Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Принципы построения бюджетной системы.



2019-12-29 190 Обсуждений (0)
Принципы построения бюджетной системы. 0.00 из 5.00 0 оценок




Бюджетное устройство - это организация бюджетной системы, принципы ее построения. Бюджетная система Российской Федерации, как это предусмотрено Бюджетным кодексом, базируется на следующих принципах.

Бюджетная система РФ строится и функционирует на следующих принципах:

1. Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации. Единство бюджетной системы как база бюджетной системы РФ. Оно обусловлено единством: национально-государственного и административно- территориального устройства, политической сис­темы и экономической основы; действия закона планомерного раз­вития в рамках цивилизованного государства; действия норматив­но-правовой основы; бюджетной классификации, финансовых до­кументов, методологии учета и отчетности финансов.

Данный принцип - означает единство бюджетного законодательства РФ, принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, форм бюджетной документации и отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, ведения бюджетного учета и отчетности бюджетов бюджетной системы РФ и бюджетных учреждений.

2. Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ - означает закрепление в соответствии с законодательством РФ доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы РФ, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.

3. Принцип самостоятельности бюджетов - Все бюджеты, входя­щие в бюджетную систему, должны быть самостоятельными, т.е. иметь собственные источники финансовых ресурсов и право распо­ряжаться ими в соответствии с выполняемыми функциями. Само­стоятельность бюджетов означает:

• право и обязанность органов государственной власти и мест­ного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность ис­пользования бюджетных средств;

• право и обязанность органов государственной власти и орга­нов местного самоуправления самостоятельно осуществлятьбюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотрен­ных Бюджетным кодексом;

• право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с налоговым законодательством РФ налоги и сборы, подлежащие зачисле­нию в бюджеты соответствующего уровня бюджетной систе­мы РФ;

• право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с Бюджетным кодексом само­стоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной систе­мы РФ);

• недопустимость установления расходных обязательств, под­лежащих исполнению за счет доходов и источников финан­сирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы РФ, а также расходных обязательств, подлежащих исполне­нию одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы РФ, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств ко­торого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;

право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответст­вующие бюджеты бюджетной системы РФ;

• недопустимость введения в действие в течение текущего фи­нансового года органами государственной власти и местного самоуправления изменений бюджетного законодательства РФ и законодательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюд­жетной системы РФ без внесения изменений в законы (ре­шения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;

• недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективно­го исполнения бюджетов (ст. 31 БК РФ).

Реализация данного принципа также предполагает ответствен­ность органов власти за использование бюджетных средств, с одной стороны, и судебную защиту самостоятельности, с другой.

4. Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований -означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обяза­тельств, формирование доходов бюджетов субъектов РФ и мест­ных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответст­вии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным кодексом.

Договоры и соглашения между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, органами го­сударственной власти и органами местного самоуправления, не соот­ветствующие Бюджетному кодексу, являются недействительными, (ст. 31.1 БКРФ).

5. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов - означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.

Все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством РФ, законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе РФ. Соблюдение данного принципа необходимо для проведения финансового контроля исполнения бюджета со стороны законодательных органов. На практике полнота отраже­ния бюджетных доходов и расходов бюджетов часто реализуется через жесткий централизм с его характерными свойствами, способствующими образованию негативных последствий, особенно в рамках федеративного государства. С другой стороны, все органы власти стремятся к образованию различных внебюджетных финан­совых ресурсов (ст. 32 БК РФ).

6. Принцип сбалансированности бюджета - означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на сум­мы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов (ст. 33 БК РФ). . При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

7. Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств - означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (ст.34 БК РФ).

8. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов - означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено за­коном (решением) о бюджете в части, касающейся:

• субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюд­жетной системы РФ;

• средств целевых иностранных кредитов (заимствований);

•     добровольных взносов, пожертвований, средств самообложе­ния граждан;

• расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с между­народными договорами (соглашениями) с участием РФ;

• расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории РФ;

•     отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансо­вого года (ст. 35 БК РФ).

9. Принцип прозрачности {открытости) бюджетов. Это означает:

• обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению за­конодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;

•     обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные органы государственной власти и муниципальных образований, процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюдже­тов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри представительного органа государственной власти (муни­ципального образования), либо между представительным органом государственной власти (муниципального образования) и испол нительным органом государственной власти (местной админист­рацией);

• стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации РФ, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).

Секретные статьи утверждаются только в составе федерального бюджета (ст. 36 БК РФ).

10. Принцип достоверности бюджета - означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета. Его соблюдение способствует проведению контроля и борьбы с фальсификацией бюджетных росписей. Прин­цип предусматривает достоверное отражение в бюджете финансо­вых операций правительства, характера расходов и доходов, соот­ветствие утвержденных по бюджету сумм их исполнению.

11. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств - означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств дово­дятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (ст. 38 БК РФ).

12.Принцип подведомственности расходов бюджетов. Получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и ли­миты бюджетных обязательств только от своего главного распоряди­теля (распорядителя) бюджетных средств.

Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и по­лучателей бюджетных средств. Распорядитель и получатель бюджет­ных средств могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств, (ст. 38.1 БК РФ).

13.  Принцип единства кассы.Это означает зачисление кассовых поступлений и осуществление кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти РФ, органов государственной вла­сти субъектов РФ, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами своих территорий, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законода­тельством РФ (ст. 38.2 БК РФ).

Соблюдение перечисленных принципов бюджетной системы по­зволяет правильно организовать бюджетный процесс и обеспечива­ет исполнение всех функций бюджета.

 



2019-12-29 190 Обсуждений (0)
Принципы построения бюджетной системы. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Принципы построения бюджетной системы.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (190)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)