Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


ТЕМА 4.  ДОХОДЫ БЮДЖЕТА




1. Экономическое содержание доходов бюджета.

Налоги: природа и функции

Доходы бюджетов РФ

1. Экономическое содержание доходов бюджета.

Система поступлений бюджета государства определяется содер­жанием социально-экономического устройства и уровнем экономи­ческого развития общества. Если экономическая база общества по­строена на частной собственности, то доходы представляют собой изъятие государством средств у других экономических субъектов. Напротив, когда экономика строится на так называемой общест­венной собственности, то поступления бюджета являются результа­том планово-административного перераспределения стоимости едино­го государственного субъекта. Незначительное исключение составляют платежи из личного достояния физических лиц.

В зависимости от характера политической и социально-экономической деятельности государства источники доходов под­разделяются на внутренние и внешние. Внутренние образуют ре­сурсы своей страны. Это основной источник. К внешним относятся национальный доход и национальное богатство зарубежных госу­дарств. Они возникают в результате осуществления специальных финансовых и нефинансовых методов международного перерас­пределения (изъятия) стоимости. В историческом плане наблюда­лись различные формы пополнения государственной казны за счет успешно проводимых войн, захватов и тому подобных способов агрессии (дань, контрибуция и т.д.). С другой стороны, длитель­ное время существовали финансово-экономические методы ан­нексии (например, эмиссия зарубежных денежных знаков, дем­пинговая политика, принудительно-валютные клиринги). В на­стоящее время широкое распространение получили различные международные займы.



Многовековой практике и экономической науке известны пять основных видов поступлений государственного бюджета: 1)налоговые доходы, 2)займы, 3)неналоговые доходы, 4)эмиссия денег, 5)безвозмездные поступления (трансферты). В реальной действительности их соот­ношение неодинаково и определяется различными факторами, в том числе:

• характером кредитно-денежной и финансовой политики;

• экономическим состоянием страны;

• политико-экономической конъюнктурой;

• конкретными особенностями исторического периода.

Налоговые поступления присущи мирному политически стабиль­ному периоду развития государств. Они служат основой для всех звеньев бюджетной системы современных стран. Принципы и ме­ханизм налогообложения формируются государством и находят вы­ражение в фискальной политике и налоговом менеджменте. В Рос­сийской Федерации к налоговым доходам относятся федеральные, региональные и местные налоги и сборы. С 2008 г. в Российской федерации, согласно Налоговому кодексу РФ, действуют следую­щие налоги:

1) федеральные налоги и сборы — налог на добавленную стои­мость; акцизы; налог на доходы физических лиц; единый социальный налог; налог на прибыль организаций; налог на добычу полез­ных ископаемых; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина;

2) региональные налоги — налог на имущество организаций; на­лог на игорный бизнес; транспортный налог;

3) местные налоги — земельный налог; налог на имущество фи­зических лиц.

Государственные займыявляются по своему значению вторым видом поступлений. Этот вид имеет тысячелетнюю историю, но по­лучил широкое распространение лишь в XX в., особенно в послево­енное время. Раньше он носил периодический характер, обуслов­ленный чрезвычайными обстоятельствами (война, стихийные бед­ствия и т.п.).

Займы как таковые не являются доходами в истинном смыс­ле. Это денежные поступления, которые через некоторое время необходимо вернуть, да еще с определенной платой в виде про­центов. В действительности займы представляют собой лишь ви­димость доходов, которые оборачиваются чистыми расходами. Их положительная сторона заключается в возможности удовле­творения временных неотложных нужд при чрезвычайных об­стоятельствах или в создании условий для резкого ускорения развития какого-либо процесса, интенсификации очень выгод­ной сферы жизнедеятельности (разработки богатого месторожде­ния, подготовки кадров и т.д.).

Различаются внутренние займы, которые ведут к образованию внутреннего государственного долга, и внешние займы, следствием которых является внешний государственный долг. Если выплата внутреннего долга поступает физическим и юридическим лицам своего государства, то обслуживание внешнего долга представляет чистый убыток, так как проценты уходят за пределы страны. Все это требует научно продуманного подхода к использованию заимст­вований и обязательного прозрачного их отражения в бюджетах.

Третий источник поступлений бюджета объединяет неналоговые доходы: поступления от государственного имущества, его содержания, эксплуатации и реализации. Данный вид поступлений носит специ­фический характер, суть которого заключается в результативном функционировании государственного достояния. Размер доходов за­висит от объемов и результативности функционирования имущества. Наибольшие доходы в казну, по идее, должны составлять прибыль государственных предприятий и дивиденды по акциям, находящимся у государства. Что касается поступлений от приватизации государст­венного имущества (земли, различных активов), то здесь доходов нет, а есть лишь смена товарной формы стоимости на денежную, осуще­ствляемая, как правило, не в пользу государства.

К неналоговым поступлениям относятся:

• доходы от использования государственного (муниципального) имущества;

• доходы от внешнеэкономической деятельности государствен­ных органов;

• доходы от платных услуг.

К данной группе целесообразно отнести и другие возможные поступления: безвозмездные и безвозвратные перечисления раз­личных физических и юридических субъектов, доходы от привати­зации государственного достояния, государственные финансовые санкции и т.д.

Четвертый вид поступлений в государственный бюджет — это эмиссия денежных знаков. Право на эмиссию в различных странах принадлежит представительным органам государственной власти, которые используют ее в случае недостатка поступлений для по­крытия бюджетного дефицита. Эмиссия кредитных денег, приме­няемая для покрытия дефицита бюджета, непосредственно ведет к инфляции, так как происходит переполнение каналов обращения избыточной массой денежных средств. В данном случае инфляция служит мощным инструментом скрытого рыночного перераспреде­ления (отчуждения) стоимости денежных средств массовых потре­бителей. Особенно страдают физические лица как конечные потре­бители продовольственных и промышленных товаров, а также ус­луг. Поэтому эмиссия служит негласным поступлением бюджетов, о применении которой становится известно широкой общественно­сти постфактум. Так было на протяжении всей истории товарно-денежных отношений: во время феодализма, при капитализме, в СССР при социализме, так остается в переходный период России. Особенно широко эмиссия использовалась в 1990—1996 гг. Бюджет­ным кодексом РФ эмиссия в качестве поступления бюджета не предусматривается.

Пятый вид бюджетных поступлений, который получил распро­странение в России в последнее время, — трансферты (финансо­вая помощь). Трансферты характерны исключительно для стран со сложной бюджетной системой, состоящей из нескольких бюджет­ных уровней. Они включают дотации, субвенции, субсидии и дру­гие выплаты вышестоящих бюджетов нижестоящим. Для боль­шинства региональных и особенно местных образований они иг­рают большую роль, поскольку составляют значительную долю до­ходов их бюджетов, достигающую в ряде случаев 70—80%. Так, это может быть помощь для поддержания минимальной бюджетной обес­печенности или специфических функций (административных, экологи­ческих и т.д.) органов власти административно-территориальных об­разований.

Состав и особенно структура доходов государственного бюджета в каждом конкретном случае строго индивидуальны в зависимости от характера, типа государства, времени, периода, особенностей со­циально-экономического развития. За рубежом, в странах с разви­той рыночной экономикой, преобладающую долю в доходах бюдже­та составляют налоги, меньшую — займы и почти отсутствует эмис­сия. В странах третьего мира, или так называемых развивающихся государствах, часто используются займы, особенно внешние, а так­же эмиссия. В Российской Федерации, как и в других государствах бывшего социалистического лагеря и СССР, в 1991—1995 гг. на­блюдались поступления от приватизации государственного имуще­ства и эмиссия кредитных денег. Последняя имела место и в пери­од социализма, но носила скрытный характер.

Государство, используя финансовые отношения, осуществляет пе­рераспределение ВВП и НД и формирует фонды денежных средств, которые выступают в виде доходов бюджетов.

Доходы бюджета — это экономические (денежные) отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования фондов денежных средств и поступающие в распоряжение органов власти разного уровня и местного самоуправления.

Доходы бюджетов перечисляются в безвозвратном порядке в со­ответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ в распоряжение властных структур, а также органов местного само­управления, необходимых для выполнения их функций и задач.

Специфика бюджетной системы РФ предполагает распределе­ние поступлений между конкретными бюджетами: федеральным, региональными, местными и внебюджетными фондами. Поэтому, в Российском федеративном государстве в отличие от унитар­ного (союзного) различают доходы федерального бюджета, доходы бюджетов субъектов РФ и доходы местных бюджетов. Они возни­кают в результате перераспределения ВВП. Главным материальным источником дохода выступает национальный доход — вновь соз­данная стоимость за год в стране.

Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством. Пропорции распределения налогов и сборов между бюджетами разных уровней утверждаются федеральным за­коном о федеральном бюджете на срок не менее трех лет, а также законами субъектов РФ о бюджетах. В этой связи доходы бюджетов подразделяются на собственные и несобственные.

Собственные доходы — это доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами. К ним относятся:

• налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов;

• неналоговые доходы, определенные нормативными актами;

•     безвозмездные перечисления кроме субвенций.

Несобственными доходами является финансовая помощь целевого назначения (субвенции).

Итак, доходы бюджетов формируются согласно бюджетному законодательствому РФ, законодательству о налогах и сборах и законодательст­ву об иных обязательных платежах. В соответствии с БК РФ доходы бюджетов включают нало­говые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления (ст.41).

К налоговым доходамбюджетов относятся доходы от федераль­ных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных на­логов, а также пеней и штрафов по ним.

К неналоговым доходамбюджетов относятся:

• доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

• доходы от продажи имущества;

• доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями;

• средства полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

• средства самообложения граждан;

• иные неналоговые доходы.

К безвозмездным поступлениямотносятся:

• дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ;

• субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ;

• субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ;

• иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюд­жетной системы РФ;

• безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностран­ных государств, в том числе добровольные пожертвования.

С 2000 г. займы, поступления от приватизации государственного имущества выведены из федерального бюджета. Данное правило нарушает принцип полноты бюджета, но значительно расширяет оперативные возможности исполнительных органов власти в фи­нансовой деятельности.

Трансферты выделяются территориальным бюджетам из создан­ных в федеральном, региональных и районных бюджетах специаль­ных фондов (фонды финансовой поддержки территорий, фонды территориального развития и др.).

Дотация — это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной ос­новах для покрытия текущих расходов.

Субвенция — средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления целевых расходов.

Субсидия представляет собой бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

В соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса в случае нецелево­го использования субвенций и субсидий и нарушения сроков их использования сумма их может быть востребована органами власти, выдавшими эти средства.

 

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (118)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.022 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7