходов).

В теории и практике существует несколько признаков класси­фикации расходов бюджета.

1. Применяется экономическая классификация расходов бюджета, показывающая их влияние на процесс расширенного воспроиз водства. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюд­жетные расходы. Текущие расходы представляют собой часть расхо­дов бюджета, обеспечивающих текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюд­жетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, суб­сидий и субвенций. Эти расходы включают затраты на государст­венное потребление (содержание экономической и социальной ин­фраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, за­купки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии ниже­стоящим органам власти, государственным и частным предприяти­ям, трансфертные платежи, выплату процентов по государственно- i му долгу и другие расходы. Эти расходы в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих i расходов.

Капитальные расходы бюджета — это денежные затраты государ­ства, связанные с финансированием инновационной и инвестици­онной деятельности. Они включают: расходы, предназначенные для инвестиций в действующие и вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, рас­ходы на проведение капитального ремонта, расходы, при осуществ­лении которых создается или увеличивается государственное и му­ниципальное имущество. Большинство этих расходов, как правило, отражается в бюджете развития.

Кроме того, в качестве самостоятельного направления расходо­вания бюджетных средств в рамках экономической классификации на капитальные затраты и для их большей детализации в их составе выделяются три группы расходов: (1) поступление нефинансовых активов; (2) поступление финансовых активов; (3) выбытие финан­совых активов.

2. Важное значение имеет функциональная классификация расхо­дов бюджета, отражающая сферы общественной деятельности, в которые направляются денежные средства. При этом все расходы подразделяются на следующие крупные разделы:

(1) общегосударственные вопросы;

(2) национальная оборона;

(3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность;

(4) национальная экономика;

(5) жилищно-коммунальное хозяйство;

(6) охрана природной среды;

(7) образование;

(8) культура, кинематография, средства массовой информации;

(9) здравоохранение и спорт;

(10) социальная политика;

(11) межбюджетные трансферты.

Такая классификация наглядно отражает роль государства в различных отраслях общественной жизни, в которых государство выполняет свои функции.

3.    Ведомственная классификация позволяет выделить соответст­вующие министерства, другие государственные учреждения или юридические лица, которые являются прямыми получателями бюд­жетных средств. Такая классификация расходов бюджета показыва­ет наиболее мобильные изменения в структуре расходов, связанные с изменением системы управления.

Классификации расходов по целевому назначению, т.е. по кон­кретным видам затрат, создает предпосылки для рационального ис­пользования бюджетных средств, является необходимой базой для осуществления эффективного и действенного контроля за исполь­зованием бюджетных ассигнований.

4.    В соответствии с территориальной классификацией расходов в Российской Федерации расходы бюджета подразделяются на рас­ходы федерального бюджета, расходы бюджетов субъектов Федера­ции и расходы местных бюджетов.

 




Читайте также:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (126)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7